ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Станция метро "Павелецкая" радиальная

3.48
Дата открытия: 20.11.1943
Открыта в составе третьей очереди строительства Московского метрополитена на действующем участке «Театральная» - «Автозаводская».
(С 01.01.1943 поезда на уже действующем участке «Театральная» - «Автозаводская» проследовали эту станцию без остановки).
Проектное название: Павелецкий вокзал, Донбасская
  • Станция метро "Павелецкая" радиальная
+ -

Конкурс на проектирование станции «Павелецкая» (радиальная) выиграли братья В. А. и А. А. Веснины, которые избрали темой оформления Донбасс. Проектным названием станции также была «Донбасская». Проект станции был похож на «Маяковскую» своей конструкцией — колонной, трёхсводчатой, здесь так же хотели использовать мозаику в оформлении (планировалось разместить 14 панно на своде центрального зала, эскизы которых исполнил А. Дайнека). Набор мозаик осуществлялся во время Великой Отечественной войны в блокадном Ленинграде В. А. Фроловым. В 1942 году готовые мозаики были доставлены, но металлоконструкции для новой станции остались в Днепропетровске, на временно оккупированной территории. Поэтому проект был изменён на двухсводчатую станцию без центрального зала с пилонным участком перед эскалатором. Восемь панно появились на соседней станции - Новокузнецкой. Временное оформление станции было начато архитектором Н. С. Князевым, затем продолжено совместно с А. Н. Душкиным.

Станция была открыта в составе третьей очереди строительства Московского метрополитена 20 ноября 1943 года на действующем перегоне «Площадь Свердлова» — «Завод имени Сталина». Первые полгода поезда следовали через «Павелецкую» без остановки из-за задержек в поставке эскалаторов. В связи с тем, что завод по производству эскалаторов находился в блокадном Ленинграде, заказ был передан московским предприятиям. В полном объеме станция заработала только летом 1944.

В 1948 году началась реконструкция станции по проекту, близкому к первоначальному (авторы — С. В. Лященко, Е. С. Демченко). Перестройка станции в колонную началась с короткого участка в три колонных секции у северного выхода. Этот участок станции открыли 21 февраля 1953 года вместе с эскалаторным наклоном в вестибюль «Павелецкой»-кольцевой. После этого перестройка осуществлялась между северным выходом и центром станции, этот участок открылся 30 июля 1955 года вместе с одним спуском в новый переход на станцию Кольцевой линии. Последний участок, от центра станции (включая второй спуск в переход) до сохранившегося поныне пилонного участка станции, был раскрыт к 20 апреля 1959 года. Реконструкцию пилонного участка возле южного выхода было решено не производить по причине необходимости закрытия на период реконструкции напряжённого выхода со станции на Павелецкий вокзал.

В 1982 году началась реконструкция Павелецкого вокзала, в результате которой южный вестибюль был встроен в увеличенное здание вокзала и перестроен.

Изначально вестибюль представлял собой отдельно стоящий павильон вблизи здания Павелецкого вокзала. На фасаде, выходящем на площадь, — четыре широких пилястра, между двумя из них пролёты использовались для входа и выхода, а средний — для большой мемориальной доски из красного гранита. Вход и выход размещались в симметрично расположенных глубоких и высоких полукруглых арках, снабжённых декоративными ажурными воротами. Снаружи фасад был облицован красным гранитом. Внутри павильон имел полукруглую стену с маленькими подковообразными окошками. По бокам от эскалатора раньше находились небольшие торшеры. Свод вестибюля был украшен плафоном, на котором было панно В. Ф. Бердиченко на тему славы русского оружия. Стена за эскалатором украшена мраморной мозаикой по эскизам Бердиченко на тему «Фанфарный салют народу и его вождю И. В. Сталину». После разоблачения культа личности Сталина его профиль был убран.

Со станцией связан один интересный факт: "Уважаемые пассажиры, будьте осторожны при выходе из последней двери последнего вагона". В Московском метрополитене это объявление звучит только в составах Замоскворецкой линии и только на станциях «Маяковская» и «Павелецкая». Дело в том, что длина платформы на этих станциях оказалась недостаточной для приёма восьмивагонных составов. В состав Замоскворецкой линии входят участки второй очереди строительства метро (1938 год), не приспособленных для восьмивагонных составов, которые появились в метро с ростом пассажиропотоков.

Когда составы на Замоскворецкой линии стали восьмивагонными, оказалось, что выход из последней двери последнего вагона на станциях «Маяковская» и «Павелецкая» не соответствует концу станции, а находится дальше. В этих местах удалось сделать только небольшое углубление в полметра шириной, фактически находящееся уже в тоннеле. Поэтому пассажирам, выходящим из последней двери последнего вагона на станциях «Павелецкая» и «Маяковская», следует быть особенно внимательными, чтобы не удариться при выходе о тюбинг тоннеля.


Теги:
Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Дома
Особняк Коробковой

Особняк Коробковой

Пятницкая ул., дом 33-35, стр. 1

Пятницкая улица богата диковинными особняками. Один из них - асимметричный эклектический особняк под номером 33 по Пятницкой улице сиреневого цвета с чешуйчатым куполом, построенный в 1866 году и перестроенный для Трифона Ивановича Коробкова знаменитым архитектором Львом Кекушевым в 1894 году со служебным флигелем и оградой.

3.64
Дома
Дом жилой (палаты) XVIII-XIX вв.  (ныне музей Московского образования им. Г. А. Ягодина)

Дом жилой (палаты) XVIII-XIX вв. (ныне музей Московского образования им. Г. А. Ягодина)

Вишняковский пер., д. 12, стр. 1

"Каждого ожидал собственный деревянный дом, неприхотливо убранный, с широким двором и садом без дорожки, заросшим крапивой, но где можно было, однако же найти дюжину диких яблонь и сотню кустов малины и смородины... Все Замоскворечье было застроено подобными домами..."

3.4
Дома
Дом П.А. Бахрушина

Дом П.А. Бахрушина

Ул. Кожевническая, д. 8, стр. 2

Когда-то здесь был крупнейший кожевенный завод самых щедрых российских благотворителей

3.1
Дома
Городская усадьба Скворцовых

Городская усадьба Скворцовых

Ул. Кожевническая, д. 13, с. 1

Год строительства особняка крупно выведен в орнаменте на кусочке ограды справа от дома.

3.2
Дома
Церковь Троицы в Кожевниках

Церковь Троицы в Кожевниках

2-й Кожевнический пер., д. 6

В этом храме венчался основатель Театрального музея Алексей Александрович Бахрушин.

3.2
Дома
Дом А.А. Бахрушина

Дом А.А. Бахрушина

Ул. Кожевническая, д. 8/4, стр. 1

В семье Бахрушиных бытовала легенда, что когда-то на месте их дома находился загородный охотничий замок Потемкина

3.1
Памятники
Памятник работникам фабрики «Парижская коммуна»

Памятник работникам фабрики «Парижская коммуна»

Кожевнический пр-д, д. 3 (на территории ЗАО МОФ «Парижская коммуна»)

На бронзовой мемориальной доске перечислены имена 88 погибших в годы ВОВ работников фабрики.

(Нет голосов)
Дома
Доходный дом архитектора Кекушева

Доходный дом архитектора Кекушева

Пятницкая ул., дом 49А, стр. 2

На Пятницкой улице во владении 49, принадлежавшем в начале 20 века купцу Константину Васильевичу Исаеву, располагается один из домов, построенных по проекту знаменитого архитектора Льва Кекушева в 1903 году. Само владение начало формироваться еще в первой трети 19 века, когда по красной линии Пятницкой улицы был построен купеческий особняк, перестраивавшийся в 1868 году по проекту архитектора Гейнца. Позже архитектором И. В. Михайловским был возведен правый торцевой корпус усадьбы.

3.44
Дома
Пятницкое попечительство о бедных

Пятницкое попечительство о бедных

3-й Монетчиковский пер., 4, с.2

В 1894 году  в Москве были созданы городские попечительства о бедных. Попечительства организовывали учебные мастерские, богадельни, приюты и  оказывали разнообразную помощь нуждающимся.Это и приём врача, и консультация юриста, устройство  в ясли, в загородные колонии детского отдыха, аренда дешёвых квартир  и предоставление  одежды или обуви. Были организованы дешёвые обеды, людям помогали получить работу.    

3.2
Дома
Московский коммерческий институт

Московский коммерческий институт

Стремянный пер., д. 28 стр. 1, 2

Купеческая история учебных корпусов Университета им. Г.В. Плеханова.

3.86
Дома
Дом с палатами XVII века

Дом с палатами XVII века

Ул. Кожевническая, д. 11/13

В начале прошлого века здесь располагался приют для приходящих детей.

3.38
Дома
Александровская больница

Александровская больница

Ул. Щипок, д. 6/8

Рассказ о здании на улице Щипок, имеющем интересную историю, но, к сожалению, заброшенному и ветшающему.

3.92