Информация о периоде
В 1928-1941 гг. Москва являлась самым крупным городом в Советском Союзе. Она очень быстро развивалась и буквально на глазах превращалась в красивый город с широкими улицами, проспектами, монументальными зданиями и зелеными парками. Всего лишь за десятилетие население города выросло почти в два раза: с чуть более 2 миллионов жителей до 4 с половиной миллионов человек!
Важным событием в истории Москвы было принятие первого в ее истории плана реконструкции города. По этому плану она должна была превратиться в образцовый социалистический город и пример осуществления коммунистических идеалов в реальной жизни.
Так, город стремительно рос и нуждался в перестройке запутанных улиц. Менее чем за десятилетие в Москве были расширены самые крупные улицы (например, Тверская, которая раньше называлась улицей Горького) и реконструированы некоторые магистрали (например, Ленинградский проспект). Почти все улицы города были покрыты асфальтом, набережные обустроены, а через Москву-реку раскинуты новые мосты.
Москва-река оставалась главной водной артерией города. Рост численности населения привёл к острой нехватке питьевой и технической воды (Москва-река настолько обмелела, что в некоторых участках ее можно было перейти вброд). Власти города приняли решение о строительстве водного канала, соединяющего Москву-реку с Волгой, и тем самым решить проблему нехватки воды. Так появился канал имени Москвы.
Рост численности населения привёл к необходимости организации общественного транспорта. В 1930-е гг. появились сразу два новых вида транспорта: сначала был запущен первый троллейбусный маршрут, а с 1935 г. в Москве заработал метрополитен. Метро Москвы было настоящим символом первых пятилеток (государственных экономических планов, рассчитанных на каждые пять лет). Кроме того, развивалась авиация: в предвоенное десятилетие вблизи города были построены аэропорты во Внуково и Быково (аэропорт Быково в наши дни не работает).
Именно в 1930-е гг. в Москве были построены такие сооружения, как Библиотека имени Ленина (современная Российская государственная библиотека), здание Северного речного вокзала (метро «Речной вокзал»), концертный зал им. П.И. Чайковского и многие другие постройки, некоторые из которых сохранились до наших дней. Знаменательными событиями в жизни города было открытие Парка культуры имени Горького и Всесоюзной выставки достижений народного хозяйства (ВДНХ). Индустриальный скачок, наблюдавшийся по всей стране, в Москве нашел выражение в строительстве новых промышленных заводов и фабрик («Электрозавод», Первый московский часовой завод, Московский автомобильный завод и многие другие).
Наконец, не оставалось без внимания и строительство жилых помещений: по всему городу строились крепкие многоквартирные дома с центральным отоплением и водопроводом. Многие из этих домов были построены в стиле конструктивизма (стиля, который особенно отличался простотой форм и монолитностью внешнего облика). Некоторые постройки того времени стали памятниками архитектуры. В 1930-е гг. также открывались новые школы и больницы.
Но не всё, что происходило в те годы в Москве, сохраняло культуру прошлого. Так, с целью расширения улиц в городе были уничтожены памятники дореволюционной архитектуры и древнейшие московские церкви: в 1931 г. был взорван самый крупный храм Москвы – Храм Христа Спасителя, а на его месте долгое время был пустырь. Советская власть вела жесткую антирелигиозную пропаганду, поэтому не нуждалась в церквях.
Москва являлась центром политической и общественной жизни. Именно поэтому здесь организовывались многочисленные съезды, парады (например, парады физкультурников) и крупнейшие события в масштабах всей страны.