Усадьба Остафьево

Усадьба Остафьево

г. Москва, п. Рязановское, с. Остафьево
Бунинская Аллея
Усадьба Остафьево (Вяземских), XVIII в.
star-icon
3.3
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
объект культурного наследия федерального значения
Архитектурный стиль:
Классицизм
Годы постройки:
XVIII в.
Архитекторы:
И.Е. Старов

Информация о здании

Архитектурно-парковый ансамбль «Остафьево» – один из немногих сохранившихся образцов подмосковной русской усадьбы конца XVIII – начала XIX века.

В 1800-1820-х гг. здесь был возведен дворец в стиле зрелого классицизма. Предположительно дом проектировал архитектор Иван Старов. В 1807 году, когда строительство дома в основном закончено, умирает А.И. Вяземский. Владельцем усадьбы становится его 15-летний сын П.А. Вяземский, опекунами которого назначаются Н.М. Карамзин и Ю.А. Нелединский-Мелецкий. Война 1812 года  приостановила работы по отделке дворца. Фасады еще долгое время оставались неоштукатуренными. Облик дворца окончательно сформировался лишь к двадцатым годам XIX века. На торцевых фасадах дома в честь событий 1812 года, непосредственным участником которых был П.А. Вяземский, появляются гипсовые копии с медальонов Ф.П. Толстого.

В 1821 году П.А. Вяземский попадает в опалу и в течение последующих девяти лет живет с семьей в Остафьеве под особым надзором полиции. Именно в это время происходит расцвет духовной жизни в усадьбе, ставшей местом встреч многих выдающихся личностей эпохи. Дворец достигает стадии завершенности.

В 1861 году во владение усадьбой вступает Павел Петрович Вяземский, ученый и коллекционер. Он разместил во дворце многочисленные коллекции, в связи с этим интерьеры главного дома существенно изменились.

К этому времени дворец обветшал и нуждался в капитальном ремонте. Дальнейшие утраты в первоначальном облике объекта относятся к 1860 70 м годам. Они коснулись как наружных частей здания, так и интерьеров. Одной из самых существенных переделок, повлиявших на внешний облик дворца, явилась разборка в 1866 году обветшавшего бельведера. В начале 70-х гг. разобранный бельведер заменили куполом с высоким шпилем. Плоские перекрытия над колоннадами были разобраны и заменены пологими двухскатными железными кровлями. Первоначальные крыльца перед главными входами во флигели заменены новыми кирпичными одноэтажными пристройками в высоту цокольного этажа. Также была переделана парадная каменная лестница.

В 1888 году умирает Павел Петрович, а через год – его жена. Усадьба переходит к их сыну, Петру Павловичу Вяземскому, который живет в Петербурге, сдавая Остафьево внаем. Усадьба приходит в запустение. В конце 1890-х годов Петр Павлович продает её графу С.Д. Шереметеву, мужу своей сестры Екатерины Павловны.

Сергей Дмитриевич Шереметев, историк, археограф, меценат, прекрасно понимал историческое значение усадьбы Остафьево. Время с 1898 по 1918 год, связанное с его именем, является периодом создания в ней уникального музея. С 1898 года усадьба становится практически нежилой. С 1906 года в западном флигеле поселяется Павел Сергеевич Шереметев, много помогавший своему отцу в создании музея. С.Д. Шереметев почти не подвергал здание изменениям, но уделял серьезное внимание его состоянию, не останавливаясь перед затратами на ремонты. С 1899 по 1907 год был выполнен ряд работ по реставрации фасадов и интерьеров дома.

В период с 1918 по 1930 год Остафьевский дворец хотя и находился в ведении органов культуры и просвещения молодой советской власти, однако не ремонтировался и не поддерживался должным образом, ветшая на глазах современников. В марте 1930 года Остафьевский музей был ликвидирован, коллекции вывезены.

С 1931 года начинается совершенно новый этап в жизни усадьбы. В связи с преобразованием музея-усадьбы в дом отдыха в 1931–32 годах во дворце проводится капитальный ремонт. Здание оборудуется центральным отоплением, вентиляцией, радио- и телефонными сетями. Планировка помещений изменяется. В расширенном вестибюле сооружается парадная лестница в духе того времени, а старая каменная лестничная пристройка уничтожается. Тогда же начинается остекление галерей, проводившееся этапами по мере приспособления помещений для нужд дома отдыха. В 1945 году дом отдыха «Остафьево» закрывается на капитально-восстановительный ремонт. В начале 1950-х годов классическая строгость центрального входа нарушается сооружением пышной террасы с балюстрадой. Парадная лестница сужается, а профилированные белокаменные ступени заменяются гранитными. Такие же террасы с балюстрадами пристраиваются к фасадам флигелей, исказив изящные пропорции их объемов. К полуротонде паркового фасада пристраивается подиум. Все эти детали, столь традиционные для советской послевоенной «неоклассики» лишили здание утонченности строгого классицизма.

В 1988 г. было принято постановление «Об организации мемориального историко-литературного музея-усадьбы Остафьево».

За свою более чем двухсотлетнюю жизнь усадьба претерпела значительные изменения, был существенно искажен ее внешний облик, практически полностью утрачена внутренняя планировка главного дома. Усадьбе требовалась реставрация.

Ремонтно-реставрационные работы производились в усадьбе Остафьево с 2010 по 2016 год. Реставрация началась с восстановления остафьевских галерей, органически связывающих усадьбу с окружающим парком. Восстановление бельведера, утраченного в 60-е годы XIX века, придало архитектурному ансамблю усадьбы завершенный дворцовый вид. 

Возвращен прежний облик жемчужине усадьбы – Овальному залу. Этот зал пострадал от времени меньше, чем другие помещения дворца, и сохранил свои функции парадной гостиной. Здесь проведена большая работа по сохранению и реставрации искусственного мрамора, по восстановлению лепнины капителей, заново выполнены базы. Важным шагом в реставрации зала явилось раскрытие шести выходящих в парк дверных проемов, ранее превращенных в окна. Большая работа проведена по восстановлению геометрии свода с сохранением деревянных конструкций начала XIX века. Полуциркульное окно второго света обрело свой исторический облик. Оно дает возможность обозревать зал со второго этажа. Отреставрирован архитектурный декор в помещениях первого и второго этажей главного дома, установлены колонны. В восьми парадных залах уложен художественный паркет. Завершена реставрация изразцовых печей. Восстановлены лестничные пристройки к ризалитам со стороны паркового фасада.

В пейзажной части парка восстановлена сеть дорожек, посажены цветы и кустарники. Возвращен исторический облик мемориальной липовой аллее. Проведено лечение старых деревьев. В соответствии с историческим планом архитектора Фомы Мельникова установлена беседка «Храм Аполлона».

За период реставрации был проведен колоссальный объем работ по возрождению усадьбы, и сегодня музей «Остафьево – Русский Парнас» стал культурным и экологическим центром.

Усадьба «Остафьево» стала лауреатом конкурса Правительства Москвы в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия «Московская реставрация – 2017» в нескольких номинациях: «за лучший проект реставрации/приспособления», «за лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ», «за научно-методическое руководство / за научно-исследовательскую работу», «за высокое качество ремонтно-реставрационных работ».

Автор статьи: Департамент культурного наследия города Москвы
Распечатать статью

Отзывы (1)

Алексей
Алексей
По своему уникальное место. В любое время года можно приехать и погулять по восстанавливаемому парку, отвлечься от городских ритмов, оценить воплощенные задумки прежних хозяев усадьбы. Совсем не лишним будет посетить и музейную экспозицию с экскурсоводом - узнаете или послушаете вновь много нового. Стоянка вот только маловата.