Дом известного графика и театрального художника И.И. Нивинского, который жил и работал здесь в 1912-1933 гг., 1912 г.

Дом известного графика и театрального художника И.И. Нивинского, который жил и работал здесь в 1912-1933 гг., 1912 г.

ЦАО, Гиляровского ул., дом 38
Проспект Мира (кольцевая)Проспект Мира (радиальная)
Здание в стилистике скромного неоклассицизма начала ХХ в. по адресу улица Гиляровского, д. 38 (во дворе дома по адресу Проспект Мира, д. №45) во многих отношениях является выдающимся памятником культуры Москвы первой трети ХХ в.
star-icon
3.3
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
выявленный объект культурного наследия
Архитектурный стиль:
Неоклассицизм
Годы постройки:
1912
Архитекторы:
И.В. Жолтовский,Р.И. Клейн,И.И. Нивинский
Назначение постройки
Жилой дом

Информация о здании

Здание в стилистике скромного неоклассицизма начала ХХ в. по адресу улица Гиляровского, д. 38 (во дворе дома по адресу Проспект Мира, д. №45) во многих отношениях является выдающимся памятником культуры Москвы первой трети ХХ в.

Примечательности здания начинаются с места расположения.
Улица Гиляровского – бывшая улица 2-я Мещанская.

Участок здания входит в состав территории к западу от начального отрезка Проспекта мира между Ярославским (исторически Ростовским) шоссе и руслом р. Неглинки (современная трасса Олимпийского проспекта).

В 1912 г. на 2-й Мещанской появился, вероятно, один из самых необычных домовладельцев Москвы начала ХХ в., человек совершенно необычной судьбы – художник И.И.Нивинский.

И.И.Нивинский окончил в 1898 г. Московское Строгановское художественно-промышленное училище, и, по-видимому, по «строгановской» традиции был привлечен в 1904 г. к оформлению здания, которое было признано современниками чуть ли не революционным в современном строительстве Москвы – Павильону Императорского Скакового общества на улице Беговая аллея. С этого здания начинается сотрудничество И.И.Невинского с бывшим преподавателем Строгановского училища архитектором И.В.Жолтовским (получившим за это здание звание академика архитектуры Петербургской Академии художеств). Павильон Императорского Скакового общества стал буквально манифестом возрождения в русской архитектуре классических традиций, включая приемы архитектуры Итальянского Возрождения. В этом здании И.И.Нивинский выполнил крупный комплекс монументальных росписей по мотивам искусства Средних веков (орнаменты плафона вестибюля) и монументальной живописи Итальянского Возрождения (плафоны парадных залов верхнего этажа).

По замечаниям исследователей, И.И.Нивинский всегда сочетал высочайший вкус и склонность к экспериментаторству. При этом художник активно привлекался к выполнению официальных заказов и охотно в них участвовал, в чем проявлялся свойственный ему практицизм, вплоть до того, что, по традиции Московского Строгановского художественно-промышленного училища он активно занимался художественной мебелью, при этом выступал не только как художник, но и как поставщик.

Дом на 2-й Мещанской был построен И.И.Нивинским на гонорары за несколько одновременных очень крупных проектов. В начале 1910-х гг. он вел росписи еще одного очень важного для истории архитектуры здания И.В.Жолтовского – знаменитого Палаццо Тарасовых на Спиридоновке, одновременно руководил оформлением колоссального празднества 100-летия Отечественной войны 1812 г. Одновременно И.И.Нивинский активно сотрудничал с Р.И.Клейном (оформление Музея изящных искусств им. Императора Александра III – Музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Мавзолея Юсуповых в Архангельском, Картинной галереи Жиро в составе усадьбы при фабрике в Хамовниках).

Для истории строительства дома существенны художественные связи И.И.Нивинского, который не имел архитектурно-строительного образования, с практикующими архитекторами – по-видимому, технические вопросы строительства решались этими мастерами.


В 1910-е гг. И.И.Нивинский активнее сотрудничал с архитектором В.Дубовским («Дом с рыцарем» на Арбате, другие совместные постройки), в их совместных доходных домах исследователи отмечают поиск соединения определенной «театральной фантастичности» и архитектурной жесткой логики, предвосхищающей конструктивизм 1920-х гг.

Для И.И.Нивинского оказывается очень важным сочетание жесткой логики конструктивизма, художественной красоты классицизма и определенной смеховой традиции Возрождения.

В начале 1920-х гг. И.И.Нивинский участвовал в двух необычайно важных и ответственных проектах. Он стал автором оформления Траурного зала Мавзолея В.Ульянова (Ленина) на Красной площади – это впоследствии обеспечило относительно спокойное существование и самому И.И.Нивинскому, и, как показало будущее – его наследию.

Практически одновременно И.И.Нивинский как художник, уже продемонстрировавший тягу к сочетанию конструктивистской логики, театральной трансформации и художественной выразительности классического искусства, был привлечен Е.Б.Вахтанговым к оформлению театральных спектаклей, в результате возникла постановка, которая стала одним из самых крупных достижений культуры ХХ в. – легендарная версия китайской сказки – фьябы графа К.Гоцци «Принцесса Ту-Ран-Дот».

С середины 1920-х гг. до своей смерти в 1933 г. И.И.Нивинский занимается, быть может, своим самым страстным увлечением - в своем доме на 2-й Мещанрской он создает офортную мастерскую.

Участие в оформлении Мавзолея В.Ульянова (Ленина) на Красной площади позволило И.И.Нивинскому сохранить мастерскую в бывшем собственном доме на 2-й Мещанской и даже передать ее после смерти Московскому союзу художников, В этой мастерской работали все лучшие художники – мастера офорта начиная с В.Фаворского и Г.Верейского. После смерти И.И.Нивинского мастерская получила его имя, стала одним из крупных центров художественной Москвы и сохранялась до 2002 г.

В здании проводится поддерживающий ремонт, отдельные работы по приспособлению для современного использования.

Автор статьи: Сергей Сергеев
Распечатать статью

Интересное рядом (4)

Московский областной научно-исследовательский клинический институт им. М. Ф. Владимирского (МОНИКИ)
icon
19 июня 1776 года открылась Екатерининская больница на малонаселённой окраине Москвы, на 3-й Мещанской улице. В настоящее время носит имя М. Ф. Владимирского.
Бюст В.М. Комарова
icon
Дважды Герой Советского Союза летчик-космонавт Комаров Владимир Михайлович родился 16.03.1927 г. в Москве на 3-й Мещанской улице. Погиб 24.04.1967 г. при посадке на корабле „Союз-I“
Щепкина ул., д. 68 (территория школы № 235)
Проспект Мира (кольцевая)Проспект Мира (радиальная)Рижская
star-icon
3.3
Церковь Трифона в Напрудном
icon
Маленькая церковь словно потерялась в окружении многоэтажных зданий. Неудивительно, что местные жители называют её «часовней».
Трифоновская ул., дом 38, строение 1
Проспект Мира (кольцевая)Проспект Мира (радиальная)
star-icon
3.7