ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Дом известного графика и театрального художника И.И. Нивинского, который жил и работал здесь в 1912-1933 гг., 1912 г. Архитектор – художник И.И.Нивинский, при участии архитекторов - академика архитектуры И.В.Жолтовского, академика архитектуры Р.И.Клейна,

(Нет голосов)
Здание в стилистике скромного неоклассицизма начала ХХ в. по адресу улица Гиляровского, д. 38 (во дворе дома по адресу Проспект Мира, д. №45) во многих отношениях является выдающимся памятником культуры Москвы первой трети ХХ в.
+ -

Здание в стилистике скромного неоклассицизма начала ХХ в. по адресу улица Гиляровского, д. 38 (во дворе дома по адресу Проспект Мира, д. №45) во многих отношениях является выдающимся памятником культуры Москвы первой трети ХХ в.

Примечательности здания начинаются с места расположения.
Улица Гиляровского – бывшая улица 2-я Мещанская.

Участок здания входит в состав территории к западу от начального отрезка Проспекта мира между Ярославским (исторически Ростовским) шоссе и руслом р. Неглинки (современная трасса Олимпийского проспекта).

В 1912 г. на 2-й Мещанской появился, вероятно, один из самых необычных домовладельцев Москвы начала ХХ в., человек совершенно необычной судьбы – художник И.И.Нивинский.

И.И.Нивинский окончил в 1898 г. Московское Строгановское художественно-промышленное училище, и, по-видимому, по «строгановской» традиции был привлечен в 1904 г. к оформлению здания, которое было признано современниками чуть ли не революционным в современном строительстве Москвы – Павильону Императорского Скакового общества на улице Беговая аллея. С этого здания начинается сотрудничество И.И.Невинского с бывшим преподавателем Строгановского училища архитектором И.В.Жолтовским (получившим за это здание звание академика архитектуры Петербургской Академии художеств). Павильон Императорского Скакового общества стал буквально манифестом возрождения в русской архитектуре классических традиций, включая приемы архитектуры Итальянского Возрождения. В этом здании И.И.Нивинский выполнил крупный комплекс монументальных росписей по мотивам искусства Средних веков (орнаменты плафона вестибюля) и монументальной живописи Итальянского Возрождения (плафоны парадных залов верхнего этажа).

По замечаниям исследователей, И.И.Нивинский всегда сочетал высочайший вкус и склонность к экспериментаторству. При этом художник активно привлекался к выполнению официальных заказов и охотно в них участвовал, в чем проявлялся свойственный ему практицизм, вплоть до того, что, по традиции  Московского Строгановского художественно-промышленного училища он активно занимался художественной мебелью, при этом выступал не только как художник, но и как поставщик.

Дом на 2-й Мещанской был построен И.И.Нивинским на гонорары за несколько одновременных очень крупных проектов. В начале 1910-х гг.  он вел росписи еще одного очень важного для истории архитектуры здания И.В.Жолтовского – знаменитого Палаццо Тарасовых на Спиридоновке, одновременно руководил оформлением колоссального празднества 100-летия Отечественной войны 1812 г. Одновременно И.И.Нивинский активно сотрудничал с Р.И.Клейном (оформление Музея изящных искусств им. Императора Александра III – Музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Мавзолея Юсуповых в Архангельском, Картинной галереи Жиро в составе усадьбы при фабрике в Хамовниках).

Для истории строительства дома существенны художественные связи И.И.Нивинского, который не имел архитектурно-строительного образования, с практикующими архитекторами – по-видимому, технические вопросы строительства решались этими мастерами.
В 1910-е гг. И.И.Нивинский активнее сотрудничал с архитектором В.Дубовским («Дом с рыцарем» на Арбате, другие совместные постройки), в их совместных доходных домах исследователи отмечают поиск соединения определенной «театральной фантастичности» и архитектурной жесткой логики, предвосхищающей конструктивизм 1920-х гг.

Для И.И.Нивинского оказывается очень важным сочетание жесткой логики конструктивизма, художественной красоты классицизма и определенной смеховой традиции Возрождения.

В начале 1920-х гг. И.И.Нивинский участвовал в двух необычайно важных и ответственных проектах. Он стал автором оформления Траурного зала Мавзолея В.Ульянова (Ленина) на Красной площади – это впоследствии обеспечило относительно спокойное существование и самому И.И.Нивинскому, и, как показало будущее – его наследию.

Практически одновременно И.И.Нивинский как художник, уже продемонстрировавший тягу к сочетанию конструктивистской логики, театральной трансформации и художественной выразительности классического искусства, был привлечен Е.Б.Вахтанговым к оформлению театральных спектаклей, в результате возникла постановка, которая стала одним из самых крупных достижений культуры ХХ в. – легендарная версия китайской сказки – фьябы графа К.Гоцци «Принцесса Ту-Ран-Дот».

С середины 1920-х гг. до своей смерти в 1933 г. И.И.Нивинский занимается, быть может, своим самым страстным увлечением - в своем доме на 2-й Мещанрской он создает офортную мастерскую.

Участие в оформлении Мавзолея В.Ульянова (Ленина) на Красной площади позволило И.И.Нивинскому сохранить мастерскую в бывшем собственном доме на 2-й Мещанской и даже передать ее после смерти Московскому союзу художников, В этой мастерской работали все лучшие художники – мастера офорта начиная с В.Фаворского и Г.Верейского. После смерти И.И.Нивинского мастерская получила его имя, стала одним из крупных центров художественной Москвы и сохранялась до 2002 г.

В здании проводится поддерживающий ремонт, отдельные работы по приспособлению для современного использования.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Дома
Жилой дом В.Л. Дурова – Музей «Уголок Дедушки Дурова», 1894 г., 1911 г., архитектор А. Е. Вебер, гражданский инженер Н. Д. Поликарпов

Жилой дом В.Л. Дурова – Музей «Уголок Дедушки Дурова», 1894 г., 1911 г., архитектор А. Е. Вебер, гражданский инженер Н. Д. Поликарпов

Ул. Дурова, д. 4, стр. 1

В небольшом особняке на Старой Божедомке Владимир Дуров основал в 1912 году свой «живой уголок».

3.3
Дома
Ансамбль Мариинского приюта Братолюбивого общества снабжения в Москве неимущих квартирами

Ансамбль Мариинского приюта Братолюбивого общества снабжения в Москве неимущих квартирами

Протопоповский пер., д. 19, стр. 6, 10, 12, 13

«Братолюбивое общество снабжения в Москве неимущих квартирами» появилось в середине 19 века. Всего по всей Москве было разбросано более 50 его домов. На Плющихе, Моховой, Грузинском валу, Госпитальной улице, Электрическом и в Протопоповском переулках.

(Нет голосов)
Территории
Большая Сухаревская площадь

Большая Сухаревская площадь

Некогда самая, пожалуй, шумная площадь.

(Нет голосов)
Дома
Дом Правдиной

Дом Правдиной

Ул. Садовая-Сухаревская, д. 5

Именно здесь снимался эпизод из фильма "Место встречи изменить нельзя", когда Глеб Жеглов засовывал кошелек в карман Кирпичу: "Косылёк, косылёк! Какой косылёк?"

3.76
Дома
Здание Московского уездного Совета

Здание Московского уездного Совета

Садовая-Сухаревская улица, д.11

Здание Московского уездного Совета располагалось в Доме московской уездной земской управы на Сухаревской-Садовой  – так эта улица называлась более ста лет назад.  Это были два органа местного самоуправления, которые работали в Москве один до революции 1917 г. другой после.

(Нет голосов)
Дома
Детская больница св. Ольги

Детская больница св. Ольги

Орлово-Давыдовский пер., д. 2А

Детей, пришедших на прием, было принято кормить завтраками. Больные дети, наблюдавшиеся амбулаторно, получали здесь бесплатные лекарства.

3.59
Дома
Жилой дом Заводстроя

Жилой дом Заводстроя

Большая Сухаревская пл., 14

Этот дом интересен как пример изменения архитектурных вкусов в 1930-е годы - восьмиэтажный угловой жилой дом с выразительным декором на фасадах. Сначала он был выстроен в аскетичных формах, типичных для немецкого функционализма. В 1931 году первоначальный проект выполнил немецкий архитектор Ханс Реммеле, бежавший в СССР от нацистов, но позже арестованный. Достраивать дом поручили  Дмитрию Булгакову, молодому архитектору из мастерской Алексея Щусева, одного из соавторов каменного Мавзолея Ленина и административного здания Наркомзема.

3.33
Дома
Здание Набилковской богадельни

Здание Набилковской богадельни

Протопоповский пер., д. 25, стр. 1

Может быть, вдохновившись примером своего бывшего барина, опекавшего Странноприимный дом, Набилковы тоже решили оставить о себе добрую память и создать благотворительное учреждение.

2.93
Дома
Церковь Троицы в Троицкой слободе

Церковь Троицы в Троицкой слободе

2-й Троицкий пер., д. 8/10, стр. 5

Местные переулки носят название Троицких по существующей здесь церкви. Сама же она получила посвящение по одному из самых известных монастырей России.

3.59
Территории
Мещанский район

Мещанский район

Название происходит от польского слова «mieszczanie» («месчане», т.е. - горожане).

(Нет голосов)
Дома
Доходный дом Троицкого подворья

Доходный дом Троицкого подворья

2-й Троицкий пер., д. 6

Не только в названии этого переулка сохранилось напоминание о Троицкой слободе.

3.23
Дома
Дома бесплатных квартир, нач. XX в., арх. И.П.Машков 1890 г. – 1898 г. – 1910 г.

Дома бесплатных квартир, нач. XX в., арх. И.П.Машков 1890 г. – 1898 г. – 1910 г.

Протопоповский пер., д. 19, стр. 1, 5, 8

Протопоповский переулок перпендикулярно отходит на восток от трассы Проспекта мира в середине отрезка от Садового кольца до 3-го автокольца (площадь «Кресты» - площадь Рижского вокзала) и соединяет начальные отрезки основной и дублирующей трасс начала Ярославского шоссе – собственно Проспекта мира

(Нет голосов)