ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Дом страхового общества "Якорь", здание ВЧК

3.45
Торговый дом купца Дмитрия Александровича Лухманова, сер. ХIХ в. В начале XX в. здесь находилось страховое общество «Якорь». В 1918 г. в здании разместилась Всероссийская Чрезвычайная комиссия (ВЧК), рабочий кабинет Феликса Дзержинского находился на втором этаже.
  • Дом страхового общества "Якорь", здание ВЧК
+ -

Участок известен с середины XVIII века, здесь был дом Старцова, владельца шелковой мануфактуры. Около 1800-го года владение переходит почетному гражданину, купцу Лухманову, торговавшему жемчугом, драгоценными камнями, антикварными редкостями и книгами. Здесь же он держал свою "лавку чудес" - антикварный магазинчик, о котором немало писали в газетах того времени. Дом был классицистических форм, с портиком.

В середине XIX века дом приобретает страховое общество "Якорь", одновременно оно выкупает и соседнее владение, чтоб построить большое здание для своих нужд. В 1918 году здание занимает ВЧК, на третьем этаже, по легенде, располагался рабочий кабинет Дзержинского. Сохранились описания внутреннего облика дома. В первой штаб-квартире ЧК на углу Варсонофьевского и Большой Лубянки прямо за начальственными кабинетами, где было так удобно вести ночные допросы и подписывать ордера на арест, находился небольшой, но высокий, в два этажа, полуподвальный зал, напоминающий корабельный трюм. У страхового общества в «трюме» размещался архив. От тех времен посредине зала осталось несколько небольших комнат-сейфов.
Чекисты затащили в зал тюремные нары, а глухие комнатки приспособили для расстрелов.
Из-за исключительно добротных стен грохот пальбы на улицу не проникал. Ну а из тех, кто, доставленный на «корабль смерти», мог лично слышать и видеть, чудом уцелели лишь единицы. Например, высланный из России в 1922 году писатель Михаил Осоргин. Вот его описание, относящееся к 1919 году: «Пол выложен изразцовыми плитками. При входе — балкон, где стоит стража. Балкон окружает яму, куда спуск по витой лестнице и где 70 человек, в лежку, на нарах, на полу, на полированном большом столе, а двое и внутри стола — ждут своей участи. Участи — пули»...

Здесь же были камеры — общие, в которых размещалось до 200 арестантов одновременно по воспоминаниям Мельгунова, побывавшего здесь дважды, — до 300), и одиночные, отделенные наскоро сколоченными перегородками из неструганных досок.

В этом же здании чуть дальше по Варсонофьевскому переулку с 1918 года располагался гараж ВЧК, а впоследствии автобаза центрального аппарата органов ОГПУ–КГБ. И здесь было оборудовано специальное помещение для расстрелов приговоренных к смерти людей. До 1926 г.расстрелами командовал комендант ОГПУ Карл Вейс, затем до 1953 г. «особую группу», приводившую смертные приговоры в исполнение, возглавлял Василий Блохин. В 1937–1938 годах казни были особенно частыми. Расстрелы в этом доме производились вплоть до 1954 года. По приблизительным оценкам здесь было расстреляно от 10 до 15 тысяч человек – жертв сталинского политического террора.

Из воспоминаний побывавших в этом доме в первые годы после октябрьского переворота: «Лучшие комнаты бывшего страхового общества отданы следователям и их помощникам, наилучшие — членам коллегии и под заседания президиума, наихудшие же вкупе с подвальными помещениями отведены, конечно, арестованным. Арестованные размещаются в доме № 11 следующим образом: наверху — четыре комнаты и два подвальных помещения для общих камер (мужских); в подвальном же помещении содержатся и женщины. Кроме того иногда, во время массовых арестов, заполнялся и заполняется сейчас находящийся во дворе дровяной сарай.

Помимо общих камер Б. Лубянка, 11, обладает несколькими одиночками. Одиночки имеются и наверху и в подвале. Наверху одиночки созданы путем весьма своеобразно простым: обычная комната перегорожена деревянными перегородками на ряд клетушек, примкнутых ко внутренней стене комнаты, а потому лишенных света. Внизу, в подвале, одиночки — такие же, лишенные света: три шага в длину, два — в ширину.

А весьма часто в такие одиночки набивают по два, даже по три арестованных. "Параш" в камерах нет; арестованные на Большой Лубянке, 11 пользуются привилегией беспрепятственного пользования и днем и ночью уборной. Прогулок заключенные на Б. Лубянке, 11 так же, как и содержащиеся на Б. Лубянке, 2, не имеют. Исключение делается иногда только для женщин. Книги и газеты, как общее правило, не разрешаются (в 1920 г. до июля разрешались книги, а газеты даже приносились надзирателями). Электрический свет в одиночках горит и днем и ночью.

Вот в общих чертах режим тюрьмы В.Ч.К. на Лубянке, 11 — полу-тюрьмы, полу-концентрационного лагеря. Должен здесь оговориться: все описанное мною выше и все, что воспоследует, относится, главным образом, к 1920 году, когда пишущему эти строки довелось быть арестантом дома № 11».

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Памятники
Памятник А. Л. Мясникову

Памятник А. Л. Мясникову

Петроверигский пер., д. 10

Александр Леонидович Мясников (1899—1965) — советский терапевт, академик АМН СССР.

2.93
Дома
Монетный двор

Монетный двор

Никольская ул., д.5/1

В тюрьме, существовавшей при монетном дворе, сидели Е. Пугачев и А. Радищев.

3.3
Дома
Большой театр

Большой театр

Театральная пл., д. 1

Первое здание театра на этом месте появилось в 1780 году.

4.18
Музеи
Объединение «Выставочные залы Москвы»

Объединение «Выставочные залы Москвы»

Объединение «Выставочные залы Москвы» – это сеть современных выставочных площадок, основанных в 2013 году и работающих с разными видами и жанрами традиционного и современного искусства.С 16 августа 2016 года Объединение возглавляет Бушуева Марина Сергеевна.Основной целью является развитие художественной, социальной и пространственной среды города посредством активной работы с жителями различных районов Москвы в области традиционного искусства и современной визуальной культуры.В состав Объединения входит 19 галерей в 9 округах Москвы.Благодаря деятельности «Выставочных залов Москвы» жители далеких от центра районов могут посещать различные культурные мероприятия недалеко от дома. Основная деятельность Объедения – выставочная, также в галереях проходят лекции, художественные мастер-классы, творческие встречи и концерты. Галереи являются площадкой для культурных акций, дискуссий, международных биеннале и фестивалей.

(Нет голосов)
Дома
Южный флигель усадьбы Тютчевых

Южный флигель усадьбы Тютчевых

Армянский пер., д. 11, стр. 3

Характерной приметой архитектуры XVIII столетия являются вертикальные оконные ниши. Они видны и на фасаде по переулку, и на дворовых фасадах южного флигеля усадьбы.

(Нет голосов)
Дома
Усадьба Гагариных-Тютчевых

Усадьба Гагариных-Тютчевых

Армянский пер., д. 11 стр. 2

Эта усадьба имеет долгую и интересную историю.

3.48
Дома
Доходное владение И.И.Воронцовой - И.Г.Евдокимова - З.И.Шориной

Доходное владение И.И.Воронцовой - И.Г.Евдокимова - З.И.Шориной

Ул. Кузнецкий мост, д. 7

Именно сюда осенью 1927 года М. А. Шолохов принёс рукопись романа «Тихий Дон».

3.44
Дома
Петровский пассаж

Петровский пассаж

Ул. Петровка, д. 10

В Пассаж за стульями приходят герои Ильфа и Петрова Остап Бендер и Киса Воробьянинов.

3.4
Дома
Церковь Косьмы и Дамиана

Церковь Косьмы и Дамиана

Маросейка ул., д. 14/2 стр. 3

Храм этот хотели снести, но устроили в нем склад и пивную.

3.83
Дома
Северный флигель усадьбы Тютчевых (восточная часть)

Северный флигель усадьбы Тютчевых (восточная часть)

Армянский пер., д. 11А/2, стр. 1А

В начале 1790 г., когда усадьба переходит во владение князей Гагариных, архитектор Матфей Казаков перестраивает старинный дом и создает классический ансамбль усадьбы.

(Нет голосов)
Дома
Станция метро «Чистые пруды»

Станция метро «Чистые пруды»

Дата открытия: 15.05.1935 Открыта в составе первого пускового участка Московского метрополитена. Проектное название: Мясницкая, Мясницкие ворота Прежние названия: Кировская (до 05.11.1990)

3.62
Дома
Губернское правление

Губернское правление

Никольская ул., дом 5/1, стр. 1

Губернское правление построено архитектором Гейденом в 1733-1744 годах по проекту, присланному из Петербурга. Это двухэтажное здание в стиле барокко, наподобие ширмы скрывающее за собой большой комплекс Монетного двора. Во время французской оккупации в 1812 году здесь содержались подозреваемые в поджогах города.

3.75