ENG

Узнай Москву в событиях

Организаторами конкурса являются Департамент образования города Москвы, Департамент информационных технологий города Москвы, Городской методический центр ДОгМ, интернет-портал «Узнай Москву».

Посещение Никитой Сергеевичем Хрущевым выставки авангардистов в Манеже 1 декабря 1962 года

Для моего первого опыта написания работы на конкурс «Узнай Москву в событиях» мной, как мне кажется, выбрана интересная и заслуживающая внимании тема, освещающая положение дел культуры и искусства в годы правления Никиты Сергеевича Хрущева. С одной стороны, это событие, описанное в учебниках истории и освещенное в любой крупной статье, касающейся периода хрущевской «оттепели», с другой, если верить воспоминаниям участников выставки, - событие курьезное, трагикомичное, шокирующее. И, как знать, что является в этой истории более любопытным и неоднозначным – выволочка, устроенная Хрущевым художникам «Новой реальности» или сам тот факт, что Никита Сергеевич явился на выставку авангардного искусства.  
   Итак, первого декабря шестьдесят второго года Первый председатель ЦК КПСС Никита Сергеевич Хрущев, окруженный избранной свитой из «Победоносцева Советского Союза» Михаила Андреевича Суслова, тогдашнего заместителя  председателя Совета министров Александра Николаевича Шелепина, первого секретаря ЦК ВЛКСМ Сергея Павловича Павлова и министра культуры СССР Екатерины Алексеевны Фурцевой, целеустремленно прошествовал к экспозиции авангардной студии профессора Элия Михайловича Белютина «Новая реальность».
   Экспозиция эта была собрана за пару суток, прошедших с момента звонка, поступившего упомянутому Белютину. «Работы, главный выставочный зал страны, руководство партии, срочно…» Что поделаешь, указ сверху есть указ сверху: творцы были вытащены из обиталищ, старые работы были оторваны от задних стенок кладовых и платяных шкафов, расчехлены и развешены на стенах, пока новые в срочном порядке просушивались и покрывались лаком, чтобы занять оставшиеся пустые места. Свое расположение нашли и объемные скульптуры, и метровые полотна. Там были творения самых разномастных представителей отечественного авангарда того времени: и Эрнста Неизвестного, и Анатолия Сафохина, и Тамары Тер-Гевондян, и Люциана Грибкова, и самого Элия Михайловича.
   Утром царили ажиотаж и веселое предвкушение – ночью, пока из какофонии перемешанных людей и картин пытались вычленить порядок размещения этих картин, приезжала сама Фурцева, долго пожимала руку Белютину и говорила, какой он славный; по залам сновал высокий серый человек, улыбался и всех подбадривал – это был шеф личной охраны Хрущева. Ничто, пожалуй, кроме напряженного лица Эрнста Неизвестного, очень осторожного человека, предоставившего выставке свои работы с большой неохотой, не предвещало беды.
Потом, собственно, появился Хрущев, поднялся на этаж, где выставлялись авангардисты и по одному выражению его подвижного лица стало понятно, что Неизвестный был дважды, трижды прав и «признания», на которое так надеялся Белютин, ждать не стоит. Однако, то, что последовало за этим было сложно ожидать даже не понаслышке знакомым с горячей головой Первого секретаря ЦК.
    Так уж вышло, что авангардистские абстракции недостаточно просто для понимания Никиты Сергеевича выражали свое полное согласие с политикой партии, а то и не выражали его вообще. Хрущев плохо воспринял переход от пропагандистского соцреализма, процветающего в союзе художников, к выражению чувств, с самим по себе социализмом связанному весьма опосредованно. Настолько плохо, что его комментарии относительно выставки приводить в данной статье можно только в цензурированном варианте. Вот несколько цитат, дающих общее впечатление о его реакции:
«Слушайте, вы [предположение о сексуальности оппонента в грубой форме] или нормальные люди?! Это [предположение о сексуальности оппонента в грубой форме] в живописи! ... Кто хочет, пусть напишут список, дайте в правительство, что вы желаете выехать в свободный мир, вы завтра получите паспорта и на дорогу!»
«Что это за лица? Вы что, рисовать не умеете? Мой внук и то лучше нарисует! Что это такое? Вы что мужики или [предположение о сексуальности оппонента в грубой форме] проклятые, как вы можете такое писать?
«Что это? Почему нет одного глаза? Это же морфинистка какая-то!»
«Точно так, именно такое произведение. Вот это, говорит, лимон. Так это ребенок свое говно размазал».
   В это время за спиной бушующего Хрущева улыбался одними уголками губ товарищ Первый секретарь Союза Художников Владимир Серов. Некоторые деятели культуры считают, что именно Серов – творец того удивительного стечения обстоятельств, согласно которому в одной комнате оказались авангардисты и не слишком прогрессивный именно в плане искусства Никита Сергеевич. Нельзя сказать, что это совершенная бессмыслица: Серов опасался набирающего обороты авангардного движения, все больше оттесняющего традиционно-социалистическое искусство, которым тот привык заведовать. Однако, важно совершенно не это.
   Важно то, что Никита Сергеевич по залу побегал-побегал, на художников покричал-покричал, неуместных вопросов им позадавал, про родителей, семью, сексуальные предпочтения, сдулся пару раз, услышав про репрессированных родителей или фронтовое прошлое, и, остудив пыл, удалился. И в тот же день были арестованы более двухсот выставленных работ, чуть позже экспонентам Владимиру Борисовичу Янкилевкому, Юло-Ильмару Иоганнесовичу Соостеру и Борису Иосифовичу Жутовскому были вынесены запреты на деятельность, впечатляющее количество молодых и старых художников распрощалось с СССР посредством эмиграции, а статья в «Правде» от второго декабря положила начало конфронтации с формализмом. Можно признавать это, а можно и не признавать, однако искусство в СССР, стараниями Хрущева, шагнуло назад, законсервировавшись на признании лишь массового и всем понятного, а «Оттепель», за которую так полюбился советской интеллигенции Никита Сергеевич, начала подгнивать.  
Иллюстративный ряд:
1-5. Мрачный осмотр инсталляции Хрущевым и свитой;
6-9. Полотна, подвергшиеся критике;
10-12. Народное возмущение чуждым искусством.

Источники

1) 50 лет Манежной выставке. Воспоминания художника Владимира Янкилевского [Электронный ресурс]/ Сайт ARTinvestment.RU. - Режим доступа: http://artinvestment.ru/invest/events/20121130_manezh.html 2) Баканов К. Оплеванные Хрущевым: неизвестные подробности о разгромленной выставке абстракционистов в Манеже [Электронный ресурс]//Собеседник: сайт. – Режим доступа: http://sobesednik.ru/culture/20121212-oplevannye-khrushchevym-neizvestnye-podrobnosti-o-razgromlennoi-vystavke-abstrak... 3) Герчук Ю. Кровоизлияние в МОСХ, или Хрущев в Манеже// Искусство. - 2003. - № 1. - C. 30-35. 4) Из воспоминаний Э. Белютина о посещении Хрущевым Н.С. выставки художников в Манеже [Электронный ресурс] // Liveinternet: сайт. – Режим доступа: http://www.liveinternet.ru/users/artss/post71687356/ (18.02.2012). 5) Молева Н.М. Манеж, которого никто не видел: к 40-летию нашумевшей выставки 01 декабря 1962 года. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pseudology.org/razbory/Manezh_vystavka_1962.htm 6) Манеж искусства - 1962 и 2002: (Первый план) // Искусство. - 2003. - № 1. - C. 20-21. 7) Манеж, 1962 год // Искусство. - 2003. - № 1. - C. 42-51. 8) Молева Н.М. Манеж, которого никто не видел : к 40-летию нашумевшей выставки // Москва. - 2003. - № 3. - C. 192-199. 9) Молева Н.М. Хроника запланированного погрома // Искусство. - 2003. - № 1. - C. 36-41. 10) Новое о выставке в Манеже 1962 г / вступ.ст., коммент. и подгот. текста к публ. Е.И. Никифорова // Отеч. арх. - 1993. - № 2. - С. 38-46. 11) «Ну, идите, показывайте мне свою мазню»: высказывания Н.С. Хрущева при посещении выставки произведений московских художников 1 декабря 1962 г. // Источник. - 2003. - № 6. - С. 159-168. 12) Посещение Хрущевым выставки авангардистов. [Электронный ресурс] // Википедия – свободная энциклопедия. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/ 13) Посещение Хрущевым выставки авангардистов. [Электронный ресурс] // Фотохронограф. - Режим доступа: http://photochronograph.ru/2014/02/05/poseshhenie-xrushhyovym-vystavki-avangardistov/ 14) Рабичев Л. Манеж 1962, до и после// Знамя. – 2001. - № 9. [Электронный ресурс] /Литературный интернет-проект «Журнальный зал». - Режим доступа: http://magazines.russ.ru/znamia/2001/9/rab.html

Автор статьи
Красникова Дарья Дмитриевна, ГБОУ Школа № 2090, 10