ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Богадельня московского дворянства им. С.Д. Нечаева

Ул. Шаболовка, д. 33
объект культурного наследия
3.62
Здание это появилось, благодаря скромному архивисту и переводчику, в одночасье ставшему богачом.
+ -

Что общего у Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина на Волхонке с небольшим зданием на Шаболовке? У них одни и те же создатели – как жертвователь, организовавший в память о своём отце богадельню для дворян, так и архитектор, выстроивший не один шедевр в Москве.

Скромный архивист и переводчик, служивший по ведомству Министерства иностранных дел, Юрий Степанович Нечаев в одночасье приобрёл богатство: в 1880 году огромное наследство ему оставил дядя, брат его матери – Иван Сергеевич Мальцов, владелец стекольных заводов в Гусе-Хрустальном. С этого времени он меняет не только фамилию, став Нечаевым-Мальцовым, но и род своих занятий, превратившись в преуспевающего предпринимателя и известного мецената. На его средства было создано немало благотворительных учреждений в Санкт-Петербурге, он финансировал развитие института сестёр милосердия, благоволил женскому образованию. В Москве Юрий Степанович более всего прославился созданием Музея Изящных Искусств имени императора Александра III на Волхонке. Но он намеревался также увековечить имена своих родственников – дяди, завещавшего ему хрустальное производство, и отца. В честь Ивана Сергеевича Мальцова была построена богадельня в Гусе-Хрустальном (город получил такое название именно благодаря Нечаеву-Мальцову). А в память о Степане Дмитриевиче Нечаеве появилась богадельня на Шаболовке.

Отец Юрия Степановича слыл любителем истории: обер-прокурор Святейшего Синода, а затем сенатор, он много способствовал изучению культурного наследия России, благодаря его усилиям на Куликовом поле появилась мемориальная колонна-памятник в честь победы в Куликовской битве, а в своей усадьбе Полибино он организовал соответствующий музей. Организованная его сыном в 1900–1901 году дворянская богадельня получила имя Степана Дмитриевича Нечаева.

Для возведения здания был приглашён архитектор Роман Клейн, в то время уже работавший на Волхонке над музеем и потому хорошо знакомый Нечаеву-Мальцову. Однако на Шаболовке зодчий использовал совсем иной стиль, выбрав неорусские мотивы. Несмотря на относительную скромность фасада, здание привлекает к себе внимание: высокая «теремковая» крыша, украшенная решёткой, крыльцо с мощными гранитными колоннами, лепной «растительный» декор, украшающий окна – всё это делает его примечательным памятником.

Окончательно облик комплекса богадельни сформировался в 1906 году, когда при ней была освящена церковь во имя Архидиакона Стефана – в честь небесного покровителя Степана Дмитриевича. Пристроенная по центру здания, во дворе, с восточной стороны, она удачно вписалась в общий ансамбль. Убранство для неё делалось на предприятиях, принадлежавших Нечаеву-Мальцову, по отзывам современников церковь была отлично отделана. Фасады её украшены разноцветной глазурованной плиткой. Помимо входов непосредственно из здания богадельни, бывших на каждом её этаже, храм имел ещё крыльцо с севера – сегодня на нём сохраняется большая мозаичная икона Спаса Нерукотворного Образа с двумя ангелами. Над крыльцом возвышалась небольшая звонница с колоколами, увенчанная луковичной главой.

После революции и окончания Первой мировой войны богадельня ещё некоторое время просуществовала: в 1919 году её превратили в больницу для ослепших воинов. Однако её деятельность при новых властях продолжалась недолго, уже в 1922 году богадельня официально была упразднена. Домовый храм оказался закрыт ещё раньше. Внутри расположились государственные учреждения и конторы, долгое время здесь находился Госкомитет СССР по народному образованию – сегодня это Рособрнадзор. Несмотря на все смены вывесок, внешне здание не очень изменилось: утратив некоторые детали (в частности, широкую надпись «Дворянская богадельня Степана Дмитриевича Нечаева» над окнами третьего этажа), оно относительно неплохо сохранилось. Храм архидиакона Стефана во дворе тоже уцелел, только потерял главы с крестами и ярус звонницы, при этом мозаичная икона на крыльце осталась и отчётливо видна. Формально церковь даже приписана к 1-й Градской больнице и её храму Царевича Дмитрия, но постоянных богослужений в ней по-прежнему нет.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или
Интересное рядом
Дома
Ансамбль Мытного двора

Ансамбль Мытного двора

3-й Люсиновский переулок, д. 5

До настоящего времени сохранились три строения Мытного двора

4
Дома
Голицынская больница

Голицынская больница

Ленинский просп., 8 корпус 5

Голицынская больница ведет свою историю с конца XVIII века. Она была построена по проекту архитектора Матвея Федоровича Казакова на средства, которые были завещаны князем Дмитрием Михайловичем Голицыным «на устройство в столичном городе Москве учреждения Богу угодного и людям полезного». Во время нашествия Наполеона Голицынскую больницу заняли под госпиталь для раненных французских войск. Главным врачом госпиталя был личный хирург Наполеона, Доменик Жан Ларрей.

3.52
Дома
Донской монастырь

Донской монастырь

Донская пл., д. 1

Старый (или Малый) собор, построенный в 1591-1593 гг. является самым древним сооружением Донского монастыря.

3.64
Дома
Дом академиков

Дом академиков

Ленинский проспект, д. 13

Дом, который построил Щусев для Академии наук.

3.75
Музеи
Музей современного искусства «Гараж»

Музей современного искусства «Гараж»

МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА «ГАРАЖ» — место, где встречаются люди, идеи и искусство, чтобы создавать историю.

Основанный в 2008 году Дарьей Жуковой и Романом Абрамовичем Музей является первой в России филантропической организацией, направленной на развитие современного искусства и культуры. Широкая программа выставочной, образовательной, научной и издательской деятельности, проводимая Музеем, отражает актуальные процессы, происходящие в русской и международной культуре, и создает возможности для публичного диалога, создания новых произведений и их критического осмысления. Центром этой деятельности является коллекция Музея — первый в стране архив, посвященный истории современного русского искусства с 1950-х годов до наших дней.

Первоначально институция размещалась в знаменитом здании Бахметьевского автобусного парка в Москве (в честь которого и получила свое название), спроектированном архитектором-конструктивистом Константином Мельниковым. В 2012 году Музей «Гараж» переехал в Парк Горького, во временный павильон, созданный знаменитым архитектором Шигеру Баном. Еще через год рядом с павильоном открылся Образовательный центр Музея «Гараж». 1 мая 2014 года Центр современной культуры «Гараж» перешел в статус Музея современного искусства «Гараж».

12 июня 2015 года Музей «Гараж» открыл свое первое постоянное здание в Парке Горького — в бывшем ресторане «Времена года», памятнике советского модернизма, построенном в 1968 году и реконструированном по проекту Рема Колхаса и бюро ОМА.

(Нет голосов)
Территории
Коровий вал

Коровий вал

Название этого вала говорит само за себя.

(Нет голосов)
Дома
Павильон "Механизация"

Павильон "Механизация"

ул. Крымский Вал, д. 9, стр. 28

Танцплощадка, устроенная в одной из «граней» павильона, запечатлена в фильме «Я шагаю по Москве».

5
Дома
Дом-коммуна РЖСКТ «1-е Замоскворецкое объединение»

Дом-коммуна РЖСКТ «1-е Замоскворецкое объединение»

Ул. Лестева, д. 18

Это здание принято называть первым домом-коммуной в СССР

3.66
Дома
Хавско-Шаболовский жилой комплекс

Хавско-Шаболовский жилой комплекс

Улица Лестева, д. 13, к. 3

Интересный проект застройки почти целого квартала работы выпускников Ассоциации новых архитекторов

3.45
Дома
Варваринский сиротский приют

Варваринский сиротский приют

Ул. Шаболовка, д. 37, стр. 2

Первый телецентр появился вовсе не на пустом месте – он расположился в здании одного из местных благотворительных учреждений.

3.23
Дома
Станция метро "Октябрьская" (кольцевая)

Станция метро "Октябрьская" (кольцевая)

ул. Большая Якиманка, д. 2

Никогда раньше дизайн станции так не апеллировал к образцам храмового зодчества Запада и древности и одновременно так не напоминал трёхнефные базилики периода раннего христианства.

3.44
Памятники
Водолаз-Маяк

Водолаз-Маяк

Пушкинская набережная

Интереснейший памятник-маяк уже привлекает всеобщее внимание

3.56