ENG

Суворовская площадь

Восточный

ПЛОЩАДЬ ВОЕННОЙ КУЛЬТУРЫ.

    У каждой улицы, каждой площади есть своя история и свое предназначение. Суворовская площадь стала местом дислокации главных учреждений культуры армии, а соответственно, и центром военной культуры в прошлом столетии. Сегодня на площади находятся Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации имени М.В. Фрунзе и Центральный академический театр Российской армии. Рядом с площадью на улице Советской Армии расположились Центральный музей Вооруженных Сил Российской Федерации и Студия военных художников имени М.Б. Грекова.
    Ансамбль Суворовской площади сложился в историческом районе Москвы на месте древнего села Сущёво  в XII—XIII веках. Когда-то здесь пролегал водный путь по речке Синичке, притоку Напрудной, впадающей самотеком в Неглинку и дальше в Москву-реку. Освоение этой местности началось в XV веке, когда в верхнем течении реки возникло Царское село.
Князья и цари выезжали на охоту из Кремля, и их "сокольничий путь" проходил мимо села Сущево (по нынешней Сущевской улице), потом по Перуновскому переулку, через площадь, которая в настоящее время называется площадью Борьбы. Эта лесная дорога проходила по краю возвышенности, окружавшей низкие и болотистые поймы рек Неглинки и Напрудной (в настоящее время - площадь Суворова и Самотечная улица).
В 1630 году, когда село уже входило в состав города, здесь был воздвигнут храм Иоанна Воина. В то время село Сущёво разделялось на Старую и Новую Сущёвские слободы. В XVIII столетии на месте Новой Сущёвской слободы образовалась площадь.
    В окрестностях площади, недалеко от церкви Иоанна Воина на Убогих домах, был разбит парк и построена усадьба графа А. В. Салтыкова, в которых при Екатерине II, в 1779 г. организован офицерский инвалидный дом для старых офицеров и солдат, сподвижников Миниха, Салтыкова, а позже— Румянцева и Суворова.
Императрица Мария Федоровна приобрела инвалидный дом, подарила его новому училищу и сама составила проект «заведения для малолетних благородных девиц». Новое учебное заведение назвали Училищем ордена святой Екатерины и открыли его 10 февраля 1803 г. В 1807 году усадьба была перестроена в здание Екатерининского института благородных девиц.  
В левом крыле здания с 1830 г. находилась церковь Великомученицы Екатерины (освящена 14 сентября 1830 г.), внутреннее убранство которой было перенесено из Пречистенского дворца, выстроенного для Екатерины II архитектором М. Ф. Казаковым.  Сейчас в Культурном центре ВС РФ на месте церкви Великомученицы Екатерины располагается Киноконцертный зал с удивительной акустикой, в котором проводятся различные камерные мероприятия. А недавно из под отслаивающейся штукатурки советских времен, стали проглядывать образы Святых, которыми была расписана  церковь Екатерины мученицы.
Согласно уставу, в Екатерининское училище принимались на обучение девочки 10-11 лет из бедных дворянских семей и семей военных. На третьем этаже здания были общие спальни для воспитанниц, в концертном зале располагался танцевальный зал, на месте гостиных находились классы. В ротонде на берегу пруда находился институтский музыкальный салон. Весной и летом в парке бегали наперегонки, купались и резвились воспитанницы, зимой институтки катались на коньках по замерзшему пруду. В биографической повести А.И. Куприна "Юнкера" именно сюда приезжали на бал юнкера Александровского училища.
    Торжественная парадная лестница на второй этаж вела в танцевальные залы и спальни гимназисток, а на первом этаже располагались многочисленные классы. Гостями училища были знаменитые художники, литераторы и музыканты того времени. В сохранившихся и сегодня гостиных, выполненных в разных цветовых тонах («малахитовая», «золотая», «красная», «белая») проходили и ныне проводятся литературные вечера, музыкальные салоны.  Среди преподавателей Екатерининского института был знаменитый Сергей Рахманинов: рояль, на котором он играл, до сих пор стоит в одной из гостиных. Уроки фортепиано давал здесь гимназисткам и другой известный музыкант - Александр Скрябин.
Парк при институте получил имя Екатерининский. По имени института и парка, площадь перед зданием также стала называть Екатерининской.
Так она называлась до 1917 года, Затем была переименована в площадь Коммуны, в память о Парижской коммуне. В 1982 году здесь установили памятник Суворову (скульптор О.К. Комов, архитектор В.А. Нестеров), а в 1994 в честь выдающегося полководца переименовали и саму площадь.
В 1925 г. вышло постановление Революционного Военного Совета, председателем которого был К. Е. Ворошилов: "Увековечить память тов. Фрунзе Михаила Васильевича постройкой в Москве Центрального Дома Красной Армии имени товарища Фрунзе Михаила Васильевича". В 1928 году усадьба Салтыковых была переоборудована под офицерский корпус и стала называться Центральным Домом Красной Армии (впоследствии — Советской, Российской), а ныне Культурным центром Вооруженных Сил РФ имени М.В.Фрунзе.
Памятник Михаилу Васильевичу Фрунзе открыт в 1960 году в сквере перед входом в Центральный дом Красной Армии, носящий его имя. Скульптор Е.В. Вучетич, архитектор Г.А. Захаров. Кстати, автор памятника Фрунзе, Е.В. Вучетич был среди ведущих мастеров Студии военных художников имени М.Б. Грекова.
До недавнего времени в историко-мемориальный комплексе усадьбы Салтыковых можно было увидеть и уголок великого русского полководца генералиссимуса А.В.Суворова с его личными вещами, и военные мундиры XVIII-XIX веков, и личные вещи графов Салтыковых, и типовую комнату обучавшихся здесь девочек со старой учебной мебелью, книжными новинками того времени и даже сохранившимся «Дневником юной гимназистки», и многое другое.
Историко-мемориальный комплекс не имеет аналогов в Москве. Это уникальная экспозиция декоративно-прикладного и изобразительного искусства, дающая представление о внутреннем убранстве, интерьере, быте дворянской усадьбы, стиле русский ампир в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве, произведениях выдающихся русских художников XVIII-XIX вв.
В настоящее время здание Культурного центра Вооруженных Сил Российской Федерации    находится на реставрации и предстанет перед посетителями обновленным в следующем году.
Исторически участок, расположенный между нынешними улицами Советской Армии и Трифоновской, Олимпийским проспектом и площадью, долгое время не застраивался. Сегодня трудно представить, что две сотни лет назад большую часть этих земель, что совсем рядом с нынешним Екатерининским парком, занимали рощи, луга и пастбища. Территорию же на пересечении проспекта и Екатерининских улиц занимали пустыри.

Грандеознейшим творением архитекторов прошлого века и крупнейшим сооружением нынешней Суворовской площади является один из шедевров сталинской архитектуры в Москве — Центральный академический Театр Российской Армии.  Построен театр в период 1934 по1940 гг. по проекту известных советских архитекторов: Каро Семёновича Алабяна (1897-1959 гг.), чьим именем названа улица на Соколе, и главного архитектора Сталинграда — Василия Николаевича Симбирцева (1901-1982 гг.). Если посмотреть на здание театра сверху он имеет вид пятиконечной звезды. До революции здесь находился второй храм Мариинской больницы — церковь во имя Успения праведной Анны, которая была переделана в 1858 году из часовни, которая находилась на месте северного луча нынешнего Центрального академического Театра Российской Армии. После революции церковь была снесена, а на её месте был построен Центральный театр Советской Армии.
Театр стоит на перекрестке пяти улиц – Селезневской, Достоевского, Институтского переулка, улицы Дурова и Самотечной. Как и более старший сосед ¬¬ Культурный центр ВС РФ, театр тоже в исторической последовательности побывал театром Красной, затем Советской, а ныне Российской армии.
Театр является одним из ярчайших примеров сталинского ампира. Здание занимает десять этажей на поверхности (из них шесть — Большая сцена, два этажа — Малая сцена) и столько же подземных этажей. Большой зал рассчитан на 1520 зрительских мест, малый зал — на 400 мест. Театр располагает самой большой в Европе сценической площадкой, на которой воспроизводились сражения с участием танков и кавалерии.
По преданию, во время Великой Отечественной войны при бомбежках Москвы немецкие летчики пытались использовать необычную конфигурацию здания театра как ориентир. Лучи пятиконечной звезды точно указывают направление на крупные транспортные узлы столицы (Белорусский, Савеловский, Рижский вокзалы, Комсомольская площадь). Пятый луч указывает направление на центральную часть Москвы. Но сделать это ассам люфтваффе было очень сложно так как здание театра было серьезно замаскировано, а на самой площади располагалась зенитная батарея, которая не позволяла немецким летчикам безнаказанно летать над  площадью.
В истории мировой сценической культуры Центральный академический театр Российской Армии занимает уникальное место. Созданный в тридцатых годах, театр стал ярким образцом отечественного искусства.
За более чем восьмидесятилетнюю историю его существования — это десятилетия работы на сценической площадке выдающихся личностей, истинных подвижников театрального дела. В труппе театра блистали такие звёздные имена, как Фаина Раневская и Любовь Добржанская, Виктор Пестовский и Марк Перцовский, Михаил Майоров и Николай Коновалов, Людмила Фетисова и Нина Сазонова, а также народные артисты СССР Людмила Касаткина, Людмила Чурсина, народные артисты России Ольга Богданова, Лариса Голубкина, Александр Дик, Юрий Комиссаров, Геннадий Крынкин, Александр Михайлушкин, Николай Пастухов, Александр Петров, Алина Покровская, Владимир Сошальский, Фёдор Чеханков.
Ну а легендарный актер, занесенный в Книгу Рекордов Гиннеса, народный артист СССР Владимир Михайлович Зельдин чествование которого со 100-летним юбилеем прошло 10 февраля 2015 года в Центральном академическом театре Российской Армии, поистине является гордостью не только главного армейского театра, но всего театрального сообщества. Надо отметить, что на сцене главного армейского театра страны он служит своему зрителю уже семь десятилетий. Придя в военный театр в победном 1945-м, актёр дебютировал здесь в 1946 году в главной роли в спектакле  «Учитель танцев» и остался верен театру Российской Армии по сей день.
    Вот так, за восемь столетий, некогда маленькое село Сущево стало одним из красивейших мест Москвы, с богатой природной, архитектурной и человеческой историей.
Такой увидел я площадь военной культуры в историческом разрезе времен.

Источники

"Памятники архитектуры Москвы. Территория между Садовым кольцом и границами города XVIII века". Москва, "Искусство", 1998 г.).  Статья Сергея Германа о Екатерининском женском дворянском институте. http://neglinka-msk.livejournal.com/210341.html  Статья Усадьба-музей графа Салтыкова - Екатерининский парк http://historyofmoscow.ru/Usadba-muzey_grafa_Saltikova_-_Ekaterininskiy_park  http://oldmos.ru/

Автор статьи
Гарбузов Иван Сергеевич, ГБОУ Гимназия № 1591, 7-А