Городская усадьба В.А. Морозовой

Городская усадьба В.А. Морозовой

ЦАО, Воздвиженка ул., дом 14, строение 2
Этот особняк стал одной из первых самостоятельных работ Р.И. Клейна, тогда еще начинающего архитектора.
star-icon
3.3
audioGuideОткрыть аудиогид
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
объект культурного наследия регионального значения
Архитектурный стиль:
Неоклассицизм
Годы постройки:
XIX-XX вв.
Архитекторы:
В.А. Мазырин,Р.И. Клейн
Назначение постройки
Особняк

Дата открытия, История появления

Неоклассический особняк по адресу Воздвиженка, 14 был построен в 1886-1888 гг. архитектором Р.И. Клейном для известной московской общественной деятельницы, предпринимательницы и мецената, владелицы Тверской мануфактуры и представительницы двух знаменитых купеческих родов, Варвары Алексеевны Морозовой.

В 1885 г., вступив в права наследования после смерти мужа, Абрама Абрамовича Морозова, Варвара Алексеевна покупает владение Долгоруких на Воздвиженке, где строит для себя особняк в неоклассическом стиле. Этот особняк стал одной из первых самостоятельных работ Р.И. Клейна, тогда еще начинающего архитектора.

Р.И. Клейн работает над особняком Морозовой в 1886-1888 гг. До постройки самого знаменитого его творения, здания ГМИИ им. А.С. Пушкина, остается еще 10 лет, но профессионализм молодого архитектора уже очевиден. В неопубликованной книге Л.М. Смирновой и А.А. Демской "Архитектор Роман Клейн" об особняке В.А. Морозовой сказано: "…зодчий создает как бы итальянизированное палаццо городского типа с непременным фонтаном в саду, парадными въездными воротами и чугунной оградой, с хозяйственными постройками в глубине двора, главный фасад двухэтажного каменного дома, поднятого на высокий уровень, помпезен. Признаки высокого достоинства его владельца налицо: грифоны и стилизованные лилии, боковые ризалиты в виде портиков, колонны, обрамляющие крупные оконные проемы, и т.д. Но в целом декор здания несколько схематичен и дробен. Конечно, это московская реминисценция итальянского образца и по фронтальному, и по пространственному решению, и по ритмике, и по соотнесенности со спецификой русской городской усадьбы. … Однако за репрезентативной оболочкой здания трудно угадать сложную и хитроумную планировку внутреннего пространства с его переходами, лестницами, за исключением, пожалуй, парадных залов, украшенных помпеянской росписью и мраморными каминами".

Об интерьерах особняка мы читаем у Н.А. Варенцова: "…внутренность особняка была обставлена комфортабельно в английском духе, и не отличалась безумной роскошью, как это можно было видеть у некоторых московских богачей".

Строительство этого особняка положило начало многолетнему сотрудничеству В.А. Морозовой и Р.И. Клейна. Впоследствии Клейн выполняет для нее ряд заказов, в основном благотворительного назначения: раковую больницу им. Морозовых при Московском университете на Девичьем поле, общежитие и больницу при Тверской мануфактуре в Твери, и ряд общественных зданий.

Дом на Воздвиженке вскоре становится одним из центров общественной и интеллектуальной жизни Москвы. В салоне В.А. Морозовой бывали выдающиеся деятели русской культуры: А.П. Чехов, с которым она дружила, Л.Н.Толстой, начинаниям которого она часто помогала, А. Белый, В. Брюсов, А. Блок, В. Короленко, Д. Мамин-Сибиряк, П. Боборыкин, Н. Михайловский, художники В. Серов, А. Васнецов, В. Суриков, и многие другие. Часто бывали профессор Умов, И.И. Мечников. В доме Морозовой останавливалась известная артистка М.Г. Савина, когда приезжала в Москву, чтобы дать в нем благотворительный спектакль в пользу Народного университета. Сохранился план здания, нарисованный для нее В.А. Морозовой.

В.А. Морозова была заметной фигурой в среде московской либеральной интеллигенции, и общественная жизнь в ее доме часто заходила настолько далеко, что дом постоянно находился под негласным надзором полиции, а в списке неблагонадежных людей Москвы она входила в первую двадцатку, занимая в ней 15-е место. 16-е место занимал ее гражданский муж, В.М. Соболевский, редактор и издатель газеты "Русские Ведомости".

В доме Морозовой собирался оппозиционный "Союз освобождения" (попеременно с квартирами Новосильцева и Маргариты Морозовой). Устраиваемые "Союзом освобождения" лекции имели большой успех. Сведения о них сохранились в документах Департамента полиции: "24 апреля у Варвары Морозовой опять состоялось многолюдное собрание, на котором читал лекцию писатель Скворцов, доказывающий необходимость создания в настоящее время определенных политических партий и вред наносимый общему реформенному делу существующими ныне профессиональными союзами... По окончании сообщения Скворцова говорил адвокат Жданов и какой-то неизвестный, речь коего была настолько крайнего направления, что В. М. просила одного из присутствующих прервать эту речь, что весьма обидело оратора, но речь он все же прекратил". Однако Морозова была слишком влиятельной фигурой, чтобы полиция решилась вмешаться, поэтому было решено, что "принятие тех или иных мер по отношению к означенным собраниям всецело зависит от усмотрения Московского Генерал-губернатора".

Так, в 1905 г. в ее доме в течение некоторого времени собиралась группа большевиков (К.К. Покровский, Скворцов-Степанов, С.И. Мицкевич (впоследствии заведовавший Музеем революции), Н.Л. Рожков).


Перестройка и реставрация

В советское время особняк В.А. Морозовой подвергся внутренней перепланировке, однако парадная анфилада с морозовскими интерьерами была сохранена.
В 2007 – 2013 годах на объекте проведены реставрационные работы. В итоге восстановлен лепной декор фасадов, воссоздано утраченное крыльцо главного входа, отреставрирован фриз главного фасада.
По результатам лабораторных химико-технологических исследований стратиграфии красочных слоев была определена и восстановлена перво начальная цельная окраска фасадов в светлых тонах, "под натуральный камень".
В интерьерах провели реставрацию анфилады парадных залов. С учетом стилистических особенностей каждого зала и требований проекта приспособления были подобраны осветительная арматура, мебель и драпировки оконных проемов. Восстановлен первоначальный облик садового фонтана и ограды с воротами по улице Воздвиженка.
Сегодня залы парадной анфилады особняка используются для приемов глав иностранных делегаций. 

В 2013 году усадьба стала лауреатом конкурса Правительства Москвы на лучший проект в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия "Московская реставрация" в номинации": "За лучший проект реставрации/приспособления".
Автор статьи: Галина Малясова
Распечатать статью

Интересное рядом (10)

Доходный дом в Леонтьевском переулке
icon
Дом в Леонтьевском переулке – образец архитектурной эклектики, а также – пример превращения частного особняка в доходный дом.
Леонтьевский пер., д. 8
Тверская
star-icon
3.2
audioGuideОткрыть аудиогид
Моховая улица
icon
Когда-то здесь торговали мхом для заделки щелей в избах.
Улица Воздвиженка
icon
В названии этой улицы сохраняется память о некогда существовавшем тут монастыре.
Камергерский переулок
icon
В XVII веке на каждой из сторон переулка находились 3-4 владения, и шириной он был всего 7 метров.
Брюсов Валерий Яковлевич
icon
поэт, прозаик, критик, переводчик
star-icon
4.1
Морозова Варвара Алексеевна
icon
предпринимательница, благотворительница и меценатка
star-icon
3.4