ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Станция метро «Маяковская»

объект культурного наследи
3.66
Дата открытия: 11.09.1938
Открыта в составе второй очереди строительства Московского метрополитена.
Проектные названия: Триумфальная площадь (1935), Площадь Маяковского (1936)
  • Станция метро «Маяковская»
+ -

В 1935 г. архитектор С. Кравец в качестве эксперимента создал проект станции глубокого заложения. Эту станцию уже начали строить, но инженеры не учли сложные геологические условия: свод станции начал покрываться трещинами. Тогда созвали комиссию, в которую вошел архитектор А. Душкин. Существенно изменив проект, он и стал новым архитектором этой станции. Впервые в станции глубокого заложения бетон внутренних опор был заменен металлом — и тяжелые пилоны превратились в изящные колонны. При участии авиаконструктора А. Путилина на заводе «Дирижаблестрой» были изготовлены арочные металлические элементы сложного профиля, которые значительно усиливали конструкцию.

Открыта «Маяковская» 11 сентября 1938 г. в составе второй очереди Московского метрополитена. Это трехсводчатая станция с двумя рядами колонн. Каждый свод эллипсовидный в сечении — так же, как и арки. В своде центрального нефа — 34 овальные ниши, внутри которых находятся лампы освещения и мозаичные панно из смальты. Делались они по эскизам А. Дейнеки из цикла «Авиация». Колонны и арки покрыты нержавеющей сталью. В целом, станция, созданная в эпоху «сталинского ампира», воспринимается достаточно авангардной и может быть причислена к стилю ар-деко.

Одним из недостатков архитектурного оформления станции можно считать то, что мозаики расположены глубоко в нишах и заметны только тогда, когда стоишь под ними. Поэтому ниши в перспективе станции воспринимаются лишь как элементы освещения. Тем не менее, художественные и конструктивные достоинства «Маяковской» были оценены уже через год после постройки: в 1939 г. проект получает Гран-При на Всемирной выставке в Нью-Йорке. В годы войны станция служила бомбоубежищем, а 6 сентября 1941 г. здесь на заседании Московского съезда депутатов, которое транслировалось по радио, выступил Сталин.

Интересно, что изначально проект станции носил название «Триумфальная площадь», но в 1936 г. саму площадь переименовали в «Площадь Маяковского». Так и должна была называться эта станция, но в конечном итоге решили остановиться на более простом и кратком названии — «Маяковская».

Многие критики отмечали отсутствие темы поэта в мозаиках Дейнеки. Мозаичных панно, кстати, изначально было 35, но одно было утеряно из-за устройства в последующие годы гермозатвора. А бюст Владимира Маяковского работы скульптора А. Кибальникова появился в торце станции только после войны.

Станция имеет два наземных вестибюля. Один из них встроен в здание Концертного зала им. П.И. Чайковского и был открыт 11 сентября 1938 г. вместе со станцией. Второй вестибюль был открыт в 2005 г. Его авторами стали архитекторы Н. Шумаков и Г. Мун. Свод кассового зала украшен мозаиками художника И. Лубенкова на тему неба и строками из стихотворений Владимира Маяковского. Сюда же был перенесен и бюст поэта.

Со станцией связан один интересный факт: "Уважаемые пассажиры, будьте осторожны при выходе из последней двери последнего вагона". В Московском метрополитене это объявление звучит только в составах Замоскворецкой линии и только на станциях «Маяковская» и «Павелецкая». Дело в том, что длина платформы на этих станциях оказалась недостаточной для приёма восьмивагонных составов. В состав Замоскворецкой линии входят участки второй очереди строительства метро (1938 год), не приспособленных для восьмивагонных составов, которые появились в метро с ростом пассажиропотоков.

Когда составы на Замоскворецкой линии стали восьмивагонными, оказалось, что выход из последней двери последнего вагона на станциях «Маяковская» и «Павелецкая» не соответствует концу станции, а находится дальше. В этих местах удалось сделать только небольшое углубление в полметра шириной, фактически находящееся уже в тоннеле. Поэтому пассажирам, выходящим из последней двери последнего вагона на станциях «Павелецкая» и «Маяковская», следует быть особенно внимательными, чтобы не удариться при выходе о тюбинг тоннеля.


Теги:
Чтобы оставить комментарий вам необходимо или
Интересное рядом
Дома
Усадьба Засекиной

Усадьба Засекиной

Вознесенский пер., д. 18

Старинный дом, похожий на «средневековый замок», принадлежал масонам?

3.44
Дома
Дом с чайками

Дом с чайками

Ул. Спиридоновка, д. 36, с. 1

Декор, стилизующий элементы символики МХТ, не встречается более ни на одном московском доме.

3.42
Дома
Дом Заборовой -Трубецких - Уваровых

Дом Заборовой -Трубецких - Уваровых

Леонтьевский переулок, д. 18

В тени деревьев, за забором, притаился симпатичный особнячок: судьба его и прежних обитателей была насыщена довольно громкими именами и событиями, о которых говорила вся Москва…

3.44
Дома
Жилой дом

Жилой дом

Ул. Садовая-Кудринская, д. 28-30

Авторы проекта этого многоквартирного жилого дома получили квартиры здесь же

3.56
Дома
Жилой дом М.Я. Протковой

Жилой дом М.Я. Протковой

Садовая-Кудринская ул., д. 15, стр. 1

Тот факт, что в Москве двадцать первого века существует деревянный, допожарной постройки дом, да не где-нибудь в переулках, а на шумном Садовом кольце, да еще и прекрасной сохранности – это настоящее чудо.

3.35
Территории
Тверская улица

Тверская улица

Тверская улица образовалась из большой дороги в Тверь, столицу соседнего княжества и соперницу Москвы. С XV века Тверская дорога соединилась с дорогой на Новгород и значение ее выросло. После основания Петербурга Тверская стала дорогой в новую столицу. Сегодня Тверская улица по-прежнему остается главной улицей Москвы.

(Нет голосов)
Дома
Клуб союза коммунальников им. С. М. Зуева

Клуб союза коммунальников им. С. М. Зуева

Лесная ул., 18

Небольшое здание, решенное в авангардных формах из стекла и бетона фиксирует угол Лесной и Миусского переулка. Клуб стал новым типом общественного здания, наиболее полно выразившим новые архитектурные формы и принципы. Эти здания строили крупнейшие архитекторы, а их заказчики, заводы и профсоюзы, часто устраивали конкурсы.

3.56
Дома
Особняк В.И. Рекк – Н.А. Протопопова

Особняк В.И. Рекк – Н.А. Протопопова

Гранатный пер., д. 13, стр. 3

Красивый особняк в Гранатном был выстроен для жены основателя одной из крупнейших домостроительных компаний Москвы

5
Дома
Комплекс домов доходных М.С.Логуновой

Комплекс домов доходных М.С.Логуновой

Ул. Тверская, д. 16

Это владение известно с XVIII века, правда, до 1788 года оно было разрезано проезжим переулком. Ныне владения по обе стороны несуществующего Молочного переулка объединены в одно

5
Дома
Городская усадьба Шубиных (И. А. Сытенко — А. Е. Владимирова)

Городская усадьба Шубиных (И. А. Сытенко — А. Е. Владимирова)

Ул. Малая Дмитровка, д. 12, стр.1

В начале апреля 1899 года по приезде из Ялты в квартире сестры ненадолго останавливался А. П. Чехов.

(Нет голосов)
Дома
Городской родильный дом имени А. А. Абрикосовой

Городской родильный дом имени А. А. Абрикосовой

Ул. 2-я Миусская, д. 1/10

По иронии судьбы этот роддом в советские годы перестал носить имя многодетной матери, и получил имя человека, активно выступавшего за аборты.

3.68
Дома
"Дом  под юбкой"

"Дом под юбкой"

Тверская ул., д. 17

До 1958 года на угловой башенке этого дома стояла балерина, отчего и получилось название "Дом под юбкой".

3.71