ENG

Большой Харитоньевский переулок

Северо-Восточный

Большой Харитоньевский переулок
      Побродив по Басманному району Центрального округа Москвы, можно выйти с Чистопрудного бульвара на Большой Харитоньевский переулок. Он уютно расположился между «Бульварным ожерельем» и Садовым Кольцом.  Протяженность этого переулка больше сравнима с длиной улицы и составляет 717 метров. Он проходит от Чистопрудного бульвара до Садовой-Черногрязской улицы, южнее Мясницкой. К Большому Харитоньевскому переулку примыкают с нечетной (северной) стороны Гусятников, Малый Харитоньевский, Большой Козловский переулки, с четной (южной) стороны улица Жуковского, улица Чаплыгина и Малый Козловский переулок. Некогда этот переулок был частью Огородной слободы. По переписи 1679 года здесь находилось 373 двора, которые принадлежали непосредственно огородникам, а также участки прочего люда.
     Нынешнее название переулок получил по названию храма Харитония Исповедника  в Огородниках, стоявшей на пересечении Большого и Малого Харитоньевских переулков, располагавшегося здесь, в XVIII веке, причем так назвалась только часть улицы от Белого города до церкви. На местности находилось три церковных прихода - Харитония Исповедника (центральный), Трех Святителей, а также Николы в Мясниках. Другая часть улицы называлась Хомутовкой по имени владельца участка на углу с современным Садовым кольцом. В XIX веке весь переулок получил название Харитоньевский. При Петре Первом здесь располагался парадный выезд из Москвы, по Мясницкой улице, и территория стала престижным местом, где стали селиться представители знатных родов. Первыми здесь поселились Юсуповы. Потом этот регион заселила и прочая знать данной эпохи. Сейчас основную долю построек переулка составляют дома XIX – начала XX веков.
    Пройдемся по Харитоньевскому переулку. Он интересен в первую очередь тем, что здесь некоторое время, в самом юном возрасте, жил Александр Сергеевич Пушкин. Семья будущего поэта арендовала дом, принадлежащий  поручику П.М. Волкову (на месте дома №2). До возведения нынешнего строения (построено в советское время - в 1960 году), на этом месте стоял типичный для города Москвы дворянский особняк, построенный в классическом стиле. Именно его, в период с 1800 по 1801 годы,  снимал отец великого поэта - Сергей Львович. Заселился он сюда вместе с семьей и прислугой, которой было то всего 6 человек - достаточно скромно для людей его чина той поры. Дом был относительно небольшим - всего 35 квадратных саженей (166 м2), а потому, после рождения брата Александра Сергеевича - Николая, семья была вынуждена перебраться в дом №24 (деревянном флигеле дома Юсупова) по этому же переулку. То Трехлетнего малыша, будущего великого поэта, водили, гулять в «Юсупов сад». В стихотворении «В начале жизни школу помню я» А. С. Пушкин посвятил этому саду несколько строк:

...И часто я украдкой убегал
В великолепный мрак чужого сада,
Под свод искусственный порфирных скал.
Там нежила меня дерев прохлада;
Любил я светлых вод и листьев шум,
И белые в тени дерев кумиры,
И в ликах их печать недвижных дум...
Следующим известным владельцем дома в период с 1894 по 1914 годы была «потомственный почетный гражданин» Мария Алексеевна Елагина. К сожалению, после Октябрьской революции здание особняка постепенно превратилось в развалины, и было принято решение его, просто-напросто, снести. В дальнейшем  семья А.С.Пушкина в 1803-1807 гг. перебралась  в дом графа Санти (на месте дома №8), а в 1808 г. - в дом князя Одоевского на углу Малого Козловского переулка. Все упомянутые дома сгорели в 1812 г. Неподалеку жила и бабушка Пушкина. Улица нашла свое отражение в творчестве поэта. Большой Харитоньевский упоминается в Евгении Онегине. В поэме есть строки, где описывается дом на углу Большого и Малого Харитоньевских переулков. Здесь еще недавно  стоял одноэтажный деревянный домик. Этот домик называли «Ларинским», предполагая, что именно его имел в виду Пушкин, описывая приезд Татьяны Лариной в Москву:

В сей утомительной прогулке
Проходит час-другой, и вот
У Харитонья в переулке
Возок пред домом у ворот
Остановился. К старой тетке,
Четвертый год больной в чахотке,
Они приехали...
Некоторое время этот дом принадлежал автору сказки «Конек-Горбунок» П.П.Ершову. А сейчас на его месте сквер.
    Дом Мясоедова-Тестова на углу Харитоньевского и Гусятникова переулков построили в 1910 году по заказу ресторатора И.И. Тестова. Проект выполнил известный архитектор Ольгерд Густавович Пиотрович. Как и другие строения зодчего, здание богато декорировано лепными украшениями. Отличительная особенность - это декоративно оформленная горизонтальная тяга со спиральными завитками, расположенная между третьим и четвертым этажами, и подчеркивающая принадлежность к стилю московского ампира. Хозяин - Иван Иванович Тестов - являлся «почетным потомственным гражданином» и входил в правление Торгового дома «И.Я. Тестова сыновья». Как и его родные братья - Николай и Сергей, владевшие рестораном на расположенной в центре Москвы Театральной площади, также занимался успешно ресторанным бизнесом.
     Еще в XIX столетии на месте нынешнего дома Тестова стояло здание, принадлежавшее Михаилу Васильевичу Мясоедову, имевшего звание коллежского советника. История его дома была связана с именем поэта Евгения Абрамовича Баратынского, который поселился в нем в 1825 году при выходе в отставку. В 1826 году в доме Мясоедова после отставки поселился поэт Баратынский. Некоторое время в этом здании располагался банк «Союз», потом его сменил «Орловский социальный банк», а сейчас в здании находится офис «Маст-Банка». Также там располагается магазин для художников и дизайнеров «Триколор».
     Следующее здание, на которое стоит обратить внимание, – здание городской поликлиники №7 по адресу Большой Харитоньевский, дом 8. Это один из пушкинских адресов Москвы. Здесь располагался дом графа Петра Львовича Санти, где с 1803 по 1807 годы жила семья Пушкиных. В 1881 году здесь открыли бесплатную военную лечебницу для бедных в честь 25-летия царствования Александра Второго. В 1891 году построили существующее и ныне красно-белое здание. Первоначально дом был двухэтажным, два этажа и пристройка с голыми стенами появились лишь в конце 1950-х годов.
         Идя дальше по нечетной стороне переулка, мы увидим в глубине за деревьями белое здание, полускрытое забором. Это Палаты Ратманова, расположенные по адресу Большой Харитоньевский переулок, дом 17. Палаты дьяка Андреяна Ратманова построены в конце XVII-го века. Во второй половине XVIII века палаты были перестроены под особняк в классическом стиле с двумя флигелями, и его владельцем стал И. Б. Козловский. В 1800-1830 годах особняком владел полковник Василий Сухово - Кобылин. Здесь провел детство и его сын, будущий драматург Александр Сухово - Кобылин. В 1960-е годы палатам был возвращен первоначальный облик, было пристроено крыльцо. Сейчас в здании находится некоммерческий фонд поддержки книгоиздания, образования и новых информационных технологий «Пушкинская библиотека».
       Дальше по улице мы можем увидеть главный дом усадьбы А. В. Прокофьева по адресу Большой Харитоньевский переулок, дом 19. Дом перестраивался в 1791 и 1880 годах, а в 1895 г. - был отреставрирован. С 1910 по 1914 года этот дом принадлежал дворянину Георгию Ковальциг.
     Именно на этой улице находится своеобразное архитектурное чудо Москвы: дворец Волковых-Юсуповых - одна из самых старых гражданских построек, сохранившихся в историческом центре Москвы, – яркий архитектурный памятник XVII-XIX (Большой Харитоньевский переулок, дом 24). Считается, что дом Юсуповых строили мастера Постник и Барма, те самые, которые впоследствии создали собор Василия Блаженного на Красной площади. Правда это или вымысел, неизвестно. Вообще до XVIII в. история дворца относится исключительно к категории легенд. По одной из них, именно здесь в свое время располагался охотничий дворец Ивана Грозного. Впоследствии, построив свои красно-белые двухэтажные палаты в стиле московского барокко, хозяева их увековечили данную легенду в росписи потолка Охотничьего зала. Жильцами палат были не только князья Юсуповы, но и барон Шафиров, граф Толстой, обер-секретарь Волков. Однако именно при Юсуповых в палатах была проведена масштабная реставрация, в ходе которой к ним было пристроено выбивающееся из ансамбля своей цветовой гаммой крыльцо. Дворец получил во владение Григорий Дмитриевич Юсупов в 1727 году и с тех пор род Юсуповых владел им почти 200 лет.  Внешне палаты выглядят очень причудливо и необычно. Особенно привлекает внимание крыша с красно-белыми шашками, решетками и флюгерами. В архитектуре палат мы можем наблюдать ярусность, симметрию, характерные для стиля нарышкинского барокко, а также типичную красно-белую цветовую гамму. Почти все комнаты в палатах расписаны в русском стиле. На первом этаже дворца расположены Красный и Охотничий залы, на втором – Китайская комната, Тронный зал, Гербовая и Портретная комната, а также Столовая комната и Кабинет князя. Красный зал получил свое название по красному цвету потолка. Стены зала зеленого цвета, а потолок расписан диковинными цветами и оставляет впечатление перемещения во времени назад, в эпоху княжеской Руси. Охотничий зал расписан сюжетами из строительства дворца Иваном Грозным и сценами охоты. Поднявшись по расписанной в русском стиле лестнице со львами, держащими в лапах гербовые щиты, на второй этаж, мы попадем в Китайскую приемную, создание которой было данью моде XIX-го столетия. До сих пор на бирюзовом фоне  стен здесь можно увидеть изображения многочисленных драконов и слонов, более напоминающих кабанов или медведей, морских существ, диковинных цветов. Тронный зал (Парадная столовая палата) поражает своим богатством и великолепием. Он предназначался для торжественных приемов и, по свидетельству современников, по пышности убранства могла бы соперничать с кремлевскими царскими палатами: золоченая роспись, медальоны со знаками зодиака и фантастическими птицами, бронзовые двери, печь, облицованная голландскими изразцами XVIII-го века.  Основные цвета зала – все оттенки золотого, красный цвет потолка почти полностью скрыт росписью в близких к белому тонах. Основным украшением зала служат четыре огромных портрета русских царей. В следующей комнате, Гербовой, на зеленого цвета потолке помещены медальоны с изображением гербов всех родов, объединившихся с могущественным и богатым родом Юсуповых. После Гербовой комнаты мы попадаем в Портретную комнату. На сводах потолка, украшенных лепниной, можно увидеть портреты двенадцати представителей рода Юсуповых, начиная от родоначальника, ногайского хана Юсуф-Мурзы. В кабинете князя стены и потолок украшают росписи. На стенах росписи золотом на темно-красных стенах изображают различных диковинных зверей, символы древнего рода Юсуповых, близкого к императорской семье. На потолке же мы видим схему движения планет и расположения созвездий. Со второго этажа узкая крутая лестница ведет в домовую церковь Николая Чудотворца и великомученицы Татьяны. Сейчас церковь недействующая, алтаря там нет. Стены и своды покрыты фресками. Кованая ограда перед домом является копией ярославских решеток XVII века.
    Палаты Юсуповых стали известны после революции 1917 года в связи с обнаружением под парадной лестницей клада рода Юсуповых, спрятанного там Феликсом Юсуповым, последним из влиятельного рода. Сейчас палаты Волковых-Юсуповых являются музеем, в котором проводятся экскурсии. Для посетителей открыто несколько залов на 1-3 этажах. Здесь вы сможете познакомиться с историей возведения дворца, его владельцами, реставрациями, а также узнать много интересных фактов про нравы и быт светской Москвы прошлых столетий. Так что по сей день стоит в глубине старомосковского переулка заколдованный замок, в котором легко можно представить и спящую в хрустальном гробу царевну, и мрачного колдуна с разбитым сердцем. Всё зависит от того, какие сказки вы любили в детстве.
      С именем Юсуповых здесь связан и еще один адрес. Неподалеку, в доме 24, строение 1 по Большому Харитоньевскому переулку располагается бывшее здание театра, принадлежавшего Юсуповым, который уступал по своей значимости и популярности лишь Шереметевскому. В пользу этой версии говорит тот факт, что еще в 60-е годы прошлого столетия в расположенном на втором этаже зале проходили концерты оперных исполнителей.  Восторженными были отклики современников об Юсуповском театре. В их речи часто встречались выражения «невиданный» и «сказочный» при описании «… обширной залы, освещенной люстрой и окаймленной тройным поясом лож».
       После смерти сиятельного князя его сын и наследник продает здание в Большом Харитоньевском переулке, 24 казне под устройство здесь Работного дома, который в народе называли не иначе, как «Юсупов работный дом». Первое время это заведение все же использовали как дом призрения для нищего люда, причем принудительный, из-за того, что предложений для работы было достаточно мало и, таким образом, создатели несколько просчитались. Начиная с 1838 года Работный дом находился в ведении «Московского комитета по разбору дел о просящих милостыню». В 1877 году здесь открыли детское отделение, а для приюта в 1895 году возвели дополнительное двухэтажное строение прямо на углу с Малым Козловским переулком, 1. Городские власти все время боролись за повышение своеобразной «престижности» заведения, но даже из данных от 1913 года следует, что только 54% местных постояльцев проживали в доме на добровольной основе, а остальные находились здесь только на время исполнения принудительных работ.
      15 мая 1895 года С.Н. Горбова - потомственная почетная гражданка - обратилась в Московскую Думу с предложением о строительстве на собственные средства Дома трудолюбия для женщин. Городские власти просьбу удовлетворили и выделили участок на месте бывшего сада во владениях Юсупова по Большому Харитоньевскому переулку, дом 24. Каменное здание в два этажа спроектировал архитектор Иван Павлович Машков, а непосредственно строительными работами руководил зодчий Николай Иванович Якунин. Заведение было рассчитано на трудоустройство 100 работниц, для которых на втором этаже дома устроили две мастерские по пошиву белья. Первый этаж отвели под размещение служебных квартир, а также народной столовой, которую учредительница передала городу. На обед здесь подавали щи, кашу и хлеб, что обходилось посетителям в 5 копеек. Впрочем, здесь устраивались и бесплатные обеды на деньги частных благотворителей.
      После 1917 г. палаты, отобранные у владельцев, были заняты Военно-историческим музеем (с 1922 г.), потом тут короткое время находился чеховский музей, а с 1928 г. различные сельскохозяйственные учреждения, такие как Совхозный институт, Институт планирования и экономики, в последнее время - президиум ВАСХНИЛ (Всесоюзная Академия Сельскохозяйственных наук им. Ленина).  
      Архитектурный ансамбль современного переулка представлен в основном домами, построенными в конце XIX или начале XX века. Авторами проектов стали известные архитекторы Ольгерд Густавович Пиотрович, Валентин Евгеньевич Дубовской, Густав Августович  Гельрих, Иван Гаврилович Кондратенко, Максим Карлович Геппенер, Николай Иванович Якунин и многие другие. В Большом Харитоньевском переулке установлены памятник С.А.Чаплыгину (у дома № 9/12) и памятник Н.А.Некрасову (у дома № 13/9).
     Прогулка по Большому Харитоньевскому переулку обязательно оставит яркий след в вашей памяти. Обязательно загляните сюда и оцените всю прелесть этой части столицы.


Автор статьи
Татаринова Юлия Алексеевна, ГБОУ Школа № 1411, 10б