ENG

Усадьба Знаменское-Садки

+ -
«Русская усадьба». Произносим эти слова и сразу переносимся в дорогой для каждого из нас мир русской старины, традиционного семейного и родового уклада .Таким «дворянским гнездом» была усадьба Знаменское-Садки - архитектурный и культурный памятник XVIII - XIX веков, о судьбе которого не только москвичи, но и жители Северного Бутова знают немного. Только в названии улицы Знаменские Садки сохранилась память об этой достопримечательности садово-паркового искусства. 
История усадьбы уникальна. И началась она с небольшой деревни Садки, стоявшей на реке Обитце (Абитце), теперешней Битце, где водилось много рыбы. Жители деревни занимались рыбной ловлей, отсюда и название Садки: от садков для рыбы, а не от фруктовых садов. Название Знаменское появилось позже в связи со строительством церкви Знамения Богородицы. Хронология владения усадьбой Знаменское - Садки такова: с 1617 года по 1676 год владельцами были бояре Лодыженские ( приобрели деревню Садки и значительно расширили земли).

С 1676 года по 1750 год владение перешло к князьям Урусовым (построили церковь «Знамения Богородицы», основали село Знаменское-Садки). 

С1750 года по 1865 год усадьба перешла к князьям Трубецким (церковь заменили каменной, выстроили господский дом и ряд других построек, разбили парк, основали библиотеку).

С 1865 года по 1876 год владельцами стали Шаблыкины (нет сведений о их деятельности в усадьбе), а с 1876 года по 1917 год новые владельцы Катковы изменили интерьер дома и увеличили парк.
В 1918 году усадьба была разделена на две части. Господский дом вместе со всей обстановкой был передан Московскому центральному рабочему кооперативу. На территории Знаменского была организована трудовая коммуна, получившая в собственность конный и скотный дворы.

Просуществовала она недолго, была ликвидирована в том же 1918 году. По просьбе руководства рабочего кооператива «ценное историко-художественное имущество» из усадьбы было вывезено в Москву музейным отделом Наркомпроса. Усадебная библиотека, состоявшая почти из 15 тысяч томов, была поделена. Значительная часть книг поступила в Публичную (ныне Российскую государственную) библиотеку, 5399 томов передали в Московский государственный книжный фонд. Часть книг оставалось в усадьбе, но до наших дней не сохранилась. В 1920 году в конном и скотном дворах Знаменского находился совхоз, а в основных усадебных постройках – детский дом. 

С 1922 года в усадьбе разместился Техникум лекарственных растений, в 1924 году его переименовывают в Битцевский сельскохозяйственный техникум селекции и семеноводства зерновых культур. 

С 1959 года в Знаменском находился Научно-исследовательский институт ветеринарной вирусологии и микробиологии Министерства сельского хозяйства СССР. В начале 1963 года институт вирусологии перевели во Владимирскую область, а усадьба оказалась без владельца.

В 1967 году в усадьбе, трестом «Мособлреставрация» по проекту архитектора В.П. Беркута, были частично произведены восстановительные работы. После их завершения, в 1972 году в Знаменском разместилась Центральная лаборатория охраны природы Министерства сельского хозяйства СССР (сейчас ФГБУ «ВНИИ природы»), которая до сих пор здесь и находится.

Изучая хронологию владения усадьбой Знаменское - Садки, нельзя не сказать об архитектуре и внешнем облике усадьбы в разное время. Композиционным центром имения является усадебный дом, построенный на возвышении, окаймленном прудами. Двухэтажное здание с мезонином сооружено примерно в 1780 году. Расположено в северной части усадьбы и обращено главным южным фасадом к прудам, а северным - к сильно заросшему травяному партеру. Более высокая за счет мезонина центральная часть выделена лоджиями с балконами над ними. В середине XIX века внешние формы здания были частично изменены, при этом оно лишилось портика со стороны южного фасада, замененного балконом, в то же время были устроены дополнительные входные проемы. Полукругом к зданию расположены небольшие дома с садиками вокруг них, а внутри полукруга находилась площадка для подъезда экипажей. Внутри здания многое сохранилось от старой планировки - вестибюль с колоннами, поддерживающими парадный зал, деревянная парадная лестница, два зала. Изначально было три зала: парадный или Марсовый, и два банкетных зала. Один сиреневый (сохранился), а другой был переделан в служебное помещение при НИИ охраны природы и заповедного дела. Жемчужиной усадьбы является парадный двухсветный зал, отделанный когда-то розовым итальянским мрамором (после революции отделка утрачена). Ныне стены отделаны розовой штукатуркой. Верхний ряд малых окон зрительно продолжается окнами, нарисованными на соседних глухих стенах. Так создавалось ощущение отовсюду проникающего света. Высоту зала подчеркивали парные колонны, поддерживающие хоры для музыкантов. Акустика здесь превосходная. Стены и потолок украшены лепниной. В центре зала на потолке находится плафон с изображением бога войны Марса на колеснице о двух конях. По рассказам очевидцев, работавших в усадьбе, был и третий конь. Но протекшая крыша вынудила при реставрации скрыть коня облаком. Из-за этого художественная ценность плафона резко снизилась. В торцах плафона остались следы от двух хрустальных люстр, которые выдержали в свое время две Отечественные войны (1812 года и 1941-1945 годов), но не выдержали последней реставрации. Они были сняты и пропали. Овеяны тайной своей сохранности старинные напольные часы XVIII века, изготовленные московскими мастерами братьями Устиновыми. Часы были найдены в одной из ниш в стене. Восторг вызывали напольные вазы императорского фарфорового завода. По последним сведениям, они исчезли из усадьбы неизвестно куда и на какое время. В вестибюле первого этажа были два зеркала в стиле модерн, а на лестнице второго - настенное зеркало в резной деревянной оправе с позолотой. К сожалению, в настоящее время зеркал нет. Паркет в обоих залах был заменен, а высокие деревянные двери с несложной геометрической резьбой и старинными фигурными бронзовыми ручками сохранились. Правда количество ручек постоянно сокращается, особенно после съемок кинофильмов. В разное время в усадьбе снимались фрагменты фильмов «Картина», «Тихий Дон», «Мой ласковый и нежный зверь». 

Кроме господского дома на усадебной территории имелись и другие постройки. Это скотный и каретный дворы. Здания скотного двора были оформлены в центре и на боковых ризалитах ступенчатыми и зубчатыми щипцами. Возвышенная часть конного двора выделялась своим белокаменным декором и хорошо просматривалась от главного входа. Особую живописность каретному двору придавали наличники, обработанные белым камнем. От хозяйственных построек в «запрудной» части Знаменского - Садков сохранились основные: небольшое одноэтажное каменное здание прачечной, выстроенное на рубеже XIX - XX вв. и огромное каре скотного и конного дворов, сооруженные в период между 1839 и 1842 годами. Схематический план, составленный в 1918 году при передаче Знаменской трудовой коммуне, скотного и конного дворов позволяет уточнить непосредственное использование всех помещений при Катковых. Центральную северную часть скотного двора занимала непосредственно молочная ферма, южную часть - рига с молотилкой, восточную - сарай для соломы, кухня при молочной ферме и людская, а западную - овчарни, молочная, ледники и квартира управляющего. Восточную часть конного двора занимали конюшни, южную - кучерская, каретник, погреб и кладовые, в западной части находились жилые помещения и навес. 

На территории усадьбы имелись оранжереи, в которых выращивали различные фрукты и цветы. Одна из них получила название зимнего сада. О времени их сооружения ничего не известно, поэтому к памятникам архитектуры они не относятся.

Западнее господского дома, на одной оси с ним, стояла сооруженная на средства Е.И. Трубецкой в 1754-1756 годах небольшая каменная одноглавая церковь Знамения Богородицы типа «восьмерик на четверике» с трапезной и двумя колоколенками над ней и алтарем. В войне 1812 года она не пострадала, но внутри побывали французы. Именно поэтому в 1813 году церковь пришлось освящать заново. В 1843 году при Николае Ивановиче Трубецком усадебная церковь утрачивает свою самостоятельность. Объяснялось это тем, что «в Садках только один господский дом, и крестьяне уже лет сто тому назад были переселены на старую Серпуховскую дорогу в деревню Битцы». После Октябрьского переворота церковь в Знаменском - Садках была закрыта, а в 1929 году разобрана.
Ландшафт парка уникален, а сам парк огромен. Его особенностью является то, что при ограниченном наборе видов деревьев (липа, дуб, сосна, лиственница, береза) создателям удалось разнообразить картину живой природы. В основу планировки Знаменского был положен принцип свободного размещения строений в ландшафте. Весь парк формировался вокруг главного усадебного дома. Три объекта, расположенные на территории парка и бывших усадебных угодий имеют статус памятников природы: это Знаменский смешанный лес, Знаменская суборь - строевой высокоствольный лес из хвойных пород (ельник с сосной) и Знаменский малый ельник. В западной части парка находились две оранжереи, окруженные плодовым садом. Кроме центральной аллеи вокруг главного усадебного дома, здесь был целый ряд прямых липовых аллей. Достопримечательностью сосновой аллеи служила прямоугольная смотровая площадка над береговым обрывом, откуда открывался великолепный вид на ближайшие окрестности. Красоту парку придавало чередование полян и отдельных групп деревьев, что создавало особое лирическое настроение в укромных уголках и беседках. Отдельные части парка, созданные рукой человека, спорят с сочетаниями пород деревьев, раскиданных группами самой природой. В пятидесятых годах XVIII столетия с северной стороны господского дома устраивается каскад из трех прудов. Систему малых прудов организуют три арочных мостика, с каждого из которых открывается живописный вид на парк. В конце шестидесятых годов глубокую пойму реки Битцы напротив дома перекрыли, благодаря чему образовался большой пруд. Плотина была построена Дмитрием Юрьевичем Трубецким. Позже она стала служить мостом, соединяющим запрудную часть (конный двор - каретный двор) с центральной усадьбой. Здесь же, у плотины была мельница, которая не сохранилась. На плотине была установлена динамо машина, которая в начале XX века питала электричеством дом и оранжереи. От тогдашней плотины мало, что осталось. Каменная арка моста разрушена, остался лишь переход с одного берега на другой. В парке с северной стороны от господского дома еще существует система из трех малых каскадных прудов с живописными горбатыми мостиками. 

Особое внимание заслуживают парковые деревья. Когда- о здесь была целая дубрава. А дубы из окрестностей Знаменского с верховьев реки Битцы Иван Данилович Калита брал для строительства возрождающегося Кремля. Хранят память два из трех раскидистых дуба перед фасадом главного дома, посаженных в честь Екатерины II, побывавшей в этих местах. Еще одним памятником природы была лирообразная сосна, которая символизировала три поколения Трубецких, владевших усадьбой более ста лет. В один из «субботников» 1985 года сотрудники НИИ охраны природы и заповедного дела, решив, что засохшая верхушка сосны опасна для других деревьев, спилили ее. Обрубок дерева несколько лет лежал у флигеля, затем исчез. В парке сохранились отдельные деревья 150 - 200-летнего возраста. На территории парка находятся два памятника, установленные в 1990-х годах: местным жителям, погибшим в 1941 - 1945 годах, и воинам, похороненным здесь в Отечественную войну 1812 года. 

Еще один памятник, открытый в 1974 году, расположен в северной части парка и установлен в память погибших в 1941- 1945 годах студентов и преподавателей сельскохозяйственного техникума, одно время находившегося на территории Знаменского - Садков.

В старинной усадьбе бывал М.М. Херасков - крупнейший русский поэт и драматург XVIII века, издатель, куратор Московского университета. Херасков издавал журналы «Полезное увеселение», «Доброе намерение», «Свободные часы». Он - автор эпических поэм «Чесменский бой» и «Россияда», автор трагедий и комедий, романов и стихов.

Бывал в Знаменском и Иван Иванович Дмитриев - крупный поэт, один из основоположников сентиментализма. Он занимался сатирой, писал басни и песни. Известна его драматическая поэма «Ермак», написанная в духе национально - исторического сюжета.

Одним из самых любимых гостей усадьбы Знаменское - Садки был Дмитрий Дмитриевич Веневитинов - русский поэт, переводчик, критик. 

В усадьбе Знаменское - Садки бывал и выдающийся деятель культуры, друг Пушкина, поэт, критик и мыслитель Петр Андреевич Вяземский. 

Летом в Знаменском собиралась молодежь, в воздухе витал дух влюбленности и дружеских бесед. Просвещенная и увлекающаяся литературой и искусством молодежь, образовала «знаменское общество». Во главе этого общества был будущий зять княгини Трубецкой (старшей) Александр Всеволожский - приятель Грибоедова. В это общество входили и будущие родители Л.Н. Толстого - Мария Николаевна Волконская, племянница хозяина усадьбы Ивана Дмитриевича Трубецкого, и Николай Ильич Толстой, чья свадьба состоялась в усадьбе 9 июля 1822 года. Погодин пишет: «Проводили княжну Волконскую к венцу (венчались в Ясеневской церкви Петра и Павла). Дай Бог ей счастья!».

Огромную роль в истории усадьбы и ее обитателей сыграл домашний учитель детей Трубецких - Погодин Михаил Петрович. В усадьбе Знаменское он провел целых 10 лет, и, конечно внес свою лепту в историю развития родового имения. Погодин очень любил усадьбу и был в ней счастлив: «Здесь все располагало к размышлению и творчеству». 

А.С. Пушкин называл Знаменское «приютом спокойствия, трудов и вдохновенья».

Автор статьи: Старчак Александра Андреевна
Чтобы оставить комментарий вам необходимо или
Интересное рядом
Дома
Храм первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясеневе

Храм первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясеневе

Новоясеневский проспект, 42, стр. 6

В Ясеневе в церкви Петра и Павла 9 июля 1822 состоялось одно из самых примечательных событий: венчались граф Николай Ильич Толстой (1795-1837) и княжна Мария Николаевна Волконская (1790-1830) (родители Л.Н.Толстого).

Рейтинг: 3.35
Памятники
Парящие в Ясенево (Дельтапланеризм)

Парящие в Ясенево (Дельтапланеризм)

Новоясеневский проспект

Красивый полет или крепкая семья?

Рейтинг: 3.35