ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Городская усадьба О.И.Бове - Н.А.Терентьева, XIX в. - нач. XX в., архитекторы О.И.Бове, П.Давыдов, гражданский инженер И.А.Иванов-Шиц

(Нет голосов)
Небольшая трасса Петровского переулка достаточно любопытна в историческом отношении, поскольку соединяет две достаточно старые улицы Москвы в границах Бульварного кольца (исторический район Белый город): Большую Дмитровку и Петровку.
+ -

Небольшая трасса Петровского переулка достаточно любопытна в историческом отношении, поскольку соединяет две достаточно старые улицы Москвы в границах Бульварного кольца (исторический район Белый город): Большую Дмитровку и Петровку. Петровка, по-видимому, возникла на месте дороги по низкому берегу р. Неглинки (ул. Неглинная; русло забрано в коллектор около 1820 г.); согласно старым московским преданиям, дорога вела к княжескому селу Высокому; согласно церковному преданию, трасса улицы зафиксирована основанием около 1323 г. Митрополитом Петром Высокопетровского монастыря собором в честь Святых Апостолов Петра и Павла (сейчас собор посвящен Святому Митрополиту Петру). По-видимому, к этому же времени относится формирование трассы ул. Тверской; формирование улицы Большой Дмитровки между Тверской и Петровкой (долго известной как Георгиевская по Георгиевскому монастырю на месте Электростанции – Малого Манежа) относится, по-видимому, к XV в. На достаточно старое происхождение Петровского переулка указывает его ориентация на древний комплекс Высокопетровского монастыря.

Описываемая городская усадьба – старейший памятник переулка и один из старейших памятников района.

При обследовании в 1970е гг. исторического главного дома усадьбы, сохранившего ампирные фасады «послепожарной Москвы» 1820-х гг., внутри здания были обнаружены сохранившиеся палаты конца XVII в., со стороны фасадов лучше всего сохранившиеся с восточной стороны (в сторону Высокопетровского монастыря); оформление палат включает художественные наличники с разорваными фронтонами. Изучение документов по истории застройки позволило высказать предположение о том, что после женитьбы в 1670 г. царя Алексея Михайловича Романова вторым браком на Наталье Кирилловне Нарышкиной двор был пожалован отцу новой царицы К.П.Нарышкину.

История двора связана со многими трагическими событиями в истории родов Романовых и Нарышкиных и России в целом. Само дарение двора К.П.Нарышкину могло произойти при следующих обстоятельствах. К.П.Нарышкину принадлежал двор к югу от первоначальной территории Высокопетровского монастыря. В 1672 г. у Алексея Михайловича и Натальи Кирилловны родился сын Петр (будущий великий реформатор), в честь этого события дед царевича К.П.Нарышкин передал свой старый двор монастырю, признанному патрональным (покровительствующим) для царевича.

Вскоре после этого в 1675 г. царь Алексей Михайлович скоропостижно умер, к власти пришли родственники первой жены умершего царя Милославские, на царевича Петра и Нарышкиных начались гонения; К.П.Нарышкин был насильно пострижен в монахи. Кульминацией этого противостояния стала смерть в 1682 г. старшего сына Алексея Михайловича молодого царя Федора. Опасаясь усиления Нарышкиных, Милославские организовали страшный по жестокости бунт стрелецких войск, во время которого были убиты несколько сыновей К.П.Нарышкина – братьев вдовой царицы Натальи, которые были захоронены в Высокопетровскои монастыре. Для того, чтобы заручиться поддержкой, Нарышкины передали двор возле Высокопетровского монастыря Патриарху Адриану и сохранялся во владении Православной церкви до начала XVIII в.

После смерти Патриарха Адриана Петр I установил в Православной церкви Синодальное управление и начал секуляризацию имущества церкви. Бывший двор Нарышкиных возле Высокопетровского монастыря был передан стольнику Протасьеву, а с 1731 г. перешел во владение одной из ветвей княжеского рода Трубецких.

В 1818 г. А.С.Трубецкая, вдова А.И.Трубецкого, погибшего в «Битве народов» под Лейпцигом 1813 г., вышла замуж за чиновника по особым поручениям при московском губернаторе, руководителе восстановления Москвы после Отечественной войны 1812 г. архитектора О.И.Боые, который перестроил усадьбу, полученную им в качестве приданного. При этой перестройке главный дом получил ампирный облик, сохранившийся до настоящего времени.

При О.И.Бове участок получил новую постоянную застройку. На части участка в сторону Высокопетровского монастыря вдоль трассы переулка был

построен двухэтажный доходный дом, в юго-западном углу владения со стороны двора за главным домом был построен небольшой двухэтажный флигель.

На протяжении XIX в. усадьба сменила несколько очень интересных владельцев, но в конце XIX в. произошло разделение участка. В качестве меньшего участка выделилось владение главного дома усадьбы (№ 6). Больший участок составило владение, включившее доходный лом и флигель усадьбы О.И.Бове (№ 8, стр. 1, 2).

В начале ХХ в. владельцем большего участка стал Н.И.Тереньев, при котором в 1902 г. была проведена реконструкция застройки участка. Строительными работами руководил один из ведущих архитекторов Москвы этого времени – выпускник Петербургского Института гражданских инженеров И.А.Иванов-Шиц (наиболее знаменитые постройки: здание Московского Купеческого клуба – театр «Ленком» на Малой Дмитровке и здание Университете Шанявского на Миусской площади – Старый корпус ВПШ – РГГУ).

И.А.Иванов-Шиц надстроил двухэтажный доходный дом О.И.Бове еще двумя этажами с оформлением фасадов в стилистике московского модерна начала ХХ в. В бельэтаже были устроены два нависающих эркера на декоративных консолях, сообщившие композиции фасада «модную» динамику. Особенно нарядно были оформлены наличники окон бельэтажа. Завершение окон нижнего этажа и бельэтажа получило характерную для начала ХХ в. изогнутость. Завершение наличников окон бельэтажа получило сложные лепные орнаменты из волнообразных валют, в центре завершения окон были помещены популярные в это время женские головки (нереид – сирен?). Надстроенные этажи получили более простое оформление из лепных тяг.

Такое же скромное оформление из лепных тяг получили фасады двухэтажного флигеля в глубине участка.

Архив И.А.Иванова-Шица в Музее архитектуры им. А.В.Щусева включает большой фонд выполненных по заказу архитектора фотографий его произведений, в том числе – виды интерьеров квартиры владельца дома Н.И.Терентьева, которая была оформлена в стилистике, близкой к оформлению фасада. В советский период это оформление было утрачено.

Дом Н.И.Терентьева в Петровском пер. до настоящего времени сохраняет жилое использование.
В здании проводится поддерживающий ремонт, отдельные работы по приспособлению для современного использовани.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Дома
«Дом Брюсовых». В 1878-1910-е гг. здесь жил и работал поэт В.Я. Брюсов

«Дом Брюсовых». В 1878-1910-е гг. здесь жил и работал поэт В.Я. Брюсов

Цветной бульвар, д. 22, стр. 1

Двухэтажный каменный домик на середине внешней стороны Цветного бульвара вот уже больше века охраняется именем знаменитого поэта Валерия Брюсова.    Здесь поэт родился в доме деда  Кузьмы Андреевича, родоначальника Брюсовых.

3.48
Дома
Торговый дом Третьяковых с банком «Лионский кредит»

Торговый дом Третьяковых с банком «Лионский кредит»

Ул. Кузнецкий Мост, д. 13/9, стр. 1

С этого уголка началась слава Кузнецкого как самой «французской» улицы Москвы. Офисы, банки: всё, как было до революции. А в подвалах с банковскими сейфами — уникальная дореволюционная система охраны, позволявшая залить помещение водой!

3.45
Дома
Особняк Ивана Морозова

Особняк Ивана Морозова

Леонтьевский пер., д. 10

Этот дом – памятник творчества трех знаменитых архитекторов: Каминского, Шехтеля и Эрихсона

3.59
Дома
Особняк В.И. Якунчикова

Особняк В.И. Якунчикова

Средний Кисловский пер., д. 7/10

В этом доме выросла художница Мария Якунчикова-Вебер. Ее сестра Наталья стала женой В. Поленова.

3.33
Территории
Кузнецкий мост

Кузнецкий мост

Мост, между прочим, никуда не делся.

(Нет голосов)
Музеи
Галерея Artstory

Галерея Artstory

Галерея современного искусства Artstory – крупная арт-площадка в самом центре Москвы – была открыта 15.10.2014 г. Необычные выставочные проекты, которые открываются каждые полтора-два месяца, включают новые произведения художников, а также работы из коллекции галереи, крупных музейных и частных собраний. Для основателей галереи – Люсинэ Петросян и Михаила Опенгейма важны как роль истории в творчестве авторов, так и роль художников в создании самой истории. А ещё здесь рассказывают самые разные «истории».

В экспозиции галереи можно увидеть произведения российских и зарубежных авторов, работающих в различных направлениях, техниках и жанрах, художников разных эпох и судеб. Галерея проводит как крупные групповые экспозиции современного искусства, так и персональные выставки художников. Насыщенную выставочную программу сопровождают образовательные мероприятия: лекции, мастер-классы и занятия для детей, творческие встречи, кинолектории. Галерея включает четыре выставочных зала и арт-резиденцию.

В коллекции Artstory находятся произведения различных авторов, включая таких как: Михаил Шварцман, Николай Ситников, Анатолий Зверев, Леонид Пурыгин, Оскар Рабин, Олег Целков, Моисей Фейгин, Наталья Нестерова, а также работы многих других художников, отражающих определённую и уникальную грань такого сложного явления, как «русский авангард».

Коллекция Artstory – пример того, как из подчас диаметрально противоположных по стилям и направлениям произведений можно сформировать основу для живого, актуального, энергичного собрания, способного развиваться дo статуса музейной коллекции.

(Нет голосов)
Дома
Ссудная казна

Ссудная казна

Настасьинский пер., д. 3

Интерьеры здания, в настоящее время недоступные для посещения, расписаны по эскизам Ивана Билибина.

3.91
Памятники
Памятник студентам, преподавателям, сотрудникам Архитектурного института, павшим в годы Великой Отечественной войны

Памятник студентам, преподавателям, сотрудникам Архитектурного института, павшим в годы Великой Отечественной войны

Рождественка ул., д. 11 (у здания Архитектурного института)

(Нет голосов)
Дома
Дом «Первый шаг»

Дом «Первый шаг»

Тверской бул., д.20, стр.4

Кирпичный жилой дом в стиле «авангард» для работников просвещения.

3.27
Дома
Суздальское подворье

Суздальское подворье

Ул. Рождественка, д. 5

Весь квартал между Пушечной улицей и Кузнецким мостом прорезала целая система проходных дворов.

3.27
Дома
МХАТ

МХАТ

Тверской бульвар, д. 22

Здание, задуманное еще в 1930-х, было построено только спустя почти сорок лет

3.44
Дома
Чижовское подворье

Чижовское подворье

Никольская ул., д. 8

Комплекс трехэтажных зданий, получивший наименование «Чижовского подворья», стал самым крупным деловым кварталом в Китай‑городе

3.56