Усадьба Шибаевых

Усадьба Шибаевых

ЦАО, Басманная Нов. ул., дом 23А, строение 1
Дом известен с XVIII века, в XIX принадлежал Марфе Кротковой, владелице села Молоди, известного места ратной славы Древней Руси, потом перешел к купцам Шибаевым, старообрядцам.
star-icon
3.7
audioGuideОткрыть аудиогид
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
объект культурного наследия регионального значения
Архитектурный стиль:
Эклектика,Псевдорусский стиль
Годы постройки:
XVIII-XIX в.
Архитекторы:
А.С. Каминский
Назначение постройки
Лечебное учреждение, Городская усадьба

Информация о здании

Дом на углу с 1-м Басманным переулком построен в 70-х годах XVIII века. Изначально он был трехэтажным со сводчатыми помещениями в первом этаже, его фасад украшал пилястровый портик, первый этаж был оформлен рустом. Возможно, этот большой представительный дом выстроен князем Иваном Алексеевичем Белосельским, который имел усадьбу в этой части Новой Басманной улицы.



В конце XVIII – начале XIX веков владение принадлежало Марфе Яковлевне Кротковой, вдове коллежского асессора, владелице подмосковной усадьбы Молоди. Она была известна как щедрая благотворительница, много жертвовала на храмы и монастыри.



В 1870-х годах усадьбу купил богородский купец первой гильдии Сидор Мартынович Шибаев – известный фабрикант и нефтепромышленник. Он происходил из старообрядческого купеческого рода Шибаевых, был членом общины Рогожского кладбища. Свое дело начал вместе с Морозовыми, когда в 1844 году основал в местечке Светлое озеро близ Богородска (нынешнего Ногинска) отбельную фабрику. Позже, рядом, в селе Истомкино он выстроил ткацкую, ситценабивную и красильную фабрики. Шибаев также был одним из основателей Тверской мануфактуры Морозовых, правда, свою долю вскоре продал Тимофею Саввичу Морозову. В конце 1870-х годов Шибаев взялся за освоение новой для него сферы – нефтепромышленной. Купил в Баку несколько нефтяных месторождений и основал нефтяное товарищество «С.М. Шибаев и К», одно из первых русских предприятий, занимавшихся переработкой и продажей нефтепродуктов; позже открыл в Баку завод по производству серной кислоты.



Состоял в родстве с еще одним известным фабрикантом – фарфоровым королем Матвеем Сидоровичем Кузнецовым, они оба были женаты на сестрах Митюшиных – Шибаев на Евдокии Вукуловне, а Кузнецов на Надежде Вукуловне.



Жена Шибаева унаследовала дело мужа после его смерти в 1883 году. Она встала во главе семейной фирмы и успешно руководила ею – при ней была построена бумагопрядильная фабрика, а фирма впервые приняла участие во всероссийской промышленной выставке – в Нижнем Новгороде в 1896 году, где ее товары были удостоены золотой медали.



Дом на Басманной при Шибаеве был перестроен, его главный фасад получил новое декоративное оформление – с элементами псевдорусского стиля. Окна второго этажа украсили наличники с изысканным завершением, вместо пилястр появились сдвоенные полуколонки, ими же были оформлены углы здания. Главный фасад венчал аттик сложной формы и две стилизованные башенки по углам дома. Все декоративные элементы фасада были выполнены из терракоты – неглазурованной керамики, и раскрашены в разные цвета. Нарядный полихромный фасад выделял этот дом среди всех прочих на Новой Басманной улице.



На рубеже XIX - ХХ веков, после смерти вдовы Шибаева, дом был куплен в казну и здесь разместилось городское отделение Басманной больницы, которая располагалась рядом – в бывшей усадьбе Демидова (сейчас – д. 26 по Новой Басманной ул.).



В советские годы дом использовался под административные цели.



Проект ремонта и реставрации фасадов предусматривал восстановление облика особняка периода работы А.С. Каминского. Утраченные элементы фасада воссозданы по аналогам проектов архитектора. По результатам натурных исследований зданию была возвращена первоначальная полихромная отделка карнизов, полуколонн, наличников окон, филенок в простенках между окнами и под ними. Восстановили также чугунные решетки, балкончики и козырек крыльца; открытую галерею на чугунных столбах, появившуюся при А.С. Каминском на фасаде северной пристройки перед ризалитами.



Также перед реставраторами стояла задача воссоздать утраты интерьера периода 1870–1880-х годов с учетом исторических архитектурно-художественных элементов конца XVIII – конца ХIХ веков. Во многом специалисты руководствовались материалами творческого наследия А.С. Каминского. Были воссозданы формы, столярное заполнение дверных и оконных проемов, сохранившиеся же элементы отреставрировали. Масштабные работы прошли в объеме парадной лестницы: в должный вид приведены мраморные ступени, металлические балясины фигурного ограждения, панели, отделка стен искусственным мрамором и роспись «под мрамор» стен под лестницей. При расчистке потолка верхней лестничной площадки был выявлен лепной декор в удовлетворительном состоянии, которому придали исторический цвет.



В парадной анфиладе воссоздано колористическое решение интерьеров. Например, потолки и лепные плафоны с восстановленными элементами снова приобрели полихромную гамму. В одной из угловых комнат отреставрирован изразцовый камин с докомпоновкой на месте утрат. Под наслоениями позднейших периодов специалисты обнаружили в помещениях второго этажа художественный паркет 1870–1890-х годов, а в комнатах третьего – щитовой дубовый паркет с рисунком конца XIX века. Найденные фрагменты послужили шаблонами для воссоздания напольного покрытия.



Усадьба в 2015 году стала лауреатом конкурса "Московская реставрация" в номинации: "За лучший проект реставрации."

Автор статьи: Мария Подъяпольская
Распечатать статью

Отзывы (3)

Наталия
Наталия
Сестры Митюшины были Вуколовны, а не Викуловны. Супругу Шибаева звали Евдокией Вуколовной.
Владимир
Владимир
Какая все-таки Москва разная! Никогда бы не подумала, что меня заинтересует архитектура, но когда ты видишь, что здание - не только "образец эпохи", но еще и свидетель жизни людей, и каждая завитушка на нем - это не случайность, а история чьей-то жизни, начинаешь как бы жить в историях - попадаешь в такое "историяеское кино"
Alsu
Alsu
Реставрация практически завершена, сняли леса - и получилось, на мой взгляд, отлично! Элементы декора снова подчеркнуты яркими красками, очень аккуратно сделаны металлические детали - решеточки и балкончики. Дом снова стал главным украшением улицы.

Интересное рядом (4)

Новая Басманная улица
icon
История Капитанской слободы.
Памятник первому министру путей сообщения
icon
Павел Петрович Мельников (1804—1880) — механик, инженер, один из авторов проекта железной дороги Петербург — Москва. Профессор прикладной математики и автор трудов по теории железнодорожного дела.
Главный дом городской усадьбы (XVIII−XIX вв.)
icon
Главный дом усадьбы купца К.И.Доброхотова, владельца суконной мануфактуры, вместе с архитектурной модой менял стилевые «обличья» – от раннего классицизма до позднего ампира.