ENG

Метро: первые подземные дворцы

02 Июля 2020

4 февраля 1935 года по первой линии московского метро прошел первый испытательный поезд. Пассажиров не было, в поезде ехали только специалисты. Их заключение было положительным, и уже 15 мая тем же маршрутом проехал двухсекционный состав, но уже с пассажирами, купившими билеты. В Москве начал действовать новый вид транспорта.

В то время власти мыслили дворцами. Все новое – от сочинских санаториев до павильонов ВСХВ должно было выглядеть дорого и респектабельно. Не стали исключением и первые станции московского метро. Их называли «подземными дворцами».

Посмотрим же на эти чудеса архитектуры.

  • Первая станция – «Сокольники».

    Никакой лепнины, никаких мозаик. Скромно, но дорого и со вкусом. Изысканные колонны из уральского мрамора. Пол гранитный, коридоры и кассовый зал тоже мраморные. Архитекторы Иван Таранов и Надежда Быкова явно создали шедевр. Не удивительно, что эта станция в 1937 году была удостоена высокой международной награды.

  • Следующая станция – «Красносельская» - наоборот, сделана в теплых тонах.

    Колонны из желто-коричневого мраморовидного крымского известняка, желтая и красная керамическая плитка. Поначалу эту станцию решили назвать по-другому – «Гаврикова улица». Но ее название происходит от фамилии здешнего крупного домовладельца, некого Гаврикова. Для такого важного объекта, как метро – идеологически небезупречно. И станцию назвали в честь Красного села. Оно, хотя и было царской собственностью, но, поскольку проживали в нем обычные крестьяне-хлебопашцы, никаких претензий к этому названию не возникло.

  • Интересна станция «Красные ворота».

    Снова мрамор, плитка и гранит. Тема ворот явно прочитывается и во внутреннем оформлении станции, и в наземном вестибюле, выполненном в виде арки. Дело в том, что здесь до 1927 года стояли триумфальные ворота, прозванные Красными. В 1962 году станцию переименовали в «Лермонтовскую» - тоже в честь утраченного памятника – дома, где родился М. Ю. Лермонтов. Здание стояло на месте нынешней высотки. В 1986 году станции вернули историческое название. А в 1952 году здесь было впервые установлено устройство, без которого сегодняшнее метро вообще немыслимо.

  • Станция «Библиотека имени Ленина»

    В оформлении этой станции так же присутствуют ценные поделочные камни, в частности, желтый мрамор. И не только – здесь использованы даже древние окаменелости. Эта станция метро – один из московских парадоксов. Ее назвали в честь главной библиотеки страны, которая тогда носила имя Ленина. Со временем она утратила это наименование, а станция метро до сих пор напоминает москвичам о главном участнике известных событий 1917 года и последующих лет. Хотя и была идея переименовать ее.

  • Станция «Кропоткинская»

    А эту станцию все же переименовали. На протяжении 22 лет она носила имя «Дворец Советов» - в честь гигантского сооружения, которое принялись возводить в непосредственной близости. Когда стало окончательно понятно, что «Дворец Советов» так и не построят, ее переименовали в «Кропоткинскую». В начале девяностых нежелательной персоной сделался и анархист Петр Кропоткин. Станцию планировали переименовать в «Пречистенку» (этой улице только что вернули историческое название) или в «Храм Христа Спасителя» (в то время он быстрыми темпами восстанавливался на своем историческом месте), но до второго переименования дело так и не дошло.

  •  Станция «Парк культуры (радиальная)»

    Последняя станция основной ветки первой очереди (было еще ответвление до Смоленской площади) – «Парк культуры (радиальная)». Еще один ономастический парадокс – сам парк находится довольно далеко от станции, на противоположной стороне Москвы-реки. Сохранился изящный северный наземный вестибюль этой станции, выполненный архитекторами Николаем Колли и Сергеем Андриевским в виде уютной ротонды и украшенный оригинальным мозаичным изображением писателя Максима Горького.