ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Особняк З.Г.Морозовой

3.75
Бизнесмены и меценаты, художники и архитекторы, дипломаты и президенты: в одном доме; в разное время.
  • Особняк З.Г.Морозовой
+ -

Этот готический особняк* – главное украшение Спиридоновки, одной из самых респектабельных улиц Москвы.

В 1893 году Савва Тимофеевич Морозов приобрел старую усадьбу семьи Аксаковых. Тогда на участке стоял обветшавший деревянный дом в стиле ампир, выстроенный в 1814 году известным архитектором А.Л. Витбергом для поэта И.И. Дмитриева. Савва Морозов приказал снести старое здание, а на его месте выстроить большой красивый особняк по проекту молодого архитектора Федора Шехтеля. Усадьба обустраивалась для любимой жены Саввы Тимофеевича.

В свое время любовь Саввы и Зинаиды Морозовых наделала много шуму в купеческой Москве. Молодая 18-летняя жена Сергея Викуловича Морозова встретила на балу его дядю – Савву Морозова. Любовь вспыхнула настолько сильная, что ради неё Савва переступил через религиозные каноны и благочестивые обычаи старообрядцев и предложил Зинаиде стать его женой. Семьи влюбленных были старообрядческими. Родственники и все купеческое общество восприняли развод и женитьбу на разведённой как большой позор. Несмотря ни на что в 1888 году Савва и Зинаида поженились и прожили вместе 17 лет.

Дом на Спиридоновке был одной из первых больших самостоятельных работ Федора Шехтеля. Он предложил хозяевам три проекта главного дома: в стилях французского ренессанса, рококо и английской неоготики. У семьи Морозовых были давние связи с текстильным Манчестером; сам Савва Тимофеевич учился в Кембридже, был известным англоманом – поэтому он выбрал стиль английской неоготики.

Новый особняк построили с отступом от красной линии, связав его подземным переходом с хозяйственным флигелем, где были размещены все подсобные службы. Всё было сделано по самым современным европейским стандартам. Дом на Спиридоновке стал лучшей постройкой в стиле неоготики в Москве. Его строгие геометрические объёмы создают асимметричную композицию с угловой башнеобразной частью. Парадные интерьеры контрастируют с аскетичным внешним видом здания. Внутреннее убранство и старинная мебель воссоздают романтическую атмосферу рыцарского средневековья. Главный вход – выступающее крыльцо с тремя арками-порталами – размещен в правом торце здания. Левая, более приватная, часть дома выходит в небольшой сад.

В изысканной отделке преобладают мотивы готики, но есть залы в стиле ренессанса, рококо, ампира. Великолепная деревянная отделка и почти вся мебель сделаны на мебельной фабрике П.А. Шмита, зятя первого мужа Зинаиды Григорьевны. Над убранством интерьеров работал великий художник М.А. Врубель. Он сделал эскиз витража «Встреча рыцаря-победителя», который украшает торцевую стену лестничного пространства. У основания лестницы Врубель поместил скульптурную композицию по мотивам оперы Мейербера «Роберт-Дьявол». Художник также написал аллегорические панно для малой гостиной.

Пышное новоселье в чудесном особняке состоялось 8 февраля 1897 года. Но семейное счастье царило в нём недолго. В 1898 году Савва Морозов стал одним из главных пайщиков Московского Художественного театра. Там он встретил актрису Марию Андрееву. И новая любовь разрушила всё – семью, деловую карьеру, душевное здоровье. В мае 1905 года Савва Морозов был найден мертвым в своем гостиничном номере в Каннах. До сих пор не утихают споры о том, было ли это политическое убийство или самоубийство.

Через два года после смерти мужа Зинаида Григорьевна вышла замуж за генерал-майора А.А. Рейнбота, а в 1909 году продала особняк Михаилу Павловичу Рябушинскому. Она говорила, что дух Саввы Тимофеевича не дает ей житья в этом доме, и что якобы по ночам в кабинете слышатся его покашливания и шаркающая походка, и перемещаются предметы на столе.

Рябушинский переехал в дом со своей красавицей-женой, дочерью и великолепным собранием картин русских и западноевропейских художников. Новый хозяин не стал ничего переделывать, только в 1912 году заказал художнику К.Ф. Богаевскому три панно для рояльной гостиной. Революция лишила дом и этих хозяев.

В 1929 году владение усадьбой было передано Наркомату иностранных дел. 4 августа 1995 года в нём произошел опустошительный пожар. В кратчайшие сроки особняк был восстановлен по сохранившимся чертежам с личной подписью Федора Шехтеля.

В настоящее время здание находится в ведении Главного производственно-коммерческого управления по обслуживанию дипломатического корпуса при Министерстве иностранных дел Российской Федерации. В особняке располагается Дом приемов МИД России. В 1996 году здесь проходила встреча «Большой Восьмерки».

*Виртуальный тур по объекту предоставлен для публикации ГлавУпДК при МИД России.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Музеи
Altmans Gallery

Altmans Gallery

Международная галерея Altmans Gallery была основана супругами Егором и Кристиной Альтман в ноябре 2015 года. Сегодня представительства Altmans Gallery действуют в Тель-Авиве и Москве. Галерея специализируется на эстампах известных художников XX века – Марка Шагала, Сальвадора Дали, Пабло Пикассо, Анри Матисса, Энди Уорхола, Сони Делоне, Такаши Мураками, Фернана Леже, Эгона Шиле, Василия Кандинского, Юрия Норштейна и других великих мастеров в ценовом диапазоне от 500 до 100 000 долларов США.За время работы галерея реализовала несколько крупных выставочных проектов. Весной 2016 года в Altmans Gallery прошла выставка, посвященная эстампам Марка Шагала, – «Моя жизнь». Впервые, в рамках одной выставки, можно было увидеть графику Шагала из знаменитой «Библейской серии», античные сюжеты, работы, посвященные Парижу, Витебску и детским воспоминаниям художника.Осенью 2016 года в Altmans Gallery проходила юбилейная выставка Юрия Норштейна, приуроченная к 75-летию художника. За время проведения ее посетило более 9 000 человек. Весной 2017 года в галерее прошла выставка Сальвадора Дали «Алиса в Стране чудес», приуроченная к 185-летию со дня рождения Льюиса Кэрролла. Осенью 2017 года прошла выставка Пабло Пикассо «Страсть. Кровь. Вино. Женщина».

(Нет голосов)
Маршруты
Заповедный Арбат

Заповедный Арбат

Знаменитый житель Арбата Булат Окуджава пел об этой, наверное, самой московской улице: «Никогда до конца не пройти тебя». Это действительно так, поэтому наша прогулка по популярнейшей пешеходной улице города – это только первые шаги к знакомству с ней. Вместе с Галиной Маланичевой и Ларисой Хашуш мы предлагаем прогуляться вам по Заповедному Арбату.

Рейтинг: 3.45
Дома
Здание кинотеатра «Арс», в котором 20 ноября 1918 г. Ленин Владимир Ильич выступал на собрании, организованном Московским комитетом и Пресненским райкомом

Здание кинотеатра «Арс», в котором 20 ноября 1918 г. Ленин Владимир Ильич выступал на собрании, организованном Московским комитетом и Пресненским райкомом

Тверская ул., д. 23, стр. 1

Любопытное в архитектурном отношении здание Театра им. К.С.Станиславского (улица Тверская, д. 23) – один из очень романтичных памятников московской старины, история которого согласно московским преданиям тянется издалека.

(Нет голосов)
Памятники
Памятник дружбе народов России и Грузии

Памятник дружбе народов России и Грузии

Тишинская площадь

Братство, мир и дружба

Рейтинг: 2.8
Дома
Особняк Сергеевой - Коншина

Особняк Сергеевой - Коншина

Калашный пер., д. 12

Воспитанников педагога, снимавшего этот дом, в шутку называли «зверятами»

Рейтинг: 5
Дома
Вдовий дом

Вдовий дом

Баррикадная ул., дом 2/1, стр. 1

В XVIII веке здесь располагалась летняя усадьба рода Апраксиных, построенная в стиле барокко, с садами, спускавшимися к речке Пресне. В 1811 году этот дом на Кудринской решили отдать Благотворительному ведомству императрицы Марии, с целью создания «вдовьего дома» - приюта для вдов военных, погибших на полях сражений. Во время войны 1812 года в здании расположился госпиталь. Сюда поступило несколько тысяч воинов, раненых на Бородинском поле.

Рейтинг: 3.37
Территории
Кудринская площадь

Кудринская площадь

В XIV в. здесь располагалось село Кудрино и двор героя Куликовской битвы – князя Владимира Андреевича Храброго.

(Нет голосов)
Дома
Здание Нижегородско-Самарского Земельного банка

Здание Нижегородско-Самарского Земельного банка

Тверской б-р, д 12

Сейчас сложно найти границу между 12 и 10 домом, а в начале XIX века это были два разных владения.

Рейтинг: 3.44
Дома
Дома жилого кооператива «Труженик искусства», 1927-1932 гг., арх. В.С. Кузнецов

Дома жилого кооператива «Труженик искусства», 1927-1932 гг., арх. В.С. Кузнецов

Воротниковский пер., д. 7, корп. 1, 2, 3, 4

Здесь в 1927-1950-х гг. жили и работали артисты Малого театра Рыжов, Головин, Рафаилов, Е.Н. Гоголева, В.Я. Хенкин, В.М. Барсова. В корпусе №3 в 1920-1930-х гг. помещалась оперная студия К.С. Станиславского, в 1920 1940-х гг.- Центральный дом работниковискусств

(Нет голосов)
Музеи
Арт-галерея MSK Eastside

Арт-галерея MSK Eastside

Галерея «МСК Истсайд» работает с молодыми начинающими художниками.Деятельность галереи ориентирована на поиск новых талантов, чьи энергия, энтузиазм и свобода мысли побуждают создавать новое искусство, отличное от того, что уже существует. Начинающие талантливые художники, фотографы, мастера инсталляций – галерея «МСК Истсайд» дает им шанс и становится платформой для их развития и представления широкой культурной аудитории. Помимо поиска и презентации новых талантов, галерея планирует выставлять работы всемирно известных и перспективных художников.

(Нет голосов)
Музеи
Государственный центр современного искусства (ГЦСИ)

Государственный центр современного искусства (ГЦСИ)

Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) – музейно-выставочная, информационно-образовательная и научно-исследовательская организация, деятельность которой направлена на развитие современного отечественного искусства и включает реализацию программ и проектов в области аудиовизуального искусства и дизайна в стране и за рубежом. Приказ «О создании Государственного центра современного искусства» был издан 11 августа 1992 года Министерством культуры Российской Федерации, а 16 августа 1994 года ГЦСИ был учрежден и начал свою деятельность. В 1990-е годы ГЦСИ сыграл заметную роль в реорганизации социокультурной жизни России. В момент, когда современное искусство в нашей стране только обретало условия для своего нормального существования и развития, центр стал важной и жизненно необходимой структурой, которая консолидировала деятельность мастеров contemporary art, стимулировала их творческую активность. Деятельность ГЦСИ была важна как для Москвы, где тогда базировался Центр, так и для множества регионов страны, где благодаря инициативе и усилиям ГЦСИ осуществлялись художественные проекты современного искусства, что вело к активизации процессов его развития на местах. Сегодня, когда усилия предшествующих лет начинают приносить свои результаты и плоды, Государственный центр современного искусства продолжает активную деятельность, направленную на развитие и популяризацию отечественного современного искусства, его интеграцию в мировой художественный контекст. В настоящее время ГЦСИ – сетевая организация, филиалы которой открыты в крупнейших культурных центрах нашей страны: Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Калининграде, Владикавказе и Томске. Все они самостоятельно разрабатывают и реализуют свои творческие программы. ГЦСИ (Москва) осуществляет координацию их деятельности.

(Нет голосов)