Информация о здании
Здание в стилистике скромного неоклассицизма начала ХХ в. по адресу улица Гиляровского, д. 38 (во дворе дома по адресу Проспект Мира, д. №45) во многих отношениях является выдающимся памятником культуры Москвы первой трети ХХ в.
Примечательности здания начинаются с места расположения.
Улица Гиляровского – бывшая улица 2-я Мещанская.
Участок здания входит в состав территории к западу от начального отрезка Проспекта мира между Ярославским (исторически Ростовским) шоссе и руслом р. Неглинки (современная трасса Олимпийского проспекта).
В 1912 г. на 2-й Мещанской появился, вероятно, один из самых необычных домовладельцев Москвы начала ХХ в., человек совершенно необычной судьбы – художник И.И.Нивинский.
И.И.Нивинский окончил в 1898 г. Московское Строгановское художественно-промышленное училище, и, по-видимому, по «строгановской» традиции был привлечен в 1904 г. к оформлению здания, которое было признано современниками чуть ли не революционным в современном строительстве Москвы – Павильону Императорского Скакового общества на улице Беговая аллея. С этого здания начинается сотрудничество И.И.Невинского с бывшим преподавателем Строгановского училища архитектором И.В.Жолтовским (получившим за это здание звание академика архитектуры Петербургской Академии художеств). Павильон Императорского Скакового общества стал буквально манифестом возрождения в русской архитектуре классических традиций, включая приемы архитектуры Итальянского Возрождения. В этом здании И.И.Нивинский выполнил крупный комплекс монументальных росписей по мотивам искусства Средних веков (орнаменты плафона вестибюля) и монументальной живописи Итальянского Возрождения (плафоны парадных залов верхнего этажа).
По замечаниям исследователей, И.И.Нивинский всегда сочетал высочайший вкус и склонность к экспериментаторству. При этом художник активно привлекался к выполнению официальных заказов и охотно в них участвовал, в чем проявлялся свойственный ему практицизм, вплоть до того, что, по традиции Московского Строгановского художественно-промышленного училища он активно занимался художественной мебелью, при этом выступал не только как художник, но и как поставщик.
Дом на 2-й Мещанской был построен И.И.Нивинским на гонорары за несколько одновременных очень крупных проектов. В начале 1910-х гг. он вел росписи еще одного очень важного для истории архитектуры здания И.В.Жолтовского – знаменитого Палаццо Тарасовых на Спиридоновке, одновременно руководил оформлением колоссального празднества 100-летия Отечественной войны 1812 г. Одновременно И.И.Нивинский активно сотрудничал с Р.И.Клейном (оформление Музея изящных искусств им. Императора Александра III – Музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Мавзолея Юсуповых в Архангельском, Картинной галереи Жиро в составе усадьбы при фабрике в Хамовниках).
Для истории строительства дома существенны художественные связи И.И.Нивинского, который не имел архитектурно-строительного образования, с практикующими архитекторами – по-видимому, технические вопросы строительства решались этими мастерами.
В 1910-е гг. И.И.Нивинский активнее сотрудничал с архитектором В.Дубовским («Дом с рыцарем» на Арбате, другие совместные постройки), в их совместных доходных домах исследователи отмечают поиск соединения определенной «театральной фантастичности» и архитектурной жесткой логики, предвосхищающей конструктивизм 1920-х гг.
Для И.И.Нивинского оказывается очень важным сочетание жесткой логики конструктивизма, художественной красоты классицизма и определенной смеховой традиции Возрождения.
В начале 1920-х гг. И.И.Нивинский участвовал в двух необычайно важных и ответственных проектах. Он стал автором оформления Траурного зала Мавзолея В.Ульянова (Ленина) на Красной площади – это впоследствии обеспечило относительно спокойное существование и самому И.И.Нивинскому, и, как показало будущее – его наследию.
Практически одновременно И.И.Нивинский как художник, уже продемонстрировавший тягу к сочетанию конструктивистской логики, театральной трансформации и художественной выразительности классического искусства, был привлечен Е.Б.Вахтанговым к оформлению театральных спектаклей, в результате возникла постановка, которая стала одним из самых крупных достижений культуры ХХ в. – легендарная версия китайской сказки – фьябы графа К.Гоцци «Принцесса Ту-Ран-Дот».
С середины 1920-х гг. до своей смерти в 1933 г. И.И.Нивинский занимается, быть может, своим самым страстным увлечением - в своем доме на 2-й Мещанрской он создает офортную мастерскую.
Участие в оформлении Мавзолея В.Ульянова (Ленина) на Красной площади позволило И.И.Нивинскому сохранить мастерскую в бывшем собственном доме на 2-й Мещанской и даже передать ее после смерти Московскому союзу художников, В этой мастерской работали все лучшие художники – мастера офорта начиная с В.Фаворского и Г.Верейского. После смерти И.И.Нивинского мастерская получила его имя, стала одним из крупных центров художественной Москвы и сохранялась до 2002 г.
В здании проводится поддерживающий ремонт, отдельные работы по приспособлению для современного использования.