Станция метро «Александровский сад»

Станция метро «Александровский сад»

ЦАО, Воздвиженка ул., дом 1, дом 3/5, стр. 4
15 мая 1935 года для пассажиров Московского метрополитена была открыта станция «Александровский Сад». Сейчас она является конечной Филёвской линии и входит в состав самого крупного пересадочного узла Московского метро. Уникальность расположения станции — близ Кремля — определило уникальность ее конструкции и истории.
star-icon
3.3
audioGuideОткрыть аудиогид
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
выявленный объект культурного наследия
Годы постройки:
1935 г.
Архитекторы:
А.И. Гонцкевич,С. Сулин
Назначение постройки
Метро

Информация о здании

Станция метро «Александровский сад» была открыта 15 мая 1935 г. Это единственная в Московском метро подземная станция с боковыми платформами. Между платформами расположены два пути. Такая конструкция объясняется тем, что при строительстве станции с островной платформой (платформа в центре, пути по бокам) пришлось бы развести перегонные тоннели, и они бы врезались в фундаменты Манежа и Кутафьей башни. Поэтому по настоянию куратора строительства профессора В.Л. Николаи и коменданта Кремля Р.А. Петерсона проект бы изменен. Пути, примыкающие к станции, были уложены в двухпутный тоннель между Кутафьей башней и Манежем. И это не единственная особенность «Александровского сада».

Станция имеет криволинейную платформу. Она создает большие неудобства для машиниста: мешает при наблюдении за посадкой и высадкой пассажиров. Поэтому на станции до сих пор работают дежурные, которые подают машинисту сигнал об отправлении.

Участок «Александровский сад» (бывш. Калининская) — «Киевская» — это единственный отрезок в московском метро, который был закрыт для эксплуатации на несколько лет. Подземные помещения использовались как склады, а наземные вестибюли были забиты щитами. Этот неглубокий участок (все станции мелкого заложения) был самым уязвимым местом Московского метрополитена — важнейшего стратегического объекта. Поэтому был разработан проект строительства трех станций глубокого заложения: «Арбатской», «Смоленской», «Киевской» — параллельно Арбатскому радиусу (Филевской линии). Участок был назван Арбатско-Покровским радиусом, и когда 5 апреля 1953 г. его сдали в эксплуатацию, старый участок закрыли. 7 ноября 1958 г. произошло повторное открытие станции теперь в составе вновь созданной Филевской линии до станции Кутузовская.

Станция уникальна по многим параметрам. Это рекордсмен по числу переименований из всех станций метрополитена бывшего СССР. «Имени Коминтерна» и «Улица Коминтерна» в 30-х — 40-х гг., «Калиниская» с 1946 по 1990 г. и всего несколько дней в начале 90-х — «Воздвиженка», но это название почему то не прижилось.

Архитектурное оформление станции не представляет особого интереса, она так и осталась технологическим транспортным сооружением.

Три ряда восьмигранных (шестигранных) колонн — по одному на платформах и еще один между путями — поддерживают потолочные перекрытия. Нижняя часть стен и колонны на платформах покрыты желтым, кремовым, коричневатым крымским мраморным известняком. Средний ряд колонн намеренно просто отштукатурен, чтобы не акцентировать внимание на проложенных в центре станции путях. Для перехода через пути предназначен арочный мостик, находящийся посередине станции. В фойе между мостиком и кассовым вестибюлем стоит бюст М.И. Калинина.

Единственный вестибюль станции расположен в цоколе главного здания РГБ на ул. Воздвиженка.

Архитекторы станции — А. Гонцкевич, С. Сулин, инженер-конструктор — В. Дмитриев.

Автор статьи: Евгения Стаханова
Распечатать статью

Интересное рядом (5)

Мемориальный музей К.А. Тимирязева
icon
В доходном доме проживали профессора и преподаватели Московского университета, во флигеле, выстроенном одновременно с жилым домом, с 1899 по 1920 гг. проживал биолог, агроном и профессор Московского университета Климент Аркадьевич Тимирязев (1843-1920).
Музей сословий России
icon
г. Москва, ул. Волхонка, д. 13, стр. 2
5
Репин И. Е.
icon
Болотная наб. (сквер)
ТретьяковскаяНовокузнецкая
Палаты Троекуровых
icon
Палаты боярина Троекурова – это уникальный образец русской архитектуры второй половины XVII века. 
ЦАО, Георгиевский пер., дом 4-6, строение 2
5