ENG

Архитектурные стили

07 Июля 2020

Узнайте больше об архитектурных стилях в нашей статье.

Нарышкинское или московское барокко

Направление, которое сочетает в себе отголоски ренессанса, маньеризма и не поддается четкому определению, – нарышкинское или московское барокко. Так условно называют стиль, который активно развивался в столице и области с конца XVII до начала XVIII веков.

Принято считать, что название произошло от фамилии дворянского рода Нарышкиных, к которому принадлежала мать Петра I, – они были постоянными заказчиками зданий в этом стиле. Направление также известно как московское барокко, ведь особое распространение оно получило в столице.

Где можно увидеть самые яркие образцы этого стиля? Рассказываем:

Время сильно изменило Хамовную слободу, но внешний вид этой церкви остается первозданным уже на протяжении нескольких веков. Главная особенность постройки – многочисленные изразцы на фасадах, которые придают церкви удивительный облик.

  

Является одним из первых представителей московского барокко, о существовании которого узнал мир. Возведение церкви началось в начале 1690-х, а в 1694 году ее уже освятили. На строительство щедро жертвовала сама Н. Нарышкина, жена царя Алексея Михайловича. А Петр I, их сын, отдал 400 золотых червонцев из казны на благоукрашение церкви.

  

Одна из первых церквей нарышкинского барокко. В XVI веке здесь был опричный двор Ивана Грозного, затем у участка неоднократно менялись владельцы. В 1671 году он достался тестю царя Алексея Михайловича – Кириллу Полуэктовичу Нарышкину. При его сыне в 1691 году была возведена существующая церковь.

  

Его история началась еще в 1325 году, когда митрополит Пётр перенёс свою кафедру из Владимира в Москву. Облик монастыря сформировался в 1680-1690-е годы, когда основными жертвователями были Нарышкины. В архитектурном ансамбле нашло воплощение нарышкинское барокко, особенно это заметно на примере главной церкви монастыря – собора святителя Петра, митрополита Московского.

  


Ар-деко

Ар-деко берет начало в 1925 году с грандиозной выставки декоративных искусств и промышленных изделий в Париже. Характерная эклектичность направления выражается в сочетании деталей нескольких стилей: модернизма, неоклассицизма и других.
Узнать ар-деко среди остальных зданий можно по строгой и закономерной геометрии, сдержанным цветам и роскошному декору. Многие крупные объекты, созданные в сталинский период, содержат в себе черты этого стиля.

Где можно встретить ар-деко в Москве?

Недалеко от Кремля расположился один из первых образцов советского ар-деко. У здания очень примечательный фасад – на нем размещены изображения великих умов: Архимеда, Галилея, Ньютона, Ломоносова, Пушкина.
Возведение комплекса началось в 1929 году и завершилось только в середине 1950-х.

  

Один из шедевров московского ар-деко, построенный по проекту архитектора Л. Руднева в 1934-1938 годах. Стена здания оформлена рельефными изображениями танков и пятиконечной звезды. Звездами украшена и башня, декор которой дополняют серп и молот. Сейчас это здание принадлежит Генштабу Вооруженных Сил РФ.

 

Гигантский трехгранник с размеренным чередованием балконов и лоджий на главном фасаде начали строить в 1937 году – автором проекта выступил архитектор Щусев. Дом предназначался для Академии наук СССР: в разное время здесь жили такие выдающиеся ученые, как Обручев, Капица, Введенский.

 

Здание, которое занимает целый квартал, построено по проекту Л. Руднева. Квадратные окна, расположенные по всему периметру, усиливают строгость монументального сооружения. За аудиторным корпусом академии задумывался зрительный зал, но в итоге вместо него было построено общежитие подковообразной формы.

  

  ⠀

Модерн

В конце XIX века на смену эклектике пришел модерн, который соединил в себе искусство и передовые инженерные решения. Стиль получил распространение во многих европейских городах — в каждом из них он был особенным: где-то более сдержанным, а где-то, наоборот, отличался фантазийностью.
Но основные черты всегда сохранялись: отказ от прямых линий, асимметричность, скругленные углы, изощренный декор, необычные формы балконов и окон.

Модерн не обошел стороной и Москву, где нашлось место как лаконичным, так и его сложным формам. Давайте рассмотрим несколько примеров.

Когда-то здесь был скромный особняк, построенный в 1802 году. Но спустя практически 100 лет, в 1905-1906 годах, архитектор А. Эрихсон подарил зданию новый облик. Изогнутые линии фасада, разные формы балконов, затейливый рисунок окон – это лишь немногие особенности архитектуры, которые превратили ампирный особняк в образец модерна.

 

Еще одна удивительная работа Л. Кекушева, созданная в 1903-1904 годах. Здание выполнено в лучших традициях модерна: объемная композиция, необычные окна, изящный декор, витражи и въездные ворота, решетка которых складывается в узор крыльев бабочки. Удивительно, что своего владельца дом ждал почти 5 лет!

 

Это здание было построено в 1900-1903 годах по заказу банкира Рябушинского. Массивный дом выдержан в тематике водной стихии. В качестве декора выступают изображения жителей подводного мира, мозаика пола напоминает водную зыбь, а самый яркий акцент – лестница-волна.

 

История одного из классических образцов модерна началась в 1906 году. Асимметричное здание, фасадная часть которого состоит из 5 этажей, а задняя – из 6, построено по проекту Л. Кекушева. Декор фасада представлен уникальными рисунками на каждом оконном переплете, ажурными балконными решетками и лепной сеткой верхнего этажа с круглым слуховым окном в центре.

  


Деконструктивизм

Здания деконструктивизма кардинально меняют образ городского пространства, открывая дорогу архитектуре будущего. И Москва здесь не исключение.
Начнем с основ.

Деконструктивизм возник в 1980-х годах из идей философа Жака Деррида. Он считал, что провокация, разрушение стереотипов позволяют найти скрытые смыслы текста, о которых, возможно, даже не подразумевал автор. Концепцию деконструкции заимствовали во многих сферах, в том числе и в архитектуре. В 1988 году в Нью-Йорке прошла выставка «Деконструктивистская архитектура», которая дала начало новому стилю.

Это архитектурное направление отличается ломаными линиями, нерациональными формами и визуальной сложностью. Сооружения редко вписываются в привычный городской пейзаж, бросая вызов обыденному взгляду на жизнь.

Яркое тому подтверждение – Москва-Сити. Небоскребы, выросшие на фоне исторических построек, выполнили свою миссию объектов деконструктивизма и расширили представления о городской архитектуре.

Давайте рассмотрим особенности деконструктивизма на примере комплекса:

  • Башня Эволюция

Обладает удивительной формой, напоминающей молекулу ДНК. Здание поворачивается вокруг своей оси более, чем на 150 градусов. Видимо, создатели решили нарушить не только каноны архитектуры, но и законы физики.

  

  • Башня Меркурий

Выделяется на фоне других небоскребов благодаря медно-золотистому цвету. В настоящее произведение деконструктивизма ее превращают динамичные наклонные линии и ассиметричный ступенчатый силуэт.

  

  • Башня Федерация

Представляет собой два разновысотных небоскреба, возведенных на едином стилобате. Конструкция осложнена формой сооружений – они выполнены в виде трехгранных призм, которые изображают паруса.

    ⠀

  • Комплекс Город столиц

Поражает воображение зеркальными блоками, смещенными относительно друг друга. Башни напоминают пирамиды из кубиков. Кажется, одно неловкое движение – и все разрушится. Но, естественно, это лишь иллюзия.

 

Четких правил у деконструктивизма нет. Главное — это побудить зрителя посмотреть на мир с нового ракурса.


Сталинский ампир

Сталинский ампир – отражение советской идеологии в архитектуре, ярко проявившее себя в 1940-1950-х годах. Направление сочетает в себе черты барокко, позднего классицизма, постконструктивизма, неоготики. Величественные здания символизировали индустриальный прорыв и начало нового времени.

Рассказываем о самых ярких сооружениях сталинского ампира, которые превратили Москву в образец передового советского города.

Яркое воплощение сталинского ампира — московские высотки, строившиеся в 1947-1955 годах. Они символизировали нерушимость и мощь советского государства, что было особенно актуально после войны.
Самая первая высотка – здание МИДа. Изначально на постройке не было шпиля, что не понравилось Сталину. Особенности здания позволяли установить только облегченный вариант, но он не выдерживал веса звезды. Именно поэтому здание МИДа – единственная сталинская высотка, которая не увенчана пятиконечной звездой.

  

Постройка появилась еще в 1782 году. До Октябрьской революции это была резиденция генерал-губернатора, а затем место занял Моссовет.
Из-за расширения Тверской улицы в 1937 году здание оказалось на проезжей части. В итоге 20 тысяч тонн передвинули на 13,65 метров за 41 минуту. Это стало мировым рекордом по скорости перемещения здания!
В 1945 году с домом Моссовета соседствовали более высокие постройки. Чтобы сохранить величие здания, по проекту Дмитрия Чечулина ему добавили два этажа, а оранжевые стены заменили темно-красными.


  

136 гектаров, 52 уникальных павильона – настоящий выставочный город!
В 1939 году обыкновенный пустырь превратился в символ величия государства и социалистического строя благодаря первой Всесоюзной сельскохозяйственной выставке.
Павильоны для каждой советской республики и крупной отрасли народного хозяйства, скульптурное оформление, фронтоны, мозаики – все в лучших традициях сталинского ампира.

  


Конструктивизм

Конструктивизм — наиболее радикальное архитектурное направление XX века.
Давайте заглянем на виртуальные улицы портала um.mos.ru и найдём здания в этом стиле, скрытые в разных районах города.

Конструктивизм — направление, возникшее после Октябрьской революции. Его новаторство заключалось в поиске неизведанных форм, отказе от «искусства ради искусства». Конструктивисты видели красоту в простых и практичных постройках, полезных производству.

Какие здания в Москве являются памятниками конструктивизма?

Примечательно, что изначально постройка должна была иметь 12 этажей для максимальной вместимости всех сотрудников газеты «Известия». Планы пришлось изменить, когда появился закон о запрете сооружений выше 7 этажей в пределах Садового кольца.
Отличительной чертой фасада являются асимметрично расположенные балконы и квадратные часы на торце здания, а также надпись палочным шрифтом (без овалов и дуг) «Известия ЦИК СССР и ВЦИК».

  

Комплекс на 505 квартир закончили строить в 1931 году. Изначально он являлся сооружением, куда постепенно заселяли госслужащих.
С 1933 здесь стали проходить массовые аресты жильцов и каждую ночь во двор приезжали сотрудники НКВД.
Говорят, что для слежки за жильцами, они использовали целый "исчезнувший" подъезд — вход под номером 11, от которого сохранилась только безымянная дверь. Но есть и другая версия: для увеличения количества квартир пришлось разделить площади 11 подъезда между 10 и 12.

 

Первое в мире сооружение c балконами амфитеатра, размещенными снаружи в выступах на фасаде. Дом культуры построен в 1929 году для работников Союза коммунальников по проекту архитектора Константина Мельникова. Основное предназанчение здания — массовые культурные мероприятия: при необходимости балконы отделялись от основного зала ширмами и формировали новые аудитории.