ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Донской ставропигиальный мужской монастырь

3.3
+ -

Донской монастырь был основан царем Феодором Иоанновичем в честь Донской иконы Божией Матери в благодарность за избавление Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея в 1591-1593 годах. Монастырь возник на том месте, где находился стан русских воинов, готовившихся вступить в бой с татарскими полчищами. Посреди стана тогда разместили походную церковь преп. Сергия Радонежского и водрузили туда чтимую икону Божией Матери, прозванную Донской.

По преданию, этой иконой преподобный Сергий Радонежский благословил великого князя Дмитрия Ивановича и его воинов на Куликовскую битву, которая произошла близ берега Дона. Она была с русскими воинами на поле боя, и после блестящей победы икону стали называть Донской (как и самого князя Дмитрия Ивановича). С тех пор каждый раз, когда Москву осаждали вражеские полчища, перед ней молились о победе.

Когда в 1591 году крымский хан был уже на подступах к первопрестольной, царь Федор Иоаннович повелел совершить крестный ход с Донской иконой вокруг городских стен и затем поместить ее в походной Сергиевской церкви посреди русского стана. Бессонную ночь провел тогда набожный царь в молитвах перед иконой, и в видении ему было открыто, что он одержит победу "силою Христа и предстательством Его Матери". Жестокая битва длилась почти целые сутки, и в самый ее разгар татары вдруг обратились в паническое бегство, бросив на поле сражения убитых и раненых и весь свой скарб или, как тогда говорили, "обоз", отчего монастырь называли в старой Москве, "что в Обозе". Такое уже не один раз бывало в московской истории: в необъяснимом страхе бежали от Москвы и страшный Тимур, и царевич Мазовша, и хан Ахмет, и многие другие завоеватели - всякий раз, когда москвичи молили Божию Матерь заступиться за них.
В благодарность за услышанную молитву и чудесную помощь Феодор Иоаннович поставил на месте стана в том же 1591 году собор и поместил туда Донскую икону.

Предположительно, собор Донской иконы Божией Матери в 1591-1593 г.г. возводил московский зодчий Федор Конь, строитель стены Белого города. Почти через сто лет рядом с ним иждивением сестры Петра I царевны Екатерины Алексеевны был построен новый собор Донской иконы Божией Матери, гораздо больший по размерам и оттого прозванный "Большим", а первый стал называться "Малым".


Малый собор расписывал в 1785 году итальянский художник Клауди, который в классицистическом стиле тогда же расписал университетскую церковь св. муч. Татианы в старом казаковском Главном здании на Моховой и храм св. Мартина Исповедника на Б.Алексеевской (Б.Коммунистической) улице близ Таганки. Есть версия, что свои росписи в Донском монастыре он проводил по эскизам В.И.Баженова.
Красные монастырские стены с красивыми башнями, очень похожие на стены Новодевичьего монастыря, возводились с 1686 по 1711 год на средства Якова Кириллова, сына думного дьяка Аверкия Кириллова, владевшего знаменитыми палатами на Берсеневской набережной с домовой Никольской церковью. После смерти царя Феодора Алексеевича Аверкий Кириллов встал на сторону Нарышкиных и попал в список лиц, которых замыслили погубить Милославские. Он был убит вместе с Артамоном Матвеевым во время стрелецкого бунта 1682 года: его сбросили с Красного крыльца на землю, изрубили и труп поволокли на Красную площадь с криками: " Расступитесь, думный едет!" Его сын Яков тоже сначала был думным дьяком, а потом постригся в монахи в Донской монастырь, и Кирилловы много жертвовали на эту обитель.

Постепенно, между Даниловым и Новодевичьим монастырями возникла Донская обитель – новая монашеская крепость, которая завершила формирование московского оборонительного кольца, образованного московскими монастырями.

Московские монастыри можно условно разделить на четыре группы.
По границе Земляного города располагаются монастыри, игравшие важную роль в обороне южных подступов Москвы. В этой группе и находится Донской монастырь. Это — Андреевский, Данилов, Донской, Новодевичий, Новоспасский, Покровский, Симонов, Спасо-Андроников.
Вдоль Бульварного кольца расположены монастыри (Петровский, Рождественский, Сретенский), охранявшие северные границы города. В отличие от южной группы, они находятся ближе к центру и расположены более кучно.
К третьей группе относятся монастыри, находящиеся в центре Москвы: Богоявленский, Заиконоспасский, Зачатьевский, Знаменский, Ивановский, Николаевский Греческий.
В четвертую условно можно объединить все остальные монастыри.

К началу XIX века Донской монастырь стал самой привилегированной и богатой обителью России, которая оказывала большое влияние на духовную и политическую жизнь страны в целом. С 1799-го и до конца 1827-го года в Донском монастыре размещался Духовно-цензурный комитет, который затем был перемещен в Троице-Сергиеву Лавру. На территории обители в 1834 г. располагалось духовное училище, а с начала 1909-го года и школа для обучения послушников.

Донской монастырь немало повидал на своем веку. Его грабили и разоряли и в Смутное время, и в Отечественную войну 1812 года, и после революции.
В Донском монастыре провел большую часть своего заключения святой патриарх Тихон, перенося клевету и травлю со стороны большевиков и "обновленцев". В двух тесных кельях он жил почти до самой смерти и 7 апреля 1925 года скончался в больнице на Остоженке с последними словами: "Ночь будет темная, долгая... Долгая...".

Патриарха-мученика хоронила в Донском монастыре вся православная Москва. Пришли те, кто не боялся ни провокации, ни гнева большевистских властей. Пришел и художник Павел Корин, и, потрясенный увиденным, задумал здесь свою картину "Русь уходящая", которая так и не была осуществлена. Остались ее замечательные эскизы в мастерской художника на Большой Пироговской улице.
В Большом соборе монастыря священник Николай Голубцов тайно крестил дочь Сталина Светлану Аллилуеву под именем Фотина (Светлана в переводе с греческого). Записи в метрической книге сделано не было - не хотели подвергать монастырь очередной серьезной опасности.

Некрополь Донского монастыря - "Сен-Жерменское предместье мертвой Москвы", как удачно называли его в прошлом веке. На нем покоятся обитатели старого Арбата, Пречистенки, Поварской... Здесь похоронены историк В.О.Ключевский, первый выборный ректор Московского университета С.Н.Трубецкой, архитектор О. Бове, философ П.Я.Чаадаев, писатели А.П.Сумароков и М.М.Херасков. В 1930-е годы с Даниловского кладбища сюда перенесли прах художника В.Г.Перова. Здесь же была захоронена богатая помещица Дарья Салтыкова – та самая Салтычиха, убийца и садистка, умершая в заточении в Ивановском монастыре Москвы. С XVII века монастырь становится широко известным местом упокоения самых знаменитых людей современности. В частности, среди ранних надгробий некрополя обнаружены захоронения грузинских царей Давида (1688 г.), Александра и Матвея (1711 г.). Здесь нашел упокоение и писатель В.Одоевский.
В 1930-е годы с Даниловского кладбища в Донской некрополь была перенесена могила художника В.Перова, в 2000-м году здесь же были перезахоронены останки писателя И.Шмелева, а в 2005-м – философа И. А. Ильина и генерала А. И. Деникина. Одно из последних захоронений произошло в августе 2008-го года – на территории старинного некрополя Донской обители был погребен известный русский писатель А.Солженицын.


История Донского монастыря тесно связана с грузинским царским домом - имеретинского царя Арчила II.
В 1684 году в Москву прибыли сыновья царя Арчила царевичи Александр и Мамука, при которых находилась свита – 70 человек; в свите были сановитые вельможи и священнослужители, в том числе глава имеретинской церкви Лаврентий (Габашвили), который выполнял функции переводчика грузинского посольства. Молодые царевичи находились в Москве под опекой князя Василия Васильевича Голицына.
В 1705 году архимандрит Лаврентий был назначен наместником Донского монастыря и его назначение способствовало укреплению русско-грузинских отношений, так как с этого времени Донской монастырь стал местом встреч государственных деятелей России и Грузии.
В 1711 году в крипте Большого собора был захоронен глава Пушкарского Приказа генерал артиллерии царевич Александр, один из сподвижников царя Петра в деле становления русской артиллерии.
Здесь же в крипте перезахоронили еще двух сыновей царя Арчила – Давида, скончавшегося в 1688 году, и Мамуку, скончавшегося в 1693 году, ранее захороненных в Новодевичьем монастыре.
24 сентября 1712 года в крипте Большего собора был освящен храм во имя Сретения Господня. Спустя год в храме похоронили самого Арчила. Его дочь Дарья Арчиловна на протяжении многих лет делала пожертвования на украшение царской усыпальницы.

В 1729 году церковь-усыпальница была расширена пристройкой алтаря, выступавшего за пределы галереи. Об убранстве Сретенского храма дает представление опись 1729 года, в которой подробно описаны восемь гробниц с покровами на них, окруженные коваными решетками( фрагмент решетки с гербом Багратионов укреплен на стене храма). Над гробницами были размещены иконы в богатых окладах. Здесь же у внутренней лестницы был похоронен архимандрит Лаврентий. К настоящему времени в Сретенском храме сохранен саркофаг царевича Баккара, сына царя Вахтанга VI, который приходился племянником царю Арчилу II. Царевич Бакар Вахтангович в чине генерал-лейтенанта был управляющим в Артиллерийской конторе в Москве. Он же продолжил дело царя Арчила по изданию грузинских книг. Его типография, находившаяся в селе Всехсвятском, просуществовала до 1774 года.

Младший сын царя Вахтанга VI царевич Георгий Грузинский (эту фамилию носили потомки Арчила в России) вместе со своей супругой и детьми также захоронен в Сретенском храме.
К сожалению, не сохранилось захоронение выдающегося представителя грузинского возрождения царевича Вахуштия Вахтанговича, побочного сына Вахтанга VI, поэта, ученого, написавшего главный труд своей жизни «География Грузии»(1745 г.).

В Сретенском храме и его галереях были захоронены потомки рода владетелей Менгрелии – князья Дадиани (Дадианы), породнившиеся с царем Арчилом.
В 1732 году был заново сделан иконостас, простоявший до 1781 года, когда он был заменен на новый, классического стиля. По разрешению Святейшего Синода в 1786 году храм был поновлен: заделаны трещины в стенах, устроен новый пол и навешаны новые входные дубовые двери. Новый дубовый иконостас был сделан в главном алтаре, а иконы для него написал Антонио Клаудо, расписавший интерьер Большого собора. После 1812 года иконостас Сретенского храма был поновлен на средства княгини А.И. Багратион (1832 г.).
Помимо царя Арчила и членов его семьи, в храме похоронены царевичи и князья грузинские, представители других грузинских родов, лица из грузинского и греческого духовенства, всего сохранилось более 20 захоронений.

В 1985-1986 годах в храме Академией наук Грузинской ССР и институтом археологии были проведены археологические раскопки и реставрационные работы. Археологи восстановили места захоронений лиц царской фамилии, над ними были установлены надгробные плиты с надписями на двух языках. У южной стены храма были похоронены Арчил и его супруга Катеван, позже рядом похоронили их дочь Дарью Арчиловну (Дареджан), которая много средств и сил вложила в храмы Донского монастыря. При проведении археологических раскопок в захоронениях были обнаружены золототканые накидки. Возможно, ткани были работами самой царицы Катеван, которая занималась изготовлением расшитых золотом тканей.

Донской монастырь часто называют "архитектурным кладбищем". В советское время ему пришлось укрывать в своих стенах не только человеческий прах, но и хоронить погибшую Москву. С 1934 года в монастыре находился музей русской архитектуры, и в него привозили фрагменты уничтоженных памятников старины, чтобы сохранить хотя бы напоминание о разрушенном городе. В восточной стене монастыря помещены горельефы храма Христа Спасителя, в северной - наличники Сухаревой башни и церкви Успения Божией матери на Покровке.


Вскоре после революции здесь, в монастырской церкви Архангела Михаила, где была усыпальница Голицыных, устроили музей скульптуры и передали сюда скульптуру Ангела Радости работы знаменитого мастера Витали из домовой церкви св. муч. Татианы Московского университета. Здесь же находится надгробие с могилы князя Д.М.Голицына, основателя одной из старейших в Москве бесплатной больницы для бедных - Голицынской, ныне Городская клиническая больница №1 им. Пирогова на Б.Калужской улице. Раньше она находилась на месте захоронения Голицына в склепе больничной церкви царевича Димитрия на территории основанной князем больницы. В 1918 году храм был закрыт, и по воспоминаниям очевидцев прах основателя (и его душеприказчика, двоюродного брата, А.М.Голицына, первого устроителя больницы) был перезахоронен во дворе, а надгробие работы скульптура Ф. Гордеева - перевезено в Михайловскую церковь Донского монастыря, где был открыт музей мемориальной скульптуры.

В 1936 году в Донской монастырь привезли разобранные Триумфальные Ворота, стоявшие на площади Брестского (Белорусского) вокзала. Только через тридцать лет их вновь собрали и установили на Кутузовском проспекте в 1967 году.

Здесь же, в Донском монастыре, в 1927 году был открыт первый советский крематорий - "кафедра безбожия", как называла его тогда атеистическая богоборческая пропаганда. Под него была переделана монастырская церковь преп. Серафима Саровского, а строительные работы возглавлял Н.Тамонькин, сотрудник архитектора А.В. Щусева.

В начале ноября 1982 года Брежнев подписал приказ о передаче монастыря Московской Патриархии для размещения в нем резиденции Патриарха, однако последовавшая через несколько дней смерть Генерального секретаря приостановила исполнение этого решения, и в мае следующего года Патриархии был отдан Даниловский монастырь.

В 1990-е годы Донской монастырь возвращен Церкви, и здесь вновь возродилась монашеская жизнь.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Здания
Манеж усадьбы «Нескучное»

Манеж усадьбы «Нескучное»

Ленинский проспект, д. 18, стр. 2

Имение Орловых, охватывавшее территорию более 23 га современного Нескучного сада, создавалось несколькими поколениями

3.68
Здания
Александринский (Нескучный) дворец

Александринский (Нескучный) дворец

Ленинский проспект, д. 14

Именно здесь Остап Бендер и Киса Воробьянинов разыскивали "драгоценные стулья".

3.89
Здания
Усадьба «Нескучное», конец XVIII в. - начало XIX в. Садово-парковые сооружения, конец XVIII в.

Усадьба «Нескучное», конец XVIII в. - начало XIX в. Садово-парковые сооружения, конец XVIII в.

Ленинский просп., д. 20, корп. 2, стр. 2. Ленинский просп., д. 14, стр. 3

- Корпус-сторожка смотрительского двора при Александринском дворце, 1830-е гг. - Кухонный корпус смотрительского двора при Александринском дворце, 1830-е гг.

(Нет голосов)
Здания
Комплекс благотворительных учреждений имени  Медведниковых и Рахмановой

Комплекс благотворительных учреждений имени Медведниковых и Рахмановой

Ленинский проспект, д. 27

Этот комплекс в неорусском стиле был построен полностью на деньги благотворителей

3.35
Места
Хавско-Шаболовский жилмассив

Хавско-Шаболовский жилмассив

Хавско-Шаболовский жилмассив – жилой комплекс, выстроенный в стиле рационализм, единственный реализованный проект жилого района периода экспериментального строительства конца 20-х гг. XX столетия группой АСНОВА (Ассоциация новых архитекторов), расположен в Даниловском районе Южного административногоокруга города Москвы и ограниченулицами ‒ Шаболовкой, Лестева, Хавской и Серпуховским Валом.

(Нет голосов)
Музеи
Интерактивный музей оружия

Интерактивный музей оружия

Интерактивный музей оружия на Шаболовке – это место, где все экспонаты можно потрогать своими руками. 99 % экспонатов – оригинальные образцы боевого оружия. В музеи представлены с конца XIX века до наших дней образцы оружия знаменитых российских оружейников – Мосина, Токарева, Дегтярёва, Макарова, Калашникова, имена которых навсегда вписаны в мировую историю оружия. Музей приглашает мальчишек и девчонок, а также их родителей своими глазами увидеть и подержать в руках самые известные образцы стрелкового оружия!Все подробности на сайте музея.

(Нет голосов)
Здания
Ансамбль жилых домов, 1939-1940-е гг.

Ансамбль жилых домов, 1939-1940-е гг.

Ленинский пр-т, д. 20

Один из одиннадцати домов, включенных в комплекс АН СССР. Построен новым скоростным поточным методом.

3.48
Здания
Хавско-Шаболовский жилмассив: Серпуховский вал

Хавско-Шаболовский жилмассив: Серпуховский вал

Серпуховский вал д. 22, корпус 3, д. 24 корп. 2

В течение 1926-1938 гг. на всех малоосвоенных территориях севернее Серпуховского Вала были возведены новые комплексы жилой застройки в архитектурных формах, свойственных периоду конструктивизма.

(Нет голосов)
Здания
Хавско-Шаболовский жилой комплекс

Хавско-Шаболовский жилой комплекс

Улица Лестева, д. 13, к. 3

Интересный проект застройки почти целого квартала работы выпускников Ассоциации новых архитекторов

3.64
Памятники
Радио-башня Шухова

Радио-башня Шухова

Шухова ул.

Башня стала первой постройкой советской власти в стране. Годы постройки: 1920 – 1922 гг.

(Нет голосов)
Здания
Усадьба «Нескучное»

Усадьба «Нескучное»

Ленинский просп., д. 18, корп. 2; д. 20, корп. 2, стр. 1, 3.

Усадьба «Нескучное», конец XVIII в. – начало XIX в.: Служебный двор Александринского дворца и служебные корпуса 4, 5, 7, начало XIX в., арх. Е.Д. Тюрин.

(Нет голосов)
Здания
Варваринский сиротский приют

Варваринский сиротский приют

Ул. Шаболовка, д. 37, стр. 2

Первый телецентр появился вовсе не на пустом месте – он расположился в здании одного из местных благотворительных учреждений.

3.39