Церковь Троицы в Никитниках

Церковь Троицы в Никитниках

ЦАО, Никитников пер., дом 3
Церковь Святой Живоначальной Троицы в Никитниках - эталон московского узорочья середины XVII века, выстроенный в Китай-городе. Эта постройка составляет веху в истории русского зодчества. Благодаря уникальным интерьерам и росписям храм был признан выдающимся памятником еще в середине XIX века.
star-icon
3.4
audioGuideОткрыть аудиогид
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
объект культурного наследия федерального значения
Архитектурный стиль:
Узорочье,Древнерусское зодчество
Годы постройки:
1631-1634 гг.

Никитников переулок – один из самых коротких в Москве, здесь почти нет зданий – это фактически проулок между несколькими крупными постройками. Известность ему придает церковь Троицы Живоначальной, что в Никитниках. Ее изображения можно встретить во всех учебниках архитектуры, а над фасадами и интерьерами потрудились лучшие мастера своей эпохи.

Название переулка и церкви появилось благодаря стараниям купца Григория Леонтьевича Никитникова, перебравшегося в Москву из Ярославля. Именно он вместо сгоревшего в 1626 году деревянного храма святого великомученика Никиты начал строить в 1628 году каменную церковь святой Троицы. Возведение церкви несколько раз останавливалось и затем возобновлялось, декоративные элементы оттачивались и добавлялись – в результате существующий облик церковь приобрела в 1651 году, а внутренняя отделка продолжалась и позднее. Считается, что после небольшой перестройки в 1650-х она была расписана лучшими царскими живописцами — Симоном Ушаковым, имевшим здесь свою мастерскую, Яковом Казанцем и Иосифом Владимировым. При этом Никитников создал не только приходской храм, но и собственную домовую церковь с семейной усыпальницей в южном приделе святого Никиты – после смерти он, как храмоздатель, будет здесь похоронен. Изначально здание церкви соединялось специальным переходом с домом Никитникова, стоявшим рядом. Кроме того, купец использовал обширный церковный подклет (нижний этаж) в качестве хранилища своих товаров.

Московское церковное зодчество второй половины XVII века во многом происходит от церкви Троицы в Никитниках: заложенные в ней принципы узорочья будут использоваться практически до времен Петра I. Декоративное пятиглавие с пирамидой кокошников, поставленных в несколько рядов и украшенных зелеными изразцами, широкие шатровые крыльца (из двух, существовавших у Троицкой церкви, сохранилось одно), шатровая колокольня, богато декорированные наличники окон – все это станет образцом для новых московских церквей. Особое внимание привлекает окно на южном фасаде, выходящем в переулок: в боковых частях его наличника видна тонкая резьба с изображением попугаев. Не менее замысловато украшен и соседний портал: есть версия, что белокаменная резьба ранее была еще и покрашена в разные цвета. Но самое главное, что у этого декора есть немало общего с убранством окон Теремного дворца 1636 года в Кремле, что позволяет увидеть в них общее авторство. Не исключено, что Никитников нанял царских мастеров для постройки и отделки своей церкви. Тем более что для ее иконостаса образа выполнялись в Оружейной палате Кремля, над некоторыми из них трудился лучший мастер своего времени – Симон Ушаков. В то же время есть и деталь из ярославских храмов: в частности, колокольня поставлена над северо-западным углом церковной галереи. Росписи же, созданные русскими мастерами, в качестве прообраза имеют голландские гравюры середины XVII века на библейские сюжеты.

Кроме главного Троицкого престола и придела святого Никиты в церкви также существовал придел святого Николая Чудотворца, созданный потомками Григория Никитникова, а в пространстве под колокольней был устроен придел святого Иоанна Богослова.

Церковь хорошо сохранилась до нашего времени, ее даже практически не затронул пожар 1812 года.

Известно и другое народное название Троицкой церкви – во имя Грузинской иконы Божьей Матери. Этот образ 1654 года, хранившийся в храме, стал широко известен среди москвичей как чудотворный, и церковь начали называть по нему. Но лишь в 1904 году на средства церковного старосты А.В. Александрова, в память о посещении храма императором Николаем II, в подклете церкви был создан одноименный придел.

В 1871 году Московскому археологическому обществу пришлось приложить немало усилий, чтобы не допустить сноса Троицкой церкви ради возведения комплекса деловых зданий. Он все же появился по соседству в 1901 году под названием «Боярский двор», закрыв вид на церковь со Старой площади, но, тем не менее, храм не был затронут.

В 1917 году, во время октябрьских боев, храм пострадал, а в 1920 году был закрыт. В 1924-1930 годах в церкви Живоначальной Троицы проводились большие реставрационные работы.

В 1934 году здание храма было передано Государственному Историческому музею. Раскрытие первоначальных росписей от двух слоев позднейших записей производилось в 1935-1940 годах. С 1968 открыта для посетителей. Позже в 1991 году власти Москвы приняли решение о возвращении храма верующим и возобновлении богослужений.

За время эксплуатации и с учетом проведения ряда реставрационных работ 1960-х, 1970-1980-х годов архитектурный облик храма изменился незначительно. Пространственно-планировочная структура здания осталась прежней, здание не перестраивалось, новых пристроек и надстроек не производилось.

В росписи южной стены алтаря мученика Никиты можно увидеть семейный портрет купцов Никитниковых. На стенах придела Иоанна Богослова сцены апокалипсиса в необычной трактовке, а на западной стене вместо традиционного изображения Страшного суда показаны чудеса Иисуса Христа на Земле и притчи «О блудном сыне», «О девах разумных и неразумных», «О богатом и бедном Лазаре».

В интерьере храма до сих пор сохранились первоначальные резные белокаменные порталы, массивные двустворчатые железные двери, кованые прямоугольные решетки с растительным и зооморфным орнаментами, резные полихромные деревянные клиросы второй половины XVII века.

С 2010 года, после долгой и кропотливой реставрации, во время которой пришлось спасать пошатнувшееся крыльцо храма, возобновились богослужения в главном храме.

Распечатать статью

Интересное рядом (3)

Старая площадь
icon

По сути, это и не площадь вовсе, а пешеходная улица, идущая от Варварки до площади Ильинских ворот, да поросший деревьями склон холма.