ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Церковь «Большое Вознесение»

3.55
В одном из приделов недостроенной церкви Вознесения Господня венчался А.С. Пушкин.
  • Церковь «Большое Вознесение»
+ -

Храм Вознесения Господня, известный также как "Вознесения Господня, что в Сторожах" или "Большое Вознесение", упоминается  
в письменных источниках с 1619 года.

В 1685–1689 годах на территории сгоревшей деревянной церкви Натальей Кирилловной Нарышкиной, чей двор находился на месте нынешнего Столового переулка, возводится каменный пятиглавый Вознесенский храм  
с шатровой колокольней.

В конце XVIII века по инициативе князя Григория Александровича Потемкина-Таврического на принадлежащем ему участке начинается строительство нового храма. Большой каменный собор планировалось приспособить преимущественно для чинов лейб-гвардии Преображенского полка. В храме, в частности, предлагалось "венчать браки" в присутствии императрицы. Возможно именно отсюда пошла известная легенда о том, что Екатерина II и Г.А.Потемкин тайно венчались в храме Вознесения.

Существует мнение, что первоначальное строительство было начато в 1798 году по проекту архитектора В.И.Баженова. После смерти Г.А.Потемкина и В.И.Баженова потомки князя приглашают архитектора М.Ф.Казакова. Проект для того времени был непривычным и очень дорогостоящим. Строительство велось медленно.

В 1812 году в числе многочисленных сгоревших московских строений был и храм "Большое Вознесение". К 1816 году была готова трапезная, в которой начинают проводить постоянные церковные службы. В 1820-е годы строительство возобновляется при участии архитектора О.И.Бове.

В 1831 году проект окончательно утверждается, а старая церковь Вознесения, построенная еще Н.К.Нарышкиной, разбирается, кроме шатровой колокольни (она будет уничтожена в годы советской власти в 1937 году).

В трапезной еще недостроенной церкви Вознесения Господня 18 февраля 1831 г. проходит венчание А.С.Пушкина и Н.Н.Гончаровой.

Строительство храма продолжается в 1830-е и 1840-е годы и завершается в 1848 году под руководством архитектора А.Г.Григорьева. Иконостасы оформляются по проектам М.Д.Быковского. Освящение собора "Большое Вознесение" состоялось 15 сентября 1840 г.

С началом революционных событий 1917 года храм оказывается в эпицентре восстания. В церкви отпевают погибших во время октябрьских боев.

В 1920 году во время венчания своей дочери Ирины Ф.И.Шаляпин читает здесь "Апостол".

В 1922 году производится изъятие храмовых ценностей. В 1925 здесь отслужил свою последнюю службу Патриарх Тихон, а в 1928 году состоялось отпевание М.Н.Ермоловой.

В 1931 году церковь закрывают, оставшееся имущество экспроприируют. Первоначально в здании размещается склад, затем – гараж. Иконостасы разбираются (старинные иконы сжигаются прямо в здании храма), настенные росписи закрашиваются, устраиваются межэтажные  
и межкомнатные перекрытия, в апсиде алтаря пробиваются ворота.

В 1960-е годы в бывшем храме располагается лаборатория высоковольтного газового разряда и молниезащиты Энергетического института им. Г.М.Кржижановского. Все пространство главного придела храма занимает 80-тонная установка для "производства" искусственных молний, стены сооружения потрясают постоянные взрывы.

К визиту в СССР президента США Р.Никсона в 1972 году был произведен косметический ремонт здания. В 1987 году лаборатория была выведена, планировалось провести реставрацию и обустроить в здании концертный зал.

В 1990 году храм был возвращен Русской Православной Церкви, возобновились богослужения, началось восстановление храма.

На обнаруженном в ходе проведения работ фундаменте снесенной шатровой колокольни в 2002–2004 годах возводится 61-метровая колокольня по проекту О.И.Журина (с учетом неосуществленного в XIX веке проекта Ф.М.Шестакова). На следующих этапах работ были отреставрированы фасады, восстановлены трапезная и ограда.
    
В 2017–2018 гг. были проведены консервация и реставрация живописи в интерьерах храма, в том числе на стенах и сводах двух приделов, центрального алтаря и подкупольной части; укреплен штукатурный слой и удалена засмолившаяся копоть на стенах и сводах трех алтарей и в подкупольной части; отреставрированы поверхности из искусственного мрамора и лепной декор.

В 2018 году церковь Большое Вознесение стала лауреатом конкурса Правительства Москвы "Московская реставрация" в номинациях "лучшая организация ремонтно-реставрационных работ", "научно-методическое руководство" и "высокое качество ремонтно-реставрационных работ".

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Памятники
А. С Пушкин и Н. Н. Гончарова

А. С Пушкин и Н. Н. Гончарова

ул. Арбат, д. 46

После реставрации в 1999 г. напротив входа в музей были установлены скульптуры Александра Сергеевича и Натальи Николаевны.

3.56
Дома
Дом, в котором жил А.П.Чехов

Дом, в котором жил А.П.Чехов

Садовая-Кудринская ул., дом 6, строение 2

Дом ярко выделяется на фоне своих соседей благодаря необычным архитектурным решениям и цвету. Интересная особенность его композиции — два эркера с высокими прямоугольными окнами.

(Нет голосов)
Дома
Главный дом городской усадьбы А.К.Коптева - Н.А.Мейендорф

Главный дом городской усадьбы А.К.Коптева - Н.А.Мейендорф

Большая Никитская ул., д. 57/46, стр. 1

(Нет голосов)
Музеи
Дом-музей А.П. Чехова

Дом-музей А.П. Чехова

25 апреля 1912 года при библиотеке Румянцевского музея отрылась Чеховская комната. Это небольшая экспозиция стала первым московским музеем Чехова. На протяжении десятилетий велась научная и экспозиционная работа, собрание пополнялось, однако в Москве не было отдельного музейного помещения. В 1934 году часть коллекции была передана в фонды Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля (Государственного литературного музея). По своему размеру и важности собрание ГМИРЛИ имени В. И. Даля занимает второе место в мире после коллекции Дома-музея А. П. Чехова в Ялте. С 1954 года отдел ГМИРЛИ имени В. И. Даля на Садовой-Кудринской стал носить имя «Дом-музей А. П. Чехова». Здесь Антон Павлович Чехов прожил 4 года, с 27 августа 1886 год до своего отъезда на Сахалин. В стенах «дома-комода» писатель не только создал свои известные произведения (более 100 рассказов, пьесы «Иванов», «Леший» и другие), но ежедневно с 12:00 до 15:00 принимал пациентов. Часто в доме Чеховых бывали и гости – известные литераторы, художники, музыканты и артисты. Посетители музея могут увидеть подлинные предметы, принадлежавшие писателю и его семье: мебель, в том числе письменный стол, редкие фотоснимки, театральные афиши, прижизненные издания Чехова. Обстановка дома было бережно восстановлено по рисункам и воспоминаниям брата и сестры писателя. В музее проходят литературные вечера, встречи с писателями, концерты классической музыка, научные заседания, спектакли музейного «Театра чеховской комедии», интерактивные занятия для детей, лекции и экскурсии для посетителей разных возрастных групп. https://www.facebook.com/literaturemuseum https://vk.com/goslitmuz https://twitter.com/goslitmuz https://www.instagram.com/literarymuseum/ https://www.youtube.com/channel/UCXHtjdH9V03e2Z5H9IFxVUg

(Нет голосов)
Дома
Комплекс доходных домов, нач. XX в.

Комплекс доходных домов, нач. XX в.

Дмитровка М. ул., д. 3, Настасьинский пер., д. 8, стр. 1

Комплекс доходных домов в начале левой стороны Малой Дмитровки – интересный пример развития градостроительной системы Москвы в начале ХХ в.

(Нет голосов)
Маршруты
Булгаковская Москва, или Однажды на Патриарших

Булгаковская Москва, или Однажды на Патриарших

Если вы неравнодушны к роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», то отправляйтесь гулять по Булгаковской Москве этим маршрутом! Вы окунетесь в таинственные события романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: знакомство М. Берлиоза и И. Бездомного с «профессором черной магии», судьбоносную встречу Мастера и Маргариты в «кривом, скучном переулке». И не только...

3.48
Территории
Смоленская площадь

Смоленская площадь

Смоленская площадь образовалась на этом месте в 1820 году.

(Нет голосов)
Музеи
Музей-квартира Н.С. Голованова

Музей-квартира Н.С. Голованова

Музей-квартира Николая Семеновича Голованова (1891–1953) – великого дирижера, композитора и пианиста – ведет свою историю с 1969 года., когда после смерти сестры музыканта эта квартира перешла в состав Российского национального музея музыки.    Основой фондов послужило богатейшее наследие музыканта: его коллекции картин, скульптуры, прикладного искусства, библиотека, архив и фонотека. С годами ценность этого наследия неуклонно росла.  Изменился сам статус Голованова как дирижера и композитора: теперь этот мастер признан великим. Поражает удивительная концентрация духовности, творческой энергии, подлинный размах его творчества. Притягивает и его личность, прежде всего, верность заложенным с детства высоким моральным принципам и бескомпромиссное, беззаветное служение искусству. Также удивительна по сосредоточию духовных ценностей мемориальная квартира дирижера с ее разнообразными раритетами. Сам дом в Брюсовом переулке, в котором она расположена, является памятником культуры. Он принадлежал Большому театру. С 1935 года здесь жили такие корифеи вокального искусства Москвы, как А. В. Нежданова, Н. А. Обухова, И. С. Козловский, А. С. Пирогов, М. П. Максакова. Голованов прожил здесь около двадцати лет (1935–1953). Именно в эти годы, возглавляя оркестр Всесоюзного радио и позже Большого театра, он стал ведущей фигурой в музыкальной жизни Москвы. Три комнаты этой квартиры (кабинет, гостиная, столовая) мемориальные. Здесь едва ли не каждый предмет помнит Голованова. А в бывшей спальне сосредоточены материалы архива, позволяющие проследить путь музыканта.  Начальный этап – учеба в Синодальном училище церковного пения (1900–1909), проходившая под руководством таких мастеров, как хормейстеры В. С. Орлов, Н. М. Данилин, композиторы П. Г. Чесноков, А. Д. Кастальский, Викт. С. Калинников. Голованов писал на склоне лет: «Синодальное училище дало мне все: моральные принципы, жизненные устои, железную дисциплину, умение работать много и систематически, привило мне священную любовь к труду».  Следующий этап – учеба в Московской консерватории по классу композиции и теории у С. Н. Василенко и А. А. Ильинского. При этом Голованов не терял связь и с Синодальным училищем, став его преподавателем и помощником регента знаменитого Синодального хора. С 1915 года и почти до последних дней – работа в Большом театре (правда, с тремя вынужденными перерывами). Это были кульминационные годы в жизни театра. Под управлением Голованова и его именитой «команды» (художник Ф. Ф. Федоровский, режиссеры Л. В. Баратов, Б. А. Покровский и другие выдающиеся мастера) создавались такие шедевры, как постановки «Бориса Годунова», «Садко», «Хованщины» 1948–1950 годов. Не менее результативно – руководство Голованова Большим симфоническим оркестром радио. Особенно важна его деятельность в Москве в период Великой Отечественной войны. Прямые трансляции выступлений оркестра поднимали дух даже далеких от музыки людей. На фотографии 1943 года мы видим дирижера во время первого исполнения в СССР Третьей симфонии С. В. Рахманинова. В экспозиции нашло отражение и композиторское творчество Голованова разных лет, начиная с фортепианных вариаций детских лет, кончая духовными песнопениями 1940-х годов.  Специальный раздел посвящен многолетнему союзу Голованова с А. В. Неждановой: музыкант был аккомпаниатором и мужем великой певицы. Вступая в мемориальные комнаты Музея, посетители сразу погружаются в мир искусства. Картины первоклассных художников (И. И. Левитан, М. В. Нестеров, К. А. Коровин и многие другие), скульптурные портреты, антикварная мебель в стиле ампир, лепнина на потолках – все создает неповторимую атмосферу. При этом чувствуется «почерк» Голованова. Уже в планировке квартиры видны черты театральности: гостиная соотносится с кабинетом наподобие театральных зала и сцены. Замечательны и двери с бронзовыми мифологическими фигурами. Хотя жанры, тематика картин и скульптур, представленных в мемориальных комнатах, разнообразны, в каждом помещении есть свои доминанты. Рабочий кабинет – самая «музыкальная» комната. Здесь множество портретов композиторов, дирижеров, а также деятелей искусства и литературы. В гостиной значительное место занимают изображения, связанные с религиозной тематикой, и образы, воплощающие идеалы женской красоты. В столовой тематическая доминанта – путешествия во времени и пространстве: Россия и Англия, Италия и Египет, Индия и сказочное Берендеево царство, глубокая древность и ХХ век. На живописных полотнах оживают архитектурные шедевры мира – мавзолей Тадж-Махал кисти В. В. Верещагина, Псковский кремль В. В. Мешкова, венецианский Дворец дожей на картине И. К. Айвазовского. И еще одна достопримечательность Музея – его посетители в прошлом и в настоящем. Ведь Голованова посещали многие выдающиеся музыканты и деятели искусства. Хозяин квартиры любил устраивать по праздникам и памятным дням застолье. Завсегдатаями бывали певцы Большого театра, жившие в этом же доме – Обухова, Максакова, Пирогов, Козловский… А уже после открытия Музея (1974 год) здесь выступали с воспоминаниями и беседами дирижеры Б. Э. Хайкин, К. П. Кондрашин, Г. Н. Рождественский, Ф. Ш. Мансуров, Ю. И. Симонов. Среди посетителей концертов – композитор В. А. Гаврилин, балерина Е. С. Максимова, певица З. А. Долуханова. И в нынешнее время в Музее много того, что притягивает и дирижеров, музыкантов-профессионалов, и знатоков живописи, и любителей музыки, и широкий круг людей, стремящихся прикоснуться к миру прекрасного.

(Нет голосов)
Дома
Городская усадьба Матюшкиных – М.П. Азанчевского

Городская усадьба Матюшкиных – М.П. Азанчевского

Б. Кисловский пер, 1 стр. 2

В 1881–82 гг. здесь жил Д.Н. Мамин-Сибиряк и работал над романом "Приваловские миллионы".

3.1
Дома
Дом Нирнзее

Дом Нирнзее

Большой Гнездниковский переулок, дом 10

В начале XX века этот дом справедливо называли первым московским небоскребом.

3.63
Дома
Жилые дома храма Воздвижения Креста Господня и Московской синодальной конторы

Жилые дома храма Воздвижения Креста Господня и Московской синодальной конторы

Воздвиженка ул., д. 7/6

С середины XV в. на этом месте существовал монастырь Воздвижения Честного Креста, что на Острове. Улица, куда он выходил, называвшаяся Арбатской, а с середины XVII в. Смоленской, как начало важной дороги к этому городу получила название Воздвиженка лишь во второй четверти XVIII в.

(Нет голосов)