ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Жилой дом, 2-я пол. XIX в. (в основе - особняк Леве, 1885 г.)

Ул. Большая Дмитровка, д. 24
выявленный объект культурного наследия
5
Узнать в этом здании двухэтажный особняк весьма затруднительно, как и вообще поверить в то, что от него что-то осталось.

  • Жилой дом, 2-я пол. XIX в. (в основе - особняк Леве, 1885 г.)
+ -

До революции это мрачноватое здание, построенное в 1885 году архитектором П.П. Зыковым, принадлежало известному виноторговцу О.П. Леве. Двухэтажный особняк с подвалом располагался в глубине участка. Вокруг центрального холла кольцом размещались парадные и жилые комнаты — центричность такого построения плана относится к композиционным чертам новой, только формирующейся в то время объемно-пространственной системы, нашедшей свое полное воплощение уже в эпоху модерна. Декор фасада, использующий формы неоренессанса, как и украшение интерьеров богатой лепниной типичны для эклектики. Павел Петрович Зыков на момент постройки особняка был одним из самых широко востребованных московских архитекторов. Помимо проектирования зданий гражданских и культовых сооружений, он считался мастером по разработке иконостасов и церковных интерьеров. Поэтому и приглашение его Леве вполне объяснимо.

Однако самая интересная часть истории здания приходится на советские времена. В 1917 году оно было захвачено анархистами, которых спустя несколько месяцев разгромили чекисты. А в 1922-м году здесь разместился Первый пролетарский музей. Его собрание было составлено из самых разнообразных, по большей части реквизированных и потому не имеющих никакой логической связи экспонатов. В одном зале находились картины заграничных художников — Перуджино, Рослина и Ротари, а также германский, французский, датский, английский и русский фарфор. В другом, восточном, — тоже фарфор, только китайский и японский, персидские и среднеазиатские ковры, оружие, фигурки из слоновой кости и сандалового дерева, курильницы и прочая экзотика. А на втором этаже располагался зал, посвященный России. Тут помещалась мебель, рокотовские и тропининские портреты, картины Шишкина, Сурикова, Маковского и прочих передвижников, старинные иконы... Собственно говоря, единственным истинно пролетарским экспонатом была, наверное, фигура Разина, вырезанная С. Коненковым. История с фигурой приключилась интересная.

2 мая 1919 года в газете «Вечерние известия» написали: «На Лобном месте в центре высится фигура Степана Разина; рядом, немного выдвинутая вперед, полулежит персидская княжна; сбоку ватага, ближайшие друзья Разина — Ефимыч Рулевой, Митрич Борода, есаул Васька Ус, Петруха Губанов и татарин Ахмет Иваныч. Остальные фигуры, по сообщению скульптора, будут выставлены к 6 июля (дню казни Разина)». Но уже через несколько дней всю дружную компанию переместили в Первый пролетарский музей. Официальная версия — несоответствие памятника исторической застройке Красной площади.

В музее Разин пробыл недолго и вскоре переехал в другой — Музей Революции. Да и здание пролетарского музея отошло Институту В. И. Ленина при ЦК ВКП(б), у которого здесь также некоторое время была экспозиция. Путеводитель по Москве сообщал: «Музей при Институте Ленина ставит себе целью осветить наиболее важные моменты участия Ленина в русском и мировом революционном движении. Музей имеет 12 зал, где собраны фотографии, письма, сочинения, вещи, связанные с жизнью и деятельностью Владимира Ильича». Джон Стейнбек, посетивший СССР, удивлялся: «Мне кажется, что в мире не найдется более задокументированной жизни. Ленин, по всей вероятности, ничего не выбрасывал. В залах и застекленных витринах можно видеть его записки, дневники, манифесты, памфлеты; его карандаши и ручки, его галстуки, одежда — все здесь».

В 1933 – 1937-х годах особняк был надстроен, а в 1980-е проведена капитальная реконструкция, после чего на месте музея появился тяжеловесный комплекс административных зданий, и при взгляде со стороны можно подумать, что дом Леве бесследно исчез. Но если заглянуть в окна второго этажа пугающе серого советского дома или зайти в подъезд, расположенный в его правом торце, можно увидеть богатую лепнину сохраненных парадных залов.

Сейчас здесь размещается Российская академия архитектуры и строительных наук, а также Центр современной архитектуры. Само здание является выявленным объектом культурного наследия.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Здания
Центральные («Китайские») бани, 1891-1892 гг.

Центральные («Китайские») бани, 1891-1892 гг.

Театральный пр., д. 3, стр. 3, 4

Архитектор С.С. Эйбушиц Архитектор Л.Н.Кекушев

(Нет голосов)
Здания
Дом «Первый шаг»

Дом «Первый шаг»

Тверской бул., д.20, стр.4

Кирпичный жилой дом в стиле «авангард» для работников просвещения.

3.4
Здания
Особняк В.И. Якунчикова

Особняк В.И. Якунчикова

Средний Кисловский пер., д. 7/10

В этом доме выросла художница Мария Якунчикова-Вебер. Ее сестра Наталья стала женой В. Поленова.

3.48
Музеи
Галерея Artstory

Галерея Artstory

Галерея современного искусства Artstory – крупная арт-площадка в самом центре Москвы – была открыта 15.10.2014 г. Необычные выставочные проекты, которые открываются каждые полтора-два месяца, включают новые произведения художников, а также работы из коллекции галереи, крупных музейных и частных собраний. Для основателей галереи – Люсинэ Петросян и Михаила Опенгейма – важны как роль истории в творчестве авторов, так и роль художников в создании самой истории. А ещё здесь рассказывают самые разные «истории». В экспозиции галереи можно увидеть произведения российских и зарубежных авторов, работающих в различных направлениях, техниках и жанрах, художников разных эпох и судеб. Галерея проводит как крупные групповые экспозиции современного искусства, так и персональные выставки художников. Насыщенную выставочную программу сопровождают образовательные мероприятия: лекции, мастер-классы и занятия для детей, творческие встречи, кинолектории. Галерея включает четыре выставочных зала и арт-резиденцию. В коллекции Artstory находятся произведения различных авторов, включая таких как: Михаил Шварцман, Николай Ситников, Анатолий Зверев, Леонид Пурыгин, Оскар Рабин, Олег Целков, Моисей Фейгин, Наталья Нестерова, а также работы многих других художников, отражающих определённую и уникальную грань такого сложного явления, как «русский авангард». Коллекция Artstory – пример того, как из подчас диаметрально противоположных по стилям и направлениям произведений можно сформировать основу для живого, актуального, энергичного собрания, способного развиваться дo статуса музейной коллекции.

(Нет голосов)
Здания
Городская усадьба, XVIII-XIX вв. Здесь в 1902-1918 гг. располагалось Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества (с 1922 г.)

Городская усадьба, XVIII-XIX вв. Здесь в 1902-1918 гг. располагалось Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества (с 1922 г.)

М. Кисловский пер., д. 4, стр. 2

В этой старинной усадьбе все строения вошли в историю. Даже флигеля служили искусству.

3.35
Здания
Мещаниново подворье

Мещаниново подворье

Ветошный пер., д. 13

Именно здесь располагался знаменитый Бубновский трактир.

3.56
Здания
Доходный дом

Доходный дом

Леонтьевский пер., д. 8

Дом в Леонтьевском переулке – образец архитектурной эклектики, а также – пример превращения частного особняка в доходный дом.

3.2
Здания
Печатный двор

Печатный двор

Никольская ул., д. 15

Самое необычное здание на Никольской – родина книгопечатания в России.

3.37
Здания
Птичья башня

Птичья башня

Третьяковский проезд

Птичья башня — единственная сохранившаяся башня Китайгородской стены.

(Нет голосов)
Здания
Никольская улица

Никольская улица

Неслучайно эту улицу называли улицей Просвещения.

3.44
Здания
МХАТ

МХАТ

Тверской бульвар, д. 22

Здание, задуманное еще в 1930-х, было построено только спустя почти сорок лет

3.44
Места
Улица Рождественка

Улица Рождественка

Рождественка – одна из самых коротких радиальных улиц центра Москвы, короче только Б. Лубянка.

(Нет голосов)