Церковь Петра и Павла в Солдатской слободе

Церковь Петра и Павла в Солдатской слободе

ЮВАО, Солдатская ул., дом 4, строение 1
После революции церковь не только продолжала действовать, но и полностью сохранила свои восемь колоколов.
star-icon
3.4
audioGuideОткрыть аудиогид
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
объект культурного наследия федерального значения
Архитектурный стиль:
Древнерусское зодчество
Годы постройки:
XVII-XVIII вв.

Информация о здании

Улица, на которой расположена эта церковь, с 1922 года называется Солдатской, однако до этого она была и Петропавловской, а еще раньше, в XVIII веке, именовалась Лафертовской. Интересно, что все три названия взаимосвязаны между собой и имеют непосредственное отношение к церкви, словно подсказывают, кто ее строил, кто посещал, и во имя кого ее освятили.

Уже в конце XVII века, когда территория еще не входила в черту Москвы, здесь появляется Солдатская слобода – поселение для тех, кто служил в одном из двух элитных полков того времени под командованием Франца Лефорта, знаменитого сподвижника Петра I (русское население называло его «Лафертом»). Родом из Женевы, он прошел военное обучение в Нидерландах и, стремясь построить соответствующую карьеру, отправился в Московию, где в итоге и остался, поселившись в Немецкой слободе. Вместе с Патриком Гордоном Лефорт особенно приблизился к Петру I после событий 1689 года, когда привел своих солдат в Троице-Сергиев монастырь на защиту молодого царя. Он командовал Вторым Московским выборным солдатским полком – старейшим регулярным полком в русской армии, созданным еще в 1642 году по указу царя Михаила Федоровича. Сближение Петра с Лефортом и Гордоном способствовало тому, что царь стал все чаще бывать в Немецкой слободе.

Православная церковь в новом солдатском поселении уже существовала: еще в 1613 году впервые был возведен деревянный храм в честь святого Николая Чудотворца. Однако по указанию Лефорта в 1696 году построили новый деревянный храм, более обширный и способный вместить всех солдат полка. Возможно, каменное здание появилось бы достаточно скоро, но через три года Лефорт скончался и процесс остановился. В результате каменная церковь была возведена в 1711 году и тогда же освящена.

Несмотря на существование Лефорта, который был кальвинистом, и новые веяния в архитектуре рубежа XVII–XVIII веков, Петропавловская церковь получила достаточно традиционный для допетровской России облик: здание, вытянутое по горизонтали с запада на восток, с шатровой колокольней и пятиглавием над основным объемом. Пожалуй, единственная «модная» на тот момент деталь видна под церковными главами: вместо привычных кокошников четверик венчают барочные раковины, по три с каждой стороны. В начале XVIII века такой прием использовался при строительстве церкви в честь Ризоположения близ Донского монастыря, а также храма Спаса Преображения на Песках рядом с Арбатом (обе сохранились до наших дней). Последний своим декором и размерами весьма схож с Петропавловской церковью в Солдатской слободе, да и даты их появления совпадают – 1711 год. Так что можно предполагать, что у них общий архитектор или, по крайней мере, одна артель.

Кроме главного престола в честь апостолов Петра и Павла, в церкви существует также два придела: справа – в честь Иоанна Богослова, а слева – во имя преподобного Сергия Радонежского. Над входом в храм размещена большая круглая икона Казанской Божией Матери.

Солдатское поселение сохранялось здесь до конца XVIII века. Лефортовский полк на протяжении своей истории сменил множество названий, успев побыть и мушкетерским, и гренадерским, и карабинерным. Под разными названиями он просуществовал вплоть до 1918 года, место расквартирования его менялось. Но военный характер этого района остается до сих пор: здесь находится Общевойсковая академия вооруженных сил РФ.

Церковь апостолов Петра и Павла несколько пострадала в начале ХХ века: во время московского урагана 16(29) июня 1904 года с нее сорвало кресты, оказалась повреждена крыша. Однако в дальнейшем ей удалось пережить куда более сильные бури практически без потерь: после революции она не только продолжала действовать, но и полностью сохранила свои восемь колоколов. Их даже не сняли с колокольни – редкость для 1930-х годов, так как подавляющее большинство церквей либо утратили свои колокола, либо были вынуждены их снять и не использовать. То же касается иконостаса и внутреннего убранства церкви: все это можно увидеть практически в том же облике, что и сто лет назад.

Автор статьи: Никита Брусиловский
Распечатать статью

Интересное рядом (3)

Климов В. Я.
icon
Солдатская ул., д. 14 (перед зданием Центрального института авиационного моторостроения им. Баранова)
Героям Отечественной войны 1812 г.
icon
Госпитальный сквер (сквер Героев Отечественной войны)