ENG

Государственный музей-усадьба «Остафьево» - «Русский Парнас».

Юго-Западный

"... Остафьево с его коллекциями и воспоминаниями, касающимися Карамзина, Жуковского, Пушкина, князей Вяземских, представляет собой, благодаря графу С.Д.Шереметеву, сплошной музей, имеющий всенародное значение". (Из протокола Императорского Петербургского Университета за 1914 год. )
  « Кругом, что ни шаг, то  воспоминания о когда то кипевшей здесь жизни, и  какие воспоминания! ».С.Д.Шереметьев.

    Государственный музей-усадьба «Остафьево» - «Русский Парнас» - уникальный памятник русской усадебной культуры XIX века, один из центров культурной жизни России. Ранее  подмосковная, обращенная в музей усадьба князя П.А. Вяземского и его потомков, в которой жил и работал над "Историей государства Российского" Н.М. Карамзин.  Неоднократно бывали в гостях А.С.Пушкин и  другие лучшие представители Золотого века русской истории, поэзии , литературы и  культуры. Поэты К.Н.Батюшков, В.А.Жуковский, В.Л.Пушкин - дядя великого поэта, А.И.Тургенев , Н.И.Новиков- писатель журналист и издатель, дружившие  с А.И.Вяземским, граф А.И.Мусин-Пушкин - государственный деятель, археограф, историк и коллекционер, прославившийся открытием и первой публикацией "Слова о полку Игореве", писатель М.М.Херасков, баснописец И.И.Дмитриев, историк М.П.Погодин, будущие декабристы В.К.Кюхельбекер, М.С.Лунин; Н.И.Тургенев, герой войны 1812 года, поэт Денис Давыдов, А.С.Грибоедов, Адам Мицкевич, Н.В.Гоголь и другие ключевые фигуры.  Именно Пушкин, по преданию, дал этому артистическому месту название «Русский Парнас».
    Первые упоминания о селе Остафьевском встречаются уже в документах времен Ивана Калиты. В документах начала XVII века местность, где расположена усадьба, указывается как «Климово, Нечаево тож». Свое нынешнее название она получила во второй половине XVIII века после присоединения ее к соседней деревне Остафьево.
         Среди владельцев усадьбы были представители известных российских фамилий: Ляпуновы, Львовы, Апраксины, Голицыны и выходцы из народной среды, компаньоны-фабриканты К.М.Матвеев и И.И.Сухарев, основавшие в Остафьеве в 1758 году суконную фабрику. Помимо фабрики К.М.Матвеев построил в Остафьеве господскую усадьбу, а при его наследниках было осуществлено строительство церкви Святой Троицы с престолом Георгия Победоносца. Она освящена в 1782 году.
              Однако история становления и расцвета Остафьево как усадьбы начинается лишь в середине XVIII века, когда она была приобретена у поручика Журавлева князем Андреем Ивановичем Вяземским в честь рождения сына Петра, 9 августа 1792 г. за 26 тысяч рублей. По легенде, А.И.Вяземскому очень понравилась липовая аллея в парке, и именно это стало решающим аргументом при покупке.
         Усадебный дом в стиле русского классицизма стоит на берегу старинного озера-запруды реки Любучи. Его построил в 1800-07 гг.  князь Андрей Иванович Вяземский. Автор проекта точно неизвестен; не исключено, что это был ученик Валлен-Деламота И.Е. Старов. Помимо собственно главного дома в архитектурный ансамбль усадьбы входили оранжереи, людские покои, кирпичный завод, деревянные амбары и сараи, теплицы, парники, 2 моста, в том числе мост-плотина через реку Любучу. С 1804 года в Остафьеве живет историограф Николай Михайлович Карамзин и начинает работу над  знаменитым трудом -"Историей государства Российского".
     В апреле 1807 года после смерти отца владельцем усадьбы стал Петр Андреевич  Вяземский. При Петре Андреевиче достраивается усадебный дом, а также перестраивается суконная фабрика.  Именно в это время происходит расцвет духовной жизни в Остафьеве, ставшем местом встреч многих выдающихся личностей эпохи.
          В 1861 году во владение усадьбой Остафьево вступает Павел Петрович Вяземский. Князь был страстным коллекционером. Он размещает во доме многочисленные коллекции живописи, графики, прикладного искусства, в связи с чем интерьеры главного дома существенно изменяются. Павел Петрович создал в усадьбе мемориальную комнату Карамзина и Пушкина, и своего отца Петра Андреевича Вяземского. Павел Петрович превратил Остафьево в домашний музей. Основная часть художественного собрания Вяземского в настоящее время принадлежит Пушкинскому музею в Москве.
            В 1889 году после смерти вдовы князя Павла, Марии Аркадьевны, имение перешло к их сыну князю Петру Павловичу, однако он жил в Петербурге и практически не уделял Остафьеву внимания.
        В 1898 году Остафьево приобрел граф С.Д Шереметев. В 1899 году, в год столетия со дня рождения Пушкина он открыл здесь его музей, да и саму усадьбу он превратил в музей. Именно он обустроил липовую аллею «Русский Парнас», в 1911-13 годах  установил в парке памятники  Карамзину, Пушкину, Жуковскому, П. А. и П.П. Вяземским. В конце XIX века было предпринято издание Остафьевского архива с бесценными сведениями о жизни литературной России пушкинского времени.Неизданные документы из Остафьевского архива Вяземских находятся в распоряжении Российской национальной библиотеки.
        После революции усадьба подверглась национализации. До 1930 г. действовала как музей, хранителем которого был правнук П.А. Вяземского - граф Павел Сергеевич Шереметев (1871—1943).

        В марте 1930 году постановлением Моссовета музей был упразднен. В апреле создана ликвидационная комиссия. Из Остафьево вывозят:
- библиотеку : более 32 тысяч томов на многих языках, книги по математике, астрономии, военному делу, географии, истории, философии, личные книги Карамзина и др.;
- собрание живописи : более 600 полотен старо-немецких, нидерландских, итальянских мастеров XIV – XIX веков., русских художников XVIII – XIX веков., портреты В. Боровиковского, К. Маковского, О. Кипренского, живопись И. Айвазовского, И.В. Сверчкова, акварели и карандашные рисунки К. Брюллова, В. Гау, П. Соколова;
- собрание гравюр : 10 тысяч листов, среди них религиозные серии и портреты современников Дюрера, сатирические листы Г. Гольбейна-младшего;
- коллекцию оружия : оружие первобытного человека, западноевропейское, восточное, боевое и охотничье, огнестрельное и холодное оружие XIII–XIX вв., кольчуги, щиты, шлемы, конская сбруя;
- Иконы XV–XVII вв., в основном из старообрядческих скитов, подаренные П.П. Вяземскому Синодом, практически все были сожжены здесь же, в Остафьево;
-  собрание мебели : петровского времени, итальянская и немецкая мебель XVIII в., в наборной технике маркетри XVIII в.;
-  собрание предметов крестьянского обихода : береста, пряничные доски, хохлома, расписные прялки;
-  коллекции керамики, художественного стекла, светильников, изделий из меди и серебра, камей и гемм, монет и минералов…
       Затем Остафьево было отдано под пионерский лагерь, Потом, уже в 1950 г.  переоборудовано под дом отдыха Совета Министров СССР.  В это время облик усадьбы подвергся значительным изменениям: была полностью обновлена планировка усадебного дома,  утрачены многие оригинальные детали планировки парка : застраивают  колоннады, связывающие главный дом с флигелями; исчезают оранжереи, круглая беседка  в конце парка, пристани, мост и паромная переправа.
       В ноябре 1989 г. в усадьбе вновь открывается музей. В феврале 1995 г. Указом Президента РФ музей-усадьба Остафьево «Русский Парнас» включается в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения. В усадьбе ведутся работы по воссозданию первоначального архитектурно-ландшафтного образа усадьбы.
  
Название:Государственный музей-усадьба "Остафьево" - "Русский Парнас"
Адрес:142131, город Москва, поселение  Рязановское, село Остафьево  в Новомосковском административном округе Москвы.
Проезд:На электричке с Курского вокзала до станции Щербинка,  или на маршрутном такси № 422 от cт. м. "Бульвар Дмитрия Донского" так же до станции "Щербинка", далее автобусом № 1045 до ост. «Музей Остафьево».
Телефоны:(498) 617-32-03, (495) 518-52-26 (экс. бюро)
Официальная страница:www.ostafyevomuseum.ru
Основатель:Андрей Иванович Вяземский
Дата основания:конец XVIII - начало XIX века
Здания: Главный усадебный дом, Храм Святой Троицы, здание бывшей школы Князей Вяземских
Известные насельники: Андрей Иванович Вяземский, Петр Андреевич Вяземский, Павел Петрович Вяземский, Сергей Дмитриевич Шереметьев
Статус:В 1994 году музей-усадьба «Остафьево» стал федеральным музеем. В 1995 году Указом Президента Российской Федерации музей-усадьба «Остафьево» – «Русский Парнас» был включен в «Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения» за  № 5010365000. В 1996 году зарегистрирован во Всероссийском Реестре музеев.
Состояние: здание и помещения восстанавливаются, территория облагорожена
S территории:составляет 37.9 гектара красивейшего ландшафта
S пруда :составляет 48300 кв. метров.
Координаты: 55°29′53″с.ш. 37°29′48″в.д.(G)

                            ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ:

        Усадьба была куплена А.И. Вяземским  в честь рождения сына Петра.  По легенде, решающим фактором при выборе усадьбы стала липовая аллея в парке, которая очень понравилась князю.

        В начале XIXв. у «Остафьева» было ещё несколько старомосковских названий— «Остафьево», «Климово тож», «Резаново», и «Остафьево тож». Часто писали и «Астафьево», «село Астафьевское». Но Вяземские придерживались «окающего» варианта и называли усадьбу только «Остафьево».

        С именем А.С. Пушкина связана весьма любопытная для Остафьево история. Князь Вяземский, будто бы не подобрав подходящего названия для своей усадьбы , решил назвать ее по первому слову, произнесенному Пушкиным по приезду в гости. И когда поэт вышел из дорожной коляски, слуга якобы спросил Пушкина, что делать с багажом. «Оставь его!», - ответил поэт. Так из сочетания слов «Оставь его», согласно преданию, получилось название усадьбы – Остафьево. И хотя оно встречается уже в документах начала ХVII века, однако в народном сознании соединились слова Пушкин и Остафьево.

       История  о том, как воспитывал А.И. Вяземский своего сына:  Чтобы научить 6-ти летнего  Петю плавать, отец бросал его в ледяной пруд и смотрел, как тот учится плавать. А чтобы сын темноты не боялся, отец выпускал его в парк, в тёмное время суток. Петя Вяземский бродил по парку, преодолевая свои страхи. В дальнейшем эти методы воспитания негативно повлияли на характер князя. И ему даже дали прозвище "Асмодей", что значит «дьявол»...                                                                    

       Пушкин гостил в Остафьево у  Вяземских трижды. Первый приезд с 1 по 5 июня 1830 года. В усадьбе в это время жила жена П.А. Вяземского  - Вера Федоровна с детьми. Умная и обаятельная (Пушкин называл её «княгиней лебедушкой» и «божественной княгиней»), она обсуждала Александром Сергеевичем в этот раз предстоящую свадьбу с Н. Гончаровой, на которой Вера Фёдоровна должна была стать посаженой матерью поэта. Предполагалось, что венчание пройдет в храме Святой Троицы , а торжество состоится в Остафьеве. Об этом свидетельствуют строки из письма Вяземского, адресованного в июне 1830 года жене: «Что Пушкин?.. когда свадьба и где? У нас ли в Остафьеве?»
Второй раз  А. С. Пушкин приехал к Вяземским  16-17 декабря 1830 года. Друзья читали друг другу свои произведения.  На полях рукописи «Фонвизина» сохранились пометки, сделанные рукой Александра Сергеевича. А сам Пушкин именно здесь читал Вяземскому последние главы «Евгения Онегина».
Третий раз Пушкин приехал в Остафьево на Святки, 4 января 1831 года, в компании друзей: Д. Давыдова, Трубецкого,  Муханова, Четвертинских.

       12 лет жил в Остафьево и написал здесь 8 томов «Истории государства Российского» талантливый историограф Карамзин. В усадьбу его пригласил старший Вяземский. Карамзин был женат на его дочери. По семейному преданию, Карамзин любил гулять в старой березовой роще за усадебным парком; поэтому на протяжении всего XIX века ее так и называли — Карамзинская роща.

       Приезжал в Остафьево  и  А. С. Грибоедов. Есть свидетельства, что на домашней Остафьевской сцене Грибоедов играл в произведении  Фонвизина «Недоросль» роль Еремеевны. Вероятно, именно в Остафьево читал он хозяину «Горе от ума» и, как вспоминает Вяземский, «сделал по его замечанию одно незначительное исправление в тексте комедии...».

       Измены «Остафьевского» пруда : Как известно,Вяземские были очень гостеприимны, в простые дни и по праздникам в усадьбу приезжало множество гостей. Традиционно широко отмечали день Святой Троицы, день Петра и Павла, день рождения князя П.А. Вяземского, именины княгини В.Ф. Вяземской. Вот такая интересная легенда связанная с Большим Остафьевским прудом :  Вяземские,    и их гости  на лодках, на плотах переправлялись на противоположный берег, где были установлены качели, где читали стихи, дети купались в пруду, играли в гимнастические игры, иногда в компанию княжеских детей  приглашали деревенских, девушки  водили хоровод.  Однажды на плоту на другой берег от дома переплавляли мороженое, каким-то образом  плот покачнулся  и перевернулся и все мороженное ушло под воду. Потом Карамзин Писал своему другу Н. Кривцову о том, что «измены Остафьевского плота известны в свете, не в первый раз от сотворения мира утонуло мороженное...» Якобы плот перевернула щука, мороженное лежит на дне, а вода в пруду с тех пор так и осталась холодной....

       Храм Святой Троицы, был построен в 1781 г. В нем хранились семейные иконы Князей Вяземских. В него каждое воскресенье ходила семья Вяземских, здесь собирался венчаться А. С. Пушкин с Н. Гончаровой.

       Суконная фабрика: У князя Вяземского была суконная фабрика, на которой руками крепостных вырабатывалось солдатское сукно, отвозимое для окончательной выработки в Москву.  Фабрика была двухэтажная, с каменным низом и деревянным верхом. До нашего времени низ фабрики  сохранился. На доходы от фабрики Вяземские содержали Храм и Усадьбу.

       Еще один замечательный факт :  Забавное событие из прошлого усадьбы и… русской аэронавтики.  Прасковья Юрьевна Гагарина, первая русская женщина, совершившая полет на воздушном шаре, в 1804 году приземлилась в усадьбе «Остафьево». Полет счастливо завершился в Остафьеве, где долгое время бережно сохранились остатки воздушного шара. В те годы полет воздушного шара, тем более с женщиной, воспринимался как совершенно исключительное событие. Карамзин боготворил Гагарину, посвящал ей стихи, был ее верным поклонником.   Забавно же и символично событие тем, что  позднее она оказалась связана с родом Вяземских: через 7 лет ее дочь вышла замуж за Петра Андреевича Вяземского , а она стала тещей владельца усадьбы.  
      
        5 марта 1867 года княгиня Мария Аркадьевна Вяземская на свои деньги открыла школу в селе Остафьево для детей крестьян. И с тех давних пор школа в селе Остафьево каждый год на протяжении 147 лет 1 сентября открывает свои двери.  Это одна  из старейших школ Новомосковского округа.
      
        Еще в 1899 к столетию А. С. Пушкина Остафьево объявили первым общедоступным музеем России. Но в 1928 музей закрыли, хотя в 1917 он был признан народным достоянием.
После революции усадьба Остафьево вначале действовала как музей, затем была отдана под пионерский лагерь, после – под дом отдыха Совета Министров СССР. И только в конце 80-х годов ей снова вернули статус музея. Тогда же начинается и реставрация усадьбы.
    
        В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 в двух километрах от усадьбы Остафьево размещался военным аэродром. Лётчики авиационной части обеспечивали фронт и тыл всем необходимым, доставляли важные грузы, осуществляли связь и снабжение партизанских отрядов. А на территории исторического памятника был развёрнут госпиталь  для военных летчиков: в церкви размещалась столовая; напротив церкви в двухэтажном жилом доме находилось общежитие летчиков авиаполка тяжелых бомбардировщиков. Многие девушки из села Остафьево работали в госпитале и в столовой. В целях противовоздушной обороны столицы и безопасности аэродрома в хвойной роще, высаженной в конце XIX века при графе С.Д. Шереметеве, были установлены зенитные орудия, о чем свидетельствуют воспоминая старожилов.  
В 2012 году при проведении реставрационных работ в усадебном парке на территории хвойной рощи были онаружены фрагменты полугусеничных движителей боевой машины ЗИС-33 и турельная установка для крепления зенитного пулемёта, а также места установки зенитных орудий.

      КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ИНТЕРЕСНЫХ ОБЪЕКТОВ, РАЗМЕЩЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ УСАДЬБЫ.

      Главный усадебный дом.  Главный дом построен в 1806 году. Автор проекта точно неизвестен; не исключено, что это был ученик Валлен-Деламота И.Е. Старов. Дом представляет собой центральный двухэтажный дом в стиле классицизма. Справа и слева здание обрамляют колоннады, соединяющие его  с двумя флигелями. Князь Вяземский любил принимать гостей, поэтому свой загородный дом изначально спроектировал так, чтобы удобно было проводить балы. Нижний этаж дома когда-то занимали парадные комнаты, верхний— жилые помещения.
      Кабинет медали. Основу его составила коллекция, которую начал собирать еще в 1785 году  князь Вяземский. При раскопках курганов вблизи Остафьево найдены  портретные медали из коллекции князей 12-13 веков. Эти экспонаты представлены в экспозиции. В продолжение  собирательских традиций князей Вяземских в 2006 году в музее-усадьбе был открыт «Кабинет медали».
       Липовая аллея. Липовая аллея является старейшим элементом усадебного ансамбля. Возраст некоторых деревьев более 200 лет. На усадебном плане 1805 года показана молодая, но уже сформировавшаяся липовая аллея.  
       Храм Святой Троицы. Храм Святой Троицы – составная часть архитектурно-паркового комплекса усадьбы Остафьево. Построена в 1781 г. А.Г. Матвеевой – вдовой владельца усадьбы с 1751 по 1775 г. К.М. Матвеева. Освящена в 1782 г. Выстроена в стиле раннего классицизма. Архитектор неизвестен.
       Памятник П.А. Вяземскому. Памятник князю Петру Андреевичу Вяземскому, открыт графом Сергеем Дмитриевичем Шереметевым в 1913 году.  Автор проекта - академик Николай Захарович Панов. Бронзовый бюст отлит в петербургской мастерской Гвидо Нелли с гипсового оригинала, выполненного в 1855 году принцессой Терезией Ольденбургской. На боковых гранях пьедестала - строки из стихотворения П.А. Вяземского "Остафьево" (1857г)
        Памятник Н.М. Карамзину. Памятник  Николаю Михайловичу Карамзину открыт в усадьбе Остафьево графом Сергеем Дмитриевичем Шереметевым в 1911 г. к 100-летию написания Карамзиным «Записки о древней и новой России». Автор проекта академик Николай Захарович Панов. Автор идеи установки и концепции памятника князь Павел Петрович Вяземский. На пьедестале - отлитая в бронзе композиция из семи томов «Истории государства Российского», написанных Карамзиным в Остафьеве, свитка, символизирующего начатый здесь восьмой том, и чернильницы с пером.
         Памятник А.С. Пушкину.  Памятник Пушкину. Открыт графом Сергеем Дмитриевичем Шереметевым в 1913 г. Автор проекта академик Николай Захарович Панов (при участии графа Арсения Аркадьевича Голенищева-Кутузова). Бронзовая статуя отлита на петербургской фабрике "А.Моранъ" с гипсового оригинала академика Александра Михайловича Опекушина. На лицевой грани пьедестала - бронзовый барельеф с изображением А.С.Пушкина, сидящего в Овальном зале Остафьевского дома. На боковых гранях - строки из его произведений.
         Памятник В.А. Жуковскому.Памятник Василию Андреевичу Жуковскому. Открыт графом Сергеем Дмитриевичем Шереметевым в 1913 году. Автор проекта - академик Николай Захарович Панов. Все бронзовые элементы отлиты в петербургской мастерской Гвидо Нелли. Рельефный портрет поэта выполнен с оригинала художника Франца Крюгера. На задней грани обелиска - строки из стихотворения В.А. Жуковского"Царскосельский лебедь" (1851г.).
         Памятник П.П. Вяземскому. Памятник князю Павлу Петровичу Вяземскому. Открыт графом Сергеем Дмитриевичем Шереметевым в 1914 году. Автор проекта - академик Николай Захарович Панов. Бронзовый бюст отлит в петербургской мастерской Гвидо Нелли с оригинала скульптора К. Майера. На пьедестале - отлитые в бронзе факелы и герб князей Вяземских, символизирующие процветание и преемственность традиций рода.
       Карамзинские дубы. Дуб, это символ гостеприимства. Память о Карамзине хранят два красавца-дуба (дубы черешчатые, или обыкновенные) , посаженные в 1860 году. Это родственники дубов, растущих на могиле первого президента США - Джорджа Вашингтона.  Они были выращенные из желудей которые привезла дочь Карамзина, Сначала их называли  «Вашингтонскими», а в последствии «Карамзинскими».
        Марсово поле. Марсово поле, так это место обозначено на двух планах английского сада, составленных по заказу князя П.А. Вяземского "практистом садов и архитектором" Фомой Мельниковым в 1821-1822 годах. Это миниатюрное Марсово поле должно было символизировать военную мощь русской армии. Создание его было уместно в связи с 10-ти летием Отечественной войны 1812 года, участником которой был князь П.А. Вяземский.
        Роща кенконс- один из элементов усадебного парка в Остафьеве. Подобные рощи были известны со времен Древнего Рима. В Остафьеве роща воссоздана в 2004 году согласно плану усадьбы 1805 года.
        Горбатый мостик. Местоположение Горбатого мостика в верховье Большого пруда изначально связано с линией северной границы усадебного парка, вдоль которой в начале XX века графом С.Д. Шереметевым был высажен сосновый бор.  
        Беседка «Храм Аполлона».Беседка  "Храм Аполлона". Аполлон - бог всех искусств и покровитель творческих людей, который одним своим появлением создает творческую атмосферу. Беседка "Храм Аполлона" обозначена на плане 1822 года, выполненном "практистом садов" Фомой Мельниковым для князя Петра Андреевича Вяземского.
        Большой пруд.Большой пруд является важным элементом архитектурно-паркового ансамбля усадьбы Остафьево. Охватывает территоию с восточной и юго -восточной сторон. Образован в середине XVIII века запрудной речки Любучи, имел габариты 94х36 саженей. В XIX веке правый берег Большого пруда занимали видовые площадки и каменные гроты.
        Строения бывшей суконной фабрики.В 1758 году компаньоны-фабриканты К.М.Матвеев и И.И.Сухарев, основали в Остафьеве суконную фабрику.  В 1792 ее вместе  с усадьбой покупает Вяземский.
        Здание бывшей школы князей Вяземских. 5 марта 1867 года княгиня Мария Аркадьевна Вяземская на   свои деньги открыла школу в селе Остафьево для детей крестьян.
        Лиственница европейская. Лиственница европейская посажена в 1850-е годы владельцем усадьбы - поэтом князем Петром Андреевичем Вяземским.

Источники

1.  Дворцы и усадьбы .Еженедельное издание  №53.Издатель ООО «Де Агостини».12.01.12       2.  Государственный музей — усадьба «Остафьево»- «Русский Парнас».ОАО «Щербатовская типография». Москва.     3. С.Д. Шереметьев. Князь Павел Петрович Вяземский. Воспоминания 1868-1888. М.2012 Государственный музей — усадьба «Остафьево»- «Русский Парнас». 4. С.Д. Шереметьев. Князь Петр Андреевич  Вяземский. Воспоминания 1868-1888. М.2011 Государственный музей — усадьба «Остафьево»- «Русский Парнас». 5. О.М. Свалова. Карамзин в Остафьеве. Серия Хозяева и гости Остафьева. ОАО «Щербатовская типография». Москва. 2006 6. Остафьевский сборник. Выпуск 11-12. Москва.2009.Министерство культуры Российской Федерации  Государственный музей — усадьба «Остафьево»- «Русский Парнас». 7. Путеводитель по Троицкому и Новомосковскому округам / Науч.ред. И.И. Митин; сост. И.И. Митин, Я.А. Негреева; авт.: Лебедева Е.А., Лифанова С.В.,Митин И.И. — М.: Центр культурных инициатив Новой Москвы, 2014 8. А.Н. Греч. Убранство Остафьевского дома. Государственный музей — усадьба «Остафьево»- «Русский Парнас».ОАО «Щербатовская типография». Москва.2007     9. Государственный музей — усадьба «Остафьево»- «Русский Парнас».http://ostafyevomuseum.ru 10. Википедия: http://ru.wikipedia.org/wiki/ 11. Старые карты Москвы и других городов России : http://www.retromap.ru 12. Русские усадьбы, московский модерн, карты: http://deadokey.livejournal.com ,  http://www.podolsk.org/history/podolsk-factorys.php  Фотографии из личного архива и с официального сайта усадьбы, а так же : http://photo.i.ua, http://www.artrussia.ru/, http://cultobzor.ru, http://www.liveinternet.ru .

Автор статьи
Алиева Валерия Павловна, ГБОУ СОШ № 2006, 5