ENG

Московские конно-железные дороги

1872 - 1910 год
Москва при Александре III 1881 - 1894 гг.,Москва при Николае II 1894 - 1917 гг.
(Нет голосов)

Не забудьте про мобильные приложения

+ -

До 1872 г. в Москве не было регулярного и надежного вида общественного городского пассажирского транспорта. Москвичи пользовались услугами частных предпринимателей, которые в 1847 г. организовали движение линеек — открытых многоместных конных экипажей. Более зажиточные горожане пользовались услугами извозчиков или собственными экипажами и каретами. В 1850 г. было создано Общество московских многоместных экипажей, а в 1868 г. — Общество содержателей общественных экипажей, которые объединяли частных предпринимателей линеечного промысла. С постройкой сети линий конного трамвая линеечный промысел значительно сократился.
Летом  1872 г. к открытию  Политехнической выставки военное министерство проложило по центральным улицам города первую временную линию конного трамвая — от Иверских ворот до нынешнего Белорусского вокзала. Движение вагонов было открыто 25 июня (7 июля) 1872 г. Постройкой линии и временной эксплуатацией занимались предприниматели Д.Н. Гурьев и М.Д. Новиков, которые поставили весь необходимый материал для укладки путей и вагоны из Англии.
Первый проект прокладки линий конного трамвая (или конки) был разработан для Москвы в 1864 г., затем последовал ряд других предложений, но только в апреле 1872 г. городской думой окончательно был утвержден проект строительства сети линий железно-конных дорог (так тогда называли конный трамвай в Москве и Петербурге). Концессию на осуществление этого проекта получила компания графа А.С. Уварова (совместно с В.К. Делла-Восом и Н.Ф. фон Крузе). Постройка первых линий этой сети была осуществлена летом-осенью 1874 г.
Движение по первой перестроенной Петровской линии конного трамвая (от Иверской часовни через Страстную площадь, Тверскую заставу до Петровского парка) открылось 1 (13) сентября 1874 г. Для эксплуатации вновь сооруженной сети трамвайных линий 28 октября (9 ноября) 1875 г. граф Уваров и Ко создали Первое общество железно-конных дорог в Москве с акционерным капиталом в 1 млн рублей. К концу 1876 г. это общество располагало сетью линий в 27 верст, имело 82 вагона и три депо-конюшни. В 1880-1881 гг. сеть его линий была расширена до 33 верст, а в 1891 г. —  до 45 верст (10 линий и 5 депо).
В 1880 г. инженер А.Н. Горчаков разработал проект постройки второй сети конно-железных дорог, которые должны были пройти по второстепенным радиальным городским улицам, а также по Садовому и Бульварному кольцам и в некоторые дачные пригороды. Контракт между Горчаковым и городской управой на постройку этой сети был подписан 15 (28) ноября 1883 г. со сроком концессии на 45 лет (до 1928 г.) Город имел право выкупа сети через 20 лет после заключения контракта. В марте 1885 г. А.Н. Горчаков передал свои права и обязательства по контракту вновь созданному акционерному обществу с бельгийским капиталом под названием «Генеральная компания трамваев Москвы и России». В Москве оно стало называться для простоты Бельгийским или Вторым обществом конно-железных дорог.
Бельгийское общество построило линии конного трамвая второй сети в 1885–1887 гг. Первая, Екатерининская линия конного трамвая этого общества была открыта 3 (16) июля 1885 г. на участке от Трубной площади до С. Екатерининского парка (в районе бывшей площади Коммуны). В 1886 г. оно проложило первую (от Бутырской заставы до Петровско-Разумовского), а в 1887 г. — вторую (от Калужской заставы до Воробьевых Гор) линию парового трамвая. В 1888–1891 гг. вторая сеть была расширена и достигла к 1891 г. 43 верст одиночного пути, имея 13 линий и три коночных депо.
Существование в одном городе независимых друг от друга сетей трамвайных линий двух различных обществ было крайне неудобным для москвичей, да и для самих обществ. Поэтому в 1890-1891 гг. они договорились с городской управой об объединении сетей в одну и о совместной ее эксплуатации. При этом Первое общество стало ответственным за эксплуатацию всей сети, а Второе (Бельгийское) общество получало 1/3 от общей прибыли, вырученной за год. Такая совместная эксплуатация началась с 1 (13) ноября 1891 г. Все существовавшие до этого маршруты конного трамвая были пересмотрены и с этого дня стали действовать 25 новых линий. Пассажиры смогли теперь ехать по всем направлениям по одному пересадочному билету, что удешевляло стоимость проезда для большинства москвичей и значительно увеличило число пассажиров, пользовавшихся конкой. Совместная сеть конно-железных дорог имела протяжение 88 верст (94 км), 9 коночных депо, более 2000 лошадей и 400 вагонов.
Материал подготовлен по тексту книги: С.А. Тархов «Городской пассажирский транспорт Москвы», Москва, 1997 г.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или