ENG

Мельников Константин Степанович

Юго-Восточный

АРХИТЕКТОР КОНСТАНТИН МЕЛЬНИКОВ
«Делать невозможное возможным - дерзость архитектора»
(К.С.  Мельников).
Решив принять участие в Московском городском конкурсе «Я узнаю Москву» в номинации «Люди Москвы», я  хочу рассказать в своей работе о выдающемся советском архитекторе  Константине Мельникове. Он как раз  из числа тех  известных личностей,  внесших свой весомый  вклад  в историю города Москвы. Ведь  все творчество  этого архитектора было связано с Москвой. Именно здесь он осуществил большинство  своих проектов, удивительных по своей новизне. И построенные им здания и   сооружения, в свое время вызывавшие непримиримые споры, сегодня воспринимаются как яркие примеры советской новаторской архитектуры. Вот как оценил  творческие находки Мельникова замдиректора музея архитектуры им. А.В. Щусева Павел Владимирович  Кузнецов: «У Мельникова все постройки с изюминками, с технологическими новшествами, часто опережающими свое время».  К.С. Мельников внес  свою лепту в формирование новых типов зданий, выдвинул множество совершенно новых композиционных идей и повлиял на развитие современной архитектуры не только в нашей стране, но и за ее рубежами. Столетний юбилей архитектора ЮНЕСКО отметила тем, что объявила 1990 год годом Константина Мельникова. По результатам опроса членов Российской академии архитектуры и строительных наук, проводившегося в 2001 году, К. С. Мельников занял первое место среди выдающихся отечественных архитекторов XX века и третье — в мировом списке.
Мельников Константин Степанович [22июля (3 августа) 1890, Москва – 26 ноября 1974, там же] – советский архитектор-новатор,  заслуженный архитектор РСФСР (1972), доктор архитектуры (1967). В 1905г.  поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), в котором обучался в общей сложности в течение 12 лет, получив сначала общее образование (1910), а затем став выпускником отделений живописи (1914) и архитектуры (1917). На архитектурном отделении Мельников занимался у таких известных академиков архитектуры, как И.В. Жолтовский и И.А. Иванов-Шиц, брал уроки живописи у художников К.А. Коровина, В.Н Бакшеева, А.Е. Архипова, С.В. Малютина, посещал занятия скульптурой у С.Т. Конёнкова. Уже в нач. 1920-х гг. молодой архитектор отказывается от принципов неоклассики, эклектики и стилизации, которыми увлекался в годы учебы, и начинает поиски новых путей в архитектуре. Он создает удивительные по своей новизне проекты. Прежде всего, это павильон «Махорка» на 1-ой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в 1923 в Москве (не сохранился). Здание этого павильона было  признано самым интересным и оригинальным. Его авангардные и новаторские архитектурные формы были выполнены из простейших  строительных материалов, материалов, дерева и стекла. Всеобщий интерес и внимание вызвали также проект Дворца труда в Москве, конкурсный проект показательных домов для рабочих и проект здания московского отделения газеты «Ленинградская, правда». Важным событием    в творческой жизни     Мельникова явилась победа на конкурсе проектов саркофага для Мавзолея В.И. Ленина. Саркофаг был решён архитектором в виде большой  стеклянной призмы без применения металла в местах стыка плоскостей. Несколько видоизмененный саркофаг был установлен в деревянном Мавзолее, затем перенесён в каменный, где находился до 1941г. В 1925 году в Париже состоялась Международная выставка декоративного искусства и промышленности. Советский павильон, построенный их дерева по проекту Мельникова, явился настоящей сенсацией и был отмечен Гран-при выставки. Это был первый выход советской архитектуры на  международную арену.  Во 2-ой пол. 20-х – 30-х годах Мельников спроектировал серию гаражей, серию клубов, выставочные павильоны, собственный дом, серийные жилые дома, памятник Колумбу для Санто-Доминго, партер в Парке культуры и отдыха и многое другое. Проекты Мельникова были не только новаторскими, но и сверхоригинальными. Значительная часть проектов этих лет была осуществлена: четыре гаража, шесть клубов в Москве и  один в Подмосковье  (это Дворец культуры фарфорового завода в г. Ликино-Дулёво),  собственный дом, павильон СССР на ярмарке в Салониках.   А потом долгие годы  из большого многообразия созданных им оригинальных и новаторских проектов ничего не было построено, хотя он и  продолжал активно участвовать в разнообразных конкурсах. В эти же годы он занимается преподавательской деятельностью, обучая студентов архитектурно-строительных специальностей различных вузов. В последние  годы жизни архитектор работал над автомонографией, занимался  проблемами современной  архитектуры. 28 ноября 1974г. Константин Степанович Мельников скончался в Москве на 85-м году жизни и был похоронен на Введенском кладбище.
В настоящий момент из созданных Мельниковым  сооружений в Москве мы может воочию увидеть 13 архитектурных памятников,  украсивших облик нашей столицы. К сожалению, из  того, что сделал архитектор,  не все  достаточно хорошо сохранилось на сегодняшний день,  есть искажённые и утраченные элементы в   постройках. Мне удалось побывать  не во всех местах Москвы, где есть архитектурные сооружения, созданные  К. Мельниковым.  Но я расскажу о главных достопримечательностях, так как  и объем работы не позволяет  представить все его памятники  архитектуры.  Итак…
Партер Парка культуры и отдыха  им. Горького (Крымский вал, 9). В марте 1928 года Президиум Моссовета принял решение об устройстве в Москве Парка культуры и отдыха. Была создана комиссия по строительству парка, в которую поступило множество предложений от трудящихся. Одни выражали пожелание, чтобы парк был хорошо оборудован для отдыха, другие требовали «Больше музыки», третьи — «Даешь физкультуру!» Главным архитектором будущего парка стал московский конструктивист Константин Мельников. Он создал планировку партера, в основном сохранившуюся до наших дней. Планировка Мельникова сменила собой ту, которую спроектировал во время подготовки и проведении здесь 1-ой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки архитектор И. В. Жолтовский. В центре партера Мельников задумал фонтан, в котором «архитектура формировалась струями самой воды». Фонтан по проекту Мельникова осуществлён не был, но в середине 1930−х годов на том же месте был сооружён иной по характеру фонтан архитектора А.В. Власова. В парке появились: Ленинская площадь, аттракционы, «Детский городок, малый и большой театры и т.д. В новом здании Центра современной культуры «Гараж» в ПКиО им. Горького представлен проект – выставка «Временная архитектура Парка Горького: от Мельникова до Бана». Идея этой экспозиции:  раскрыть историю временных архитектурных сооружений на территории парка с момента их возникновения и развитие этого направления в советской архитектуре. Кроме того, отдельное внимание уделено временной архитектуре наших дней и влиянию архитектуры эпохи авангарда на современных авторов.
Дом культуры завода «Каучук» (ул. Плющиха, д. 64, оформляет участок при пересечении Плющихи и 2-гоТруженикова переулка) построен архитектором в 1927г. в жилом микрорайоне рабочих того же завода, памятник архитектуры конструктивизма. ДК для химиков завода  был составлен из нескольких простых геометрических объёмов, динамически развёрнутых в угловом пространстве участка. Его главную диагональную ось фиксирует отдельно выделенный компактный цилиндрический вестибюль главного входа с охватывающими его дугами лестниц, за которым вырастает доминирующий массив зрительного зала с проходными коридорами-фойе, получивший форму четверти цилиндра. Боковые прямоугольные корпуса примыкают к Плющихе и Труженикову переулку. С 1981 года здесь располагался московский театр «Сфера», но в конце 1984 года театр переехал в сад «Эрмитаж». И сейчас в здании располагается «Арт-центр на Плющихе» Академии российского искусства, где проходят концерты, спектакли и выставки.
Дом культуры имени И.В. Русакова — здание рабочего клуба на пересечении улиц Стромынка и Бабаевская, построенное в 1927-1929гг. для работников Союза коммунальников по проекту К.Мельникова. Дом культуры получил название в память участника революционного движения и одного из руководителей Сокольнической организации большевистской партии И.В. Русакова. Неординарный облик зданию ДК им. Русакова придают выведенные наружу нависающие над улицей объемы амфитеатров трех аудиторий. Здание отличается уникальной пространственной композицией и новаторскими конструктивными решениями — передвижными стенами, позволяющими менять внутреннее пространство: объединять в один шесть залов. Стены, весом более 4 тонн приводились в движение электромоторами. В трех залах стены разделялись пополам, и нижняя часть опускалась, а верхняя — поднималась. В 2005 году Центральный банк РФ тиражом 10 000 штук выпустил серебряную памятную монету «Дом культуры имени И.В. Русакова» номиналом 3 рубля. Сейчас здание Дома Культуры передано театру Роману Виктюка. Но спектакли уже несколько лет идут на других площадках из-за постоянно откладываемой реконструкции дома. Реставрационные работы должны вернуть зданию ДК тот вид, который оно имело сразу после постройки.
Клуб фабрики «Буревестник» – здание клуба на 3-й Рыбинской, д 17, стр. 1 (бывшей Огородной) улице. Построено в 1928—1930 годах по заказу Московского губернского отдела Союза кожевенников для рабочих обувной фабрики «Буревестник». Небольшой клуб расположен на длинном и узком участке земли. Он состоит из длинного прямоугольного корпуса со зрительным залом на 700 мест и застеклённой башни с небольшими залами для различных культурных мероприятий. В 2002 году здание клуба было передано спортивно-оздоровительному комплексу «Татами-клуб» и было отреставрировано на его средства. Несмотря на несколько спорных решений (подверглась переделке уникальная система вентиляции; зрительный зал второго этажа превращен в дискотеку; увеличена высота окон в фойе) внешний облик и общий дух мельниковской постройки сохранён. В настоящее время здание выкуплено Фондом содействия сохранению русского наследия «Русский авангард». В планах фонда — создание на базе клуба «Буревестник» Международного центра архитектуры (МЦА).
Бахметьевский гараж (ул. Образцова, владение 19 А, до 1949г. – Бахметьевская улица) – здание бывшего  гаража для английских автобусов фирмы «Лейланд», знаменитый шедевр конструктивизма  создали в  1926-27гг.  два радикальных мыслителя ХХ века: авангардист Константин Мельников и «русский Эйфель» Владимир Шухов. Памятник архитектуры советского  авангарда стоит в ряду оригинальных построек 20-х годов XX века,  отличающихся уникальной пространственной композицией и ярким художественным образом.  В  архитектурный комплекс Бахметьевского автобусного парка, помимо здания гаража, входили  административный корпус и здание авторемонтных мастерских, которые также были  признанные объектами культурного наследия. Необыкновенная косоугольная форма  строения появилась как следствие планировочного решения — архитектор разработал оригинальный принцип размещения машин в один ряд под углом друг к другу, что позволяло заезжать без использования заднего хода и специального персонала. Подчиненная утилитарным целям форма здания приобрела замечательное оформление: Мельников спроектировал разные архитектурные решения для всех четырех фасадов, создал 6 центральных въездов-порталов, торжественно обозначенных римскими цифрами, даже разработал уникальный шрифт для надписи на портике здания. Для решения внутреннего пространства он обратился к выдающемуся инженеру Владимиру Георгиевичу Шухову. Металлические конструкции Бахметьевского гаража — одна из последних крупных работ гениального русского инженера. Перекрывая монументальный объем, Шухов создал трехнефное пространство с помощью 18 тонких колонн и минимума металлических конструкций, несущих крышу гаража. Здание автобусного парка приобрело оттенок культового, сакрального сооружения, нового «советского храма». Пространство гаража  колоссально: 8 500 квадратных метров. Однако, как многие шедевры авангардной мысли, это здание не было по достоинству оценено следующим поколением. К концу ХХ века Бахметьевский гараж был на грани исчезновения. От былого величия не осталось и следа — не было ни стен, ни кровли. В 2002 году началась реконструкция здания. Ее осуществил архитектор Алексей Воронцов, который приложил максимум усилий для возрождения прежнего образа шедевра. «Мы не должны забывать, что являемся только учениками таких мастеров, как Константин Мельников и Владимир Шухов» — говорил Алексей Воронцов. Благодаря его бережному отношению к архитектурной истории Бахметьевский гараж получил вторую жизнь, сначала  в качестве Центра современной культуры «Гараж», а затем здесь с 2012г. разместился Еврейский музей и Центр толерантности. 
Гараж Интуриста — многоэтажное здание расположено  в районе Марьиной рощи, ул. Сущёвский Вал, 33; построено в 1934г. для автомобилей ВАО «Интурист»;  является памятником архитектуры советского авангарда. Разработка проекта гаража была поручена Архитектурно-проектной мастерской Моссовета № 7, возглавляемой К.С. Мельниковым. Рабочие чертежи здания выполнены архитектором мастерской В.И. Курочкиным. Это было типичное конструктивистское  промышленное сооружение с плоскими обильно остеклёнными фасадами. Уже на последнем этапе к проектированию подключился сам К. С. Мельников, который, не затрагивая общую объёмно-пространственную композицию и планировку здания, резко изменил композицию фасадов гаража, введя в них образность, пластику и динамику. Главный фасад гаража Интуриста, также как и большинство других построек К. С. Мельникова, был задуман как единая образная композиция различных геометрических фигур, принимающих формы круга, трапеции и прямоугольника. Фасад гаража был трактован архитектором как экран, в центре которого (в специальной круглой «витрине») непрерывно мелькают проезжающие по внутреннему спиральному пандусу автомобили. В проекте гаража Интуриста, как и в  ряде других построек  (пространственная композиция Бахметьевского гаража, косо направленные консоли ДК им. Русакова, планировка Ново-Сухаревского рынка),  используется любимый прием  диагонали. Она берёт на себя роль композиционной доминанты фасада: начинаясь от низа огромного круглого окна, прорезает весь главный фасад, огибая здание слева и рисуя на нём знак бесконечности. «Путь туриста изображён бесконечностью, - писал Мельников, - начиная его с размаха кривой и направляя его быстрым темпом вверх в пространство». За время своего существования здание неоднократно перестраивалось. В 1990г., в связи со 100-летием со дня рождения Мельникова, гараж Интуриста включён в Список объектов культурного наследия Москвы. В настоящее время здание гаража занимает Автотранспортная служба Управления материально-технического обеспечения ФСБ РФ.
«Гараж Госплана»  (р-н Лефортово ЮВАО, ул. Авиамоторная, д. 63, стр. 1). Построен в 1936г. в соавторстве с архитектором В. И. Курочкиным для автомобилей Госплана СССР (в момент строительства — Государственная плановая комиссия при Совнаркоме СССР). Как и в возведенном двумя годами ранее гараже Интуриста, рабочие чертежи здания были выполнены В. И. Курочкиным — архитектором архитектурно-проектной мастерской Моссовета № 7, возглавляемой К. С. Мельниковым. В отличие от Бахметьевского гаража и гаража на Новорязанской улице, целиком выполненных по проекту К. С. Мельникова, гараж Госплана требовал лишь «архитектурного оформления» фасадов для спроектированных инженерами-технологами типовых объёмно-конструктивных решений. «Технологической сути я почти не касался, вспоминал в 1965г. Константин Мельников, - предоставив вести это, а также  и разработку чертежей своему весьма исполнительному сподвижнику архитектору В.И. Курочкину, занявшись сам рисовкой архитектуры внешних форм».
Основным конструктивным элементом одноэтажного помещения для машин является огромное круглое окно, которое выходит на Авиамоторную улицу. Фасад четырехэтажного корпуса автомастерских оформлен вертикальными каннелюрам (длинными желобками).  В 1995г. на территорию гаража и на соседние с ним участки был переведён 8-й таксомоторный парк г. Москвы. В 1995г. парк был преобразован в ОАО «Легавтотранссервис-8». В настоящее время таксомоторная компания работает под маркой «Старое доброе такси» и выполняет услуги по перевозке пассажиров и ремонту автомашин отечественного производства. В 1990г., в связи со 100-летием со дня рождения К.С. Мельникова, гараж Госплана включён в Список объектов культурного наследия Москвы регионального значения. Этот гараж завершает серию построенных за десятилетие гаражей, ни один из которых не повторяет другой, но имеет ярко выраженный творческий почерк.
Дом Мельникова — место для сна и черчения. Параллельно с клубами Мельников строил (1927—29) в центре Москвы в переулке на Арбате свой дом-мастерскую, о котором спорили так же много, как о клубе имени Русакова. Официальный адрес дома: Кривоарбатский переулок, 10. Очень «странный дом» выглядит так, будто в нем живут инопланетяне или огромные пчелы: ведь все стены дома испещрены отверстиями, похожими на большущие пчелиные соты. Уже много-много лет его называют просто «дом Мельникова». Архитектор Константин Мельников создал это чудо-жилище 85 лет назад. И если оно и до сих пор выглядит просто удивительно, то трудно даже представить, как захватывало дыхание у тех, кто видел здание в свежеотстроенном виде. Когда Мельникова спрашивали, как ему удалось придумать такое, архитектор отвечал просто: «Наверное, это потому, что я никогда не мог проектировать то, что наводит скуку». При этом неинтересным и скучным ему казалось все, что напоминало уже когда-либо виденное. Неудивительно, что и дом получился такой футуристичный. Дом особенен в целом и в деталях: два равных по диаметру, но разновысоких цилиндрических объема стоят по отношению к улице «в затылок», на треть врезаясь друг в друга. Передний раскрыт на улицу гигантским окном второго этажа, задний почти равномерно по всей поверхности прорезан вертикальными шестиугольниками многочисленных небольших окон.  Окна в виде пчелиных сот сделаны не просто для красоты. Таким хитрым способом архитектор добился того, что в доме весь день, как в лесу, бродят солнечные пятна. Благодаря этому ноу-хау в доме очень удобно чертить и рисовать: круглые сутки рука, держащая карандаш, не отбрасывает на бумагу тени. Количество помещений внутри дома и их общая площадь не так уж велики. Дом Мельникова необычен не величиной, а сочетанием совершенно разных по форме размеров, характеру освещения помещений. Здесь создан особый пространственный мир. Попавшему сюда человеку вдруг раскрывается, сколь чудесными и постоянно изменчивыми качествами может обладать окружающее его сложное жилое пространство. «Странный» снаружи, дом оказывается внутри еще более необычным, особенным. Каждый, кто приходил туда в гости, отмечал, что внутри всегда царила праздничная атмосфера: пространство, наполненное мягким рассеянным светом, дарило ощущение необыкновенного психологического комфорта и творческого вдохновения. В этом доме были круглые стены. И у каждого из двух детей архитектора было по собственной комнате в виде огороженного сектора круга. Константин Мельников уделял сну особое внимание. Он считал, что сном можно вылечить любую, даже самую тяжелую болезнь. И даже придумывал проекты, согласно которым рабочие в цехах должны были обязательно спать среди рабочего дня. Именно поэтому в его спальне нет ничего, кроме вмонтированных в пол кроватей. Здесь нельзя читать, двигать мебель, включать свет. В этой комнате, единственной во всем доме, царит полумрак. Зато по утрам, когда домочадцы просыпались, они порой не могли понять, где находятся. Пол, стены, потолок — все вокруг было золотистого цвета, и казалось, что кровати парят в воздухе. Собственный дом стал для архитектора Мельникова еще одним своеобразным творческим экспериментом, который он выполнил с   исключительным 
профессиональным блеском. 
Свою работу о Константине Степановиче Мельникове я хочу закончить   его же словами, которые, как нельзя лучше, характеризуют творчество архитектора:  «Чтобы быть архитектором, и чтобы им быть по-настоящему, нужно не только красиво рисовать, но и красиво чувствовать, красиво думать, красиво жить и работать»  и  еще «Искусство там, где проявлено творчество,  и истинно красивое только то, что создано талантом». Для Мельникова важнейшим качеством любого архитектурного здания была его художественная неповторимость.  И  мне было  чрезвычайно интересно, выполняя проект,   познакомиться с некоторыми местами  нашего города, связанными с именем  архитектора Мельникова.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Список иллюстраций:
1. Архитектор Константин Мельников
2. В Парке культуры и отдыха  им. Горького
3. Центр современного искусства « Гараж»  в ПКиО»  им. Горького
4. Дом культуры завода «Каучук»
5. Дом культуры имени И.В. Русакова 
6-9. Комплекс бывшего Бахметьевского гаража,  в настоящее время здание  
Еврейского  музея  и Центра  толерантности
10-11.   Гараж Госплана
12. Гараж Интуриста
13-17. Дом-мастерская  архитектора Константина Мельникова

Источники

Архитектура авангарда. Вторая половина 1920-х — первая половина 1930-х годов: Справочник-путеводитель. – М.: изд. С.Э.Гордеев, 2011. Архитектура Москвы 1920-1960. Путеводитель. – М.: Жираф,  2006. Мельников К.С. Архитектура моей жизни: Творческая концепция. Творческая практика / А. Стригалёв, И. Коккинаки. — М.: Искусство, 1985.  Мельников К.С. Рисунки и проекты: Каталог выставки. — М.: Советский художник, 1989.  Стригалёв  А. А. Константин Степанович Мельников. — М.: Искусство, 1985.  Хан-Магомедов С. О. Константин Мельников. — М.: Архитектура-С, 2006.  Хан-Магомедов С.О. Архитектура советского авангарда. – М.: Стройиздат, 1996.  Электронные ресурсы

Автор статьи
Шушканов Данила Александрович, ГБОУ Школа № 2090, 10