ENG

Рублёв Андрей

Юго-Восточный

Андрей Рублёв

  Андрей Рублёв (около 1360-70-х годов - октябрь 1428, Москва; погребён в Спасо-Андрониковом монастыре) – наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. В 1988 г. канонизирован  Русской православной церковью в лике преподобного. Кисти святого Андрея Рублева принадлежит знаменитый чудотворный образ Пресвятой Троицы, который до сих пор является непревзойденным образцом в иконописании. Преподобный  Андрей Рублев расписывал Благовещенский собор в Московском Кремле, иконостас и сам Успенский собор в г. Владимире (1408 г.), написал Владимирскую икону Богоматери для Успенского собора в г. Владимире; написал иконостас и расписал стены Успенского собора в Звенигороде (конец XIV – начало XV вв.); деисусный чин в иконостасе собора Рождества Пресвятой Богородицы Савва-Сторожевского монастыря; расписал стены и выполнил иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры и др.
  Биографические сведения о Рублёве крайне скудны и содержит мало достоверных фактов. Так   в многообразных источниках  указывается  разная  дата рождения. Скорее всего,  он родился в Московском княжестве (по другим сведениям – в Новгороде) около 1360-1370 гг., воспитывался в семье потомственных иконописцев. Принял монашеский постриг в Троице-Сергиевом монастыре при Никоне Радонежском (по другой гипотезе, в Спасо-Андрониковом монастыре при игумене Андронике). Андрей – это монашеское имя живописца; мирское имя неизвестно (скорее всего, по тогдашней традиции, оно тоже начиналось на «А»). Сохранилась икона, подписанная «Андрей Иванов сын Рублёв»; она поздняя и подпись явно поддельная, но, возможно, является косвенным свидетельством того, что отца художника действительно звали Иваном.
  Творчество Рублёва сложилось на почве художественных традиций Московского княжества; он был хорошо знаком также с византийским и южнославянским художественным опытом. Первое упоминание об Андрее в летописи появилось только в 1405 году, свидетельствующее о том, что Феофаном Греком, Прохором-старцем и чернецом Андреем Рублёвым был расписан Благовещенский собор в Московском кремле. Видимо, к 1405 году Андрей основательно преуспел в своём мастерстве иконописи, если монаху к тому же поручили вместе с Феофаном Греком и такую ответственную работу – создание  иконостаса, чрезвычайно важной детали внутреннего убранства храма.  Второй раз в летописи об Андрее упоминается в 1408 году, когда он делал росписи с Даниилом Чёрным  и другими мастерами в Успенском соборе во Владимире (роспись сохранилась частично) и создал иконы для его монументального трёхъярусного иконостаса, ставшего важным этапом формирования системы высокого русского иконостаса. Из фресок Рублёва в Успенском соборе наиболее значительна композиция «Страшный суд», где традиционно грозная сцена превратилась в светлый праздник торжества справедливости, утверждающий духовную ценность человека. Работы Рублёва во Владимире свидетельствуют, что уже в это время он был зрелым мастером, стоявшим во главе созданной им школы живописи. Прошло всего 3 года, а у Андрея уже появились помощники и ученики. Все тянулись к нему, потому что к тому времени у Андрея уже полностью сформировался свой индивидуальный, настоящий русский стиль. В 1420-х годах Андрей с Даниилом Чёрным руководил работами в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря. В конце XIV — начале XV веков (по другим исследованиям, около 1412г., или 1425-1427гг.) Рублёв создал свой шедевр — икону «Живоначальная Троица» (ф.2, находится в Государственной Третьяковской галерее, Лаврушинский переулок, 10, зал 60), на сюжет  «гостеприимство Авраама». Традиционный библейский сюжет Рублёв наполнил глубоким не только богословским, но и поэтическим, философским содержанием. Отойдя от традиционных канонов, поместил в центре композиции единственную чашу (символизирующую жертвенную смерть), а ее очертания повторил в контурах боковых ангелов. Центральный (символизирующий Христа) ангел занял место жертвы и выделен выразительным контрастом пятен темно-вишневого и голубого цветов, оркестрованным изысканным сочетанием золотистых охр с нежным «голубцом» и зеленью. Вписанная в круг композиция пронизана глубокими круговыми ритмами, подчиняющими себе все линии контуров, согласованность которых производит почти музыкальный эффект.
  На формирование мировоззрения Рублёва большое влияние оказала атмосфера национального подъёма 2-й половины XIV — начала XV веков, для которого характерен глубокий интерес к нравственным и духовным проблемам. В своих произведениях в рамках средневековой иконографии Рублёв воплотил новое, возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека. Эти качества присущи иконам Звенигородского чина («Спас» (ф.3), «Апостол Павел» (ф.4), «Архангел Михаил» (ф.5), все  относят к одному периоду: рубежу XIV-XV веков, по другим исследованиям, 10-е годы XV века,  все работы в Третьяковской  галерее), где лаконичные плавные контуры, широкая манера письма близки приёмам монументальной живописи.
  В  последние годы жизни (1427-1428) Андрей Рублев работал над росписями древнейшего из сохранившихся московских храмов – Спасского сбора Андроникова монастыря в Москве (ф. 6, Андроньевская площадь, д.10), где  скончался во время морового поветрия 17 октября 1428 года и здесь же был погребен. Некрополь монастыря не сохранился, разорен в 1927г. В 1947г. в год празднования 800-летия Москвы в Андрониковом монастыре,  на волне послевоенного патриотического подъема, был учрежден заповедник. С 1959г. на территории монастыря стал действовать Музей имени Андрея Рублева, демонстрирующий искусство его эпохи, а с 1985 года музейный комплекс получил нынешнее официальное название -  Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.  Большая часть постоянной экспозиции музея развернута в архитектурном комплексе ярусной церкви Архангела Михаила, построенной в 1694—1739гг.  в  стиле московского барокко (ф.7-9). В нее включены самые значительные произведения музейной коллекции, дающие целостное представление об истории и развитии русской иконописи с XII до начала XVIII столетия. В коллекции икон   музея - шедевры художников круга преподобных  Андрея Рублева и Дионисия, мастерской митрополита Макария и Иоанна Грозного, иконописцев Оружейной палаты. 1985 год был ознаменован  еще одним событием:  в небольшом сквере перед главным входом в ЦМиАР  был открыт памятник великому иконописцу Андрею Рублеву работы скульптора Олега Константиновича Комова (ф.10,11). С 1989г. сектором церковной археологии ЦМиАР под научным руководством О. Г. Ульянова проводились археологические исследования, в результате которых в 1993г. обнаружен древний престол Спасского собора и мощи. В августе  2010 года в дни празднования 650-летия Спасо-Андроникова монастыря на предполагаемом месте захоронения  Андрея Рублева был установлен памятный знак  скульптора В.А. Суровцева (ф.12). В 2011года  в парке, прилегающем к стенам Музея им. А. Рублева, возведена памятная Часовня в честь «Святой Троице» Андрея Рублева. Ее открытие состоялось в  сентябре, в день Рождества Пресвятой Богородицы. Ротонда-часовня   построена из мрамора, гранита и современных композитных материалов, сооружена всего за 20 дней на пожертвования горожан и средства Фонда имени преподобного Андрея Рублёва по благословлению Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла. Автором проекта сооружения является Евгений Владимирович  Катышев, профессор МАРХИ, художник и архитектор Данилова монастыря. Главное украшение часовни - мозаичная копия образа Святой Троицы Рублёва, которая была создана из драгоценных камней по старинной флорентийской технологии итальянским художником и  мастером мозаики -  Марио Антонуччи. Сюда съезжаются москвичи и гости столицы, желающие поклониться иконе и ощутить на себе целебные свойства святыни (ф. 13, Андроньевская площадь, д.10)
  Иконописцем Андреем Рублёвым были заложены основы  московской школы живописи вплоть до Дионисия. Для  его работ были характерны тонкие красочные сочетания, в отличие от резких цветовых контрастов, присущих иконам Новгорода, и певучая плавность линий, без ярко выраженного драматического оттенка. Все эти качества прослеживаются и в дальнейших работах  иконописцев московской школы. Творчество Рублева оказало огромное влияние не только на становление московской иконописи, но и на все русское искусство иконописи, так именно оно определило в XV веке расцвет национальной школы русской живописи, оригинальной по отношению к Византии. Общевизантийские черты стиля  живописец видоизменяет, ибо идеальные классические формы, привычные для греческих мастеров с античных времен, не являются для него самостоятельной ценностью. Кроме того, качествам, свойственным византийскому искусству, живописец сообщает черты, уже характерные для русского искусства конца XIV – начала XV веков: линии становятся певучими, ритмы - музыкальными, повороты фигур и наклоны голов – мягкими, одеяния – воздушными, красочная гамма – светлой и нежной.
  Работы Андрея Рублева принадлежат к высшим достижениям русского и мирового духовного искусства, воплотившего возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека Святой Руси. На Стоглавом соборе (1551г.) иконопись Рублева была провозглашена образцом для подражания: прямо было ведено «писати живописцем иконы с древних образов, как греческий живописцы писали, и как писал Андрей Рублев и протчии пресловутый живописцы». Искусствовед М.В. Алпатов писал: «Искусство Рублева – это, прежде всего, искусство больших мыслей, глубоких чувств, сжатое рамками лаконичных образов-символов, искусство большого духовного содержания», «Андрей Рублев возродил античные принципы композиции, ритма, пропорций, гармонии, опираясь в основном на свою художественную интуицию». В основе творчества Андрея Рублёва лежит философская концепция, лишенная мрачной безысходности и трагизма, она строится на добре и красоте, гармонии духовного и материального начал. Лейтмотив творчества великого живописца – это душевное согласие, чувство любви. Рублев был гениальным колористом. Краски его предельно светоносны, и фигуры на иконах как будто преображены мягким сиянием, цветовая гамма изыскана и неповторима. Он также стал создателем иконостаса. Ряды иконостаса, сформированные им, стали подниматься на алтарных преградах во всех русских храмах с XV века. Следовательно, личность и творчество Андрея Рублева оказали существенное влияние на историю русской иконописи, оставив особый след в отечественной истории. Русская иконопись сложилась как особое неповторимое искусство, отличное от всего остального, и в этом заслуга Андрея Рублева.  Имя великого художника Андрея Рублева навсегда вписано в страницы отечественной и мировой истории.

Источники

1)Все музеи Москвы: Справочник-путеводитель. – М.: Мир музея, 1997.  2)Грицак Е. Н. Мир Рублёва. – М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2006.  3)    Клокова Г.С. Русская иконопись. — М.: Новости, 1991.  4) Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. – М.: Знание, 1996.  5)Салтыков А.А. Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублёва.  Изд. 2-е. – Л.: Художник РСФСР, 1989.  6)Официальный  сайт Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rublev-museum.ru/  7)Сайт Андрей Рублев  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://andrey-rublev.ru/

Автор статьи
Енокян Лилит Араевна, ГБОУ Школа № 2090, 10 "Б"