ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Странноприимный дом

3.56
Странноприимный дом был задуман графом Николаем Петровичем Шереметевым в 1792 году, когда его возлюбленная, тогда еще крепостная актриса, Прасковья Жемчугова была жива и здорова. Он положил создать богадельню на 100 человек обоего пола и больницу  на 50 человек для бесплатного лечения.
  • Странноприимный дом
+ -

Странноприимный дом выходит фасадом на Сухаревскую площадь: центральная часть здания увенчана бельведером, а боковые крылья образуют подкову, оформляя парадный двор.

Странноприимный дом был задуман графом Николаем Петровичем Шереметевым в 1792 году, когда его возлюбленная, тогда еще крепостная актриса, Прасковья Жемчугова была жива и здорова. Он положил создать богадельню на 100 человек обоего пола и больницу  на 50 человек для бесплатного лечения. Место для нее было отведено на "Черкасских огородах" близ Спасской улицы, доставшихся ему от матери Варвары Алексеевны Черкасской, рядом с богадельней на "48 его графского сиятельства престарелых служителей и дворовых людей" и церковью Преподобной Ксении, которая стояла тут с 1649 года, еще при Черкасских.

Первоначальный проект был сделан московским архитектором Елизвоем Назаровым, учеником и родственником знаменитого В. Баженова. По виду замышлялась настоящая барская городская усадьба, с  отстоящим от улицы главным корпусом - церковью с полукруглыми крыльями, за домом - парк и сад. Проектируя здание как Храм Милосердия, зодчий выделяет  центральную часть строгим портиком со сдвоенными колоннами.

Для ежегодного содержания Дома граф Н.П. Шереметев вносит в сохранную казну 500 тысяч рублей и доход с одной из своих крупнейших вотчин в Тверской губернии - села Молодой Туд.

В 1803 году император Александр I своей подписью разрешил "сие строительство" графу. К тому времени уже было построено левое крыло и центральная часть.

Но в 1803 году графа Н.П. Шереметева постигло горе. После родов единственного законного наследника графа Дмитрия, умирает любимая жена, графиня Прасковья, с которой он тайно обвенчался в 1801 году в церкви Симеона Столпника на Поварской улице. И граф решил создать "сей Дом" как памятник этой необычной женщине, так недолго составлявшей все счастье его жизни.

Для воплощения своего замысла он привлекает талантливого зодчего Джакомо Кваренги, который вносит во внешний облик и в интерьер здания на Большой Сухаревской много существенных изменений.

Портик заменяется полукруглой колоннадой. В средних частях крыльев и по торцам появляются портики. В четырех нишах устанавливают фигуры евангелистов. Украшение фасадов становится более изысканным. По проекту Кваренги было выполнено внутреннее убранство церкви и флигели во дворе.

Здание построено из кирпича и оштукатурено. Колонны портиков - белокаменные. Строили здание крепостные архитекторы Шереметева П. Аргунов, Г. Дикушин, А. Миронов. Скульптуры внутри  сделаны Г. Замараевым и Т. Тимофеевым. Росписи плафона и парусов в церкви, а также другая отделка ее выполнена художником Д. Скотти.

Позади дома останкинским садоводом Маннерсом разбивается обширный парк, выход в который из дома оформлен двойной колоннадой и мраморной лестницей в два спуска, изящными резными фонарями. В левом крыле помещалась богадельня на 50 мужчин в первом этаже и 50 женщин во втором. Богаделенное крыло Дома заканчивалось величественной двусветной столовой залой. В правом была бесплатная больница для бедных на 50 коек.

На все строительство граф потратил 2,5 млн. рублей. До торжественного открытия, которое состоялось 28 июня 1810 года, граф не дожил.

Странноприимный дом управлялся Советом. По завещанию графа Николая Петровича его сын и его потомки должны были быть попечителями. А вот главными смотрителями всегда выбирались Советом по согласованию с главным попечителем представители не графских ветвей рода Шереметевых. Таким образом Странноприимный дом имел попечение ото всей этой славной большой семьи. 

Но деятельность сего Дома не ограничивалась только стенами богадельни и больницы. По завещанию графини Прасковьи ежегодно отпускались из его капиталов суммы на приданное невестам, неимущим и сиротам, на пособие на воспитание сирот и другие нужды. Более 200 тысяч человек получили такую помощь.

В период войн и революций Странноприимный дом превращался в госпиталь. В 1812 году сначала тут был французский госпиталь, а потом русский. До сих пор в музее хранится история болезни князя П.И. Багратиона.

Во время Крымской войны в граф С.Д. Шереметев на свои средства  формирует санитарный отряд из врачей больницы, которые на полях сражения разворачивают госпиталь на 50 коек. Позднее, в период Русско-Японской войны им был создан лазарет на благотворительной основе. К тому времени больница при Странноприимном доме давно уже называлась Шереметевской. Она постепенно превращалась в одну из лучших московских клиник.

Революция стерла с фасада герб Шереметева и попыталась искоренить память о них. В июне 1918 года было ликвидировано само название Странноприимного дома. Храм был закрыт, деревянные иконостасы разобраны, сняты иконы. Часть имущества пропала, другая была передана в музеи. Забелили великолепную живопись в купольном зале церкви.

В 1919 году здесь открыли Московскую городскую станцию скорой медицинской помощи, а с 1923 года тут разместился один из корпусов НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского.

В 2000-2006  годах проводилась реставрация Странноприимного дома. Удалось вернуть исторический облик интерьерам Столового зала и церкви Живоначальной Троицы. И теперь тут открыт медицинский музей.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Дома
Доходный дом Бебутовой

Доходный дом Бебутовой

Рождественский бул., д. 9, стр. 1

Владельцы дома, князья Бебутовы, до 1919 г. помогали реставрировать памятники архитектуры Закавказья.

3.56
Музеи
Дом-музей В. М. Васнецова

Дом-музей В. М. Васнецова

За Садовым кольцом недалеко от Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры в тихом тенистом переулке расположен дом выдающегося русского художника В. М. Васнецова, построенный в 1894 году по проекту самого художника в неорусском стиле. В. М. Васнецов жил здесь последние 32 года своей жизни (1894–1926). 25 августа 1953 года в доме был открыт музей, в 1954 году 3-й Троицкий переулок, в котором стоит дом, переименован в переулок Васнецова. Сразу после кончины художника у родственников возникла идея «все сохранить, как было, устроить что-то вроде дома-музея». Обратившись в Третьяковскую галерею за помощью, они получили согласие на совместную работу по организации посмертной выставки работ В. М. Васнецова с дальнейшей перспективой создания музея. 27 января 1927 года сын художника Алексей Викторович Васнецов подал в Правление галереи заявление о том, что семья готова принять все обязательства, связанные с устройством выставки. Он же был утвержден в качестве уполномоченного по ведению дел. Алексею Викторовичу помогали сестра Татьяна Викторовна и жена Зинаида Константиновна. В оформлении экспозиции непосредственное участие принимали М. В. Нестеров, П. Корин, Ап. М. и Вл. В. Васнецовы и ученый секретарь Третьяковской галереи Н. С. Моргунов. Были проведены необходимые ремонтные работы, отпечатаны и расклеены несколько сотен афиш с информацией о выставке, приготовлены билеты и издан каталог. Выставка открылась 13 марта 1927 года. В первый же день ее посетили около 600 человек. В последующие дни на выставку приходило много заинтересованных посетителей и школьных групп, бывали экскурсии. Экспозиция выставки сохранялась до 1933 года. В предисловии к каталогу указывалось, что экспонируемые на выставке работы, в частности сказочный цикл, представлены публике впервые и что в дальнейшем будут демонстрироваться пейзажи, этюды и эскизы, «которые в объединении с тем, что показывается теперь, должны составить Музей имени Виктора Васнецова». На выставке было представлено 212 экспонатов: живопись, графика и предметы декоративно-прикладного искусства. Экспонаты размещались в гостиной, бывшей классной комнате и в мастерской. Сказочно-былинные картины авторы каталога снабдили краткими текстами из литературного первоисточника. В годы Великой Отечественной войны в доме продолжали жить родные художника. Большие картины были свернуты, остальные работы разложены по ящикам. Сам дом не пострадал, но не сохранились ограда и терраса. В сентябре 1946 года наследники выразили желание к столетию со дня рождения В. М. Васнецова в 1948 году организовать в доме музей и вели об этом переговоры с Третьяковской галереей. Открывшаяся в мае 1948 года в выставочном зале Союза советских художников выставка картин мастера вызвала у посетителей большой интерес и способствовала принятию решения об организации музея. 29 июня 1950 года вышло распоряжение Совета министров СССР об организации Дома-музея В. М. Васнецова. Комитет по делам искусств при Совете министров СССР издал приказ приступить к организации музея, для чего осуществить прием дома, а также художественных коллекций и имущества, передаваемых наследниками художника в дар государству. Через месяц, 29 июля 1950 года, наследники подписали заявление в Комитет по делам искусств при Совете министров СССР о безвозмездной передаче государству имущества и ценностей для организации Дома-музея В. М. Васнецова. 18 июля 1951 года приказом Комитета было утверждено «Положение о Доме-музее В. М. Васнецова». 28 августа 1951 года был подписан акт приема комиссией дома, художественных произведений – живописи, графики, произведений декоративно-прикладного искусства, предметов быта и имущества В. М. Васнецова от его наследников. Первым директором музея (с 1951 по 1957 годы) стал племянник художника Дмитрий Аркадьевич Васнецов, участник Первой мировой и Великой Отечественной войн, актер Музыкального театра К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, директор Детской музыкальной школы. Главным хранителем была назначена З. К. Васнецова. Вместе с Татьяной Викторовной Д. А. Васнецов занимался ремонтом дома, восстановлением его планировки и воссозданием обстановки, бывшей при жизни В. М. Васнецова. Архитектура дома была полностью сохранена, обстановка дома восстановлена на начало ХХ века. Почти полностью сохранено убранство столовой, гостиной и мастерской. Во всех остальных комнатах, включая экспозиционные, были представлены подлинные предметы, переданные в музей семьей художника. Остававшаяся в собственности наследников часть коллекции была передана в музей по завещанию Т. В. Васнецовой 1959 года и на основании ее дарственной 1961 года. Таким образом, все коллекции: живопись, графика, предметы декоративно-прикладного искусства и быта, личный архив и библиотека художника, фотографии и воспроизведения вошли в состав музейного собрания, которое пополнялось за счет даров разных лиц, закупок, а в настоящее время насчитывает около 25 тысяч музейных предметов. В 1978–80 годах была проведена реставрация дома, восстановлен внешний вид хозяйственных построек, где под общей крышей располагались дворницкая, прачечная и каретный сарай, во внутреннем дворе были восстановлены булыжная мостовая и кирпичная дорожка. С восточной стороны сохранился возведенный в 80-е годы XIX века брандмауэр (кирпичная стена), на который в 1970-е годы была перенесена мозаика «Спас на престоле», выполненная в начале ХХ века по эскизу В. М. Васнецова в петербургской мозаичной мастерской под руководством В. А. Фролова. С северной и западной стороны дома сохранился сад с вековыми дубами и вязами. В момент своей организации музей состоял в ведении Комитета по делам искусств при Совете министров СССР. Практическое руководство работой музея осуществлялось Главным управлением учреждений изобразительных искусств. В 1954 году музей был передан в ведение Министерства культуры РСФСР, в январе 1955 года – в ведение Управления культуры Моссовета. В 1963 году было принято решение о его присоединении к Музею истории и реконструкции г. Москвы, а в 1986 году Дом-музей В. М. Васнецова вошел в состав Всесоюзного музейного объединения «Государственная Третьяковская галерея» на правах научного отдела.

(Нет голосов)
Дома
Дом Московского Политехнического общества

Дом Московского Политехнического общества

Малый Харитоньевский пер, д. 4

Над входом высечены буквы «П» и «О», которые означают «Политехническое общество». По сторонам центрального эркера две даты: «1878» - год основания общества и «1905» - год закладки этого здания.

3.7
Дома
Дом трёх композиторов

Дом трёх композиторов

Мясницкая улица, дом 44, строение 2

Этот дом носит в Москве устоявшееся, хоть и неофициальное название: «дом трёх композиторов».  В память о трех великих людях – Ференце Листе, Петре Ильиче Чайковском и Клоде Дебюсси - в разные годы гостивших в его стенах. Но обо всем по порядку.

3.45
Дома
Больничный корпус Мясницкого отделения Чернорабочей больницы

Больничный корпус Мясницкого отделения Чернорабочей больницы

пер. Огородная Слобода, д. 9, стр. 1

В переулке Огородная слобода, совсем недалеко от Чистых прудов, есть интереснейший деревянный дом.

3.66
Дома
Жилой дом для сотрудников НКВД и артистов Большого театра

Жилой дом для сотрудников НКВД и артистов Большого театра

Ул. Садовая-Сухаревская, д. 8/12

Жилой дом в стиле "сталинский ампир" (арх. А. Алхазов, Б. Мирович). Сейчас тут проживает уже третье поколение жильцов и несколько семей старожилов, кто еще помнит как заселялся дом  в далеком 1940 году.

3.4
Дома
Здание Госторга, ныне Министерство торговли РСФСР, 1927 г., арх. Великовский Б.М., Владимиров В.Н., Вегман Г.Г.

Здание Госторга, ныне Министерство торговли РСФСР, 1927 г., арх. Великовский Б.М., Владимиров В.Н., Вегман Г.Г.

Мясницкая ул., д. 47

Здание Госторга, ныне Министерство торговли РСФСР, 1927 г., Мясницкая ул., д. 47 (арх. Великовский Б.М., Владимиров В.Н., Вегман Г.Г.)

(Нет голосов)
Дома
Городская усадьба начала 19 в

Городская усадьба начала 19 в

Рождественский бульвар д.13, стр.1 и 2.

Два дома, похожих как две капли воды стоящие рядом друг с другом на внешней стороне Рождественского бульвара напротив стен одноименного монастыря органично вписываются в архитектурный ансамбль бульвара.

(Нет голосов)
Дома
Дом-музей В. М. Васнецова

Дом-музей В. М. Васнецова

Переулок Васнецова, д. 13

Дом построен в 1893—1894 годах архитектором В. Н. Башкировым (по другим указаниям М. В. Приемышевым) по рисункам В. М. Васнецова. С 1953 года в нём находится музей, посвящённый творчеству художника В. М. Васнецова, проживавшего в нём вплоть до смерти (с 1894 по 1926 годы).

3.28
Дома
Филаретовское епархиальное училище

Филаретовское епархиальное училище

Малый Харитоньевский переулок, д. 5

М.П. Чехова вспоминала, что «познакомилась с девочкой, учившейся в Филаретовском женском епархиальном училище. Она рассказала мне, как хорошо они учатся, интересно проводят время, танцуют, и мне очень захотелось там учиться».

3.48
Дома
Дом А. И. Лобанова-Ростовского

Дом А. И. Лобанова-Ростовского

Мясницкая ул., д.43, стр. 1

Кампорезе или Казаков? Кто из именитых архитекторов – автор этого здания? Пока вопрос открыт.

3.75
Дома
Дом Петра Сысоева ("Дом с кариатидами")

Дом Петра Сысоева ("Дом с кариатидами")

Печатников пер., д. 7

Этот дом участвовал в съёмках кино: в фильме Леонида Гайдая "Двенадцать стульев", Юрия Кары "Завтра была война" и в других. В этом доме жила киношная Эллочка-людоедка.

3.52