Театр кукол С.В.Образцова

Театр кукол С.В.Образцова

ЦАО, Садовая-Самотечная ул., дом 3
В 1980-е гг. Дом на Самотеке – Театр кукол С.В.Образцова – был одной из главных достопримечательностей Москвы.
star-icon
2.9
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
выявленный объект культурного наследия
Архитектурный стиль:
Неоклассицизм
Годы постройки:
1970-1980
Архитекторы:
Ю.Н. Шевердяев,О.М. Гарсия,А.П. Мелихов,В.И. Уткин
Назначение постройки
Театр

Информация о здании

В 1980-е гг. Дом на Самотеке – Театр кукол С.В.Образцова – был одной из главных достопримечательностей Москвы.

Днем и вечером перед театром собиралась толпа жаждущих попасть «на лишний билетик» - достать билеты в театр было невозможно – так он был популярен, напомним главный, и при этом не единственный шлягер театра – «Необыкновенный концерт». Завзятые театралы рвались хотя бы услышать, а иногда и увидеть З.Е.Гердта - самого легендарного кукольника после самого С.В.Образцова, который как актер уже давно не выступал, а только ставил блестящие неповторимые кукольные спектакли.

Кроме того, каждый час Дом на Самотеке собирал совершенно особую толпу зрителей – но об этом опять же и разговор будет совершенно особенный.
«Дом на Самотеке» оказался на Самотеке совершенно не случайно.

Самотека – улица Садовая-Самотечная имеет свою совершенно примечательную историю.

С одной стороны, Самотека– часть северного отрезка Садового кольца в районе между участком начала Дмитровского шоссе по ул. Новослободской и участком начала Ростовского – Ярославского шоссе по Проспекту Мира. Напоминаем, что Садовое кольцо прошло по линии Земляного города – валов XVII в., разобранных после Отечественной войны 1812 г. с раздачей участков обывателям «для устройства садов» - отсюда происходит название Кольца.

Конкретно Самотека – участок сильного понижения рельефа бывших земляных валов к руслу главного и очень неудобного притока р. Москвы на территории Столицы – р. Неглинки, складывавшейся из ручьев в районе Мытищ. Это была река достаточно глубокая, полноводная и при этом с невероятно топкими берегами – отсюда название притока.
В районе между Новослободской и Проспектом Мира р. Неглинка текла по Селезневке на месте богатого великокняжеского села Селезнева (с образованием Селезневских прудов со знаменитыми банями), дальше по нынешним трассам Олимпийского проспекта, Цветного бульвара, улицы Неглинки и поворотом под Лубянским холмом к Боровицкому холму, в том числе – по участку Александровского сада. Все эти трассы возникли после того, как при восстановлении Москвы после Отечественной войны 1812 г. р. Неглинку убрали в коллектор.
Территория Самотеки долго была очень неудобной и застраивалась неравномерно, в частности, соседняя с Театром С.В.Образцова усадьба Осерман-Толстых (Музей декоративно-прикладного искусства на улице Делегатской) в основном застраивается уже после Отечественной войны 1812 г., хотя участок был освоен достаточно давно и в XVII в. принадлежал Стрешневым.
Создание на Самотеке Театра С.В.Образцова стало возвращением Великого кукольника на Малую родину.

Здесь, на малозаселенной окраине Москвы XIX в. было основано Московское инженерное училище, быстро ставшее одним из крупнейших научно-технических центров Москвы и поэтому впоследствии сменившее несколько названий и даже статусных определений вплоть до современного Российского Университета транспорта. Профессором этого научно-учебного центра был отец С.В.Образцова В.Н.Образцов, впоследствии академик АН СССР, живший в казенной квартире при училище – институте. Сейчас улица, на которой находится Российский Университет транспорта, носит имя В.Н.Образцова, но из-за популярности его сына даже многие москвичи считают, что улица названа в честь Великого кукольника – это не так.

Вхождение в искусство С.В.Образцова началось отнюдь не с театра, а с дизайна, хотя в период его учебы такого термина еще не было – это явление скорее определялось как комплекс художественных дисциплин. С.В.Образцов стал студентом конструктивистского ВХУТЕМАСа – возможно, это прикосновение к конструктивизму впоследствии определило облик кукольного театра на Самотеке.
Параллельно с учебой во ВХУТЕМАСе С.В.Образцов выступал в лучших театрах Москвы. В историю театра вошел его искрометный Шут в «Двенадцатой ночи» В.Шекспира во МХАТе 2-м рядом с Мальволио – М.Чеховым.
Молодой Мастер искал абсолютного синтеза искусств – и нашел его в возрождении и  развитии театра кукол. Он начинает с эстрады, а в 1931 г. создает Государственный Центральный театр кукол, который очень быстро получает буквально мировую известность.

Участок на Самотеке Государственный Центральный театр кукол получил в 1970 г., строительные работы продолжились до 1980 г.
Фактически уникальный театр, известный во всем мире, получил этот участок по программе мероприятий подготовки Москвы к приему иностранных туристов при проведении Олимпиады-80.
Руководство работами по строительству Театра кукол было поручено одному из лучших архитектурных коллективов Москвы – Мастерской (Моспроекта) им. академика И.В.Жолтовского, подготовку проекта театра возглавил один из последних учеников И.В.Жолтовского Ю.Н.Шевердяев.
Но здесь произошла аберрация.

Академик архитектуры И.В. Жолтовский был, вероятно, лучшим в мире мастером неоклассицизма ХХ в.
Однако в середине ХХ в. при Н. Хрущеве в советской архитектуре после большого перерыва ведущим направлением был признан неоконструктивизм.
Ученики И.В.Жолтовского вынуждены были работать в новой системе, одним из главных произведений Мастерской им. академика И.В.Жолтовского стал комплекс Выставочного зала и новой территории ГТГ на Крымском валу.

На этом фоне при создании нового здания Государственный Центральный театр кукол был достигнут поразительный эффект.
Основу здания Театра кукол составляет жесткий неоконструктивистский объем с гладким фасадом на Садовую-Самотечную улицу. Но этот фасад стал фоном для совершенно необычной эмблемы театра, появившейся, по-видимому, по инициативе самого С.В.Образцова.
Большую часть фасада театра занимают совершенно необычные часы, в которых перед каждой цифрой на циферблате расположен сказочно-фантастический домик -  избушка, вместе образующие какую-то невероятную композицию в стиле сказки про Теремок. Как только часы пробивают очередной час, открываются ставни в домике рядом с соответствующей цифры, и из избушки выскакивает не традиционная кукушка, а персонажи русского народного кукольного (перчаточного) театра, популярного вплоть до начала ХХ в. так же, как были популярны лубочные картинки. Из домиков вокруг циферблата на фасаде Театра кукол на Самотеке высовываются куклы Петрушки, козы, другие герои русского кукольного театра, которые буквально несколько минут бьют в барабаны и тарелки, дудят в дудки, производят невероятно смешной шум и гам и прячутся в своих домиках до следующего часа. Когда часы бьют «12», персонажи сказок со своими инструментами появляются изо всех домиков – избушек. 

В новом здании своего театра Мастер возрождения сказок кукол возвращался в свою юность – в свою учебу в конструктивистском ВХУТЕМАСе и в начало своего возрождения традиций русского народного кукольного театра. 

В здании проводится поддерживающий ремонт, отдельные работы по приспособлению для современного использования
Автор статьи: Сергей Сергеев
Распечатать статью

Отзывы (1)

Ярослав
Ярослав
Познавательное видео. Полезная информация для детей.

Интересное рядом (5)

Музей Театра Образцова
icon
г. Москва, ул. Садовая-Самотёчная, д. 3
Некрополь Страстного монастыря
icon
Пушкинская пл., 5
ПушкинскаяТверскаяЧеховская
Городская усадьба Ренквист-Глиэр
icon
Здесь в 1925-27 гг. композитор Рейнгольд Глиэр в содружестве с художником Большого театра Михаилом Курилко, постановщиком Василием Тихомировым и балериной Екатериной Гельцер создали первый советский балет «Красный мак» (со знаменитым матросским танцем «Яблочко»).
ЦАО, Петровский бульв., дом 5, строение 1
ПушкинскаяТверскаяЧеховская
audioGuideОткрыть аудиогид
Объединение «Выставочные залы Москвы»
icon
г. Москва, пер. Колобовский 1-й, д. 16