ENG

Узнай Москву в событиях

Организаторами конкурса являются Департамент образования города Москвы, Департамент информационных технологий города Москвы, Городской методический центр ДОгМ, интернет-портал «Узнай Москву».

Открытие Московской Окружной Железной Дороги

Если посмотреть на карту Москвы, можно заметить, что улицы вокруг Кремля «разбегаются» будто круги на воде. Это кольца Москвы – Бульварное, Садовое, Третье транспортное, Московская кольцевая автомобильная дорога.
Одно из таких колец Москвы – Окружная железная дорога. В начале прошлого века она была предметом всеобщего восхищения. В Москве появились десять вокзалов. Окружная железная дорога была призвана разгрузить вокзалы от грузов и товаров, которые привозились в город, связать вокзалы между собой и сделать удобными пассажирские перевозки.
Инженер Петр Рашевский предложил проект дороги, в котором кольцо было самым протяжённым – пятьдесят четыре с половиной километра. Официально работы начались 3 августа 1903 года. Все работы лично контролировал генерал-губернатор Москвы Великий князь Сергей Александрович. Помимо прокладки рельсов и устройства платформ, были построены здания станций, мосты, водокачки для паровозов, дома для стрелочников, станционных сторожей, сигналистов и ламповщиков. Разрабатывал проекты этих построек известный архитектор Александр Померанцев. Здания станций получились в одном стиле, нарядными, похожими на те, что были в Германии и Австрии. Материалы закупались за границей, а станционные часы были поставлены знаменитой фирмой «Павел Буре», изготавливавшей часы для императорского двора.
Первый поезд прошёл по дороге 19 июля (2 августа) 1908 года. Торжественное открытие дороги проходило на станции Серебряный бор в присутствии многочисленных гостей. Пассажиры в пути могли любоваться вокзальными зданиями, похожими на игрушечные домики. По сторонам дороги располагались дачи москвичей, утопавшие в цветущих плодовых деревьях, поля и перелески. До 1917 года дорога перевозила множество рабочих и служащих прилегающих предприятий. С открытием дороги существенно увеличились грузовые перевозки.
В 1934 году пассажирское движение по железнодорожному кольцу прекратилось, а грузовые поезда ездят и по сегодняшний день. В годы Первой Мировой войны дорога обеспечивала фронтовые перевозки. Осенью 1941 года по кольцу были эвакуированы крупнейшие промышленные предприятия, а позднее по ней перебрасывались на фронт танки, тяжелое вооружение, боеприпасы.
С 2011 года начата большая реконструкция Окружной железной дороги. По проекту дорога должна вписаться в транспортную систему города, обеспечить взаимосвязь с наземным транспортом и метрополитеном. Это позволит разгрузить движение мегаполиса, а дорога станет наземным продолжением метро.

Источники

1. Л.Скрыпник «Кольца Москвы». Москва. Издательский Дом «Фома». 2014 г. 2. Официальный сайт Московской Кольцевой Железной Дороги (МКЖД) mkzd.ru 3. Альбом сооружений Московской Окружной Железной Дороги (1908 г.). 4. Фотографии из ресурсов интернет.

Автор статьи
Горохова Кира Валерьевна, ГБОУ Гимназия № 1552, 3 "В"