ENG

Даниленко Надежда Ивановна, архитектор.

Южный

Даниленко Надежда Ивановна
Архитектор
Родилась 17 декабря 1952 года.
Закончила Московский Архитектурный институт
Моя двоюродная бабушка – отличный человек. Она может сидеть и думать над одним проектом не одну ночь. Если вы зайдете к ней в квартиру и пройдете в рабочую комнату, то увидите множество наград на стенах, безумное количество чертежей и различных вспомогательных предметов. В этой комнате всегда кипит работа. Моя тетя (я так её называю) просто не может сидеть в свободное время на месте и ничего не делать. Тетя Надя либо ездить куда-нибудь с нашей семьей, либо сидит за чертежами. Она решила стать архитектором, потому что с детства хорошо рисовала, ей нравилась её будущая профессия. Моя бабушка родилась в интеллигентной семье. Её знает вся архитектурная элита. Она знакома  с мэром Москвы лично. Моя тётя была признана членом-корреспондентом академии наук в 2008 году.  Также она входит в союз архитекторов. Основное направление её деятельности - реставрация храмов, памятников и знаменитых домов. За свою работу тетя Надя была неоднократно награждена.  
Почти год назад были подведены итоги конкурса "Московская реставрация-2013". И уже не в первый раз была отмечена работа моей тёти: она вошла в число 34 лауреатов. Комиссия конкурса отметила лучший проект реставрации объекта культурного наследия «Колокольня Собора Рождества Богородицы в Бутырской слободе»
кон. XVII в. (Адрес: ул. Бутырская, д. 56). Главным архитектором проекта являлась Даниленко Надежда Ивановна.
Последняя награда была присуждена в августе 2014 года.
Здесь я бы хотела привести интервью с тетей Надей, опубликованное о  на сайте интерфакса.

"В номинации «за лучший проект реставрации» награждается главный архитектор проекта реставрации Даниленко Надежда Ивановна.
Главный архитектор проекта реставрации "Дома с кариатидами" Н.Даниленко: "В такой ответственной сфере, как реставрация исторических зданий, мы руководствуемся проверенными и достоверными архивными источниками"
Недавно завершились работы по реставрации известного "Дома с кариатидами». Особняк купца Петра Сысоева по праву признается экспертами одним из самых оригинальных домов своего времени. Реставраторам удалось в рекордные сроки поднять фактически из руин памятник XIX века. О том, как проходили работы, рассказала в интервью "Интерфаксу" главный архитектор проекта Надежда Даниленко. За ее плечами три десятка отреставрированных объектов культурного наследия, в числе которых Триумфальная арка, Большой собор Богоявленского монастыря в Китай-городе, Главный дом усадьбы Киреевских-Карповой, церковь. Св. Николая на Берсеневке и другие.
- Надежда Ивановна, в каком состоянии был дом Сысоева, когда Вы взялись за проект?
- Здание было в ужасном, если не сказать в жутком состоянии. Фактически дом был аварийный. Местами не было перекрытий, провисли потолки, прогнили все деревянные балки. Кроме того, прогнил брандмауэр (боковая стена - ИФ) со стороны соседнего дома, но самое страшное, что он был поражен домовым грибком, бороться с ним просто невозможно. Грибок поражает не только древесину, но и кирпич. По общей практике, если найден домовый гриб – его надо убирать вместе с материалом, иначе заражаются новые элементы. Мы старались сохранить. Конечно, из-за этого у нас прибавилось работы: надо было демонтировать всю лепнину, чтоб она не развалилась, потом, уже сделав новые перекрытия, вернуть ее на место.
Со временем пострадали конструктив здания, его основа, перекрытия, а вот лепнина как ни странно сохранилась, несмотря на то что были трещины и провисания, она сохранилась на 90%. При этом, хочу заметить, что и фасады дома – родные. Нам пришлось восстановить цоколь, для чего мы нашли подлинные камни, подчистили их, и установили с небольшой добавкой нового. Боковой цокольный фасад был расположен ниже и хуже сохранился.
- Расскажите, на основании чего Вы проводили реставрацию?
- Мы работали с архивными материалами. Хотя у нас было не так уж много времени, мы изучили материалы нескольких архивов, в результате чего у нас получилась полная и содержательная справка. К тому же максимально посильную нам оказывали специалисты Мосгорнаследия. Они оперативно передали нам все материалы из своих архивов.
- Сейчас стали появляться материалы, которыми располагали представители общественных организаций. Вы сотрудничали с ними?
- Безусловно, в такой ответственной сфере, как реставрация исторических зданий, мы, прежде всего, руководствуемся проверенными и достоверными архивными источниками, а также материалами профильного государственного органа – департамента культурного наследия Москвы. И знаете, профессионалы из Мосгорнаследия все сделали, для того, чтобы помочь нам.
Представители общественных организаций по реставрации этого дома с нами не сотрудничали и никаких материалов нам во время работы не предоставили. В этой связи отдельно хочется сказать о представителях "Архнадзора". За все время реставрации они появились лишь один раз и то для того, чтобы упрекнуть нас. Якобы мы надстраиваем крышу на 1,5 метра и сделали подвал. Эксперты дали оценку - никаких надстроек не было! Деревянные кровлю и крышу, которые сгнили уже, мы восстановили, ничего не поднимая. Где-то сделали новые фрагменты, дому еще и дальше жить надо.
Сейчас идет дискуссия насчет окон, нам задают вопросы - почему столярное заполнение в таком виде? Есть фотографии 1970-80 годов, где видна другая столярка, но ведь в советский период здесь была коммуналка, естественно, кто-то менял окна. Хочу подчеркнуть, что мы нашли "родные" окна. Нижние были просто в закладке, а верхние филенки сделали абсолютно такие же.
К сожалению, ребята из "Архнадзора" повели себя в этой ситуации не очень красиво. Если они действительно имели на руках материал, то могли бы помочь нам. Вместо этого они отсиделись в кустах, и стали ждать возможности покритиковать результаты научной реставрации. Кстати сейчас они указывают на ошибку при реставрации двух зеркал. Так вот - левое зеркало было полностью разбито, а лепной декор остался только фрагментарно, и то небольшой кусок. А правое зеркало мы не трогали и по нему сделали отливку второго.
Все же мы специалисты, уважаемые архитекторы, и такое огульное критиканство мы не приветствуем. Конструктивное взаимодействие, основанное на общем желании отреставрировать объект, вернуть ему былое великолепие, задуманное его автором-архитектором – это да, другое дело.
- Скажите, а как реагируют жители, простые москвичи на реставрацию дома?
- Вы знаете, мы не сталкивались с негативными оценками москвичей. Люди приходят, смотрят и благодарят. Хотя, конечно, есть и ударники-крикуны, появившиеся сразу после окончания работ. Понимаете нам трудно говорить не со специалистами. Если бы был диалог с профессионалом, можно было бы рассуждать, полемизировать, но аргументированно и научно, было бы понимание. А у многих совсем иное понимание проблем - видит старую фотографию, а там не так сделано, как сейчас, и начинаются обвинения.
А ведь дом жил, менялся, тем более это была коммуналка. Я сама понимаю, как раньше относились к памятникам, например, полностью разобрали печь на первом этаже, потому что нужна была дополнительная площадь. Мы восстановили ее по фундаменту, заделали все ниши, которые были сделаны в советское время, расчистили трубы и коммуникации, проведенные ранее.
- При реставрации использовались ли какие-то специальные материалы?
- Да, конечно, мы заказывали специальные реставрационные материалы, чтобы обеспечить совместимость штукатурки, стен и других фрагментов. Проводились специальные исследования химического состава штукатурки, чтобы новая совпала со старой. Если получится другой состав, то со временем в местах швов и примыканий образуются трещины.
При использовании специальных материалов, удается избежать таких дефектов в дальнейшем. Сейчас мы просушиваем помещения.
- Сталкивались ли Вы с какими-то особенностями при реставрации?
- Это здание все время находилось в динамике, потому что расположено на склоне. Даже лепщик, когда приступил к работе, видел, что дом уже был не совсем ровный. Мы обратили внимание, что он лепным декором старался выровнять кривизну стен.
Жители Москвы привыкли видеть этот дом голубым, бирюзовым или серым, никто не ожидал увидеть зеленый цвет. Когда мы его обнаружили, у нас было сомнение, но это подлинное абсолютно - на пограничных зонах, на стыке выглядывал этот зеленый цвет. Цвет неожиданный, но он в то время был.
- Расскажите об истории дома...
- История этого здания не очень сложная, оно было построено в 1843-45 годы. До советского времени у него было всего 4 владельца.
Последний владелец – купец Сысоев приобрел этот дом в 1896 году под свою мастерскую и контору. Дом практически не перестраивался в это время, только была пристроена отдельная лестница на второй этаж. Проект фасада здания был сделан архитектором Зубовым в неоклассическом стиле, но после этого купец сделал собственный фасад, который напоминает витрину его работ. На самом деле он налепил все, что он умел, причем не только на витрине, но и на втором этаже. Лепнина, размещенная здесь предназначена для больших залов, а не для таких маленьких комнатушек, где и так все перегружено.
- Сколько длились работы по реставрации?
- Работы заняли меньше года. Мы начали в середине сентября прошлого года. Надо сказать, что это рекордные сроки. При этом, нужно еще учесть, что многие работы по реставрации зимой проводить нельзя, мы, например, выжидали определенное время, чтобы проводить отделочные работы. Финишные работы проводили уже в теплый и сухой сезон.
- По масштабам и скорости реставрации таких объектов в Москве, наверное, больше нет?
- Завершить работы за год – это потрясающий результат. Таких объектов больше нет. Вспомните в каком состоянии был этот дом изначально.
- Что будет располагаться в "Доме с кариатидами" после реставрации?
- Здесь планируется разместить офисы. В связи с тем, что это здание будет эксплуатироваться в современных условиях здесь должны быть выдержаны современные нормы эксплуатации. То, что здесь было в начале ХХ века или в конце XIX века абсолютно не подходит к современным требованиям эксплуатации. Например, туалет во дворе, пожарные нормы и прочее, все эти моменты тяжело увязать с исторической правдой".

Конечно, вся наша семья гордиться тетей Надей. Я верю, что оценить её работу смогут и благодарные потомки, до которых в целости и сохранности дойдут все отреставрированные тетей Надей исторические объекты и храмы.


Автор статьи
Вергазова Анастасия, ГБОУ СОШ № 1623, 6