Городская усадьба Долгоруковых-Бобринских, 2-я пол. XVIII-XIX в. – главный дом
-
-
2019 г.
-
Восстановленный угловой дворик усадьбы
-
Вход со стороны Малой Дмитровки
-
Отреставрированный балкон
-
Северное крыло усадьбы
-
Трехэтажный фасад со стороны Малой Дмитровки
-
Вид на усадьбу со стороны к-ра Россия (1980-е гг.).
-
Современный вид. 2019 г.
-
Расположенный на углу Малой Дмитровки и Большого Путинковского переулка главный дом городской усадьбы княжеского рода Долгоруковых неоднократно перестраивался на протяжении как минимум двух столетий.В конце XVIII века усадьбу приобрел профессор Московского университета И.Ф. Эразмус. Доктор медицины, практикующий хирург, несмотря на немецкое происхождение, написал на русском языке первое в нашей стране акушерское пособие «Наставление, как женщине в беременности, в родах и после родов себя содержать надлежит». В 1812 году в результате московского пожара усадьба выгорела и главный дом был заново отстроен лишь к 1819 году. Изначально состоящий из подклета и бельэтажа дом впервой трети XX века был надстроен третьим этажом.
В первой половине XIX века в усадебном доме жили и работали очень разные персонажи отечественной истории и культуры. В начале 1830-х годов в здании находилась московская квартира президента Императорской Академии наук С.С. Уварова. Ставший позже министром народного просвещения и получивший графский титул Сергей Семенович прославился знаменитой «уваровской триадой». По его мнению не только народное образование, но и вся отечественная культура должна развиваться на трех незыблемых принципах: самодержавия, православия и народности. Будучи известным антиковедом, министр сумел привить любовь к истории и археологии своему сыну – А.С. Уварову. В 1864 году в Москве по его инициативе было учреждено Московское археологическое общество, публичные заседания которого происходили в доме на Малой Дмитровке под председательством самого Алексея Сергеевича, возглавлявшего общество до своей кончины.В 1830-х годах А.С. Пушкин неоднократно посещал этот дом и для официальных мероприятий, и для встреч со своими знакомыми. Известно о присутствии поэта на официальном обеде, данном президентом Академии С.С. Уваровым 28 сентября 1832 года (до 2013 г. об этом сообщала мемориальная доска на фасаде здания). Но в этом же доме Александр Сергеевич навещал находящегося под гласным надзором полиции генерал-майора в отставке, декабриста и своего близкого знакомого – М.Ф. Орлова. Также по этому адресу проживал другой хорошо известный Пушкину человек, почт-директор и чиновник по особым поручениям при московском генерал-губернаторе – А.Я. Булгаков.
С домом на Малой Дмитровке связана деятельность Товарищества передвижных художественных выставок. На протяжении почти тридцати лет в анфиладах этого дома организовывались выставки известных передвижников: Г.Г. Мясоедова, В.Г. Перова, И.Е. Репина, А.К. Саврасова, В.И. Сурикова и др. Здесь же с 1870-х годов располагались частные классы живописи и рисования знаменитого архитектора и живописца В.О. Шервуда. Некоторое время здесь снимал помещение самый известный русский адвокат Ф.Н. Плевако. В конце XIX века в северном крыле дома находилась редакция журнала «Зритель», с которым тесно сотрудничал А.П. Чехов. После революции несколько домов на Малой Дмитровке были переданы в распоряжение газеты «Известия». Угловой дом был «уступлен» газетному журналу «Новый мир». Редакция этого «толстого» журнала размещалась здесь с 1947 года по 1964 год. Продолжительное время во главе издания находился А.Т. Твардовский, обеспечивший возможность публикации произведений В. Дудинцева, Е. Евтушенко, Д. Самойлова, А.И. Солженицына и других авторов, вошедших в золотой фонд отечественной литературы.
С 2007 года дом приобрел статус «выявленного объекта культурного наследия». Зимой 2012-13 гг. из здания выехали многочисленные арендаторы. В течение 2014-2016 гг. был выполнен большой объем реставрационных работ. Архитектурное бюро Алексея Гинзбурга восстановило исторические интерьеры второго этажа и главную лестницу (пилястры и лепнину). Стены очищены от соли как в цокольной части, так и со стороны двора. После очистки они покрыты гидрофобным составом. Полы и перекрытия заменены на железобетонные конструкции. Зданию вернули цветовую гамму, присущую постройкам эпохи позднего классицизма. Окнам бельэтажа возвращены утраченные или поврежденные сандрики. Заново смонтированы металлические ограждения балкона и углового дворика.