ENG

Освящение храма Христа Спасителя

1883 год
3.3

Не забудьте про мобильные приложения

+ -

Еще не закончилось судебное разбирательство в отношении Александра Витберга, как в 1831 году Николай I объявил новый конкурс на лучший проект храма Христа Спасителя. Спустя год, определился победитель. Им стал молодой архитектор Константин Тон. В отличие от Витберга, храм Тона должен был быть построен не в классическом, а в псевдорусском стиле. Это особенно понравилось Николаю. Император лично выбирал место постройки будущей святыни. Им стало начало улицы Волхонки, там, где стоял Алексеевский женский монастырь. Согласно легенде, настоятельница обители – Клавдия, разгневанная тем, что монастырь переносят в Сокольники, прокляла это место, сказав, что никакая постройка не простоит на нем долго – «Быть сему месту пусту»! Так, в сущности, и получилось. Закладка Храма Христа Спасителя состоялась 23 сентября 1839 году, а последние отделочные работы были завершены только в 1883-м, 44 года спустя. На строительство государство выделило огромную сумму – 15 млн. рублей. Только для позолоты потребовалось 422 кг золота. Храм расписывали лучшие художники: Василий Верещагин, Василий Суриков, Иван Крамской, Константин Маковский и др. А авторами горельефов, расположенных на внешних стенах постройки были Александр Логановский и Николай Рамазанов. Высота храма составила 100 метров (диаметр купола 25 метров), и он превратился в одну из доминантных точек города: достаточно большую и самостоятельную, чтобы не выглядеть придатком Кремля, но, вместе с тем вырисовывающуюся на его фоне – дабы подчеркнуть связь с сердцем первопрестольной. Построенный в национальном стиле (с закомарами, луковичными главами и крестово-купольной планировкой), храм удачно вписывался в архитектурное пространство центра старой столицы. Храм окружала двухъярусная галерея – тоже элемент средневековой русской архитектурной традиции. В нижней галерее разместили описания сражений Отечественной войны 1812 года: дата, место, число участников и погибших. В отличие от проекта Витберга, поименно указывались только погибшие офицеры, имена солдат были скрыты за общей статистикой потерь. Главный алтарь храма был посвящен Рождеству Христову, а боковые приделы Николаю Чудотворцу (покровителю Николая I) и Александру Невскому (покровителю Александра I, II и III-го). В каком-то смысле московский храм стал антиподом петербургского Исаакиевского собора, возведенного в честь покровителя Петра I – Св. Исаакия Далматского (Петр родился в день праздника этого святителя). Исаакиевский собор своими классическими пропорциями символизировал приобщение России к европейской цивилизации, тогда как храм Христа Спасителя обращается к традиции Византии и Древней Руси. Освящение храма затянулось на несколько лет. Всему причиной была преждевременная смерть Александра II от рук террористов-народовольцев. Александр III, сын погибшего монарха, торопил: храм должен был быть освящен до коронации нового государя. И вот 8 июня 1883 года, наконец, раздались колокольный звон и залпы торжественного салюта. В тот же день был обнародован манифест: «…Да будет сей храм во все грядущие роды памятником милосердного промысла Божия о возлюбленном Отечестве нашем в годину тяжкого испытания, памятником мира после жестокой брани, предпринятой… не для завоевания, но для защиты Отечества от угрожающего завоевателя…». Было установлено, что ежегодно из казны станут выдаваться средства на поддержание храма – 66.850 рублей. К празднику на монетном дворе выпустили памятную медаль. По ее краю шла надпись: «В память освящения храма Спасителя», а внизу, под вензелями было отчеканено: «В царствование государя императора Александра III – 1883 год» . Ритуал освящения храма отчасти напоминал ритуал его закладки. Как и тогда, один из митрополитов произнес речь: «В христианском мире, - сказал он, - неисчислимое множество Храмов истинному Богу. Все они по внутреннему значению своему, как места селения славы Божией, одинаковы. Но в ряду их некоторые имеют особое значение, как памятники чрезвычайных событий, вызвавших к созиданию их». Вокруг храма стояли знаменосцы с флагами разных полков и московское духовенство в золотых облачениях с хоругвями всех московских храмов. Исполнялась увертюра П. Чайковского «1812 год», написанная специально к освящению собора. На торжественной литургии присутствовали немногие дожившие до этого торжественного момента участники наполеоновских войн. Александр III был очень доволен и растроган. Современники отмечали, что он несколько раз подносил к глазам платок, чтобы вытереть непрошенные слезы. После освящения в храме Христа Спасителя начались регулярные службы. Здесь праздновали коронации и юбилеи: 500-летие со дня преставления Сергия Радонежского, 100-летие Отечественной войны 1812 года, 300-летие Дома Романовых, открытие памятников Александру III и Николаю Васильевичу Гоголю. Основной престольный праздник храма — Рождество Христово — до 1917 года отмечался православной Москвой как праздник победы в Отечественной войне 1812 года.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или