ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Дом архитектора С.М. Гончарова

Трехпрудный пер., д. 2а
выявленный объект культурного наследи
5
Дом стал мастерской сразу двух знаменитых художников авангарда: Н. Гончаровой и ее мужа М. Ларионова.
+ -

Неприметное здание суховатых классических форм на углу Трехпрудного и Палашевского переулков — особняк известного московского архитектора эпохи модерна, автора ряда доходных домов в Москве Сергея Михайловича Гончарова, выстроенное им в 1885 г. на семейном участке. Гончаровы переехали в Москву в 1891 г. из своего имения в Тульской губернии. Интересна родословная Гончарова: он состоял в родстве с Натальей Николаевной Пушкиной, его прадед был отцом Натальи Николаевны.

Однако известен дом не благодаря С.М. Гончарову и не его предкам, бывшим предметом его особенной гордости. Дочь архитектора, Наталья Сергеевна Гончарова (названная отцом в честь Натальи Николаевны) стала одной из наиболее знаковых фигур русского авангарда. Дом архитектора Гончарова стал мастерской сразу двух знаменитых художников авангарда — Натальи Гончаровой и ее гражданского мужа Михаила Ларионова (художники, верные идеалам авангарда, зарегистрируют свой брак только через 50 лет совместной жизни) и своеобразным центром художественной жизни, где бывали С. Дягилев, А. Лентулов, И. Машков, П. Кончаловский и др.

Жизнь этого дома известна по воспоминаниям друзей Гончаровой и Ларионова, среди которых — многие выдающиеся люди Серебряного века. Марина Цветаева, детство которой прошло в соседнем доме, в своем очерке о Наталье Гончаровой вспоминает:

«Трехпрудный. Это слово я прочла на упаковочном ящике черными буквами по, видавшему виды, дереву.

— Трех… то есть как Трехпрудный? — Переулочек такой в Москве, там у нас дом был. — Номер? — Седьмой. — А мой — восьмой. — С тополем? — С тополем. Наш дом, цветаевский. — А наш — гончаровский. — Бок о бок? — Бок о бок. А вы знаете, что ваш дом прежде был наш, давно, когда-то, все владение. Ваш двор я отлично знаю по рассказам бабушки. Женихи приезжали, а она не хотела, качалась на качелях…— На нашем дворе? — На вашем дворе. — В этом доме я росла. — В доме рядом я — росла.

Бабушка, качающаяся на качелях! Бабушка, качающаяся на качелях, потому что не хочет женихов! Бабушка, не хотящая женихов, потому что качается на качелях! Бабушка, от венца спасающаяся в воздух! Не чепец кидающая в воздух, а самое себя! Бабушкины женихи… Гончаровой — бабушки женихи!»

Обстановку в квартире художников мы можем представить по воспоминаниям живописца С. Романовича: «Квартира состояла из трех комнат, если в их числе считать кухню, которая иногда служила также мастерской Наталии Сергеевны. Другая комната была спальней, третья же, самая светлая и большая, была мастерской. Во всю стену на известной высоте тянулась высокая полка, на которой ребром к зрителю стояли картины наподобие книг в библиотеке. Пол был покрыт циновками. Мебели почти не было за исключением стола и нескольких стульев... В мастерской находилось несколько деревянных скульптур, частью как будто не оконченных (прежде чем стать живописцем, Наталья Гончарова училась на скульптурном отделении УЖВЗ, была ученицей Паоло Трубецкого и С.М. Волнухина — Г.М.) В памяти сохранились также большие фигурные крендели из теста... Это были изделия булочников, род скульптурных украшений или вывесок...»

О жизни в этих интерьерах рассказывает Валентина Ходасевич: «Мастерской нет — просто пустынная комната в какой-то мрачной квартире. Удивило, что мольберт один. На нем обычно — работа Гончаровой. Помню Ларионова, бросающегося с кистью в руке через всю комнату к холсту, кое-как обрезанному и прибитому прямо к стене на выцветшие и замазанные красками обои... Для чаепития и закуски имеется небольшой стол, но чаще пришедшие друзья садятся на пол, подстелив под себя бумагу. Тарелок мало, есть стаканы и веселые цветные чашки. Эта неналаженность в хозяйстве никому не мешает. Здесь царит искусство — дерзкое, настоящее, молодое, и о нем все помыслы, разговоры, споры».

И действительно, работа в этой небольшой мастерской была на удивление продуктивна, а теснота располагала к нестандартным художественным решениям. В 1913 г. С. Дягилев рассказывал французскому писателю и биографу деятелей искусства Мишелю Жорж-Мишелю: «Наиболее замечательным авангардным художником (в России) является женщина: ее имя — Наталия Гончарова. В последнее время она выставила семьсот своих холстов, представляющих лучи, и несколько панно, каждое — на сорок квадратных метров. Располагая только маленьким ателье, она пишет эти панно отдельными небольшими кусками, которые соединяет в одно целое только в выставочных залах».

Дом в Трехпрудном переулке был мастерской художников до 1915 г. После возвращения раненого Михаила Ларионова с фронтов Первой мировой семья уехала в Париж по приглашению С. Дягилева для работы над «Русскими сезонами». В Россию они уже не вернулись.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или
Интересное рядом
Территории
Тверская площадь

Тверская площадь

Сегодня эта композиция выглядит логично и по-европейски: напротив мэрии, главного городского органа управления, расположен памятник основателю города. Но так было далеко не всегда, облик площади несколько раз кардинально менялся, а памятники ставились и удалялись в соответствии с идеологическими установками текущего момента

(Нет голосов)
Дома
Дом с чайками

Дом с чайками

Ул. Спиридоновка, д. 36, с. 1

Декор, стилизующий элементы символики МХТ, не встречается более ни на одном московском доме.

3.42
Дома
«Дом со львами»

«Дом со львами»

Ермолаевский пер., д. 9

Про этот дом было сказано, что он есть «проявление ложной монументальности, подлинного мещанства в архитектуре».

3.49
Территории
Тверской район

Тверской район

Визитная карточка города

(Нет голосов)
Дома
Электроподстанция Московского метрополитена

Электроподстанция Московского метрополитена

ул. Б Никитская, д. 7 стр. 1

Здание это следует разглядывать в поисках метафор и загадок, то ли имеющих под собой почву, то ли нет.

3.33
Территории
Садовая–Кудринская улица

Садовая–Кудринская улица

В XIV в. этой местностью владел князь Серпуховской Владимир Андреевич. Его "болший" двор с церковью находился "на Трех Горах", а главным селом было Кудрино, к которому "тянули" много деревень.

(Нет голосов)
Дома
Главный дом городской усадьбы С.С. Гагарина

Главный дом городской усадьбы С.С. Гагарина

Ул. Поварская, д. 25а

Совершенный образец русского классицизма. Дом, связанный с личной трагедией старшей дочери Пушкина Марии — прототипа Анны Карениной

5
Территории
Садовая-Каретная улица

Садовая-Каретная улица

Некогда весьма крутая и трудная для подъема улица.

(Нет голосов)
Дома
Жилой дом

Жилой дом

Ул. Садовая-Кудринская, д. 28-30

Авторы проекта этого многоквартирного жилого дома получили квартиры здесь же

3.56
Дома
Гостиница Мадрид

Гостиница Мадрид

Леонтьевский пер, д. 26

Именно здесь происходит действие романа Б. Акунина «Весь мир театр»

2
Дома
Гостиница «Люкс»

Гостиница «Люкс»

Тверская ул., д.10

Это здание на Тверской уже довольно давно скрыто от глаз горожан фальшфасадом

3.19
Дома
Жилой дом, арх. А.Г. Мордвинов

Жилой дом, арх. А.Г. Мордвинов

Ул. Тверская, д. 15

В этом доме, характерном образце сталинского ампира, жили маршал К. Рокоссовский, певец С. Лемешев, писатель А. Твардовский и др.

3.35