ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Доходный дом Соколова

Ул. Петровка, д. 21
5
Массивные чугунные ворота проездной арки дома сохранились с момента постройки
  • Доходный дом Соколова
+ -

Двухэтажный дом 21 по Петровке – прекрасный пример первых доходных домов, начавших появляться в Москве в 1870-х гг. Ранние доходные дома были не выше старинных особняков и гармонично сочетались с усадебными постройками.

В 1730–40-е гг. участок был частью обширного двора сенатора В. Новосильцова, дети которого продали усадьбу А. Некрасову, прадеду знаменитого поэта.

Вдова Некрасова разделила участок на два. Небольшое владение, ставшее сейчас домом 21, принадлежало в разное время московским купцам Шустовым, Шемякиным, Прохоровым, и наконец, Соколовым. В середине XIX в. на Петровку выходили торцы двух двухэтажных домов, украшенные атлантами.

Атланты привлекали посетителей в магазины, расположенные в первых этажах домов, а также были рекламой лепной мастерской Севрюгина, находившейся во дворе.

В одном из помещений дома располагалось «Экипажное заведение Умбрехта».

В 1870-х гг. владельцем дома становится купец 2-й гильдии А. Соколов. В 1876 г. он заказывает проект нового доходного здания архитектору П. Скоморошенко, который построил также дом Троицкого подворья в Китай-городе.

Здесь разместилась фабрика ламп и бронзовых изделий братьев Соколовых, основанная еще в 1848 г. Часть дома занимала футлярная мастерская Иванчикова – Гринберга, известная с 1865 г.

Двухэтажный дом в стиле эклектики, украшенный изящной лепниной и тремя кокошниками на крыше, до сих пор притягивает взгляды прохожих. Массивные чугунные ворота его проездной арки сохранились с момента постройки.

В XIX в. в доме снимали комнаты врачи, работавшие в клинике, расположенной в доме 19. В 1880-х здесь жил профессор фармакологии и терапевт В. Богословский.

В начале 1900 г. часть помещений заняла кулинарная школа.

Соколовы владели домом до революции 1917 г.

В 1920-х в доме жил поэт, писатель, участник Гражданской войны, командир Красной Армии К. Большаков.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или
Интересное рядом
Территории
Садовая-Сухаревская улица

Садовая-Сухаревская улица

«Восемь с половиной» впервые показали именно здесь.

(Нет голосов)
Дома
Детский мир

Детский мир

Театральный пр., д. 5, стр.1

"Детский мир" строился как крупнейший в Европе универмаг для детей

3.48
Дома
Усадьба А.Н. Соймонова

Усадьба А.Н. Соймонова

Малая Дмитровка ул., д. 18

Декабристы Северного общества и друг Пушкина Соболевский бывали в этом доме

3.27
Дома
Дом Нирнзее

Дом Нирнзее

Большой Гнездниковский переулок, дом 10

В начале XX века этот дом справедливо называли первым московским небоскребом.

3.68
Дома
Пушкинская площадь

Пушкинская площадь

Пушкинская площадь

Пушкинская площадь – один из безусловных символов Москвы

5
Дома
Доходный дом Бебутовой

Доходный дом Бебутовой

Рождественский бул., д. 9

Владельцы дома, князья Бебутовы, до 1919 г. помогали реставрировать памятники архитектуры Закавказья.

3.44
Дома
"Дом  под юбкой"

"Дом под юбкой"

Тверская ул., д. 17

До 1958 года на угловой башенке этого дома стояла балерина, отчего и получилось название "Дом под юбкой".

3.71
Дома
Банк Товарищества П.М.Рябушинского

Банк Товарищества П.М.Рябушинского

Биржевая пл., д.1

Это первый «купеческий амбар», соединяющий в себе банк и торговый дом.

3.25
Маршруты
По чеховским местам

По чеховским местам

"Я ужасно полюбил Москву. Кто привыкнет к ней, тот не уедет из нее. Я навсегда москвич", - писал Антон Павлович Чехов. Свыше 70 мест в этом городе так или иначе связаны с писателем. На этой прогулке мы посмотрим лишь часть из них.

3.14
Маршруты
Булгаковская Москва, или Однажды на Патриарших

Булгаковская Москва, или Однажды на Патриарших

Если вы неравнодушны к роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», то отправляйтесь гулять по Булгаковской Москве этим маршрутом! Вы окунетесь в таинственные события романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: знакомство М. Берлиоза и И. Бездомного с «профессором черной магии», судьбоносную встречу Мастера и Маргариты в «кривом, скучном переулке». И не только...

3.43
Дома
Палаты Тверского подворья

Палаты Тверского подворья

улица Кузнецкий Мост, д. 17, стр. 2

В 1770-е в одной из квартир жила семья Франца Морелли — учителя танцев Московского Университета, ставшего впоследствии балетмейстером Большого Петровского театра.

3.66
Музеи
Музей-квартира Н.С. Голованова

Музей-квартира Н.С. Голованова

Музей-квартира Николая Семеновича Голованова (1891–1953) – великого дирижера, композитора и пианиста – ведет свою историю с 1969 года, когда после смерти сестры музыканта эта квартира перешла в ведение Государственного центрального музея музыкальной культуры имени М. И. Глинки (ныне ВМОМК им. М. И. Глинки), став его филиалом.  

Основой фондов послужило богатейшее наследие музыканта: его
коллекции картин, скульптуры, прикладного искусства, библиотека, архив и фонотека. С годами ценность этого наследия неуклонно росла. 

Изменился сам статус Голованова как дирижера и композитора: теперь этот мастер признан великим. Поражает удивительная концентрация духовности, творческой энергии, подлинный размах его творчества. Притягивает и его личность, прежде всего, верность заложенным с детства высоким моральным принципам и бескомпромиссное, беззаветное служение искусству.

Также удивительна по сосредоточию духовных ценностей мемориальная квартира дирижера с ее разнообразными раритетами. Сам дом в Брюсовом переулке, в котором она расположена, является памятником культуры. Он принадлежал Большому театру. С 1935 года здесь жили такие корифеи вокального искусства Москвы, как А. В. Нежданова, Н. А. Обухова, И. С. Козловский, А. С. Пирогов, М. П. Максакова. Голованов прожил здесь около двадцати лет (1935–1953). Именно в эти годы, возглавляя оркестр Всесоюзного радио и позже Большого театра, он стал ведущей фигурой в музыкальной жизни Москвы. Три комнаты этой квартиры (кабинет, гостиная, столовая) мемориальные. Здесь едва ли не каждый предмет помнит Голованова. А в бывшей спальне сосредоточены материалы архива, позволяющие проследить путь музыканта. 

Начальный этап – учеба в Синодальном училище церковного пения (1900–1909), проходившая под руководством таких мастеров, как хормейстеры В. С. Орлов, Н. М. Данилин, композиторы П. Г. Чесноков, А. Д. Кастальский, Викт. С. Калинников. Голованов писал на склоне лет: «Синодальное училище дало мне все: моральные принципы, жизненные устои, железную дисциплину, умение работать много и систематически, привило мне священную любовь к труду». 

Следующий этап – учеба в Московской консерватории по классу композиции и теории у С. Н. Василенко и А. А. Ильинского. При этом Голованов не терял связь и с Синодальным училищем, став его преподавателем и помощником регента знаменитого Синодального хора. С 1915 года и почти до последних дней – работа в Большом театре (правда, с тремя вынужденными перерывами). Это были кульминационные годы в жизни театра. Под управлением Голованова и его именитой «команды» (художник Ф. Ф. Федоровский, режиссеры Л. В. Баратов, Б. А. Покровский и другие выдающиеся мастера) создавались такие шедевры, как постановки «Бориса Годунова», «Садко», «Хованщины» 1948–1950 годов.

Не менее результативно – руководство Голованова Большим симфоническим оркестром радио. Особенно важна его деятельность в Москве в период Великой Отечественной войны. Прямые трансляции выступлений оркестра поднимали дух даже далеких от музыки людей. На фотографии 1943 года мы видим дирижера во время первого исполнения в СССР Третьей симфонии С. В. Рахманинова. В экспозиции нашло отражение и композиторское творчество Голованова разных лет, начиная с фортепианных вариаций детских лет, кончая духовными песнопениями 1940-х годов. 

Специальный раздел посвящен многолетнему союзу Голованова с А. В. Неждановой: музыкант был аккомпаниатором и мужем великой певицы. Вступая в мемориальные комнаты Музея, посетители сразу погружаются в мир искусства. Картины первоклассных художников (И. И. Левитан, М. В. Нестеров, К. А. Коровин и многие другие), скульптурные портреты, антикварная мебель в стиле ампир, лепнина на потолках – все создает неповторимую атмосферу. При этом чувствуется «почерк» Голованова. Уже в планировке квартиры видны черты театральности: гостиная соотносится с кабинетом наподобие театральных зала и сцены. Замечательны и двери с бронзовыми мифологическими фигурами. Хотя жанры, тематика картин и скульптур, представленных в мемориальных комнатах, разнообразны, в каждом помещении есть свои доминанты. Рабочий кабинет – самая «музыкальная» комната. Здесь множество портретов композиторов, дирижеров, а также деятелей искусства и литературы. В гостиной значительное место занимают изображения, связанные с религиозной тематикой, и образы, воплощающие идеалы женской красоты. В столовой тематическая доминанта – путешествия во времени и пространстве: Россия и Англия, Италия и Египет, Индия и сказочное Берендеево царство, глубокая древность и ХХ век. На живописных полотнах оживают архитектурные шедевры мира – мавзолей Тадж-Махал кисти В. В. Верещагина, Псковский кремль В. В. Мешкова, венецианский Дворец дожей на картине И. К. Айвазовского.

И еще одна достопримечательность Музея – его посетители в прошлом и в настоящем. Ведь Голованова посещали многие выдающиеся музыканты и деятели искусства. Хозяин квартиры любил устраивать по праздникам и памятным дням застолье. Завсегдатаями бывали певцы Большого театра, жившие в этом же доме – Обухова, Максакова, Пирогов, Козловский… А уже после открытия Музея (1974 год) здесь выступали с воспоминаниями и беседами дирижеры Б. Э. Хайкин, К. П. Кондрашин, Г. Н. Рождественский, Ф. Ш. Мансуров, Ю. И. Симонов. Среди посетителей концертов – композитор В. А. Гаврилин, балерина Е. С. Максимова, певица З. А. Долуханова. И в нынешнее время в Музее много того, что притягивает и дирижеров, музыкантов-профессионалов, и знатоков живописи, и любителей музыки, и широкий круг людей, стремящихся прикоснуться к миру прекрасного.

(Нет голосов)