ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Дом известного графика и театрального художника И.И. Нивинского, который жил и работал здесь в 1912-1933 гг., 1912 г. Архитектор – художник И.И.Нивинский, при участии архитекторов - академика архитектуры И.В.Жолтовского, академика архитектуры Р.И.Клейна,

(Нет голосов)
Здание в стилистике скромного неоклассицизма начала ХХ в. по адресу улица Гиляровского, д. 38 (во дворе дома по адресу Проспект Мира, д. №45) во многих отношениях является выдающимся памятником культуры Москвы первой трети ХХ в.
+ -

Здание в стилистике скромного неоклассицизма начала ХХ в. по адресу улица Гиляровского, д. 38 (во дворе дома по адресу Проспект Мира, д. №45) во многих отношениях является выдающимся памятником культуры Москвы первой трети ХХ в.

Примечательности здания начинаются с места расположения.
Улица Гиляровского – бывшая улица 2-я Мещанская.

Участок здания входит в состав территории к западу от начального отрезка Проспекта мира между Ярославским (исторически Ростовским) шоссе и руслом р. Неглинки (современная трасса Олимпийского проспекта).

В 1912 г. на 2-й Мещанской появился, вероятно, один из самых необычных домовладельцев Москвы начала ХХ в., человек совершенно необычной судьбы – художник И.И.Нивинский.

И.И.Нивинский окончил в 1898 г. Московское Строгановское художественно-промышленное училище, и, по-видимому, по «строгановской» традиции был привлечен в 1904 г. к оформлению здания, которое было признано современниками чуть ли не революционным в современном строительстве Москвы – Павильону Императорского Скакового общества на улице Беговая аллея. С этого здания начинается сотрудничество И.И.Невинского с бывшим преподавателем Строгановского училища архитектором И.В.Жолтовским (получившим за это здание звание академика архитектуры Петербургской Академии художеств). Павильон Императорского Скакового общества стал буквально манифестом возрождения в русской архитектуре классических традиций, включая приемы архитектуры Итальянского Возрождения. В этом здании И.И.Нивинский выполнил крупный комплекс монументальных росписей по мотивам искусства Средних веков (орнаменты плафона вестибюля) и монументальной живописи Итальянского Возрождения (плафоны парадных залов верхнего этажа).

По замечаниям исследователей, И.И.Нивинский всегда сочетал высочайший вкус и склонность к экспериментаторству. При этом художник активно привлекался к выполнению официальных заказов и охотно в них участвовал, в чем проявлялся свойственный ему практицизм, вплоть до того, что, по традиции  Московского Строгановского художественно-промышленного училища он активно занимался художественной мебелью, при этом выступал не только как художник, но и как поставщик.

Дом на 2-й Мещанской был построен И.И.Нивинским на гонорары за несколько одновременных очень крупных проектов. В начале 1910-х гг.  он вел росписи еще одного очень важного для истории архитектуры здания И.В.Жолтовского – знаменитого Палаццо Тарасовых на Спиридоновке, одновременно руководил оформлением колоссального празднества 100-летия Отечественной войны 1812 г. Одновременно И.И.Нивинский активно сотрудничал с Р.И.Клейном (оформление Музея изящных искусств им. Императора Александра III – Музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Мавзолея Юсуповых в Архангельском, Картинной галереи Жиро в составе усадьбы при фабрике в Хамовниках).

Для истории строительства дома существенны художественные связи И.И.Нивинского, который не имел архитектурно-строительного образования, с практикующими архитекторами – по-видимому, технические вопросы строительства решались этими мастерами.
В 1910-е гг. И.И.Нивинский активнее сотрудничал с архитектором В.Дубовским («Дом с рыцарем» на Арбате, другие совместные постройки), в их совместных доходных домах исследователи отмечают поиск соединения определенной «театральной фантастичности» и архитектурной жесткой логики, предвосхищающей конструктивизм 1920-х гг.

Для И.И.Нивинского оказывается очень важным сочетание жесткой логики конструктивизма, художественной красоты классицизма и определенной смеховой традиции Возрождения.

В начале 1920-х гг. И.И.Нивинский участвовал в двух необычайно важных и ответственных проектах. Он стал автором оформления Траурного зала Мавзолея В.Ульянова (Ленина) на Красной площади – это впоследствии обеспечило относительно спокойное существование и самому И.И.Нивинскому, и, как показало будущее – его наследию.

Практически одновременно И.И.Нивинский как художник, уже продемонстрировавший тягу к сочетанию конструктивистской логики, театральной трансформации и художественной выразительности классического искусства, был привлечен Е.Б.Вахтанговым к оформлению театральных спектаклей, в результате возникла постановка, которая стала одним из самых крупных достижений культуры ХХ в. – легендарная версия китайской сказки – фьябы графа К.Гоцци «Принцесса Ту-Ран-Дот».

С середины 1920-х гг. до своей смерти в 1933 г. И.И.Нивинский занимается, быть может, своим самым страстным увлечением - в своем доме на 2-й Мещанрской он создает офортную мастерскую.

Участие в оформлении Мавзолея В.Ульянова (Ленина) на Красной площади позволило И.И.Нивинскому сохранить мастерскую в бывшем собственном доме на 2-й Мещанской и даже передать ее после смерти Московскому союзу художников, В этой мастерской работали все лучшие художники – мастера офорта начиная с В.Фаворского и Г.Верейского. После смерти И.И.Нивинского мастерская получила его имя, стала одним из крупных центров художественной Москвы и сохранялась до 2002 г.

В здании проводится поддерживающий ремонт, отдельные работы по приспособлению для современного использования.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Дома
Здание Московского уездного Совета

Здание Московского уездного Совета

Садовая-Сухаревская улица, д.11

Здание Московского уездного Совета располагалось в Доме московской уездной земской управы на Сухаревской-Садовой  – так эта улица называлась более ста лет назад.  Это были два органа местного самоуправления, которые работали в Москве один до революции 1917 г. другой после.

(Нет голосов)
Территории
Мещанский район

Мещанский район

Название происходит от польского слова «mieszczanie» («месчане», т.е. - горожане).

(Нет голосов)
Дома
Дом Правдиной

Дом Правдиной

Ул. Садовая-Сухаревская, д. 5

Именно здесь снимался эпизод из фильма "Место встречи изменить нельзя", когда Глеб Жеглов засовывал кошелек в карман Кирпичу: "Косылёк, косылёк! Какой косылёк?"

3.63
Дома
Ансамбль Мариинского приюта Братолюбивого общества снабжения в Москве неимущих квартирами

Ансамбль Мариинского приюта Братолюбивого общества снабжения в Москве неимущих квартирами

Протопоповский пер., д. 19, стр. 6, 10, 12, 13

«Братолюбивое общество снабжения в Москве неимущих квартирами» появилось в середине 19 века. Всего по всей Москве было разбросано более 50 его домов. На Плющихе, Моховой, Грузинском валу, Госпитальной улице, Электрическом и в Протопоповском переулках.

(Нет голосов)
Территории
Большая Сухаревская площадь

Большая Сухаревская площадь

Некогда самая, пожалуй, шумная площадь.

(Нет голосов)
Дома
Дома бесплатных квартир, нач. XX в., арх. И.П.Машков 1890 г. – 1898 г. – 1910 г.

Дома бесплатных квартир, нач. XX в., арх. И.П.Машков 1890 г. – 1898 г. – 1910 г.

Протопоповский пер., д. 19, стр. 1, 5, 8

Протопоповский переулок перпендикулярно отходит на восток от трассы Проспекта мира в середине отрезка от Садового кольца до 3-го автокольца (площадь «Кресты» - площадь Рижского вокзала) и соединяет начальные отрезки основной и дублирующей трасс начала Ярославского шоссе – собственно Проспекта мира

(Нет голосов)
Дома
Доходный дом Троицкого подворья

Доходный дом Троицкого подворья

2-й Троицкий пер., д. 6

Не только в названии этого переулка сохранилось напоминание о Троицкой слободе.

3.23
Дома
Жилой дом В.Л. Дурова – Музей «Уголок Дедушки Дурова», 1894 г., 1911 г., архитектор А. Е. Вебер, гражданский инженер Н. Д. Поликарпов

Жилой дом В.Л. Дурова – Музей «Уголок Дедушки Дурова», 1894 г., 1911 г., архитектор А. Е. Вебер, гражданский инженер Н. Д. Поликарпов

Ул. Дурова, д. 4, стр. 1

В небольшом особняке на Старой Божедомке Владимир Дуров основал в 1912 году свой «живой уголок».

3.3
Дома
Здание Набилковской богадельни

Здание Набилковской богадельни

Протопоповский пер., д. 25, стр. 1

Может быть, вдохновившись примером своего бывшего барина, опекавшего Странноприимный дом, Набилковы тоже решили оставить о себе добрую память и создать благотворительное учреждение.

2.93
Дома
Жилой дом Заводстроя

Жилой дом Заводстроя

Большая Сухаревская пл., 14

Этот дом интересен как пример изменения архитектурных вкусов в 1930-е годы - восьмиэтажный угловой жилой дом с выразительным декором на фасадах. Сначала он был выстроен в аскетичных формах, типичных для немецкого функционализма. В 1931 году первоначальный проект выполнил немецкий архитектор Ханс Реммеле, бежавший в СССР от нацистов, но позже арестованный. Достраивать дом поручили  Дмитрию Булгакову, молодому архитектору из мастерской Алексея Щусева, одного из соавторов каменного Мавзолея Ленина и административного здания Наркомзема.

3.33
Дома
Детская больница св. Ольги

Детская больница св. Ольги

Орлово-Давыдовский пер., д. 2А

Детей, пришедших на прием, было принято кормить завтраками. Больные дети, наблюдавшиеся амбулаторно, получали здесь бесплатные лекарства.

3.59
Дома
Церковь Троицы в Троицкой слободе

Церковь Троицы в Троицкой слободе

2-й Троицкий пер., д. 8/10, стр. 5

Местные переулки носят название Троицких по существующей здесь церкви. Сама же она получила посвящение по одному из самых известных монастырей России.

3.59