ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Жилой дом, 2-я пол. XIX в. (в основе - особняк Леве, 1885 г.)

Ул. Большая Дмитровка, д. 24
выявленный объект культурного наследия
5
Узнать в этом здании двухэтажный особняк весьма затруднительно, как и вообще поверить в то, что от него что-то осталось.

  • Жилой дом, 2-я пол. XIX в. (в основе - особняк Леве, 1885 г.)
+ -

До революции это мрачноватое здание, построенное в 1885 году архитектором П.П. Зыковым, принадлежало известному виноторговцу О.П. Леве. Двухэтажный особняк с подвалом располагался в глубине участка. Вокруг центрального холла кольцом размещались парадные и жилые комнаты — центричность такого построения плана относится к композиционным чертам новой, только формирующейся в то время объемно-пространственной системы, нашедшей свое полное воплощение уже в эпоху модерна. Декор фасада, использующий формы неоренессанса, как и украшение интерьеров богатой лепниной типичны для эклектики. Павел Петрович Зыков на момент постройки особняка был одним из самых широко востребованных московских архитекторов. Помимо проектирования зданий гражданских и культовых сооружений, он считался мастером по разработке иконостасов и церковных интерьеров. Поэтому и приглашение его Леве вполне объяснимо.

Однако самая интересная часть истории здания приходится на советские времена. В 1917 году оно было захвачено анархистами, которых спустя несколько месяцев разгромили чекисты. А в 1922-м году здесь разместился Первый пролетарский музей. Его собрание было составлено из самых разнообразных, по большей части реквизированных и потому не имеющих никакой логической связи экспонатов. В одном зале находились картины заграничных художников — Перуджино, Рослина и Ротари, а также германский, французский, датский, английский и русский фарфор. В другом, восточном, — тоже фарфор, только китайский и японский, персидские и среднеазиатские ковры, оружие, фигурки из слоновой кости и сандалового дерева, курильницы и прочая экзотика. А на втором этаже располагался зал, посвященный России. Тут помещалась мебель, рокотовские и тропининские портреты, картины Шишкина, Сурикова, Маковского и прочих передвижников, старинные иконы... Собственно говоря, единственным истинно пролетарским экспонатом была, наверное, фигура Разина, вырезанная С. Коненковым. История с фигурой приключилась интересная.

2 мая 1919 года в газете «Вечерние известия» написали: «На Лобном месте в центре высится фигура Степана Разина; рядом, немного выдвинутая вперед, полулежит персидская княжна; сбоку ватага, ближайшие друзья Разина — Ефимыч Рулевой, Митрич Борода, есаул Васька Ус, Петруха Губанов и татарин Ахмет Иваныч. Остальные фигуры, по сообщению скульптора, будут выставлены к 6 июля (дню казни Разина)». Но уже через несколько дней всю дружную компанию переместили в Первый пролетарский музей. Официальная версия — несоответствие памятника исторической застройке Красной площади.

В музее Разин пробыл недолго и вскоре переехал в другой — Музей Революции. Да и здание пролетарского музея отошло Институту В. И. Ленина при ЦК ВКП(б), у которого здесь также некоторое время была экспозиция. Путеводитель по Москве сообщал: «Музей при Институте Ленина ставит себе целью осветить наиболее важные моменты участия Ленина в русском и мировом революционном движении. Музей имеет 12 зал, где собраны фотографии, письма, сочинения, вещи, связанные с жизнью и деятельностью Владимира Ильича». Джон Стейнбек, посетивший СССР, удивлялся: «Мне кажется, что в мире не найдется более задокументированной жизни. Ленин, по всей вероятности, ничего не выбрасывал. В залах и застекленных витринах можно видеть его записки, дневники, манифесты, памфлеты; его карандаши и ручки, его галстуки, одежда — все здесь».

В 1933 – 1937-х годах особняк был надстроен, а в 1980-е проведена капитальная реконструкция, после чего на месте музея появился тяжеловесный комплекс административных зданий, и при взгляде со стороны можно подумать, что дом Леве бесследно исчез. Но если заглянуть в окна второго этажа пугающе серого советского дома или зайти в подъезд, расположенный в его правом торце, можно увидеть богатую лепнину сохраненных парадных залов.

Сейчас здесь размещается Российская академия архитектуры и строительных наук, а также Центр современной архитектуры. Само здание является выявленным объектом культурного наследия.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или
Интересное рядом
Дома
Центральные («Китайские») бани, 1891-1892 гг.

Центральные («Китайские») бани, 1891-1892 гг.

Театральный пр., д. 3, стр. 3, 4

Архитектор С.С. Эйбушиц
Архитектор Л.Н.Кекушев

(Нет голосов)
Дома
Дом «Первый шаг»

Дом «Первый шаг»

Тверской бул., д.20, стр.4

Кирпичный жилой дом в стиле «авангард» для работников просвещения.

3
Дома
Особняк В.И. Якунчикова

Особняк В.И. Якунчикова

Средний Кисловский пер., д. 7/10

В этом доме выросла художница Мария Якунчикова-Вебер. Ее сестра Наталья стала женой В. Поленова.

3.19
Дома
Мещаниново подворье

Мещаниново подворье

Ветошный пер., д. 13

Именно здесь располагался знаменитый Бубновский трактир.

3.44
Дома
Жилой дом, XVIII в., 1883 г.

Жилой дом, XVIII в., 1883 г.

Трубная пл., д. 2

На подъёме от Трубной площади к Рождественскому бульвару, на углу с
Рождественкой стоит четырёхэтажный на высоком полуподвале дом с четырёх- и
шестиколонными портиками по фасадам и рустованным первым этажом – «старожил»
этих мест.

(Нет голосов)
Дома
Печатный двор

Печатный двор

Никольская ул., д. 15

Самое необычное здание на Никольской - родина книгопечатания в России.

3.64
Дома
Городская усадьба, XVIII-XIX вв. Здесь в 1902-1918 гг. располагалось Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества (с 1922 г.)

Городская усадьба, XVIII-XIX вв. Здесь в 1902-1918 гг. располагалось Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества (с 1922 г.)

М. Кисловский пер., д. 4, стр. 2

В этой старинной усадьбе все строения вошли в историю. Даже флигеля служили искусству.

(Нет голосов)
Дома
Никольская улица

Никольская улица

Неслучайно эту улицу называли улицей Просвещения.

3.44
Территории
Улица Рождественка

Улица Рождественка

Рождественка – одна из самых коротких радиальных улиц центра Москвы, короче только Б. Лубянка.

(Нет голосов)
Дома
Жилой дом, XVIII ‒ начало XIX в.

Жилой дом, XVIII ‒ начало XIX в.

М. Кисловский пер., д. 6, стр. 1

Один из самых старых сохранившихся домов в Москве, 1720-х гг., с остатками палат XVII в., много раз перестраивался. Принадлежал Нелединским-Мелецким, князьям Волконским, Трубецким.

(Нет голосов)
Дома
МХАТ

МХАТ

Тверской бульвар, д. 22

Здание, задуманное еще в 1930-х, было построено только спустя почти сорок лет

5
Музеи
Галерея Artstory

Галерея Artstory

Галерея современного искусства Artstory – крупная арт-площадка в самом центре Москвы – была открыта 15.10.2014 г. Необычные выставочные проекты, которые открываются каждые полтора-два месяца, включают новые произведения художников, а также работы из коллекции галереи, крупных музейных и частных собраний. Для основателей галереи – Люсинэ Петросян и Михаила Опенгейма важны как роль истории в творчестве авторов, так и роль художников в создании самой истории. А ещё здесь рассказывают самые разные «истории».

В экспозиции галереи можно увидеть произведения российских и зарубежных авторов, работающих в различных направлениях, техниках и жанрах, художников разных эпох и судеб. Галерея проводит как крупные групповые экспозиции современного искусства, так и персональные выставки художников. Насыщенную выставочную программу сопровождают образовательные мероприятия: лекции, мастер-классы и занятия для детей, творческие встречи, кинолектории. Галерея включает четыре выставочных зала и арт-резиденцию.

В коллекции Artstory находятся произведения различных авторов, включая таких как: Михаил Шварцман, Николай Ситников, Анатолий Зверев, Леонид Пурыгин, Оскар Рабин, Олег Целков, Моисей Фейгин, Наталья Нестерова, а также работы многих других художников, отражающих определённую и уникальную грань такого сложного явления, как «русский авангард».

Коллекция Artstory – пример того, как из подчас диаметрально противоположных по стилям и направлениям произведений можно сформировать основу для живого, актуального, энергичного собрания, способного развиваться дo статуса музейной коллекции.

(Нет голосов)