ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Парк «Музеон»

Крымский Вал
3.44
Парк искусств Музеон сегодня не только популярное место отдыха с большой культурной программой. Это ещё и музей, собрание скульптуры ХХ века под открытым небом.
+ -

В старину на месте Музеона был большой луг, отчасти заливной, за которым ухаживали специальные люди, лужники. Они жили в слободе, называвшейся Лужники Крымские, и занимались заготовкой сена для царских конюшен. Крымские названия и сейчас существуют вокруг Музеона, напоминая, что с первой половины XVI столетия и до первых лет XVIII века в квартале к юго-востоку от парка находился Крымский двор, место, где останавливались послы крымских ханов.

Южная граница Музеона определилась в 1593 году, когда вокруг Москвы построили дерево-земляную крепость, названную Скородомом, или Земляным городом. По линии этой крепости в 1820-х годах прошла улица Крымский вал.

Крымская набережная, ограничивающая Музеон с северо-запада, возникла ещё позже, в конце XIX века. Вдоль набережной располагались лесные склады, бани, рынок, пустыри. Здесь боялись строиться, опасаясь весенних половодий. В центральной части будущего парка и вдоль его восточной границы, примыкая к Мароновскому переулку, находилось несколько жилых кварталов. Здесь стояли двухэтажные деревянные или полукаменные дома.

Сегодня на территории Музеона остался один исторический дом, построенный в конце XVIII века и перестроенный после пожара 1812 года. (1-й Голутвинский переулок, 16). С 1795 года этот дом принадлежал семье Третьяковых. Именно в нём в 1832 и в 1834 годах родились братья Павел и Сергей Михайловичи Третьяковы. К дому примыкает участок церкви Николы в Голутвине, она построена в 1687 году и расширена в XVIII – XIX веках.

Западная часть территории Музеона в начале ХХ века стала одним из первых спортивных центров Москвы. Владелец большого участка земли, товарищество Эмиль Циндель, предоставило его в пользование Спортивного кружка «Замоскворечье», или СКЗ. Спортсмены оборудовали здесь футбольное поле с небольшими трибунами и занимались не только футболом, но и лаун-теннисом, лёгкой атлетикой, лыжами. Стадион был домашним полем для футбольной команды СКЗ, которая участвовала в первенстве Московской футбольной лиги. В 1922 году на месте спортивных площадок архитектор А.К. Буров построил деревянный стадион для Всероссийской Сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки. После окончания работы выставки стадион был передан Московскому городскому совету профессиональных союзов и стал одной из главных спортивных площадок Москвы. Здесь проходили матчи первенства профсоюзов по футболу. С 1928 года футбольные матчи стали проводиться на новом стадионе Динамо в Петровском парке. С 1931 года стадионом на Крымской набережной стало распоряжаться Добровольное спортивное общество профсоюзов автомобильной промышленности.

Рядом со стадионом в 1923 году встали павильоны Иностранного отдела Сельскохозяйственной выставки. В середине 1930-х годов низкий берег Москвы-реки от Мароновского переулка до Крымской набережной привлёк внимание руководства страны. Тут планировали построить по проекту А.В. Щусева большой комплекс зданий для Академии Наук СССР. Стройка началась, но была прервана началом Великой Отечественной войны. После войны были планы строительства здесь Дома Союзов вместе с кварталами жилых домов (И.В. Жолтовский), а в начале 1960-х годов думали о строительстве большого жилого района. Однако победила идея построить здесь Дом Художника и разбить парк.

Дом Художника был возведён в 1965 – 1979 годах по проекту архитекторов Н.П. Сукояна и Ю.Н. Шевердяева. Большую часть здания заняли залы искусства ХХ века Третьяковской галереи. Парк при ЦДХ распланировали уже в 1980-е годы. Тогда же в парке стали появляться скульптуры, поэтому естественным стало предложение разместить здесь памятники советского периода, демонтированные в 1991 году. Так на Крымской набережной встали Ф.Э. Дзержинский, М.И. Калинин, Я.М. Свердлов, бюсты Ленина, чуть позже гранитный Сталин и другие политические деятели.

В 1992 году Ю.М. Лужков распорядился создать Парк искусств Музеон. В нём стали устанавливать скульптуры, в том числе те, что ваялись здесь же, во время традиционных симпозиумов скульпторов. В 2011 году архитектором Евгением Ассом была разработана новая концепция парка. Она вдохнула жизнь в тихое малопосещаемое место. В 2013 году с Крымской набережной сняли автомобильное движение и оборудовали пешеходную эспланаду с привлекательным ландшафтом (проект Дмитрия Ликина и Олега Шапиро). Сегодня в Музеоне стоят произведения не только наших современников, но и работы Веры Мухиной, Сергея Меркурова, Евгения Вучетича, других выдающихся мастеров ХХ века. Коллекция парка насчитывает несколько сотен художественных произведений.

Музеон сейчас и музей, и выставочное пространство, и место поведения праздников, фестивалей, встреч мастеров искусств, и место прогулок. На Крымской набережной устроены торговые ряды, где продаются картины, гравюры и другие произведения современных художников. Малые архитектурные формы в Музеоне делают его интересным современным художественным пространством. 

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Территории
Улица Большая Полянка

Улица Большая Полянка

Название этой улице дали поля.

(Нет голосов)
Дома
Городская усадьба Ф.И.Шкарина – И.Ф.Якобсона, XIX в.- нач. ХХ в.

Городская усадьба Ф.И.Шкарина – И.Ф.Якобсона, XIX в.- нач. ХХ в.

ул. Большая Полянка, д 22

Изначально архитектура усадьбы сложилась в первой трети XIX в. и соответствовала распространенному в послепожарной Москве стилю ампир.

(Нет голосов)
Дома
Крымский мост

Крымский мост

Крымская площадь

В довоенное время это был крупнейший подвесной мост в Европе

3.75
Дома
Убежище для престарелых воинов Русско-турецкой войны

Убежище для престарелых воинов Русско-турецкой войны

1-й Хвостов пер., д. 3

В 1913 году при убежище была создана домовая церковь во имя иконы Божией Матери «Скоропослушница».

3.56
Дома
Дом генерала Орлова

Дом генерала Орлова

ул. Пречистенка, 10

Издавна на Пречистенке селилось московское дворянство. Особняк, ныне числящийся под № 10, в конце XVIII века принадлежал князю И. М. Одоевскому. Затем здесь поселился декабрист, герой Отечественной войны 1812 года генерал Орлов.

3.48
Памятники
Святителю Алексию — митрополиту Московскому и Всея Руси

Святителю Алексию — митрополиту Московскому и Всея Руси

2-й Зачатьевский пер., д. 2

Митрополит Киевский и Всея Руси

(Нет голосов)
Дома
Доходный дом Грязнова

Доходный дом Грязнова

Остоженка ул., д. 17

Здание было построено как доходный дом для чаеторговца, но стало клиникой, в которой умер патриарх Тихон.

3.22
Дома
Иверская община сестер милосердия

Иверская община сестер милосердия

Б.Полянка, д. 20, стр. 1, 2, 3

В 1894 году на деньги жертвователей, в первую очередь богатых купцов Ляминых, между Большой Полянкой и Малой Якиманкой были приобретены три городские усадьбы для устройства Иверской общины сестер милосердия

(Нет голосов)
Маршруты
«Мир Пречистенки и Арбата» — новое московское купечество

«Мир Пречистенки и Арбата» — новое московское купечество

Пречистенка, Арбат и переулки между ними еще с конца XVII века становятся одним из самых аристократических районов Москвы. В конце XIX века на смену аристократии приходит богатое купечество. Разным сторонам жизни московских буржуа и посвящена эта велосипедная прогулка.

3.79
Дома
Жилой дом городской усадьбы Вяземских.

Жилой дом городской усадьбы Вяземских.

1-й Спасоналивковский переулок. д.4.

Считается, что в Замоскворечье жили исключительно купцы и ремесленники, но это устоявшееся мнение  не совсем верно, здесь также находились и дворянские усадьбы. В одном из переулков, соединяющих улицы Большую Полянку и Якиманку, находились владения П.Г. Вяземских.

(Нет голосов)
Музеи
Мультимедиа Арт Музей

Мультимедиа Арт Музей

Мультимедиа Арт Музей, Москва / Музей «Московский Дом фотографии» – первый российский музей, посвящённый фотографии, современному искусству и новым медиа. Музей был основан в 1996 году Ольгой Свибловой, которая является его бессменным директором. Тогда МАММ носил название «Московский дом фотографии». В 2003 году он был реорганизован и сменил название на «Мультимедиа Арт Музей». В новом формате музей реализует проекты с использованием информационно-коммуникационных арт-технологий (медиаинсталяция, медиаперфоманс, видеоарт, нет-арт и др.). Одним из главных принципов музея является полная открытость новым формам визуального выражения и поиск свежих, новаторских тенденций в области российского и зарубежного фото и медиаискусства. Музей является одним из самых посещаемых в Москве: 30-35 тысяч зрителей в месяц. За почти 15 лет существования его посетили более 10 млн. человек. При этом музей старается прививать любовь к искусству молодому поколению и справляется с этим успешно: 70% посетителей – люди до 30 лет. С 1996 года по чётным годам музей проводит Московскую Международную Фотобиеннале, которая включает в себя от 60 до 80 проектов, объединённых в 3 различные темы. А с 1999 года по нечётным — фестиваль «Мода и стиль в фотографии». С момента основания музей провёл более 3000 проектов в Москве, Санкт-Петербурге, других городах России и за рубежом. В собрании МАММ более 80 тысяч единиц оригинальных отпечатков и негативов. Фонды музея не имеют хронологических и тематических ограничений. Широко представлены все фотографические техники: от самых ранних — дагерротипов (50-е годы ХIX века), ферротипов, амбротиров — до новейших, использующих цифровые технологии. В коллекции музея находятся как работы классиков российской фотографии, — Александра Родченко, Карла и Виктора Буллы, Аркадия Шайхета, Евгения Халдея, Дмитрия Бальтерманца — так и современных российских фотографов и художников: AES+F, Игоря Мухина, Сергея Браткова, Евгения Миронова, Дмитрия Венкова, Евгения Антуфьева и многих других. В 2006 году, как структурное подразделение МАММ, была создана Школа им. Родченко, которая готовит художников и фотографов, работающих в сфере современного искусства и СМИ в области документальной, художественной и проектной фотографии, а также видео и новых медиа.

(Нет голосов)
Дома
Главный дом городской усадьбы XVIII-XIX вв.

Главный дом городской усадьбы XVIII-XIX вв.

М.Толмачевский пер., д. 4, стр. 1

Согласно планам Замоскворечья в конце XVIII столетия между современными Малым Толмачевским и Старомонетным переулками располагалась городская усадьба.

(Нет голосов)