ENG

Гусев Николай Владимирович

Южный

Гусев Николай Владимирович
(24.11.1921—11.02.1995)

Мой прадедушка, Гусев Николай Владимирович в 1941 году, в самом начале войны, ушел добровольцем на фронт.
В том же 1941-м закончил Волчанскую Военную школу авиамехаников Харьковского Военного округа. Получил специальность авиамеханика и был направлен для прохождения службы в 116-й истребительный авиационный полк, который был сформирован на подмосковных аэродромах «Раменское» и «Клин» в начале сентября 1941 года в составе двух эскадрилий. На вооружении имел истребители МиГ-3 и И-16.
12 сентября полк прибыл на Ленинградский фронт. А уже через пять дней, 17 сентября, за проявленное мужество всему личному составу полка была объявлена благодарность, а 19 представителей летно-технического состава были награждены орденами и медалями, в числе которых был и Николай Гусев.
На каких только фронтах не воевал полк: Московском, Ленинградском, Сталинградском, Донском, Центральном, Белорусском…
Приказом Народного Комиссариата Обороны СССР № 266 от 03.09.43 г. преобразован в 116-й гвардейский истребительный авиационный полк (гиап) и за успешные действия и массовый героизм летного состава награжден орденом Красного Знамени.
16 января 1945 года за особые отличия при овладении городом Радом полку было присвоено почетное наименование Радомского.
И теперь гвардии старшина Николай Гусев служил в 116-м гвардейском истребительном авиационном Радомском Краснознаменном полку.
Всего за время войны летчики полка участвовали в 519 воздушных боях, из них в 194 групповых, сбили 316 самолетов противника.
За это время полк потерял 62 летчика и 105 самолетов.
Гвардии старшина Николай Гусев был награжден медалями «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и орденом «Отечественной войны II степени».
Вся его послевоенная жизнь была также связана с авиацией. До самой пенсии он работал борт-механиком на Летно-испытательной станции (ЛИС) завода им. Сухого (причем там, где в 1941-м формировался 116-й полк). Именно здесь проходила испытания новейшая и мощнейшая авиационная техника. За успехи в труде был награжден медалью «За трудовую доблесть». Уже будучи пенсионером, до 70 лет работал диспетчером на этом же аэродроме.

А это история, записанная со слов Николая Владимировича, – то, что он рассказывал своим внукам.

Это случилось 8 мая 1945 года, под самым Берлином. В душе каждый уже праздновал Великую Победу, хотя официально о ней еще не было объявлено. Но сердце пело: «Закончилась война!» А кругом весна!
На аэродроме нас было человек 20 – механики, обслуживающий персонал, летчики, прилетевшие заправить и зарядить машины. Хотя и понятно, что домой еще не скоро, но настроение у всех радостное. Вдруг видим – колонна немцев. Откуда они здесь?! Залегли, стали отстреливаться. Думаем: повернут. А они все прут и прут.
Пришлось задрать хвосты самолетам (там пулеметы размещены), и стали бить из них. Сколько времени прошло, точно не скажу, но знаю – несколько часов. Гибнут друзья, стонут раненые, а фашисты все лезут и лезут! Наконец подоспели наши! Фашисты были окружены и взяты в плен. Оказывается, они пробивались к американцам, чтобы не попасть в плен к советским войскам, – это был их последний шанс.
Потом выяснилось: фашисты и представить себе не могли, что так отбивалась и в результате остановила их всего лишь горстка советских воинов.
…А мы и знать не знали, что немцев было аж пять тысяч...


Автор статьи
Дзансолов Станислав, ГБОУ СОШ № 1623, 6 а