ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Доходный дом В.А. Бони

Пятницкая ул., 20
5
Дом № 20 по Пятницкой – доходный дом, построенный в 1911 году по проекту архитектора Сергея Матвеевича  Жарова для купца, владельца мыловаренного завода Владимира Антоновича Бони. Жаров служил помощником владимирского городского архитектора, но проживал постоянно в Москве и лишь на три дня в неделю выезжал во Владимир. Помимо дома на Пятницкой, в Москве по его проекту был возведён ещё очень интересный  дом в Пестовском переулке.
  • Доходный дом В.А. Бони
+ -

Дом № 20 по Пятницкой – доходный дом, построенный в 1911 году по проекту архитектора Сергея Матвеевича Жарова для купца, владельца мыловаренного завода Владимира Антоновича Бони. Жаров служил помощником владимирского городского архитектора, но проживал постоянно в Москве и лишь на три дня в неделю выезжал во Владимир. Помимо дома на Пятницкой, в Москве по его проекту был возведён ещё очень интересный дом в Пестовском переулке.

В первом этаже дома Бони до революции располагался кофейный магазин Леонида Юльевича Форштрема помимо этого, имевшего целую сеть магазинов, в том числе, и на Кузнецком мосту, Арбате, Сретенке, Солянке. Рядом с магазином Форштрема находилась аптека знаменитого «Фабрично-торгового товарищества Р. Кёлер и К°». Фармацевтическая фабрика Роберта Кёлера, открытая в 1882 году, явилась первым в России промышленным предприятием по производству лекарственных средств. В журнале «Нива» (№ 49, 1900 г.) отмечалось, что историческая заслуга химико-фармацевтического предприятия Р. Кёлера состоит «в водворении в России новой отрасли обрабатывающей промышленности – производства химических и фармацевтических препаратов с целью вытеснения с русских рынков однородных продуктов иностранного производства. Заслуга эта имеет многостороннее государственное значение». Фирме принадлежала и целая сеть аптек в Москве и других городах Российской империи. В советское время на базе фабрики Кёлера было создано химико-фармацевтическое объединение «Мосхимфармпрепараты», действующее и поныне.

Здание на Пятницкой улице – одно из самых высоких в этом районе – выполнено в традиционных для Москвы того времени формах неоклассики с крупными рельефными украшениями под карнизами. Обращают на себя внимание два гранёных эркера и ваза на декоративном кронштейне, расположенная в полукруглой нише по центру симметричного фасада. Капитально дом никогда не перестраивался и поэтому сохранил в основном свою внутреннюю планировку и отделку.

Под зданием проходит линия метро и на фасаде дома порой заметны последствия вибрации от него – частенько вываливаются довольно большие фрагменты лепнины на фасаде.


Чтобы оставить комментарий вам необходимо или
  • Узнай Москву   6 июля 2015 16:58

    Вдогонку, еще: "Автор дома не самый лучший архитектор, он один из многих.И требовать от него соблюдения чистоты классических форм довольно трудно. Если обратить внимание на облицовку фасада кабанчиком, на скульптуру и на центральную полуколонну, то можно вспомнить модерн. Но полуколонна опирается на кронштейн в классическом духе, правда, висящий в пространстве. Если бы автор вместо кабанчика применил штукатурку, впечатление неоклассики было бы полным. Автор и не задумывался, скорей всего, строит ли он в модерне или нет. В моде были классические детали, он их и применил, добившись впечатления классики".

  • Узнай Москву   6 июля 2015 16:47

    Комментарий Александра Фролова: Рациональный модерн - это, например, банк Рябушинского на Биржевой площади. На фасаде дома Бони именно классические детали: оформление окон, классический карниз, устроенный только по бокам фасада, гирлянды с факелами и венками под ним. Балюстрады, размещённые на классических аттиках. Симметричная общая композиция, завершённая широким щипцом. Разумеется, модерн не прошёл бесследно для искусства начала ХХ века, поэтому женские фигуры в медальонах имеют некоторые черты этого стиля. Но сами медальоны, их форма, идут от классицизма. Конечно, этот дом нельзя сравнить с произведениями лучших мастеров неоклассики, но называть его рациональным модерном никак нельзя.

  • Татьяна Паршина   4 мая 2015 19:18

    Пластика фасада выполнена в стиле позднего или рационального модерна. Где Вы видели, чтобы в неоклассицизме кронштейн обрывался где-то на середине? А женские фигуры в медальонах изображенные спиной и позах Альфонса Мухи, просто не мыслимы в названном Вами стиле. Зачем Вы вводите в заблуждение читателей? Татьяна Паршина - искусствовед, окончила МГУ, отделение истории искусств, эксперт по культурным ценностям МК России, московский экскурсовод.

  • Юрий Хохлов   16 апреля 2013 00:06

    Я живу в этом доме и должен сказать, что куски лепнины и наружной отделки отваливаются не из за того что под домом проходит метро (которое проведено там с 30-х годов а разрушение фасада началось лет пять назад) а из за того, что на крыше сломаны водостоки и вода сочится внутри фасада здания размывая штукатурку. Мы неоднократно сообщали об этом в эксплуатирующую организацию, но до сих пор ничего сделано не было. В прошлом году был проведен косметический ремонт фасада, трещины и обвалившиеся фрагменты были просто грубо замазаны без устранения причины.

Интересное рядом
Территории
Большая Ордынка

Большая Ордынка

Здесь проходила дорога в Золотую Орду.

(Нет голосов)
Памятники
Царь-колокол

Царь-колокол

Кремль, Ивановская площадь

Декоративное убранство Царь-колокола — образец искусства барокко, в котором  нашли отражение тенденции русского изобразительного искусства первой половины XVIII века и итальянская выучка скульптора.

3.59
Дома
Убежище для престарелых воинов Русско-турецкой войны

Убежище для престарелых воинов Русско-турецкой войны

1-й Хвостов пер., д. 3

В 1913 году при убежище была создана домовая церковь во имя иконы Божией Матери «Скоропослушница».

3.3
Дома
Особняк П.А. Бачуриной — И.Е. Смирнова

Особняк П.А. Бачуриной — И.Е. Смирнова

Ул. Новокузнецкая, д. 40

Дом, известный как место покушения на Б. Березовского, — фрагмент дореволюционной застройки Новокузнецкой. Кажущийся «монолит» — две части, две эпохи, два архитектора, для каждого из которых постройка стала экспериментом.

3.33
Дома
Первая Безымянная башня

Первая Безымянная башня

Кремлевская стена

Одна из рядовых квадратных башен южной стены. В конце XV-XVI веках в ней хранился порох.

(Нет голосов)
Территории
Михайловский сад

Михайловский сад

Единственный общедоступный парк в Замоскворечье.

(Нет голосов)
Дома
Ансамбль колокольни "Иван Великий"

Ансамбль колокольни "Иван Великий"

между Соборной и Ивановской площадями

Ансамбль колокольни «Иван Великий», расположенный на границе между Соборной и Ивановской площадями, является композиционным центром Кремля. Он создавался на протяжении трех с лишним веков — с 1505 по 1815 год – и состоит из трех разновременных объектов: столпа колокольни Ивана Великого, Успенской звонницы и Филаретовой пристройки.

3.19
Дома
Дом Мусорина-Полежаевой

Дом Мусорина-Полежаевой

ул. Бахрушина, д. 21, стр. 4

В 1903 году именно в этот дом, на третий этаж была перенесена церковь во имя Покрова Богородицы

(Нет голосов)
Дома
Музей им. А.А. Бахрушина

Музей им. А.А. Бахрушина

Ул. Бахрушина, д. 31/12

Стартом для нового увлечения стал спор с купцом Купреяновым: кто из них за год сможет собрать больше предметов, имеющих отношение к истории русского театра

3.3
Памятники
Скамейка примирения

Скамейка примирения

Пересечение Кадашевской наб. и Лаврушенского пер.

Скамейка примирения есть во многих городах.

3.3
Дома
Церковь святого Николая в Заяицком

Церковь святого Николая в Заяицком

Раушский 2-й пер., дом 1, стр. 8

Облик Раушской набережной без Никольской церкви в наши дни невозможно представить: её высокая колокольня и широкий купол контрастируют с соседними многоэтажными зданиями и комплексом электростанции. Сейчас трудно поверить, что в ХХ веке этот храм едва не был стёрт с лица Москвы.

3.4
Дома
Воспитательный дом

Воспитательный дом

Китайгородский пр., дом 9, стр. 1

Массивное классицистическое здание, замыкающее Москворецкую набережную - Воспитательный дом. Его парадный фасад увенчан бельведером со шпилем, живописно рисующимся как с Москворецкого, так и с Яузского моста. В сентябре 1812 года оставшийся в Москве для сбережения здания И. А. Тутолмин добился у Наполеона караула из 12 солдат с офицером. В здании были размещены раненые. Во внутреннем дворе было погребено около 2500 умерших здесь французов.

3.42