ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Дом жилой (палаты) XVIII-XIX вв. (ныне музей Московского образования им. Г. А. Ягодина)

3.4
"Каждого ожидал собственный деревянный дом, неприхотливо убранный, с широким двором и садом без дорожки, заросшим крапивой, но где можно было, однако же найти дюжину диких яблонь и сотню кустов малины и смородины... Все Замоскворечье было застроено подобными домами..."
  • Дом жилой (палаты) XVIII-XIX вв. (ныне музей Московского образования им. Г. А. Ягодина)
+ -

Участок домовладения №12 по Вишняковскому переулку, в котором сейчас находится музей Московского образования им. Г. А. Ягодина, входит в состав одной из заповедных зон исторического центра города Москвы. Сам дом является памятником истории и культуры федерального значения.
Здание музея в настоящее время является основной частью исторической территории городской усадьбы XIX века, сохранившей главные элементы застройки: главный дом и фрагмент ворот.
Первые сведения об усадьбе относятся к последней трети XVIII в. Основа же главного дома, возможно, еще старше – первой половины XVIII в. По городскому плану 1768г. дом входил в состав владения, обращенного своей южной стороной в переулок, а с запада и востока ограниченного боковыми внутриквартальными проходами.
К 1772 г., когда домом владел московский купец 1-й гильдии Иван Иванович Дорофеев, проходы были застроены, определены границы участка, который был спланирован по типу городской усадьбы. В плане близкий к кварталу участок имел ломаную, с небольшим скосом, боковую, западную границу (граница с церковным владением). Выходящий в переулок, каменный главный дом усадьбы и деревянные службы формировали пространство двора, за которым раскинулся сад с жилыми флигелями.
Во время пожара 1812 г. деревянная застройка усадьбы, как и всего квартала, выгорела.
В 1815 г. усадьбу приобрела купеческая жена Ольга Степановна Макеева, при которой дом был в тот же год восстановлен в прежних габаритах, за ним на вновь прикупленном участке, в глубине квартала, раскинулся сад.
Несколько позже вдоль боковых границ владения – торцами в переулок – были поставлены два боковых флигеля: восточный – жилой – известен по плану 1817 г., западный – нежилой – по плану 1826 г., благодаря которому по переулку сформировалась усадебная композиция, характерная для ампирного стиля.
Ольга Степановна значительно увеличила территорию усадьбы, прикупив сады в глубине квартала, и, видимо, в то же время – участок с восточной стороны. На нем разместили хозяйственный двор усадьбы с нежилыми деревянными строениями в один этаж. Каменная беседка с галереей украсили сад.
Записки историка Ф.Ф. Вигеля позволяют ощутить особенности городской среды и быта этого уголка Москвы: «Помещики соседних губерний почитали обязанностью каждый год в декабре со всем семейством отправляться на собственных лошадях и приезжать в Москву около Рождества... Каждого ожидал собственный деревянный дом, неприхотливо убранный, с широким двором и садом без дорожки, заросшим крапивой, но где можно было, однако же найти дюжину диких яблонь и сотню кустов малины и смородины... Все Замоскворечье было застроено подобными домами...».
Главный дом усадьбы с деревянным мезонином располагался на белокаменном цоколе и выходил на линию улицы. В глубине небольшого двора с садом находились хозяйственные деревянные постройки. Подобный характер структурного построения в середине XIX был характерен для большинства городских усадеб. Традиционно невысокие дома (в 2–3 этажа – жилые, в 1 этаж –хозяйственные) с пышными усадебными садами являлись отличительной особенностью Замоскворечья. Дом, в котором расположен Московский музей образования, относится как раз к описываемому времени.
При следующей владелице – купеческой вдове Прасковье Степановне Титовой в 1868 г. предполагалось расширить дом за счет пристроек по сторонам мезонина и построить Г-образный корпус на хозяйственном дворе, по границе с садом. Но проект осуществлен не был.
Границы усадьбы окончательно определились к 1870-м гг., когда сократилась территория сада и установилась западная граница с владением Троицкого храма в Вишняках.
По плану 1870 г. уличный фасад главного дома имел центрическую композицию – с мезонином, завершенным фигурным аттиком и лепниной, штукатурный декор был выполнен в формах классицизирующей эклектики. Деревянный переход соединял дом с жилым восточным флигелем, который, в свою очередь, несколько позже был объединен с хозяйственным корпусом.
В 1891 г. по заказу потомственной почетной гражданки Москвы Евдокии Иосифовны Ленивовой (её инициалы красуются на аттике) приступили к реализации нового архитектурного проекта. По проекту архитектора А.С. Васильева главный дом усадьбы был объединен с восточным флигелем, получил второй этаж и нарядный лепной декор в прежних формах классицизирующей эклектики. Тогда же вдоль переулка и восточной боковой границы усадьбы был вытянут каменный Г-образный корпус (конюшня, каретник, погреба). Таким образом, сложившийся комплекс развивал традиционный принцип московской городской усадьбы.
После 1917 г. все строения усадьбы были приспособлены под жилье, затем территория трансформировалась с появлением современных построек со своими адресами.
В 1939 г. за главным домом усадьбы, на участке бывшего сада было построено двухэтажное каменное здание в соответствии с концепцией 1930-50-х гг., предусматривающей размещение детских учреждений в глубине квартала. В середине 1950-х гг. по оси здания построили хозяйственную пристройку (прачечную); за корпусом с бывшей конюшней и каретником, приспособленным под жилье, возвели 4-этажное общежитие для рабочих.
В 1950-70-е гг. западный флигель был снесен. В 1990-е гг. разобран хозяйственный корпус.
В настоящее время от прежней усадьбы сохранился главный дом и западный нежилой флигель ампирного времени, соединенный с главным домом пилонами ворот с двумя калитками – вход в усадьбу. Вместе с тем, несмотря на понесенные потери и последующие перестройки, здание музея представляет собой хорошо сохранившейся образец исторической застройки заповедной зоны Москвы «Замоскворечье».

Аудиогид создан музеем Московского образования.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Дома
Городская усадьба Иконниковых - Н.А. Аваева, XIX в.

Городская усадьба Иконниковых - Н.А. Аваева, XIX в.

Садовническая ул.,41, стр.1.

Строительством этого дома занимался архитектор, который позднее будет утвержден в должности архитектора храма Христа Спасителя.

3.3
Дома
Станция метро "Павелецкая" радиальная

Станция метро "Павелецкая" радиальная

Новокузнецкая ул., д. 43/16, стр. 1

Дата открытия: 20.11.1943
Открыта в составе третьей очереди строительства Московского метрополитена на действующем участке «Театральная» - «Автозаводская».
(С 01.01.1943 поезда на уже действующем участке «Театральная» - «Автозаводская» проследовали эту станцию без остановки).
Проектное название: Павелецкий вокзал, Донбасская

3.48
Музеи
Галерея «Агентство. Art Ru»

Галерея «Агентство. Art Ru»

Галерея «Агентство. Art Ru» работает в сфере современного искусства на протяжении пяти лет, и за это время зарекомендовала себя как динамично развивающаяся площадка, открытая для арт-проектов различных жанров и масштабов.

В галерее регулярно проходят выставки живописи, медиа-арта, пластического искусства. Пространство Art Ru позволяет органично вписать в него крупные синтетические проекты на стыке жанров. Работы художников Агентства входят в собрания Государственной Третьяковской галереи, ГМИИ им. Пушкина, Государственного Русского музея, ММОМА, Нью-Йоркского музея современного искусства и в другие крупные коллекции.

(Нет голосов)
Дома
Усадьба, сер. XIX в.

Усадьба, сер. XIX в.

Толмачёвский Б. пер., д. 5, стр. 9

Можно ли в Замоскворечье найти отголоски Венеции?

(Нет голосов)
Дома
Особняк, 1907 г. с оградой

Особняк, 1907 г. с оградой

Полянка Б. ул., д. 45, стр. 1

Писатель Викентий Викентьевич Вересаев посвятил готическому особняку на Полянке короткий рассказ «Проклятый дом», начинающийся так: «На одной из больших улиц Замоскворечья стоит вычурно-красивый, угрюмо-пестрый дом».

(Нет голосов)
Дома
Усадьба Писаревой-Епанешниковых

Усадьба Писаревой-Епанешниковых

Полянка Б. ул., д. 43, стр. 1

-

(Нет голосов)
Дома
Церковь Успения в Казачьей слободе, 1695 г. Колокольня, ограда, XVIII-XIX вв.

Церковь Успения в Казачьей слободе, 1695 г. Колокольня, ограда, XVIII-XIX вв.

Б.Полянка, д. 37, стр. 3

В XVI столетии на этом месте стоял храм мучеников Флора и Лавра, принадлежавший Ямской слободе

(Нет голосов)
Памятники
Памятник Н.А. Некрасову

Памятник Н.А. Некрасову

Космодамианская наб., д. 4/22

Николай Алексеевич Некрасов (1821—1878) — русский поэт, писатель и публицист, классик русской литературы.

(Нет голосов)
Дома
Павелецкий вокзал

Павелецкий вокзал

Павелецкий вокзал

К концу XIX века Общество Рязанско-Уральской железной дороги управляло крупнейшей частной дорогой, связывавшей 12 густонаселенных губерний. Дорога прошла через Черноземье и Поволжье до Урала, соединила Смоленск, Тамбов, Саратов и Астрахань, но не имела выхода к Москве. В мае 1897 года Правление дороги получило разрешение на строительство необходимой ему «вывозной» линии Павелец – Москва.

3.44
Дома
Жилой дом Электродного завода

Жилой дом Электродного завода

Космодамианская набережная, д. 4/22, корп. Б

Образец сталинского ампира (1954, архитектор М.И.Синявский). В 1963-1977 годах здесь жил архитектор П.П.Штеллер.

3.3
Дома
Дом, в котором в 1909-1910 гг. жил Михаил Иванович Калинин

Дом, в котором в 1909-1910 гг. жил Михаил Иванович Калинин

Полянка Б. ул., дом 33/41, строение 1

Трехэтажный доходный дом «кирпичного стиля» построен во второй половине
XIX века во владении коллежского советника Адольфа Ивановича Тольха.

(Нет голосов)
Дома
Городская усадьба, конец XVIII в. – XIX в.

Городская усадьба, конец XVIII в. – XIX в.

Старомонетный пер., д. 27/7, стр. 5, 7

Городская усадьба, конец XVIII в. – XIX в., включает в себя сохранившиеся постройки основного одноэтажного дома с мезонином и двухэтажного флигеля с мезонином.

3.2