Городская усадьба О.И.Бове - Н.А.Терентьева, XIX в. - нач. XX в.

Городская усадьба О.И.Бове - Н.А.Терентьева, XIX в. - нач. XX в.

Петровский пер., дом 8, строение 1, 2
ПушкинскаяТверскаяЧеховская
Небольшая трасса Петровского переулка достаточно любопытна в историческом отношении, поскольку соединяет две достаточно старые улицы Москвы в границах Бульварного кольца (исторический район Белый город): Большую Дмитровку и Петровку.
star-icon
3.3
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
объект культурного наследия регионального значения
Архитектурный стиль:
Ампир
Годы постройки:
XIX - XX вв.
Архитекторы:
О.И. Бове,Н.А. Терентьева
Назначение постройки
Городская усадьба

Петровский переулок

Небольшая трасса Петровского переулка достаточно любопытна в историческом отношении, поскольку соединяет две достаточно старые улицы Москвы в границах Бульварного кольца (исторический район Белый город): Большую Дмитровку и Петровку. Петровка, по-видимому, возникла на месте дороги по низкому берегу р. Неглинки (ул. Неглинная; русло забрано в коллектор около 1820 г.); согласно старым московским преданиям, дорога вела к княжескому селу Высокому; согласно церковному преданию, трасса улицы зафиксирована основанием около 1323 г. Митрополитом Петром Высокопетровского монастыря собором в честь Святых Апостолов Петра и Павла (сейчас собор посвящен Святому Митрополиту Петру). По-видимому, к этому же времени относится формирование трассы ул. Тверской; формирование улицы Большой Дмитровки между Тверской и Петровкой (долго известной как Георгиевская по Георгиевскому монастырю на месте Электростанции – Малого Манежа) относится, по-видимому, к XV в. На достаточно старое происхождение Петровского переулка указывает его ориентация на древний комплекс Высокопетровского монастыря.

Дата открытия, История появления

Описываемая городская усадьба – старейший памятник переулка и один из старейших памятников района.

При обследовании в 1970е гг. исторического главного дома усадьбы, сохранившего ампирные фасады «послепожарной Москвы» 1820-х гг., внутри здания были обнаружены сохранившиеся палаты конца XVII в., со стороны фасадов лучше всего сохранившиеся с восточной стороны (в сторону Высокопетровского монастыря); оформление палат включает художественные наличники с разорванными фронтонами. Изучение документов по истории застройки позволило высказать предположение о том, что после женитьбы в 1670 г. царя Алексея Михайловича Романова вторым браком на Наталье Кирилловне Нарышкиной двор был пожалован отцу новой царицы К.П. Нарышкину.

История двора связана со многими трагическими событиями в истории родов Романовых и Нарышкиных и России в целом. Само дарение двора К.П. Нарышкину могло произойти при следующих обстоятельствах. К.П. Нарышкину принадлежал двор к югу от первоначальной территории Высокопетровского монастыря. В 1672 г. у Алексея Михайловича и Натальи Кирилловны родился сын Петр (будущий великий реформатор), в честь этого события дед царевича К.П. Нарышкин передал свой старый двор монастырю, признанному патрональным (покровительствующим) для царевича.

Вскоре после этого в 1675 г. царь Алексей Михайлович скоропостижно умер, к власти пришли родственники первой жены умершего царя Милославские, на царевича Петра и Нарышкиных начались гонения; К.П. Нарышкин был насильно пострижен в монахи. Кульминацией этого противостояния стала смерть в 1682 г. старшего сына Алексея Михайловича молодого царя Федора. Опасаясь усиления Нарышкиных, Милославские организовали страшный по жестокости бунт стрелецких войск, во время которого были убиты несколько сыновей К.П. Нарышкина – братьев вдовой царицы Натальи, которые были захоронены в Высокопетровском монастыре. Для того, чтобы заручиться поддержкой, Нарышкины передали двор возле Высокопетровского монастыря Патриарху Адриану и сохранялся во владении Православной церкви до начала XVIII в.

После смерти Патриарха Адриана Петр I установил в Православной церкви Синодальное управление и начал секуляризацию имущества церкви. Бывший двор Нарышкиных возле Высокопетровского монастыря был передан стольнику Протасьеву, а с 1731 г. перешел во владение одной из ветвей княжеского рода Трубецких.

В 1818 г. А.С. Трубецкая, вдова А.И. Трубецкого, погибшего в «Битве народов» под Лейпцигом 1813 г., вышла замуж за чиновника по особым поручениям при московском губернаторе, руководителе восстановления Москвы после Отечественной войны 1812 г. архитектора О.И. Бове, который перестроил усадьбу, полученную им в качестве приданного. При этой перестройке главный дом получил ампирный облик, сохранившийся до настоящего времени.

При О.И. Бове участок получил новую постоянную застройку. На части участка в сторону Высокопетровского монастыря вдоль трассы переулка был построен двухэтажный доходный дом, в юго-западном углу владения со стороны двора за главным домом был построен небольшой двухэтажный флигель.


Владельцы и значимые персоны

На протяжении XIX в. усадьба сменила несколько очень интересных владельцев, но в конце XIX в. произошло разделение участка. В качестве меньшего участка выделилось владение главного дома усадьбы (№ 6). Больший участок составило владение, включившее доходный дом и флигель усадьбы О.И. Бове (№ 8, стр. 1, 2).



В начале ХХ в. владельцем большего участка стал Н.И. Тереньев, при котором в 1902 г. была проведена реконструкция застройки участка. Строительными работами руководил один из ведущих архитекторов Москвы этого времени – выпускник Петербургского Института гражданских инженеров И.А. Иванов-Шиц (наиболее знаменитые постройки: здание Московского Купеческого клуба – театр «Ленком» на Малой Дмитровке и здание Университете Шанявского на Миусской площади – Старый корпус ВПШ – РГГУ).



И.А. Иванов-Шиц надстроил двухэтажный доходный дом О.И. Бове еще двумя этажами с оформлением фасадов в стилистике московского модерна начала ХХ в. В бельэтаже были устроены два нависающих эркера на декоративных консолях, сообщившие композиции фасада «модную» динамику. Особенно нарядно были оформлены наличники окон бельэтажа. Завершение окон нижнего этажа и бельэтажа получило характерную для начала ХХ в. изогнутость. Завершение наличников окон бельэтажа получило сложные лепные орнаменты из волнообразных валют, в центре завершения окон были помещены популярные в это время женские головки (нереид – сирен?). Надстроенные этажи получили более простое оформление из лепных тяг.



Такое же скромное оформление из лепных тяг получили фасады двухэтажного флигеля в глубине участка.



Архив И.А. Иванова-Шица в Музее архитектуры им. А.В. Щусева включает большой фонд выполненных по заказу архитектора фотографий его произведений, в том числе – виды интерьеров квартиры владельца дома Н.И. Терентьева, которая была оформлена в стилистике, близкой к оформлению фасада. В советский период это оформление было утрачено.



Современное назначение

Дом Н.И. Терентьева в Петровском пер. до настоящего времени сохраняет жилое использование.
В здании проводится поддерживающий ремонт, отдельные работы по приспособлению для современного использовании.
Автор статьи: Сергей Сергеев
Распечатать статью

Интересное рядом (4)

Cube.Moscow
icon
Cube.Moscow— арт-пространство на минус 2 этаже отеля The Ritz Carlton с 12 галереями-резидентами, кафе и магазином уникальных арт-товаров Cubed. Главная задача Cube.Moscow — демонстрация, продажа и популяризация современного искусства в России и за ее пределами.
125 009, Россия, Москва, ул. Тверская, 3, -2 этаж
Палаты Троекуровых
icon
Палаты боярина Троекурова – это уникальный образец русской архитектуры второй половины XVII века. 
ЦАО, Георгиевский пер., дом 4-6, строение 2
5
Доходный дом Хомякова
icon
Доходный дом А. С. Хомякова — историческое здание в Москве на пересечении улиц Кузнецкий Мост и Петровка.
Мемориальная квартира С. В. Образцова
icon
Квартира «населена» театральными куклами, народными игрушками и масками, которые Образов собирал в течение жизни. В гостиной висят картины русских и зарубежных художников.
г. Москва, Глинищевский пер., д 5/7, кв 97
ПушкинскаяТверскаяЧеховская
5