Высоко-Петровский монастырь

Высоко-Петровский монастырь

ЦАО, Петровка ул., дом 28, строение 11, ЦАО, Петровка ул., дом 28, строение 2, ЦАО, Петровка ул., дом 28, строение 3, ЦАО, Петровка ул., дом 28, строение 4, ЦАО, Петровка ул., дом 28, строение 6, ЦАО, Петровка ул., дом 28, строение 7, ЦАО, Петровка ул., дом 28, строение 8, ЦАО, Петровка ул., дом 28, строение 9
ТрубнаяПушкинскаяТверскаяЧеховская
Собор, давший название монастырю, сохраняется неизменным почти 500 лет.
star-icon
3.3
audioGuideОткрыть аудиогид
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
объект культурного наследия федерального значения
Архитектурный стиль:
Нарышкинский стиль,Древнерусское зодчество,Классицизм
Годы постройки:
XVII-XVIII вв.
Архитекторы:
А. Фрязин

Информация о здании

Монастырь изначально был создан за пределами Москвы, в селе Высоком – отсюда и соответствующая приставка в его названии. Его основание связывается с именем митрополита Петра, перенесшего свою кафедру из Владимира в Москву в 1325 году. Расцвет обители приходится на 1680-1690-е годы, когда его главными жертвователями были Нарышкины – родственники Натальи Кирилловны, второй жены царя Алексея Михайловича и матери Петра I. Именно в это время формируется в целом существующий облик Высоко-Петровского монастыря.

С 1514 года сохраняется практически в неизменном виде собор митрополита Петра, по которому монастырь получил свое название. Небольшая столпообразная одноглавая церковь в плане представляет собой восьмилистник, крупные выступы которого направлены по сторонам света, а малые расположены между ними. Собор строился архитектором-итальянцем Алевизом Фрязиным – ранее таких церквей в Москве было несколько, схожим образом выглядел храм святой Варвары на Варварке, но до наших дней дошел только собор в Высоко-Петровском монастыре. Две других соборных церкви построены позже: холодная, в честь Боголюбской иконы Божией Матери, в 1684–1685 годах, а также теплая, во имя преподобного Сергия Радонежского, в 1690 году. В Боголюбской церкви на средства царя Петра I создана фамильная усыпальница Нарышкиных, его родственников по материнской линии. Церковь выстроена в традиционном русском стиле. Сергиевский же храм построен в память о событиях 1689 года, когда Петр I был вынужден спасаться от заговора стрельцов и царевны Софьи в Троице-Сергиевом монастыре. В нем нашла воплощение стилистика нарышкинского барокко: богаты украшенные белокаменной резьбой порталы, оконные наличники с «разорванными фронтонами» и раковины вместо традиционных кокошников, венчающие четверик, с пятиглавием.

Другие монастырские храмы играли вспомогательную роль. Так, в 1694 году на Петровке были построены новые Святые врата, над которыми появилась трехъярусная колокольня с надвратной церковью Покрова Богородицы, служившей в качестве домового храма настоятелей монастыря – их корпус примыкает к Святым вратам с севера. Южнее расположен храм Толгской иконы Божией Матери, созданный архитектором И.Ф. Мичуриным на средства статс-дамы А.К. Нарышкиной в 1744 году в память спасения Петра I от стрельцов, которое произошло в день памяти этого богородичного образа. Западный фасад этой церкви разрывает стену и выходит на Петровку, но входа здесь не существовало – ранее тут был киот для иконы. Наконец, над южными хозяйственными воротами, выходящими в Крапивенский переулок, в 1753–1755 году возведена церковь святого Пахомия Великого, позднее переосвященная во имя святых апостолов Петра и Павла. Она возникла на основе существовавших ранее на этом месте белокаменных ворот усадьбы Нарышкиных. Ими же были созданы палаты на углу Петровки и Крапивенского переулка, превращенные в монастырские кельи: их фасад украшен богатыми оконными наличниками с завершениями в виде ступенчатых гребней.

Монастырь был упразднен в 1926 году, но окончательно богослужения прекратились в 1929 году, когда был закрыт последний храм – Боголюбский. Здания оказались заняты различными конторами, бывшие нарышкинские палаты оказались в ведении Государственного Литературного музея. Возвращение богослужений началось в 1992 году, когда Сергиевский храм передали верующим, а в настоятельском корпусе разместился Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата. Церкви Высоко-Петровского монастыря получили статус патриаршего подворья, а в 2009 году он был возобновлен как монашеская обитель. В южном пролете Святых врат создан новый храм Казанской иконы Божией Матери. Реставрация монастырских построек еще продолжается.

Автор статьи: Никита Брусиловский
Распечатать статью

Интересное рядом (5)

Мещанский район
icon
Название происходит от польского слова «mieszczanie» («месчане», т.е. - горожане).
Трубная площадь
icon
«И Труба, этот небольшой кусочек Москвы, где животных так нежно любят и где их так мучают, живет своей маленькой жизнью».
Галерея Василия Нестеренко
icon
ул. М. Дмитровка, д. 29, стр. 4