ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Особняк З.Г.Морозовой

3.75
Бизнесмены и меценаты, художники и архитекторы, дипломаты и президенты: в одном доме – в разное время.
  • Виртуальный тур по особняку З.Г.Морозовой
  • Особняк З.Г.Морозовой
+ -

Этот готический особняк – главное украшение Спиридоновки, одной из самых респектабельных улиц Москвы.

В 1893 году Савва Тимофеевич Морозов приобрел старую усадьбу семьи Аксаковых. Тогда на участке стоял обветшавший деревянный дом в стиле ампир, выстроенный в 1814 году известным архитектором А.Л. Витбергом для поэта И.И. Дмитриева. Савва Морозов приказал снести старое здание, а на его месте выстроить большой красивый особняк по проекту молодого архитектора Федора Шехтеля. Усадьба обустраивалась для любимой жены Саввы Тимофеевича.

В свое время любовь Саввы и Зинаиды Морозовых наделала много шуму в купеческой Москве. Молодая 18-летняя жена Сергея Викуловича Морозова встретила на балу его дядю – Савву Морозова. Любовь вспыхнула настолько сильная, что ради неё Савва переступил через религиозные каноны и благочестивые обычаи старообрядцев и предложил Зинаиде стать его женой. Семьи влюбленных были старообрядческими. Родственники и все купеческое общество восприняли развод и женитьбу на разведённой как большой позор. Несмотря ни на что в 1888 году Савва и Зинаида поженились и прожили вместе 17 лет.

Дом на Спиридоновке был одной из первых больших самостоятельных работ Федора Шехтеля. Он предложил хозяевам три проекта главного дома: в стилях французского ренессанса, рококо и английской неоготики. У семьи Морозовых были давние связи с текстильным Манчестером; сам Савва Тимофеевич учился в Кембридже, был известным англоманом – поэтому он выбрал стиль английской неоготики.

Новый особняк построили с отступом от красной линии, связав его подземным переходом с хозяйственным флигелем, где были размещены все подсобные службы. Всё было сделано по самым современным европейским стандартам. Дом на Спиридоновке стал лучшей постройкой в стиле неоготики в Москве. Его строгие геометрические объёмы создают асимметричную композицию с угловой башнеобразной частью. Парадные интерьеры контрастируют с аскетичным внешним видом здания. Внутреннее убранство и старинная мебель воссоздают романтическую атмосферу рыцарского средневековья. Главный вход – выступающее крыльцо с тремя арками-порталами – размещен в правом торце здания. Левая, более приватная, часть дома выходит в небольшой сад.

В изысканной отделке преобладают мотивы готики, но есть залы в стиле ренессанса, рококо, ампира. Великолепная деревянная отделка и почти вся мебель сделаны на мебельной фабрике П.А. Шмита, зятя первого мужа Зинаиды Григорьевны. Над убранством интерьеров работал великий художник М.А. Врубель. Он сделал эскиз витража «Встреча рыцаря-победителя», который украшает торцевую стену лестничного пространства. У основания лестницы Врубель поместил скульптурную композицию по мотивам оперы Мейербера «Роберт-Дьявол». Художник также написал аллегорические панно для малой гостиной.

Пышное новоселье в чудесном особняке состоялось 8 февраля 1897 года. Но семейное счастье царило в нём недолго. В 1898 году Савва Морозов стал одним из главных пайщиков Московского Художественного театра. Там он встретил актрису Марию Андрееву. И новая любовь разрушила всё – семью, деловую карьеру, душевное здоровье. В мае 1905 года Савва Морозов был найден мертвым в своем гостиничном номере в Каннах. До сих пор не утихают споры о том, было ли это политическое убийство или самоубийство.

Через два года после смерти мужа Зинаида Григорьевна вышла замуж за генерал-майора А.А. Рейнбота, а в 1909 году продала особняк Михаилу Павловичу Рябушинскому. Она говорила, что дух Саввы Тимофеевича не дает ей житья в этом доме, и что якобы по ночам в кабинете слышатся его покашливания и шаркающая походка, и перемещаются предметы на столе.

Рябушинский переехал в дом со своей красавицей-женой, дочерью и великолепным собранием картин русских и западноевропейских художников. Новый хозяин не стал ничего переделывать, только в 1912 году заказал художнику К.Ф. Богаевскому три панно для рояльной гостиной. Революция лишила дом и этих хозяев.

В 1929 году владение усадьбой было передано Наркомату иностранных дел. Сейчас в особняке находится дом приемов Министерства иностранных дел России. 4 августа 1995 года в нём произошел опустошительный пожар. В кратчайшие сроки особняк был восстановлен по сохранившимся чертежам с личной подписью Федора Шехтеля. В 1996 году здесь проходила встреча «Большой Восьмерки».

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Территории
Кудринская площадь

Кудринская площадь

В XIV в. здесь располагалось село Кудрино и двор героя Куликовской битвы – князя Владимира Андреевича Храброго.

(Нет голосов)
Дома
Дома жилого кооператива «Труженик искусства», 1927-1932 гг., арх. В.С. Кузнецов

Дома жилого кооператива «Труженик искусства», 1927-1932 гг., арх. В.С. Кузнецов

Воротниковский пер., д. 7, корп. 1, 2, 3, 4

Здесь в 1927-1950-х гг. жили и работали артисты Малого театра Рыжов, Головин, Рафаилов, Е.Н. Гоголева, В.Я. Хенкин, В.М. Барсова.
В корпусе №3 в 1920-1930-х гг. помещалась оперная студия К.С. Станиславского, в 1920 1940-х гг.- Центральный дом работниковискусств

(Нет голосов)
Дома
Здание Нижегородско-Самарского Земельного банка

Здание Нижегородско-Самарского Земельного банка

Тверской б-р, д 12

Сейчас сложно найти границу между 12 и 10 домом, а в начале XIX века это были два разных владения.

3.44
Дома
Особняк Сергеевой - Коншина

Особняк Сергеевой - Коншина

Калашный пер., д. 12

Воспитанников педагога, снимавшего этот дом, в шутку называли «зверятами»

5
Дома
Здание кинотеатра «Арс», в котором 20 ноября 1918 г. Ленин Владимир Ильич выступал на собрании, организованном Московским комитетом и Пресненским райкомом

Здание кинотеатра «Арс», в котором 20 ноября 1918 г. Ленин Владимир Ильич выступал на собрании, организованном Московским комитетом и Пресненским райкомом

Тверская ул., д. 23, стр. 1

Любопытное в архитектурном отношении здание Театра им. К.С.Станиславского (улица Тверская, д. 23) – один из очень романтичных памятников московской старины, история которого согласно московским преданиям тянется издалека

(Нет голосов)
Памятники
Памятник дружбе народов России и Грузии

Памятник дружбе народов России и Грузии

Тишинская площадь

Братство, мир и дружба

2.8
Маршруты
Заповедный Арбат

Заповедный Арбат

Знаменитый житель Арбата Булат Окуджава пел об этой, наверное, самой московской улице: «Никогда до конца не пройти тебя». Это действительно так, поэтому наша прогулка по популярнейшей пешеходной улице города – это только первые шаги к знакомству с ней. Вместе с Галиной Маланичевой и Ларисой Хашуш мы предлагаем прогуляться вам по Заповедному Арбату.

3.48
Дома
Вдовий дом

Вдовий дом

Баррикадная ул., дом 2/1, стр. 1

В XVIII веке здесь располагалась летняя усадьба рода Апраксиных, построенная в стиле барокко, с садами, спускавшимися к речке Пресне. В 1811 году этот дом на Кудринской решили отдать Благотворительному ведомству императрицы Марии, с целью создания «вдовьего дома» - приюта для вдов военных, погибших на полях сражений. Во время войны 1812 года в здании расположился госпиталь. Сюда поступило несколько тысяч воинов, раненых на Бородинском поле.

3.33
Музеи
Государственный центр современного искусства (ГЦСИ)

Государственный центр современного искусства (ГЦСИ)

Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) – музейно-выставочная, информационно-образовательная и научно-исследовательская организация, деятельность которой направлена на развитие современного отечественного искусства и включает реализацию программ и проектов в области аудиовизуального искусства и дизайна в стране и за рубежом.

Приказ «О создании Государственного центра современного искусства» был издан 11 августа 1992 года Министерством культуры Российской Федерации, а 16 августа 1994 года ГЦСИ был учрежден и начал свою деятельность. В 1990-е годы ГЦСИ сыграл заметную роль в реорганизации социокультурной жизни России. В момент, когда современное искусство в нашей стране только обретало условия для своего нормального существования и развития, центр стал важной и жизненно необходимой структурой, которая консолидировала деятельность мастеров contemporary art, стимулировала их творческую активность.

Деятельность ГЦСИ была важна как для Москвы, где тогда базировался Центр, так и для множества регионов страны, где благодаря инициативе и усилиям ГЦСИ осуществлялись художественные проекты современного искусства, что вело к активизации процессов его развития на местах.

Сегодня, когда усилия предшествующих лет начинают приносить свои результаты и плоды, Государственный центр современного искусства продолжает активную деятельность, направленную на развитие и популяризацию отечественного современного искусства, его интеграцию в мировой художественный контекст.

В настоящее время ГЦСИ – сетевая организация, филиалы которой открыты в крупнейших культурных центрах нашей страны: Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Калининграде, Владикавказе и Томске. Все они самостоятельно разрабатывают и реализуют свои творческие программы. ГЦСИ (Москва) осуществляет координацию их деятельности.

(Нет голосов)
Музеи
Арт-галерея MSK Eastside

Арт-галерея MSK Eastside

Галерея «МСК Истсайд» работает с молодыми начинающими художниками.

Деятельность галереи ориентирована на поиск новых талантов, чьи энергия, энтузиазм и свобода мысли побуждают создавать новое искусство, отличное от того, что уже существует. Начинающие талантливые художники, фотографы, мастера инсталляций – галерея «МСК Истсайд» дает им шанс и становится платформой для их развития и представления широкой культурной аудитории. Помимо поиска и презентации новых талантов, галерея планирует выставлять работы всемирно известных и перспективных художников.

(Нет голосов)
Музеи
Altmans Gallery

Altmans Gallery

Международная галерея Altmans Gallery была основана супругами Егором и Кристиной Альтман в ноябре 2015 года. Сегодня представительства Altmans Gallery действуют в Тель-Авиве и Москве. Галерея специализируется на эстампах известных художников XX века Марка Шагала, Сальвадора Дали, Пабло Пикассо, Анри Матисса, Энди Уорхола, Сони Делоне, Такаши Мураками, Фернана Леже, Эгона Шиле, Василия Кандинского, Юрия Норштейна и других великих мастеров в ценовом диапазоне от 500 до 100 000 долларов США.

За время работы галерея реализовала несколько крупных выставочных проектов. Весной 2016 года в Altmans Gallery прошла выставка, посвященная эстампам Марка Шагала, «Моя жизнь». Впервые, в рамках одной выставки, можно было увидеть графику Шагала из знаменитой «Библейской серии», античные сюжеты, работы, посвященные Парижу, Витебску и детским воспоминаниям художника.

Осенью 2016 года в Altmans Gallery проходила юбилейная выставка Юрия Норштейна, приуроченная к 75-летию художника. За время проведения ее посетило более 9 000 человек. Весной 2017 года в галерее прошла выставка Сальвадора Дали «Алиса в Стране чудес», приуроченная к 185-летию со дня рождения Льюиса Кэрролла. Осенью 2017 года прошла выставка Пабло Пикассо «Страсть. Кровь. Вино. Женщина».

(Нет голосов)