ENG

XV Всероссийская промышленно-художественная выставка 1882 г.

1882 год
3.38

Не забудьте про мобильные приложения

+ -

В 1882 г. Российская империя подводила итоги развития страны за время царствования Александра II. Показателем результатов великих реформ и его долгого 25-летнего правления должна была стать XV Всероссийская промышленно-художественная выставка.  

Первоначально ее планировали открыть еще в 1876 г., но время открытия было перенесено из-за участия многих отечественных фабрикантов в подобных выставках за рубежом. Затем открытие переносилось в связи с убийством Александра II. Наконец 20 мая 1882 г. XV Всероссийская промышленно-художественная выставка была открыта.

В качестве места проведения было избрано Ходынское поле. В то время это была территория на окраине Москвы. При выборе места во внимание принимался целый ряд обстоятельств: размеры территории, близость петровского парка, расположение рядом с транспортными линиями (конной и Смоленской железными дорогами).

Для размещения экспозиции было построено 8 павильонов, среди главных зданий – центральное, машинное и художественное строились из металлических конструкций, остальные - из дерева. Еще 36 павильонов построили участники выставки на свои средства. Общая площадь территории выставки составила 60000 кв. саженей. К Ходынскому полю была специально подведена линия железной дороги и магистраль водоснабжения, павильоны освещались электрическими фонарями, специально создавались полицейская станция, почта, телеграф, ресторан и трактир.

Организаторы стремились отразить экономическое развитие страны возможно полнее. В составе выставки было создано 14 отделов. Вот лишь названия некоторых из них: художественный, сельскохозяйственный, горный, машинный, садоводства и огородничества, конский, домашних животных, кустарный, военный и морской, подаяния помощи страждущим.

За время работы выставки ее посетило более 1 миллиона человек. Экспозицию осматривали не только представители дворянства, интеллигенции и торгово-промышленного класса, но и фабричные рабочие и солдаты, простые мужики и бабы, приходившие сюда на весь день целыми семьями. Всего в экспозиции было представлено 5318 участников. Экспонаты, относящиеся к отделу сельского хозяйства, кустарной и лёгкой промышленности преобладали, тяжелая индустрия была представлена менее ярко. Как сообщалось в отчете о выставке, такое соотношение вполне соответствовало особенностям развития российской экономики того времени.

Выставка производила на современников весьма сильное впечатление. Каждый павильон отличался собственным стилем. Поставщик водочной продукции для императорского двора Штрирер сделал свой стенд в виде триумфальной арки из бутылок. Производитель парфюмерии Брокар удивлял посетителей фонтаном из одеколона. Его фирма получила золотую медаль выставки. На мировом уровне продукция Брокара пользовалась популярностью, даже во Францию он поставлял глицериновое мыло. Московский фармацевт Г.Р. Келлер рядом со своим стендом возвел статуи Эскулапа и Меркурия, изготовленные из гипса для медицинских повязок. Златоустовский оружейный завод украсил свою экспозицию  двуглавым орлом, составленным из сабель, продукции завода. Для всех посетителей был открыт особый павильон, где можно было почитать все выходящие в России газеты. Организаторы особое внимание уделили наглядной информации: картам, таблицам, в которых отражались сведения о развитии каждой отрасли российской экономики.

Особо в общей экспозиции выделялся художественный отдел, где были представлены полотна из государственных и частных коллекций. Всего 862 художественных произведения были выставлены на обозрение в 12 залах. Приведем фрагмент воспоминаний о выставке художника И.Э. Грабаря, посетившего ее десятилетним мальчиком: «Уже издали выставка поражала видом своих нарядных, как мне казалось, пестро разукрашенных зданий, павильонов, вышек, а вблизи было так много невиданного и замечательного, что я растерялся, не зная куда идти и что смотреть. <…> Легко себе представить, что я пережил здесь, в этой бесконечной анфиладе зал, встречая на каждом шагу знаменитейшие картины прославленных художников, <…> неоднократно мною срисованные с гравюр… Особенно запомнились: «Княжна Тараканова» Флавицкого, «Бурлаки» Репина, «Стрелецкая казнь» Сурикова, «Последняя весна» Клодта, «Боярин в опале» Чистякова, самаркандские картины и «Панихида по убитым» Верещагина, «Рожь» Шишкина, «Оттепель» Васильева, «Березовая роща» Куинджи; из портретов – «Погодин» Перова и «Боткин с сигарой в руке» Крамского».

1 октября 1882 г. состоялось официальное закрытие, сопровождавшееся молебном в присутствии официальных лиц. О проведенной в Москве выставке последовали положительные отзывы в иностранной прессе, где говорилось о «громадном» прогрессе в развитии страны. По итогам ее работы был подготовлен и опубликован отчет в 6 томах. Это грандиозное мероприятие стало важной вехой в истории страны, оно подвело важные итоги и определило перспективы дальнейшего развития. 


Чтобы оставить комментарий вам необходимо или