ENG

О гении Федора Шехтеля, его университетах, блестящей карьере и забвении на склоне лет, а также об удивительных домах 1 июня рассказала на лекции в доме Шехтеля на Большой Садовой экскурсовод Ирина Краусова.

08 Июня 2018

Шехтель происходил из семьи немецких колонистов, переехавших в Россию из Баварии в XVIII веке и осевших в Саратове. После смерти отца мать Федора переезжает с детьми в Москву, где становится экономкой в доме купца Павла Третьякова; там-то будущий зодчий и оказался в центре художественной жизни. В 1875 году он поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества на архитектурное отделение, откуда в 1878 году был отчислен за «плохую посещаемость». Официальное право ведения строительства было получено Федором Шехтелем только в 1894 году, хотя к тому моменту им уже было построено несколько церквей, загородных усадеб и частных домов. В 1901 году он стал академиком архитектуры. Среди наиболее известных работ зодчего - Ярославский вокзал в Москве, Торговый дом Гальперина на Пятницкой, особняки Морозовой (на Спиридоновке), Рябушинского, Дерожинской (Кропоткинском переулке), реконструкция Московского Художественного театра в Камергерском переулке. В 1909 году Шехтель возводит на Большой Садовой улице для своей семьи особняк с флигелем-мастерской.

      


Лекция о Шехтеле и его архитектурных творениях перетекла в небольшую экскурсию по отреставрированным залам его собственного дома. Усадебный ансамбль состоял из двух домов – жилой дом по красной линии и двухэтажный корпус во дворе.

Внешний фасад особняка оформлен в стиле неоклассицизма и сильно отличается от прежнего дома архитектора, расположенного неподалеку, в Ермолаевском переулке. Экскурсовод объяснила, что различие в стилистике домов является следствием новых веяний. В начале ХХ в. в моду вошел сдержанный неоклассицизм, и новый дом на Большой Садовой как нельзя лучше соответствовал духу времени. Внутреннее убранство особняка было пышным и величественным, как бы в противовес скромному внешнему виду.