ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Станция метро "Курская" (кольцевая)

ул. Земляной вал
3.3
На фасаде вестибюля укреплены две даты «1945» и «1949», но по легенде сам И. В. Сталин передвинул дату на 1 января 1950 года, чтобы первый отрезок Кольцевой линии не стал частью торжеств в честь 70-летия вождя.
+ -

Дата открытия станции "Курской" кольцевой линии: 01.01.1950.

Открыта в составе участка "Парк культуры" - "Курская".

Конструкция станции - колонная трехсводчатая глубокого заложения.
Сооружена из сборной чугунной отделки. Свод центрального тоннеля и своды опираются каждый на свой ряд колонн, установленных рядом. Каждая пара стоящих рядом колонн архитектурно оформлена как одна колонна.

Архитекторы: Г.А.Захаров, З.С.Чернышева.
Инженеры-конструкторы: Л.И.Горелик, П.С.Сметанкин.

Название станция получила по одноименному вокзалу.
Центральный свод и своды боковых тоннелей опираются каждый на свой ряд колонн, установленных рядом. В середине, где находится переход на одноименную станцию Арбатско-Покровской линии, свод опирается на пилоны, образующие вместе с началом перехода своего рода «беседку». В оформлении использованы оригинальные светильники, размещенные в нишах пилонов, обрамляющих гранитную лестницу перехода. Пилоны и колонны центрального зала покрыты светлым мрамором «коелга». Рельефные детали выполнены из золоченого металла. Сочный и выразительный орнамент декоративных элементов развивает тему рассвета нашей страны. Пол выложен красным и серым гранитом.
Наземный вестибюль находится в здании, примыкающем к Курскому вокзалу. В нем находилась скульптура И.В.Сталина (автор Н.В.Томский, не сохранилась). На уровень ниже вестибюля находится подземный круглый аванзал, отделанный тёмно-красным, золотисто-розовым, светло-серым и чёрным мрамором. Центр аванзала украшает оригинальная колонна-цветок, в которой скрыты светильники. Из него имеется вход в цокольный этаж здания Курского вокзала и в подземный переход к посадочным платформам. К этому помещению также примыкает аванзал станции «Курская» Арбатско-Покровской линии.
В 1950 году архитекторы станции удостоены Сталинской премии.
Из южного торца станции в 1995 году был сооружен второй выход в общий вестибюль со станцией «Чкаловская» Люблинско-Дмитровской линии.

На фасаде вестибюля укреплены две даты «1945» и «1949», но по легенде сам И. В. Сталин передвинул дату на 1 января 1950 года, чтобы первый отрезок Кольцевой линии не стал частью торжеств в честь 70-летия вождя. Павильон строился на открытом и со всех сторон обозримом месте. Теперь же он прислонён к новому зданию Курского вокзала. Вестибюль станции интересен тем, что он имеет очень много схожих черт с храмовыми постройками. Ориентированный входом на запад и внутренней алтарной частью на восток, он открывает смысл здания — Храма Победы. За входом после прямоугольного аванзала расположено центральное двусветное помещение под сложным восьмигранным ребристым куполом. Вход в зал условно обозначен двумя прямоугольными пилонами высотой до основания купола. На их внутренних сторонах чеканка по бронзе: огромные двуручные мечи, увитые гирляндами. Купол опирается на мощные балки, уложенные на высокие круглые колонны. На этих балках есть надпись с текстом второго куплета гимна СССР:

Сквозь грозы сияло нам солнце свободы,

И Ленин великий нам путь озарил.

Нас вырастил Сталин — на верность народу

На труд и на подвиги нас вдохновил.

После XXII съезда КПСС в 1961 году последние две строчки были сняты, образовав асимметрию на балках. Также был демонтирован памятник Сталину в апсиде (работа скульптора Николая Томского), а чеканку на горельефе медали «За оборону Сталинграда» изменили на Волгоград в связи с переименованием города. При капитальном ремонте вестибюля в 2008—2009 годах было решено восстановить утраченные детали вместе с реставрацией здания (кроме восстановления памятника). Однако вместо восстановления полной цитаты второго куплета из гимна была восстановлена утраченная часть взамен первых двух строчек, и симметрично распределена надпись. А ночью 24 октября 2009 года полный текст был воссоздан на прежнем месте, что почти окончательно восстановило архитектурный смысл зала как «Солнца Победы».

Теги:
Чтобы оставить комментарий вам необходимо или
Интересное рядом
Дома
Дом призрения с домовой церковью Преп. Герасима Иорданского

Дом призрения с домовой церковью Преп. Герасима Иорданского

Сыромятнический пр., д. 6 корп. 1

Целый благотворительный городок вырос вдоль Сыромятнического переулка благодаря этому семейству.

(Нет голосов)
Дома
Андроников виадук

Андроников виадук

Андроньевская набережная

Бывает ли мост с балконами? Оказывается, бывает!

4
Дома
Жилой дом начала XIX века

Жилой дом начала XIX века

Казарменный пер., д. 10, стр. 3

Деревянный особняк с мезонином прячется теперь за доходными домами

3.02
Дома
Доходный дом архитектора Г.И. Макаева

Доходный дом архитектора Г.И. Макаева

Подсосенский пер., д. 18

Кактусы или ромашки украшают этот дом? Вопрос пока остается открытым.

3.22
Дома
Жилой дом начала XIX века

Жилой дом начала XIX века

Лялин пер., д. 3, стр. 1

Интерьеры дома во многом сохранили первоначальную планировку, печи, своды, двери (сер. XIX в.) и др.

3.3
Дома
Шлюз на Яузе

Шлюз на Яузе

Академика Туполева наб., д. 2

Одно из живописнейших сооружений промышленной Москвы. Редкий пример тонкой переработки античной архитектуры, пересаженной на берега Яузы периода сталинской индустриализации и реконструкции города.

3.35
Дома
Дом Рокотова

Дом Рокотова

ул. Старая Басманная, д. 30/1, стр. 2

Сохранившийся флигель на углу с Токмаковым переулком – один из интереснейших памятников Басманной слободы.

5
Дома
Городская усадьба Шувалова-Голицыных

Городская усадьба Шувалова-Голицыных

Ул. Покровка, д. 38a

Дом этот почти не изменился с конца XVIII века.

2.87
Дома
Начальное училище им. Востряковых

Начальное училище им. Востряковых

Сыромятнический пр., д. 8, корп. 1

В конце XIX века здесь, в Сыромятниках, образовался фактически целый благотворительный квартал.

3.1
Дома
Дом Разумовского

Дом Разумовского

ул. Казакова, 18

На Гороховом поле, на улице, названной в честь архитектора Казакова, располагается дом графа Алексея Кирилловича Разумовского, великолепный образец московского деревянного классицистического зодчества. Усадьба была построена на рубеже XVIII-XIX веков. Автором проекта называют и А. А Менеласа, и Н. А. Львова, и Ч. Камерона.

3.19
Дома
Усадьба фон Вогау

Усадьба фон Вогау

Воронцово поле ул., д. 10

За изящной оградой, идущей вдоль улицы Воронцово поле, располагается большая усадьба со старинным парком.

3.38