Москва в годы первых пятилеток

Москва в годы первых пятилеток

В 1928-1941 гг. Москва являлась самым крупным городом в Советском Союзе. Она очень быстро развивалась и буквально на глазах превращалась в красивый город с широкими улицами, проспектами, монументальными зданиями и зелеными парками. Всего лишь за десятилетие население города выросло почти в два раза: с чуть более 2 миллионов жителей до 4 с половиной миллионов человек!
star-icon
3.2

Информация о периоде

В 1928-1941 гг. Москва являлась самым крупным городом в Советском Союзе. Она очень быстро развивалась и буквально на глазах превращалась в красивый город с широкими улицами, проспектами, монументальными зданиями и зелеными парками. Всего лишь за десятилетие население города выросло почти в два раза: с чуть более 2 миллионов жителей до 4 с половиной миллионов человек!

Важным событием в истории Москвы было принятие первого в ее истории плана реконструкции города. По этому плану она должна была превратиться в образцовый социалистический город и пример осуществления коммунистических идеалов в реальной жизни.

Так, город стремительно рос и нуждался в перестройке запутанных улиц. Менее чем за десятилетие в Москве были расширены самые крупные улицы (например, Тверская, которая раньше называлась улицей Горького) и реконструированы некоторые магистрали (например, Ленинградский проспект). Почти все улицы города были покрыты асфальтом, набережные обустроены, а через Москву-реку раскинуты новые мосты.

Москва-река оставалась главной водной артерией города. Рост численности населения привёл к острой нехватке питьевой и технической воды (Москва-река настолько обмелела, что в некоторых участках ее можно было перейти вброд). Власти города приняли решение о строительстве водного канала, соединяющего Москву-реку с Волгой, и тем самым решить проблему нехватки воды. Так появился канал имени Москвы.

Рост численности населения привёл к необходимости организации общественного транспорта. В 1930-е гг. появились сразу два новых вида транспорта: сначала был запущен первый троллейбусный маршрут, а с 1935 г. в Москве заработал метрополитен. Метро Москвы было настоящим символом первых пятилеток (государственных экономических планов, рассчитанных на каждые пять лет). Кроме того, развивалась авиация: в предвоенное десятилетие вблизи города были построены аэропорты во Внуково и Быково (аэропорт Быково в наши дни не работает).

Именно в 1930-е гг. в Москве были построены такие сооружения, как Библиотека имени Ленина (современная Российская государственная библиотека), здание Северного речного вокзала (метро «Речной вокзал»), концертный зал им. П.И. Чайковского и многие другие постройки, некоторые из которых сохранились до наших дней. Знаменательными событиями в жизни города было открытие Парка культуры имени Горького и Всесоюзной выставки достижений народного хозяйства (ВДНХ). Индустриальный скачок, наблюдавшийся по всей стране, в Москве нашел выражение в строительстве новых промышленных заводов и фабрик («Электрозавод», Первый московский часовой завод, Московский автомобильный завод и многие другие).

Наконец, не оставалось без внимания и строительство жилых помещений: по всему городу строились крепкие многоквартирные дома с центральным отоплением и водопроводом. Многие из этих домов были построены в стиле конструктивизма (стиля, который особенно отличался простотой форм и монолитностью внешнего облика). Некоторые постройки того времени стали памятниками архитектуры. В 1930-е гг. также открывались новые школы и больницы.

Но не всё, что происходило в те годы в Москве, сохраняло культуру прошлого. Так, с целью расширения улиц в городе были уничтожены памятники дореволюционной архитектуры и древнейшие московские церкви: в 1931 г. был взорван самый крупный храм Москвы – Храм Христа Спасителя, а на его месте долгое время был пустырь. Советская власть вела жесткую антирелигиозную пропаганду, поэтому не нуждалась в церквях.

Москва являлась центром политической и общественной жизни. Именно поэтому здесь организовывались многочисленные съезды, парады (например, парады физкультурников) и крупнейшие события в масштабах всей страны.


Сельское хозяйство

Москва в период первых пятилеток стремительно развивалась: к началу 1930-х годов в ней проживало уже более 3 миллионов человек (для сравнения: в . Подавляющее число населения столицы было занято на производстве или службе, поэтому развитие сельского хозяйства широком смысле этого понятия в эти годы не происходило.

Тем не менее, продовольственные трудности (одно время в Москве даже действовала карточная система: основные продукты (хлеб, крупы, макароны и пр.) выдавались в ограниченном количестве, лично в руки и только по карточкам) привели к необходимости развития местных садов и огородов. В 1940 г. даже вышло специальное постановление правительства, предписывающее развивать подсобные хозяйства, которые располагались при заводах и фабриках. На этих участках в свободное от работы время рабочие возделывали различные культуры (капусту, картофель, морковь, помидоры, огурцы и лук), которые потом употреблялись в пищу дома или столовых.

Еще одно интересное явление из сельскохозяйственной жизни, происходившей в черте города, – это развитие кролиководства: мясо этих животных должно было восполнить недостаток мяса на столе москвичей. Стоит отметить, что подобные действия лишь частично решали проблемы с едой, ведь рацион того времени не отличался разнообразием и высокой питательной ценностью.

Промышленность

1930-е гг. – это было время ускоренного развития промышленности во всем Советском Союзе. Еще в конце 1920-х гг. власти приняли решение о переходе к выполнению пятилетних планов экономического развития, каждый из которых имел свои цели и задачи. Выполнение этих планов происходило в рамках курса на индустриализацию советской экономики.


Агитстенд в Электрозаводе (фото Александра Родченко 1929 год)

В Москве, как и во всей стране, эта эпоха отличалась массовым трудовым энтузиазмом, строительством новых фабрик и заводов. Так, например, в 1930-е гг. начали свою работу такие заводы, как «Шарикоподшипник», «Калибр», Московский автомобильный завод (ЗИЛ), «Электрозавод» и многие другие объекты. Некоторые старые, еще дореволюционные фабрики также были переоборудованы по последнему слову техники и заработали с новой силой в 1930-е гг. (например, завод «Серп и молот», который раньше был Металлическим заводом французского предпринимателя Гужона). Почти все предприятия того времени относились к производству тяжелой промышленности, как наиболее важной для развития экономики. Именно на заводах тяжёлой промышленности производились станки и оборудования для производства еды, одежды и предметов быта. От развития тяжёлой индустрии зависела обороноспособность страны.


Завод шарикоподшипников в Москве


Цех завода «Серп и молот»

Немаловажным событием в жизни столицы было введение в строй троллейбусных линий и, конечно же, московского метрополитена. Первоначально метрополитен состоял всего из нескольких станций: поезда ходили от станции «Сокольники» до станции «Смоленская» и от станции «Сокольники» до станции «Парка культуры». За вторую половину 1930-х гг. метростроевцы возвели ещё несколько станций: «Киевская», «Александровский сад», «Курская» и некоторые другие. Строительство метро стало символом первых пятилеток в истории города.

Промышленное развитие увеличило численность городского населения столицы. Среди рабочих развивались соревнования – ударничество и стахановское движение: рабочие должны были как можно быстрее выполнять свою работу и вносить свои предложения в повышение производительности труда. Лучшие передовики производства получали льготы на питание, одежду, возможность отдыхать на курортах и т.п. Изменения в социальном составе города привели к новому облику Москвы, в которой стали проживать рабочие, инженеры и другие специалисты, занятые в городской промышленности.


 

Торговля и сфера услуг

В Москве торговля осуществлялась в магазинах и на рынках. Главной чертой того времени следует считать периодические проблемы с поставкой товаров и их серьёзный дефицит (нехватку) в обществе. В течение ряда лет в городе действовала карточная система на основные виды продуктов (хлеб, молоко, крупы, масло и т.д.), которые, конечно, можно было приобрести в свободной продаже, но только по сильно завышенной стоимости. Нормы потребления сильно отличались для отдельных групп граждан, а на некоторых из них (например, бывших священников) и вовсе не были рассчитаны. Раздача продуктов происходила в специальных закрытых распределителях, рабочих кооперативах и отделах рабочего снабжения. Рабочие и служащие часто питались в специальных столовых.

Магазины столицы сильно отличались от тех, которые мы видим сегодня: большинство из них продавали ограниченный ассортимент товаров и имели чёткую специализацию. Универмаги для того времени были большой редкостью, но именно в Москве, как в самом крупном городе СССР, находились два крупнейших – Центральный универсальный магазин (ЦУМ) и Главный универсальный магазин (ГУМ), который, впрочем, в те годы частично был занят различными конторами, а не торговыми рядами. В магазинах столицы можно было приобрести товары первой необходимости, продукты питания, одежду и многое другое. В городе работали парикмахерские, мастерские по пошиву и ремонту одежды.

Отдельное явление эпохи – магазины Торгсина. Торгсин являлся Всесоюзным объединением по торговле с иностранцами, но на деле представлял систему торговых точек, в которых граждане, имеющие запасы золота, серебра или какую-либо другую «валютную ценность», могли обменять их на продукты питания и промышленные товары по весьма высоким ценам.

Многие предметы роскоши стали доступны для москвичей только ко второй половине 1930-х гг., когда была отменена карточная система и стала более благополучной экономическая ситуация в городе.

Финансы

В 1928-1941 гг. финансовая система подчинялась Народному комиссариату финансов (специально созданному ведомству, прообразу современного Министерства финансов). Этот орган распоряжался не только  денежными средствами, но и драгоценными металлами (например, золотом). Финансовую жизнь города контролировал Государственный банк. В распоряжении москвичей была сеть трудовых сберегательных касс, осуществляющих различные валютные операции.

Все работающие москвичи получали зарплату в виде денег: основной валютой был рубль. В Москве официально отсутствовали негосударственные источники доходов, и были под запретом любое кустарное производство или какие-либо денежные махинации, но, тем не менее, даже в такое непростое время в городе существовал подпольный чёрный рынок, на котором желающие могли обменять ненужные им вещи на что-то более необходимое.

Самая высокая зарплата была у директоров производств, затем следовали инженеры и специалисты, самая низкая оплата труда была у низкоквалифицированных разнорабочих. При этом существовал ещё безналичный доход в виде специальных пайков, но он касался наиболее высокопоставленных работников или первых лиц государства.

Каким бы ни был уровень зарплаты, в конце 1920-х – начале 1940-х гг. на неё не всегда можно было что-либо купить. Острая нехватка продуктов питания, вызванная перераспределением практически всего финансирования в сторону развития тяжёлой промышленности, не оставляла москвичам выбора: в государственных магазинах они могли приобрести только ограниченное количество продуктов, а на покупку товара в кооперативных точках торговли с сильно завышенными ценами им не всегда хватало денег. 

Социальная структура и занятость

Социальный состав и численность населения Москвы претерпели сильные изменения в годы первых сталинских пятилеток. Так, если в конце 1920-х гг. население города составляло 2 миллиона 100 тысяч человек, то к концу 1930-х гг. оно возросло до более чем 4-х миллионов жителей! Рост населения объяснялся не только естественным приростом за счёт рождения детей, но и приходом в столицу сельского населения, вынужденного покинуть родные края из-за тяжёлых условий работы в колхозах. В 1930-е гг. Москва застраивалась новыми заводами и учреждениями, поэтому недостатка в рабочих местах, как и безработицы, она практически не знала. Об этом говорит тот факт, что в начале десятилетия была закрыта Центральная биржа труда, которая отвечала за то, чтобы предоставлять работу безработным.

Основную прослойку городского населения составляли рабочие. В начале первых пятилеток они ещё не отличались высоким профессиональным уровнем (а зачастую не имели никакой квалификации), но к кануну Великой Отечественной войны многие москвичи уже получили соответствующее образование: закончили школу, училище, техникум или институт. В городе появились новые инженерные и технические кадры, пришедшие на смену старым  дореволюционным специалистам.


Ударник электрозавода (фото Александра Родченко 1929 г)

В столице продолжали работать лица, занятые в сфере услуг, в образовании, науке и здравоохранении. Москва являлась крупнейшим культурным центром, поэтому немалую долю её населения составляла творческая интеллигенция (писатели, актёры, режиссёры, художники и архитекторы).

Москва была городом молодых: средний возраст москвича не превышал 30-тилетний рубеж.

Социальные конфликты

В годы первых пятилеток москвичи жили в очень жёстких социальных условиях. Высшее руководство страны и лично генеральный секретарь И.В. Сталин проводили жёсткую, противоречивую политику, следствием которой были серьёзные конфликты в городской среде.

Поводов для социальных конфликтов было много: во-первых, государство вело усиленную борьбу с любым политическим инакомыслием и запрещала людям отходить в своих убеждениях от проводимого курса партии; во-вторых, в СССР велась активная антирелигиозная пропаганда (советское государство было атеистичным, то есть отрицающим любую веру), которая сопровождалась  жестокими мерам по отношению к бывшему духовенства; в-третьих, она боролась с той прослойкой населения, которая в дореволюционные годы была более или менее богатой, а в советские годы обеднела – такие люди могли быть недовольны политикой властей.

В этих условиях в Москве прошло несколько показательных политических процессов против бывших соратников И.В. Сталина, представляющих угрозу становлению его личной власти, против талантливых инженеров и видных учёных, отличившихся ещё в годы царской власти, против военачальников и некоторых других групп населения, которые могли представлять из себя силу в противовес существующей в те годы власти. В конце концов, жестокие меры коснулись и простых горожан, которые могли сесть за решётку за политический анекдот, чтение неугодной партии литературы или самовольный уход с работы.

Все эти события привели к печальным последствиям в социальной жизни москвичей. Некоторые москвичи были вынуждены отречься от своих родственников, другие сами попали под арест, третьи были расстреляны без всякого суда и следствия, четвертые становились профессиональными шпионами и доносили на своих знакомых.

Общества, сообщества, субкультуры

В 1928-1941 гг. государственная власть постепенно проникала во все сферы жизни общества. По всей Москве были организованы партийные отделы, контролирующие повседневную жизнь горожан.

По замыслу советских идеологов, все члены общества (даже самые юные) должны были строить новое коммунистическое общество всеобщего равенства и благоденствия. Школьники младшего возраста становились октябрятами, школьники постарше – комсомольцами, взрослые люди могли стать членом партии.

Столица была крупным городом, и в ней трудились люди самых разных профессий. В каждой организации существовал свой профессиональный союз (профсоюз), который должен был служить интересам его работников. В подобные союзы объединялись не только люди, занятые на производстве, но и писатели, и художники: в Москве располагались штаб-квартиры Союза писателей, Союза художников и некоторых других объединений.

В столице существовало многочисленное количество кружков по интересам, в которых мог проявить себя любой желающий. Основной упор в этих кружках делался на воспитание физически крепкого и здорового человека, способного сделать что-то полезное и важное для общества: это были спортивные кружки и секции, кружки авиамоделирования,  радиоприборостроения, технико-изобретательские объединения и многое другое. 

Немаловажным для москвича была возможность обучиться грамотности и найти себя в духовной сфере: в городе были открыты кружки хореографии, пения и прочей творческой самодеятельности. Как правило, при каждом крупном заводе или учреждении был открыт свой дом культуры или клуб.


 Новогодний праздник в доме культуры. 1930-е (автор - Евзерихин Э.)

Быт и досуг

Быт большинства москвичей в годы первых пятилеток не отличался особой роскошью. Только высокопоставленные лица государства, директора заводов и учреждений имели отдельные квартиры, часть москвичей проживала всей семьей в небольших комнатах в коммунальных квартирах, а наиболее бедная прослойка рабочих ютилась в тесных бараках, где из мебели у них была едва ли не одна койка.

Мебель и домашняя утварь большинства москвичей также не отличались излишеством. Наиболее ценными предметами интерьера оставались искусные гарнитуры, сохранившиеся ещё с дореволюционной эпохи, а те предметы, которые производились на фабриках, были либо слишком дорогими для большинства горожан, либо слишком просты и не представляли какую-либо художественную ценность.

Сталинское руководство предпринимало немалые попытки для организации интересного досуга в Москве. В столице открывались крупные кинотеатры («Художественный», «Ударник», «Родина»), работали драматические и музыкальные театры (Большой театр, Малый театр, «Ленком», Театр имени Моссовета и т.д.). Большим событием для жителей города было открытие Парка культуры имени М. Горького, а также строительство Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ныне – Выставка достижений народного хозяйства). Немалое значение в культурном просвещении москвичей имели небольшие клубы и дома творчества, организованные при фабриках и заводах.

Наконец, в Москве происходили крупнейшие праздники и парады: например, парад физкультурников или первомайская демонстрация, в которых участвовали немалое количество людей.



Парад физкультурников на Красной площади

Спорт


Спортивный парад (фото Александра Родченко 1936 г)

В советской Москве спорт занимал особое место. В эти годы был взят курс на массовое вовлечение москвичей в занятия спортом, и для этого создавались специальные коллективы физической культуры при заводах, фабриках и различных учреждениях. С 1931 г. в СССР действовал Всероссийский физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР», который мог сдать любой желающий в возрасте от 10 до 60 лет. Этот комплекс подразумевал тесты по 15 видам упражнений (бег, прыжки, плавание и пр.), норма сдачи которых зависела от возраста и пола человека.

В 1930-е гг. москвичи занимались различными видами спорта: играли в футбол и баскетбол, упражнялись в лёгкой атлетике, плавали, устраивали забеги и велопробеги. В столице регулярно проходили парады физкультурников (а в 1936 г. в Москве даже прошёл Всесоюзный парад физкультурников), соревнования и спартакиады. Такие мероприятия должны были распространять идею здорового образа жизни и занятий спортом среди горожан.


Чемпионы Москвы (фото Александра Родченко)

В городе сооружались различные спортивные объекты: стадион «Измайлово» (к сожалению, его не успели достроить из-за начавшейся войны), водный стадион «Динамо» на берегу Химкинского водохранилища и центральный стадион «Динамо». В зимнее время в некоторых парках (Парк культуры и отдыха имени М. Горького, Сад «Эрмитаж») можно было кататься на коньках.

Социальная инфраструктура

Повседневная жизнь москвича складывалась из напряжённых рабочих будней и редких часов отдыха. Подавляющий процент населения города был занят на производстве или службе: кто-то работал на заводе, кто-то на фабрике, кто-то был занят на стройке, а кто-то трудился в школе.

В 1930-е гг. были созданы целые системы социального обслуживания, которые должны были упростить жизнь рядового москвича. Так, серьезным шагом вперед было масштабное строительство детских яслей и садов, в которых принимали даже самых маленьких детей. Широко развивалась сеть кружков и секций, доступных для школьников и молодежи, а также возможности для проведения культурного досуга: в городе все больше и больше открывалось кинотеатров, открытых площадок, парков и других зон отдыха. Полная занятость детей позволяла взрослым не отвлекаться среди дня от своей работы.

В годы первых пятилеток было открыто много новых больниц и поликлиник. Лечение было бесплатным и общедоступным, однако общий уровень здравоохранения и оснащенности больниц был недостаточно высок.

Постоянный рост населения обострял и без того напряжённую ситуацию с жильем. В 1930-е гг. в Москве были построены новые дома, но немалая часть москвичей продолжала ютиться в небольших комнатушках и бедных бараках (особенно это касалось малоквалифицированных рабочих). Одинокие москвичи часто жили в общежитиях, семьям с детьми предоставлялись небольшие комнаты в коммунальных квартирах, и только партийные деятели или руководители заводов могли получить возможность проживать в собственной отдельной квартире.

Питание в столице было организовано лучше, чем во многих других городах. В Москве работали рестораны высокого уровня, в которых можно было отведать деликатесы. Но большая часть населения могла позволить себе обед только в столовой.

В столице были открыты парикмахерские, ателье по пошиву одежды, ремонтные мастерские, сберегательные кассы и конторы, оказывающие юридические услуги. Таким образом, Москва периода первых пятилеток была достаточно развитым городом в плане социально-бытового обслуживания.

Транспортная инфраструктура


Указатель перехода (фото Александра Родченко 1932 год)

В годы первых пятилеток в Москве стремительно развивался общественный транспорт. Это было связано с усиленным ростом столицы.


Московский троллейбус

В 1933 г. в столице появился  троллейбус. Первый маршрут был протяжённостью всего 7 км: он соединял Белорусский вокзал с территорией нынешнего района Сокол (тогда это был посёлок). Троллейбусная сеть была запущена для того, чтобы со временем заменить трамвайные пути.

В 1935 г. была запущена первая очередь Московского метрополитена. 


Первая схема метро

В те годы столичное метро насчитывало чуть более десятка станций: была построена линия от метро «Парк культуры» до метро «Сокольники». К концу десятилетия были проложены участки от станции «Смоленская» до станции «Киевская» и от станции «Курская» до станции «Александровский сад».


Московское метро в 1930-е годы

Как и прежде, по Москве разъезжали трамваи, автобусы и личные автомобили (которых, впрочем, в те годы было не так много). Некоторые москвичи обращались к услугам таксистов.


Первый регулировщик в Москве (фото Ивана Шагина 1934 г)

Основным способом добраться до столицы оставалась железная дорога. В Москве было несколько вокзалов, от которых лучами шли железнодорожные пути в другие города: Киевский вокзал (бывший Брянский), Казанский, Ленинградский (в те годы он назывался Октябрьским), Ярославский, Курский, Белорусский (Белорусско-Балтийский) и Павелецкий (Саратовский) вокзалы – по названию каждого из них можно было определить направления, по которым следовали поезда.

Постепенное развитие происходило и в авиации, однако для большинства москвичей перелёты на самолёте оставались недоступны.

Инженерная инфраструктура

Жизнь москвича в 1930-е гг. не отличалась особым комфортом. Где бы ни проживал человек – в собственной квартире, комнате или общежитии, его быт был лишен многообразия устройств и техники.

Основным источником водоснабжения города оставались реки. Важным событием периода первых пятилеток было строительство водоканала, соединяющего Москву-реку с Волгой. Этот канал (канал имени Москвы) позволил существенно увеличить объем потребляемой воды в столице. Вода была необходима не только для питья, но и для организации водопроводно-канализационного хозяйства  и отопления.


Руководство страны на строительстве канала имени Москвы

К началу десятилетия в целом была налажена система центрального отопления: в крупных постройках источником тепла являлись батареи. Более бедные дома или те, которые располагались на окраине города, по-прежнему отапливались с помощью печей.

Водопровод и канализация также в большей степени были налажены в многоэтажных зданиях, чем в старых, деревянных. Но даже в тех домах, где был водопровод, вода в кране подавалась очень холодной, так что для того, чтобы помыться москвичи были вынуждены посещать общественные бани.

Телефонные сети также были редкостью в домах простых москвичей. Как правило, телефоны были установлены либо в крупных организациях, либо в домах особо важных персон.

Информационная инфраструктура

В годы первых пятилеток основными источниками информации для москвичей оставались радио и периодическая печать.

Радио работало на весь город. В столице было установлено несколько радиоточек, а по улице было развешено множество репродукторов. По радио передавались как важнейшие новости, так и развлекательная, эстрадная музыка.

Главной газетой не только в Москве, но и во всём Советском Союзе, являлась газета «Правда». Это издание было официальным органом печати правящей Всесоюзной коммунистической партии (большевиков), поэтому в нём публиковались самые главные новости и правительственные постановления.

Многие газеты этого периода были отраслевыми, то есть ориентированными на какую-либо профессиональную группу людей. В Москве издавались газеты «Гудок» (для работников железнодорожного транспорта), «За индустриализацию» (для работников тяжёлой промышленности), «Лёгкая промышленность», «Учительская газета» и многие другие. Газеты распространялись по всем фабрикам и заводам, часто их вешали на стену и читали всем коллективом, обсуждали важнейшие постановления правительства на специальных собраниях.

Военная инфраструктура


Артиллерия на параде (фото Ивана Шагина 1934 год)

В 1920-30-е гг. советское руководство было обеспокоено организацией защиты города на случай войны. К концу 30-х гг. военная угроза стала реальной, поэтому некоторые объекты, возводившиеся в Москве, имели важное военно-стратегическое значение.

Важным явлением периода первых пятилеток было построение противовоздушной обороны (ПВО) в городе. Москва стала объектом ПВО в 1930 г. В столице постоянно проходили военные учения, в ходе которых бойцы обучались тактике поражения летящего самолета, наблюдению за самолетом и многим другим навыкам. В 1938 г. были сформированы специальные корпуса ПВО, в которые входили такие соединения, как части зенитной артиллерии, зенитных пулеметов, воздушного наблюдения и т.д. К началу 1940-х в Москве появились специальные приборы управления зенитным огнем и радиолокаторы для наблюдения за воздушным пространством.

В Москве формировались и другие военные части, призванные защищать город в случае войны, а некоторые гражданские постройки того времени могли менять свое предназначение в ходе войны: так, например, во второй половине 1930-х гг. были построены специальные здания общеобразовательных школ, которые могли быть переоснащены в госпиталь.


 

Статус и символика

В советские годы Москва была столицей России и центром всего Советского Союза. Именно в Москве располагались верховные органы власти и партийный центр.

В 1932 г. в СССР была введена паспортная система. Паспорта получали горожане в возрасте от 16 лет. Москва была городом особого значения, поэтому в нем было запрещено проживать некоторым группам людей – бывшим кулакам, некоторым преступникам и лицам, не имеющим избирательных прав. Таким людям было отказано в праве проживания в ближайших 100 км от Москвы.

В 1930-е гг. годы столица не имела ни своего знамени, ни флага, которые есть у неё сейчас. Единственным символом города выступал герб.

Советский герб сильно отличался от современного московского герба и того герба, который принадлежал столице в дореволюционную эпоху. Так, если в наши дни на нём изображена фигура Святого Георгия Победоносца, который поражает копьём чёрного змия, то в советскую эпоху на гербе можно было увидеть скрещённые серп и молот, как символы единства крестьян и рабочих (серп символизировал крестьян, молот – рабочих). Эти два предмета были размещены на фоне других фигур – пятиконечной звезды, которая являлась победным символом Красной армии (то есть армии Советского Союза), и обелиска – первого монумента, возведённого а память об Октябрьской революции 1917 г. (именно в ходе этой революции большевики свергнули бывшее правительство). По обе стороны герба можно было увидеть зубчатое колесо и связанные с ним ржаные колосья, которые напоминали о тесных связях между городом и деревней.  Наконец, в нижней части герба можно было обнаружить изображения наковальни и челнока, как символов наиболее важных промышленных отраслей столицы: наковальня обозначала металлообрабатывающее производство, челнок – текстильное.

Герб Москвы красовался на всех плакатах города в дни праздников, на официальных документах и прочих изображениях.


 

Органы управления

Во главе высшей представительной власти города стоял Московский городской совет (Моссовет), который в более поздние годы (до 1977 г.) назывался Московским городским советом депутатов трудящихся. Этот Совет был прообразом нынешней Московской городской думы.

Моссовет объединял  работу городских и областных органов власти по всей стране. Совет состоял из Президиума, Малого Президиума и Исполкома (то есть исполнительного комитета), а высшим органом этой организации был Пленум, заседания которого проходили несколько раз в году. Кроме этого, в состав Моссовета входили многочисленные управления, отвечающие за здравоохранение, образование, финансы и другие сферы жизни города.

С конца 1930-х гг. члены Моссовета избирались горожанами на основе всеобщего, тайного и прямого голосования. В целом же система городской власти следовала принципу единоначалия и сильно зависела от личных решений высших лиц государства.

Важно отметить, что все годы советской власти большую роль в общественно-политической жизни города играли партийные организации, ведь руководящая роль была отведена Всесоюзной коммунистической партии большевиков (ВКП (б)). В городе работали городские суды, а также многие организации общесоюзного значения: например, в Москве  находились штаб-квартиры Народного комиссариата внутренних дел, Народного комиссариата тяжёлой промышленности и многих других ведомств государства.

Законодательство

Законодательство периода первых пятилеток отличалось особой жесткостью.

За период первых пятилеток советские власти издали массу законов, ужесточавших и без того непростую жизнь. Наиболее суровыми решениями были: признание уголовной ответственности (вплоть до последующего расстрела) за всеми лицами, достигшими 12-летнего возраста; хищение кооперативного имущества даже в самом небольшом объеме, наказанием за которое был также расстрел или лишение свободы не менее 10 лет (при смягчающих обстоятельствах); запрет за самовольный уход с предприятия, за небольшие опоздания и прочие провинности, случившиеся на рабочем месте; введение ответственности за недобросовестное отношение к своей работе и т.д. Наконец, в 1934 г. в Москве, как и во всем Советском Союзе, была установлена ответственность за измену Родине (то есть за любые действия, которые могли бы нанести ущерб государству).

Основным законом периода являлась Конституция, принятая в 1936 г., которая рисовала отнюдь не такую мрачную картину действительности. Согласно её содержанию, СССР в основном уже построил социализм (по официальной идеологии в стране была отменена частная собственность и эксплуатация населения). Граждане Советского Союза имели избирательные права, право на труд и отдых, материальное обеспечение и образование. Документ закреплял руководящую роль партии в общественно-политической и экономической жизни страны.

Градостроительная политика


Схема планировки Москвы

В 1930-е гг. годы столичные власти приняли первый в истории города генеральный план реконструкции Москвы.

Москва должна была превратиться в образцовый социалистический город с широкими проспектами, красивыми парками и современными зданиями. Во многом это удалось осуществить: власти города уничтожили многие старые постройки (особенно пострадали храмы, церкви и бывшие дворянские дома) и на их месте возвели новые жилые и общественные здания.

Москва имела радиально-кольцевую планировку города. Центром столицы оставался Кремль и прилегающий к нему район Китай-города, но большинство жителей столицы проживали в более отдалённых частях города, а для того, чтобы оказаться в центре им приходилось пользоваться  общественным транспортом: в 1930-е гг. в Москве впервые появился троллейбус, развилась сеть автобусных маршрутов, но главным событием являлся запуск первого в истории нашей страны метрополитена, который состоял в те годы всего лишь из одной «ветки».

Другая задача градостроительства – озеленение и обводнение города. Именно в годы первых пятилеток были открыты Парк культуры и отдыха им. М. Горького и Выставка достижений народного хозяйства (ВДНХ). Наконец, в 1931 г. был построен водный канал имени Москвы, который соединил водные артерии города с рекой Волгой.


Схема обводнения

К сожалению, не все планы по реконструкции города удалось осуществить из-за начавшейся в 1941 г. Великой Отечественной войны.

Политические организации


Делегаты 17 съезда КПСС

Вся политическая жизнь Советского Союза подчинялась только одной партии – Всесоюзной коммунистической партии (ВКП (б)). В стране были запрещены какие-либо другие политические организации, а представители других течений (например, бывшие социалисты-революционеры (эсеры), меньшевики, сторонники монархической власти) жестоко карались (вплоть до ссылки или расстрела).

Коммунистическая партия СССР, как главный центр политической жизни Москвы, контролировала все сферы жизни горожан. Партийные ячейки существовали во всех организациях: на заводах, предприятиях, государственных учреждениях (школах, больницах и тюрьмах). Так, управление каким-либо заводом было поделено между директором (администратором), представителем профессионального союза и представителем большевистской партии.

Все жители столицы вовлекались в общественно-политическую жизнь города. Младшие школьники становились «октябрятами», ребята постарше (от 14 до 28 лет) вступали в комсомольскую организацию, взрослые люди при желании становились членами партии. 

Политическое взаимодействие

Политическая ситуация в годы первых пятилеток отличалась особенным драматизмом. Высшее руководство страны приняло курс на утверждение большевистской идеологии и не терпело любые другие общественно-политические течения.

В Москве, как и по всей стране, происходили массовые репрессии (карательные меры, исходящие от государственных органов). Высшая партийная власть и лично генеральный секретарь И.В. Сталин предпринимали жестокие меры по борьбе с любым инакомыслием и неповиновением властям. По замыслу большевиков, настоящий советский гражданин должен быть верным партии и идеям коммунизма, поэтому все те, кто думал и действовал иначе, подвергались жестоким наказаниям.

Репрессии заключались в преследовании москвичей, их арестах и последующих наказаниях: специально нанятые люди следили за людьми как дома (ведь многие москвичи проживали в коммунальных квартирах и делили общую кухню с соседями), так и на службе. Так называемые «тройки», состоящие  из начальника московского управления Народного комиссариата внутренних дел (НКВД), секретаря комитета партии и прокурора города, врывались в дом к подозреваемому, опечатывали его имущество, отвозили его в подвалы здания НКВД на Лубянке, и могли расстрелять человека без всякого суда и следствия.

В 1930-е гг. политическая атмосфера была очень напряжённой, полной подозрений и предательств, погубившей не одну человеческую судьбу.


 

Гражданское общество. Идеология

В период первых пятилеток жизнь в Москве не отличалась демократичными порядками. По Конституции 1936 г., СССР считался одним из самых передовых государств в области предоставления различных прав: в этом документе речь шла о свободе слова, свободе передвижения и многом другом. В действительности все сферы жизни людей были под контролем правящей Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) и её специальных служб.

1930-е гг. были временем доносительства и шпиономании. Благодаря усилиям пропаганды, общество было пронизано идеями борьбы с «врагами» партии и «вредителями», которые якобы вели свою подрывную деятельность и были повинны в срыве экономических планов. Последствия такой политики оказались очень трагичны: тысячи москвичей были арестованы по печально знаменитой 58 статье Уголовного кодекса СССР, отправлены в ссылку или расстреляны. Некоторым осуждённым было пожизненно отказано в проживании вблизи Москвы, Ленинграда и некоторых других крупных городов.

Такая жестокая политика была вызвана тем, что вся духовная и культурная жизнь в СССР была основана на идее создания человека нового мышления:  физически и духовного развитого, верного идеям марксизма-ленинизма (официально признанной большевиками) и отдающего все свои силы на строительство светлого будущего в стране Советов. По мнению властей, любые расхождения с такой идеологией были недопустимы.

Войны

В годы первых пятилеток Москва не участвовала в крупных войнах, однако Советский Союз был втянут в различные военные конфликты.

Во-первых, советские солдаты принимали участие в пограничных конфликтах с Японией. В 1938-39 гг. японское правительство решило захватить часть советской территории около озера Хасан и реки Халхин-Гол, но им это сделать не удалось.

Во-вторых, СССР спорил о границах с Китаем. Предметом спора была Китайско-Восточная железная дорога, которая была под управлением обоих государств. Китай хотел захватить эту дорогу целиком, но он встретил жестокий отпор со стороны советских властей.

Самым крупным столкновением тех лет следует считать советско-финскую войну 1939-1940 гг., которую еще называют «зимней». Итогом этой войны стало присоединение части Финляндии к Советскому Союзу.

Газеты и журналы много писали о военных конфликтах в СССР и мире. Так, одной из самых часто освещаемых войн была Гражданская война в Испании 1936-1939 гг. Советские власти всячески поддерживали правительство испанского Народного фронта, которое боролось с военно-националистической диктатурой генерала Франко. В газетах регулярно публиковались сводки с мест события и карты военных действий.

Важно отметить, что советское руководство знало о приближении войны с Германией и её союзниками, которая потом вылилась в Великую Отечественную войну 1941-1945 гг. Москвичи готовились к ней, ежедневно укрепляя свой боевой дух и физическую силу, необходимые в будущей борьбе с врагом.


 

Природные чрезвычайные ситуации

Природные чрезвычайные ситуации – наводнения, стихийные пожары, ураганы и прочие бедствия мало тревожили москвичей в годы первых пятилеток. Исключением было положение со столичными водными артериями.

На протяжении всей истории города как техническая, так и питьевая вода бралась из Москвы-реки. Быстрый рост населения в годы первых пятилеток, вызванный высокой рождаемостью и переездом в город бывших крестьян, привёл к острой нехватке воды в столице. Для того, чтобы исправить ситуацию власти приняли решение о строительстве специального водного канала, соединяющего Москву-реку с рекой Волгой, а также целой системы водохранилищ – Московское море, Истринское, Клязьминское, Химкинское и некоторых других.

Последний потопом, вызванным стихией, был потоп 1931 г. В тот год вода поднялась на 6,8 м выше привычного уровня.

1930-е гг. были отмечены несколькими температурными рекордами. Во-первых, декабрь 1933 г. был признан месяцем с самым холодным среднемесячным показателем температуры воздуха. Во-вторых, октябрь 1932 г. был признан самым тёплым месяцем с самым высоким среднемесячным показателем температуры. В-третьих, рекордно холодной была зима 1939-1940 гг.: температура воздуха в тот год опускалась ниже 40 градусов.

Социальные чрезвычайные ситуации

Общество периода первых пятилеток было полно противоречий. Одной из главных черт эпохи были репрессивные меры против различных групп граждан. Под репрессиями следует понимать такие карательные меры, которые применялись государственными органами (в данном случае Народным комиссариатом внутренних дел) с целью защиты и сохранения существующего строя. Частым явлением были неоправданные репрессии против невинных граждан и целых категорий людей – кулаков, священнослужителей, представителей дореволюционной интеллигенции и т.п.

Лица, которые обвинялись в «контрреволюционной» деятельности считались «врагами народа». За ними устраивали слежку, затем арестовывали, жестоко допрашивали в печально знаменитых подвалах Лубянки, а затем им выносили жестокие наказания: отправили ссылку в исправительно-трудовые лагеря или применяли высшую меру наказания – расстрел. Родственники «врагов народа» страдали не только от потери близкого человека, но и нередко сами подвергались репрессиям: так, жены «врагов народа» отправлялись в ссылку на 8 лет, а дети были вынуждены прилюдно отречься от своего отца или матери.

Миллионы людей пострадали в те годы от сталинской репрессивной политики, которая имела самые печальные последствия для истории не только Москвы, но и всей страны.

Техногенные чрезвычайные ситуации

Чрезвычайные ситуации техногенного характера случались в Москве и Московской области и в 1930-е гг. касались различных аварий, в основном произошедших в авиации.

Так, одним из крупнейших крушений была катастрофа, произошедшая в ходе демонстрационного полёта самолёта АНТ-20 «Максим Горький». Взлетев самолёт сделал широкий круг над аэродромом, но затем в непосредственной близости от «Максима Горького» истребитель начал выполнять фигуры высшего пилотажа, планировал описать вокруг АНТ-20 «мёртвую петлю». Истребитель завис в верхней точке, а потом рухнул вниз прямо на самолёт «Максим Горький», который начал разваливаться уже в воздухе и в конце концов рухнул на дачный посёлок Сокол, который сейчас является районом Москвы. В катастрофе погибли 49 человек.


Самолет Максим Горький над Красной площадью (фото Александра Родченко 1935 г)

В 1938 г. произошла другая трагедия. Из подмосковного города Долгопрудный отправился в испытательно-тренировочный полёт дирижабль В-10. День стоял жаркий, водород в дирижабле постепенно нагревался, и на высоте 1200 оболочка воздушного корабля лопнула. Дирижабль начал терять высоту. Он упал в районе Бескудниково, а весь его экипаж погиб.

В 1930 г. произошла крупнейшая железнодорожная катастрофа вблизи подмосковной деревни Марьино (ныне это район Москвы). Катастрофа заключалась в столкновении двух поездов, один из которых двигался на высокой скорости и не успел вовремя затормозить. В этой трагедии также погибли люди.

Образование

В годы первых пятилеток государство приняло четкий курс на развитие промышленности и сельского хозяйства. Для того чтобы вовлечь как можно большее количество людей в производство, им требовалось получить хорошее образование.

Одной из главных задач образования была ликвидация безграмотности: в Москву на сезонные и постоянные заработки приезжали крестьяне, мало знакомые с алфавитом и не умеющие написать даже собственное имя. Специально для них были созданы курсы по ликвидации безграмотности (ликбезы), на которые могли прийти все желающие вне зависимости от их возраста.


Средняя школа № 23. Комсомольское собрание (автор - М.Марков-Гринберг)

Следующая задача – организация всеобщего образования (до этого школьное образование не считалось обязательным). Сначала было введено обязательное начальное образование, а к концу десятилетия – среднее общее образование (9 классов). По всей Москве сооружались школьные здания, часть из которых сохранилась до наших дней.

Наконец, в сложившихся условиях было недостаточно просто владеть грамотностью, азами арифметики и основами других наук, нужно было уметь делать что-то своими руками или овладеть какой-либо сложной профессией (то есть стать «специалистом»). Выучиться на рабочего можно было в школах фабрично-заводского ученичества, техникумах, школах молодежи, организованных на стройках (стройучи), рабочих факультетов (рабфаки) и школ заводского ученичества повышенного типа (ШУМП). А обучиться инженерной или строительной специальности в высших учебных заведениях соответствующего профиля.

В 1930-е гг. начали свою работу таких вузы, как Московский авиационный институт (МАИ), Московский автомобильно-дорожный университет (МАДИ), Московский энергетический институт (МЭИ) и некоторые другие.


 

Наука


Планетарий (фото Александра Родченко 1932 г)

В 1930-е гг. наука была призвана обслуживать нужды государства. Ещё в конце 1920-х гг. СССР начал реализацию курса на форсированную (ускоренную) индустриализацию страны, поэтому приоритетными направлениями науки считались те, которые имели отношение к развитию промышленности (индустрии).

Москва была научным центром всего Советского Союза: в 1936 г. в столицу переехала Академия наук, которая раньше располагалась в Ленинграде. В городе создавались различные институты и научные центры, существующие и поныне (в списке перечислены современные названия учреждений): Московский авиационный институт, Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина, Российский государственный геолого-разведочный университет имени Серго Орджоникидзе и многие другие учебные заведения.

Важной задачей того времени было обеспечение промышленности сырьём. Для этого учёные активно занимались почвоведением, геологией и минералогией. Виднейшим учёным в этой области был А.Е. Ферсман. Другая задача состояла в конструировании различной техники: как станков для производства, так и транспорта, оружия, боевой техники и т.п. Особых успехов достигли советские авиаконструкторы Н.Н. Поликарпов и А.Н. Туполев (именно в честь последнего названы самолёты серии «Ту», повторяющие первые буквы фамилии учёного) и основоположника практической космонавтики С.П. Королёва, который ещё в 1930-е гг. в Москве разрабатывал проекты ракет. Наконец, в столице велась плодотворная работа и в области теоретических наук: в городе сложилась научная школа мирового значения, работавшая в сфере высшей математики (И.М. Виноградов, А.Н. Колмогоров).

В области общественных наук тоже происходили важные события. В 1930-е начали работать раннее закрытые исторические факультеты в высших учебных заведениях города. Отныне они должны были служить официальной идеологии партии и не выходить за рамки марксистко-ленинской интерпретации исторического процесса.

Техника

В конце 1920-х гг. советские власти приняли решение о переходе к реализации курса на индустриализацию и создании новых отраслей промышленности. 1930-е гг. были эпохой очень бурного развития техники. Немалая часть московских заводов была создана именно в эти годы.

На московских заводах производились грузовые автомобили (завод «ЗИЛ»), легковые автомобили (Московский автомобильный завод), мосты («Мостотрест»), электродвигатели (завод «Динамо»), продукция из стали (завод «Серп и молот»), радиоаппаратура (Московский НИИ приборной автоматики), карманные часы («Первый часовой завод») и многие другие технические конструкции.


Автомобили 1930-х гг в Москве.

Технические изобретения первых пятилеток можно перечислять долго: это и более совершенные запасные части, и станки, и стройматериалы, и многое другое. В довоенной Москве располагались ведущие центры по конструированию боевой техники и оружия.

В 1930-е гг. особое значение приняло изобретательство. На заводах всячески поощрялись энтузиазм рабочих в области рационализации (улучшения) производственного процесса, так как он способствовал повышению темпов промышленного роста.

Особое значение в истории техники того времени приобрели различные клубы, открытые для всех желающих: это и клубы, связанные с техническим моделированием, и клубы радиолюбителей, и, конечно же, ОСОВИАХИМ – общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству, в котором был также кружок авиамоделирования.

Живопись и графика

В 1930-е гг. в Москве развивалась как живопись, так и графика. Все виды искусства подчинялись идеологии, поэтому во всех его формах можно было увидеть много общих черт: монументальность, обращение к теме строительства коммунистического общества, прославление образа образцового рабочего и крестьянина. Господствующим стилем был признан социалистический реализм («соцреализм»). Многие художники той эпохи были вынуждены писать картины не только на интересующие их лично сюжеты, но выполнять специальные государственные заказы.

Московские художники объединялись в профессиональные организации: до 1932 г. это было «Общество художников-станковистов», а после этого – Московское отделение Союза советских художников.

Одним из виднейших московских художников был Сергей Герасимов. Его картины можно увидеть в Третьяковской галерее (например, известную картину «Колхозный праздник»),

Александр Дейнека – другой яркий художник эпохи. Самые известные его картины – «Мать» (1932 г.), «Обеденный перерыв в Донбассе» (1935 г.) и «Будущие лётчики» (1938 г.). Сами названия являются очень типичными для своей эпохи.

Настоящим символом обновлённого города стала картина Юрия Пименова «Новая Москва»: на ней изображена женщина за рулём, проезжающая по широкой московской улице. Это был свежий сюжет для советской живописи.

При этом среди московских художников встречались очень талантливые пейзажисты и портретисты. Например, Николай Крымов написал картину «Утро в Центральном парке культуры и отдыха имени Горького в Москве» (1937 г.), а Пётр Кончаловский писал портреты композитора С.С. Прокофьева, режиссёра В.Э. Мейерхольда и скульптора Веры Мухиной, автора знаменитой статуи «Рабочий и колхозница».

Скульптура

Скульптура Москвы служила интересам властей и была выполнена в духе господствующего социалистического реализма (соцреализма). Этот метод означал, что скульптурные изваяния должны быть «народными» (то есть изображать простых людей – крестьян и рабочих) и «идейными» (показывать трудовые будни, часы досуга и быт советских людей). Произведения искусства тех лет отличались большой монументальностью.


Вера Мухина. Рабочий и колхозница

Настоящий символ Москвы 1930-х годов – скульптура «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной. Этот огромный по своим размерам памятник должен был символизировать единство рабочей прослойки и крестьянского мира. Скульптура находится рядом с территорией Выставки достижений народного хозяйства (ВДНХ).

Сама Выставка достижений народного хозяйства, открытая в 1939 г., также отличалась богатым набором красивых скульптур и элементов декора, которыми были украшены её павильоны.

Другим легендарной скульптурой было изваяние мастера Ивана Шадрина «Девушка с веслом», специально созданное для Парка культуры им. М. Горького.


Помимо крупных памятников, советские мастера (например, С. Лебедева) работали над скульптурными портретами видных людей своей эпохи: например, были созданы изваяния летчика В.П. Чкалова, политического деятеля П.П. Постышева и некоторых других.

Литература

В годы первых пятилеток руководство страны приняло курс на искоренение неграмотности среди населения. В Москве создавались специальные курсы для обучения всех желающих чтению и письму. Всё большее число москвичей начинало читать газеты, журналы, учебную и художественную литературу.

Культурная жизнь столицы развивалась под неусыпным контролем советских властей. Как и в случае с другими формами искусства, все литературные произведения проходили жесткую цензуру, так как должны были соответствовать духу социалистического реализма: пропагандировать вовлечение людей в строительство социализма, следовать идеям марксистко-ленинской идеологии, создавать образ счастливого будущего и т.д.  В 1934 г. в Москве был создан Союз писателей СССР, объединивший литераторов, работающих по методу социалистического реализма.


Первый съезд Союза писателей в Москве (фото Ивана Шагина)

Важнейшей фигурой эпохи был Максим Горький, который считался гениальным «пролетарским писателем» и в самом деле оказавшимся самым продаваемым писателем за все годы существования Советского Союза. Другая личность, пользующаяся особым признанием, - Владимир Маяковский, чьи стихотворения особенно ценились как образцы истинно пролетарского искусства.

По воспоминаниям москвичей, они читали романы Н.А. Островского «Как закалялась сталь», Дмитрия Фурманова «Чапаев», посвящённому герою гражданской войны Василию Чапаеву, «Поднятую целину» Михаила Шолохова и многие другие произведения.


 

Театр

 Драматический театр 

В 1930-е гг. московские театры переживали непростые времена. В эти годы руководство театров подчинялось высшим властям, а все репертуары проходили жёсткую цензуру. Генеральный секретарь И.В. Сталин лично распоряжался, какое из произведений могло быть поставлено на сцене, а какое – нет. Так, например, в театрах запрещалось ставить пьесы многих зарубежных авторов, и преимущество отдавалось отечественным произведениям. Но даже отечественные пьесы проходили жесткий отбор: так, в театрах ставились пьесы А.П. Чехова, М. Горького, но был частично запрещён М. Булгаков. Даже самые крупные театры не смогли избежать пополнения репертуара слабыми, но рисующими необходимое для властей представление о советской жизни постановками.

Некоторые из современников (например, известный театральный режиссер В.С. Мейерхольд) прилагали немалые усилия к тому, чтобы театральное искусство продолжало развиваться, но, к сожалению, попадали под жестокие репрессивные меры властей, которым не нравилось, что эти люди не поддерживали правящую партию.

В годы первых пятилеток работали специальные театры для детей: Театр юного зрителя, Театр кукол имени В.С. Образцова и Театр зверей имени Дурова.

Наконец, в крупных городах, в том числе и в Москве, начали действовать театры рабочей молодёжи, в которых актёрами выступали простые служащие и рабочие.

Музыка

Музыкальный театр

Музыкальное театральное искусство в период первых пятилеток развивалось на нескольких площадках города.

Одним из главных академических театров столицы оставался Большой театр. В нём ставились и балет, и опера: особенным событием была премьера оперы «Леди Макбет Мценского уезда», написанная Д.Д. Шостаковичем, в 1935 г. Сначала критики и театральное начальство восприняли её лояльно, а уже через год она оказалась под запретом. В целом, отказ от новаторских идей недавнего прошлого и отрыв от международного опыта имели печальные последствия для развития театрального искусства во всей стране.

Другим московским театром, в котором можно было посмотреть оперу и балет, был Музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, основанный в 1941 г.

Ещё один московский музыкальный театр – Театр оперетты. В этом театре ставились спектакли, сопровождённые музыкой известнейших русских композиторов своего времени: Исааком Дунаевским, Дмитрием Шостаковичем и Тихоном Хренниковым.Композиторы специально составляли произведения для этого театра.

Важно подчеркнуть, что театральное искусство периода первых пятилеток находилось под жёстким контролем властей и поэтому должно было решать задачу воспитания советского человека в рамках господствующей в стране идеологии.   


Музыкальная жизнь

30-е гг. для советской музыкальной культуры стали годами расцвета и подъема.

17 мая 1939 года ознаменовалось для москвичей премьерой кантаты Сергея Сергеевича Прокофьева «Александр Невский» в Большом зале Московской консерватории. Необычность данного музыкального произведения заключалась в том, что оно было собрано из разрозненных фрагментов, сочиненных композитором для большого звукового фильма об Александре Невском советского кинорежиссера С. Эйзенштейна, который вышел на экраны 1 декабря 1938 г.

Кантата состоит из семи частей, которые получили название по фрагментам фильма: «Русь под игом монгольским», «Песня об Александре Невском», «Крестоносцы во Пскове», «Вставайте, люди русские», «Ледовое побоище», «Мертвое поле», «Въезд Александра во Псков». Каждая из частей имеет свой музыкальный характер и раскрывает конкретные образы.

Это одно из наиболее ярких произведений композитора, воплотившее русские героические образы, проникновенную лирику и жесткие, механизированные образы захватчиков. В нем автору удалось связать живописно-изобразительные эпизоды с песенно-хоровыми сценами, близкими по своему стилю к оперному и ораториальному жанрам.

Кантата «Александр Невский» С.С. Прокофьева воплотила в музыке непокорный и могучий дух русского народа. И сюжет, и музыка произведения нашли самый горячий отклик в сердцах москвичей и всего советского народа во время трагических событий 40-х гг. ХХ века.

 

Источники: Кабалевский, Д.Б. Ровесники. Беседы о музыке для юношества. Выпуск 1. – М.: Музыка, 1980.

http://www.belcanto.ru/or-prokofiev-nevsky.html


 

Период 1929-1940-х гг. был примечателен для москвичей, а затем и для ценителей музыкального искусства всего Советского Союза, созданием двух выдающихся коллективов, которые продолжают существовать уже на протяжении почти восьми десятилетий.

5 октября 1936 г. на концерте в Большом зале Московской консерватории москвичи услышали звучание нового коллектива – Государственного симфонического оркестра СССР под управлением Александра Гаука.

Основанный в 30-е гг. ХХ века оркестр является старейшим симфоническим коллективом страны. Александр Гаук становится первым дирижером и художественным руководителем Госоркестра. Затем были Натан Рахлин и Константин Иванов. Но именно под руководством Евгения Федоровича Светланова (1965-2000 гг.) оркестр стал одним из лучших симфонических оркестров мира с огромным репертуаром русской и зарубежной классической и современной музыки.

27 октября 2005 г. Государственному академическому симфоническому оркестру России было присвоено имя Е.Ф. Светланова за выдающиеся достижения дирижера в развитии русского музыкального искусства.

За долгие годы существования оркестра он выступал на самых известных площадках Москвы (Большой зал Московской консерватории, Концертный зал имени П.И. Чайковского, Государственный Кремлевский дворец) и мира (Carnegie Hall в Нью-Йорке, Kennedy Center в Вашингтоне, Albert Hall в Лондоне, Национальном оперном театре Colon в Буэнос-Айресе, Suntory Hall в Токио и др.).

 

Источник: http://www.gaso.ru/gosorch/ru/history


1937 год открыл москвичам и новый хореографический коллектив, завоевавший признание зрителей уже с первых концертов.

29 августа 1937 г. в московском театре «Эрмитаж» состоялся первый концерт Государственного ансамбля народного танца СССР под руководством Игоря Александровича Моисеева. Репетировать коллектив, состоявший на тот момент из 30 человек, начал 10 февраля этого же года в московском Доме учителя. С 1940 г., после открытия Концертного зала имени П.И. Чайковского, именно его помещения становятся домом для труппы ансамбля.

Первые программы, представленные ансамблем, были посвящены танцевальной культуре народов СССР и Прибалтики: 1937-1938 гг. – программа «Танцы народов СССР», 1939 г. – программа «Танцы прибалтийских народов».


Ансамбль И.А. Моисеева

Ансамбль Игоря Моисеева стал первым профессиональным хореографическим коллективом, который занялся сбором подлинного танцевального фольклора и его художественной сценической интерпретацией, пропагандируя данный вид фольклора народов СССР и всего мира.


Ансамбль И.А. Моисеева. Белорусский танец Бульба

Многожанровость и уникальность хореографического репертуара ансамбля и его активная гастрольная деятельность вызвали необходимость в создании собственного инструментального коллектива, сопровождающего выступления коллектива. Первоначально в этой роли выступали две инструментальные группы: народных и музыкальных национальных инструментов, возглавляемые Е. Авксентьевым. В 40-е гг. эти группы разрастаются до малого симфонического оркестра с группой национальных инструментов. Создал оркестр дирижер С. Гальперин.

В 1967 г. за программу класс-концерта «Дорога к танцу», поставленную в 1965 г., Государственный хореографический ансамбль народного танца удостаивается звания академического.

Созданный в конце 30-х годов Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева по настоящее время является негласным послом мира России в странах мира. За огромное количество гастролей ансамбль занесен в Книгу рекордов Гиннеса России.

 

Источник: http://www.moiseyev.ru/ballet-history.html


Автор статьи: Лариса Геннадьевна Чуракова

Эстрадно-цирковое искусство

В 1930-е гг. в Москве работал всего один стационарный (постоянный) цирк – и это был цирк на Цветном бульваре. Он подчинялся Народному комиссариату просвещения и были на особом счету у государства. Нередко к работе в этом цирке привлекались известные писатели и артисты

В московском цирке ставились различные номера: «Москва горит», «Конёк-Горбунок», «Ночь перед Рождеством» и многие другие. В этих постановках проявили себя легендарные советские клоуны и дрессировщики, ведь на арене цирка можно было увидеть не только людей, но и животных. Знаменательным событием для всей столицы был переезд из Ленинграда знаменитого на всю страну клоуна Карандаша (настоящее имя –  Михаил Румянцев), который продолжил свою блестящую карьеру в столице.

Наконец, особое место в культурной жизни столицы занимал Театр зверей имени В.Л. Дурова, в котором актерами выступали животные (слон, бегемот, пеликан, енот, обезьяна и многие другие). В этом театре ставились высококлассные представления, берущие свои традиции из дореволюционной эпохи.

Эстрадная жизнь столицы тоже переживала яркий период. В 1930-е гг. в отечественной музыке зародился жанр эстрадной, массовой песни. В Москве выступали с концертами великие артисты своей эпохи – Леонид Утёсов, Клавдия Шульженко, Лидия Русланова и актриса, настоящая прима советского кино десятилетия – Любовь Орлова. Среди композиторов этого периода особенно стоит упомянуть Исаака Дунаевского, который сочинял произведения не только для сцены, но и для кино.

Кинематограф и телевидение


Кинотеатр «Ударник»

Самым значимым событием в развитии кинематографа периода первых пятилеток можно считать начало производства звукового кино (до этого все фильмы были «немыми», и видеоряд сопровождался живым выступлением оркестра). В 1930 г. в Москве открылся первый звуковой кинотеатр «Художественный», который находится на Арбатской площади. Вслед за этим кинотеатром заработали кинотеатры «Ударник» и «Родина», в которые можно попасть и сегодня.

Постепенное развитие кино привели к необходимости создания специального учебного заведения для подготовки актёров, режиссёров, сценаристов и лиц других профессий, которые трудятся над созданием кинофильмов. В 1930 г. в Москве открыл свои двери Всероссийский государственный институт кинематографии (ВГИК).

«Мосфильм» – центральная киностудия страны снимала передовые с технической точки зрения фильмы: например, первую музыкальную комедию «Весёлые ребята» с Любовью Орловой в главной роли,

Кроме этой компании в Москве открылись две другие – «Союздетфильм» (позже переименованная в «Киностудию им. М. Горького») и «Союзмультфильм». Самыми популярными детскими фильмами были «Тимур и его команда», «Шёл солдат с фронта», «Василиса Прекрасная», «По щучьему велению» и т.д.

В 1930-е гг. кино снимали не так часто, как в наши дни, поэтому в кинотеатрах из года в год могли показывать одни и те же фильмы, которые зрители знали наизусть: «Мы из Кронштадта», «Волга-Волга», «Поднятая целина», «Свинарка и пастух», «Цирк» и многие другие картины, вошедшие в «Золотой фонд» отечественного кинематографа.

В 1930-е гг. берёт своё начало развитие телевидения. В домах москвичей не было телевизоров, но в столице предпринимались первые попытки организации телевещания: с середины 1930-х гг. началось регулярное вещание по 1 часу 12 раз в месяц. Постоянное вещание было налажено только к концу десятилетия. По телевизору (часто собственноручно собранному радиолюбителями) можно было увидеть кинофильмы и событийные трансляции. Сигнал подавался с Шаболовской телевизионной башни, а телевизоров тогда насчитывалось едва ли чуть больше десятка на всю столицу. 

Фотоискусство

Фотоискусство периода первых пятилеток было подчинено официальной советской пропаганде, поэтому одним из самых важных явлений тех лет была фотография в жанре хроники. Многие кадры тех лет отличаются возвышенным взглядом на повседневную советскую действительность. С фотографий на зрителя смотрели счастливые строители, рабочие, спортсмены, простые прохожие – словом, все люди на фото излучали радость, здоровье и бодрость духа. Фотография должна была показывать лучшую сторону советской жизни.

В 1930-е гг. фотографии можно было увидеть на специальных выставках и все больше – в газетах. Лучшие фотографы СССР сотрудничали с газетами «Правда», «Известия» и многими другими изданиями. Читатели могли видеть изображения рабочих, строек, производственных собраний, фотографии, сделанные на партийных собраниях, а также первых лиц государства – И.В. Сталина, В.М. Молотова, Г.К. Орджоникидзе и т.д.

Среди самых известных фотографов, которые жили и работали в 1930-е годы в Москве, можно назвать Александра Родченко, Бориса Игнатовича и Ивана Шагина.

Архитектура

Развитие московской архитектуры в 1930-е гг. было связано с грандиозными планами строительства образцового города социализма.

После длительного периода разрухи и упадка советские власти решили отстроить город заново, принимая во внимание его радиально-окружную планировку с центром в Московском Кремле. Важным событием было принятие первого в истории города плана реконструкции столицы. Этот план был призван решить самые разные проблемы города: транспортную, жилищную, благоустройства дорог, озеленения и многие другие.

Прежде всего, в 1930-егг. Москва превратилась в город широких улиц, которые были покрыты свежим асфальтом (для этого, правда, пришлось уничтожить много старых построек, особенно церковных). Набережные города были обнесены гранитом, а на Москве-реке были построены новые мосты (например, знаменитый Крымский мост около Парка Горького).


На набережной Москвы-реки

Столица обросла многоэтажными жилыми домами, так необходимыми для того, чтобы переселить москвичей из тесных комнатушек (или того хуже холодных бараков) в более просторное жилище. Одним из самых известных жилых домов был знаменитый «Дом на Берсеневской набережной», в котором проживали очень известные деятели (актеры, писатели и т.д.).


Дом правительства на Берсеневской набережной

Помимо жилищных построек в городе были возведены величественные общественные здания: Северный речной вокзал, Театр Красной Армии (современный Театр Российской армии), Главный павильон Выставки достижений народного хозяйства (ВДНХ) и многие другие.

1930-е гг. были временем бурного индустриального роста, когда по всей стране строились новые заводы: это явление не обошло стороной и Москву. В эти годы были сооружены заводы «Серп и молот», «Электрозавод», завод «Шарикоподшипник» и многие другие предприятия, в том числе и пищевые: завод плавленых сыров «Карат», кондитерская фабрика «Ударница», Хлебозавод № 9 и т.д.


 

Религия

Советский Союз провозглашал себя атеистическим государством, не признающим никакую религию. В основе советской идеологии была принята марксистко-ленинская концепция создания социалистического государства рабочих и беднейшего крестьянства, в котором не оставалось места какой-либо религии. По всей стране действовала организация «Союз безбожников», агитировавшая за борьбу с любой религией.


Взрыв Храма Христа Спасителя

К 1930-м гг. в целом завершилось наступление на православную церковь. По всей Москве церковные постройки были либо полностью разрушены (например, Храм Христа Спасителя, который взорвали в 1931 г., или Казанский собор иконы Божьей Матери, который был разрушен в 1936 г., – обе постройки были в последствие отстроены заново), либо они были переоборудованы под склады и амбары, а церковное имущество было разграблено. К сожалению, мы больше никогда не увидим такие постройки, как Церковь Успения Божией Матери на Остоженке, Церковь Троицы Живоначальной в Зубове, Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Левшине и многие другие здания, так как на их месте теперь стоят другие сооружения: школы, жилые и общественные дома, а в некоторых случаях простой газон.

При этом гонения касались не только православия, но и других крупнейших религий. Так, в городе закрылись многие мечети, синагоги, религиозные сооружения, относящиеся к исламской, иудаистской и буддийской религиям. Под запретом оказались все секты.

В данных условиях духовенство было вынуждено либо покинуть территорию Москвы и искать пристанище за ее пределами, либо смириться со сложившимся положением и найти себя в другом занятии.

Источники

Постановление о реконструции

Одежда
Тех, кто знает прежнюю Москву, удивляет также заметное улучшение в одежде. В одном лишь 1936 году затраты населения на одежду увеличились на 50, 8%. Однако тому, кто видит Москву впервые, одежда кажется довольно неприглядной.

Правда, достать необходимое можно, притом некоторые вещи, как, например, овчины или галоши, поразительно дешевы, остальные большей частью довольно дороги. Но что абсолютно отсутствует — это комфорт. Если кто-либо, женщина или мужчина, хочет быть хорошо и со вкусом одет, он должен затратить на это много труда, и все же своей цели он никогда вполне не достигнет. Однажды у меня собралось несколько человек, среди них была одна очень хорошо одетая актриса. Хвалили ее платье. «Это я одолжила в театре»", — призналась она.

Что есть и чего нет
Когда приезжаешь с Запада, бросается в глаза также недостаток в других вещах повседневного обихода. Например, очень ограничен выбор бумаги всякого рода, и в магазинах можно получить ее только в небольших количествах; ощущается также недостаток в косметических и медицинских товарах. При посещении магазинов бросается в глаза некоторая безвкусность отдельных товаров. Многое, правда, опять-таки радует своей красивой формой, целесообразностью и дешевизной, например настольные лампы, деревянные коробки, фотоаппараты, граммофоны. Очевидно, что с возрастающей зажиточностью повышаются и потребности, и если в годы нужды люди довольствовались только самым необходимым, то теперь начал расти спрос и на излишества. Спрос этот растет настолько быстро, что производство не поспевает за ним и у магазинов можно часто увидеть очереди.

http://www.libok.net/writer/4309/kniga/25003/feyhtvanger_lion/moskva_1937_god/read/2


Федосюк

Многие спецы нашего дома, побывавшие за границей, и их семьи в 1937–1938 годах горько об этих поездках могли пожалеть. Они поплатились свободой, а то и жизнью. При всеобщей шпиономании пребывание за границей было хорошим поводом, чтобы быть обвиненным в том, что там тебя завербовали. Любопытна реакция простого люда на арест соседа-спеца: «Из-за чего бы это его забрали? Вроде порядочным человеком всегда был. Ах да, ведь он за границу ездил!» Всё становилось на места, да и самому дышалось легче: «Я-то не был, меня не заберут». Так складывался столь же странный, сколь и стойкий стереотип мышления.

***

Настоящим праздником для Москвы был пуск первой линии метрополитена «Сокольники – Парк культуры» с ответвлением до «Смоленской» (от «Улицы Коминтерна», ныне «Калининская») – всего-навсего 12 километров. Ход строительства, борьба с плывунами, преодоление многочисленных трудностей широко освещались прессой. Подчеркивалось, что московский метрополитен будет лучшим в мире, и я не мог дождаться, когда же наконец увижу это диво. Профессия метростроевец тогда считалась профессией героической; когда метростроевцы в своих касках и замазанных глиной робах появлялись на улицах, толпа их приветствовала как людей подвига.

***

До официального открытия линии совершались пробные поездки уже и с пассажирами, месткомы выдавали на них специальные пропуска.

Съездив на метро, отец и мне раздобыл такой пропуск, я с трепетом вошел в вестибюль станции «Кировская». Жаль, что такой исторический документ, как пропуск, был отнят на контроле. Кругом я увидел множество таких же счастливцев. С волнением, мешающим всё спокойно воспринимать, я спустился по длинному эскалатору в подземный вестибюль, вошел в мягко подкативший голубой поезд. Сесть на диван не удалось: вагон был забит. Нечего и говорить, что поездка была чисто аттракционная. Многие выходили на каждой станции, щупали облицовку. Еще сильно пахло штукатуркой и белилами, кое-что доделывалось. Однако восторгам не было предела: подумать только, на огромной глубине сооружены роскошные дворцы, доступные каждому, дворцы, подобных которым не найдешь и на поверхности земли! Особенно восхищали две технические новинки: эскалаторы и пневматические двери. Вся Москва спорила, какая станция самая красивая. Предпочтение отдавалось двум: «Комсомольской» (радиальной) и «Дворцу Советов» (ныне «Кропоткинская»).

Придя на следующий день в школу, гордый и красный, я целую переменку рассказывал одноклассникам о своих впечатлениях. Впрочем, через несколько дней моя монополия кончилась: метро открыло свои двери для всех.

 Федосюк Ю.А. «Утро красит нежным светом…» Воспоминания о Москве 1920-1930-х годов. М., 2011. [Электр. версия]. URL: http://thelib.ru/books/yuriy_aleksandrovich_fedosyuk/utro_krasit_nezhnym_svetom_vospominaniya_o_moskve_1920_1930_h_godov-read.html (дата обращения: 25.09.2015).

 

Фейхтвангер

Одежда

Тех, кто знает прежнюю Москву, удивляет также заметное улучшение в одежде. В одном лишь 1936 году затраты населения на одежду увеличились на 50, 8%. Однако тому, кто видит Москву впервые, одежда кажется довольно неприглядной.

Правда, достать необходимое можно, притом некоторые вещи, как, например, овчины или галоши, поразительно дешевы, остальные большей частью довольно дороги. Но что абсолютно отсутствует — это комфорт. Если кто-либо, женщина или мужчина, хочет быть хорошо и со вкусом одет, он должен затратить на это много труда, и все же своей цели он никогда вполне не достигнет. Однажды у меня собралось несколько человек, среди них была одна очень хорошо одетая актриса. Хвалили ее платье. «Это я одолжила в театре»", — призналась она.

Что есть и чего нет

Когда приезжаешь с Запада, бросается в глаза также недостаток в других вещах повседневного обихода. Например, очень ограничен выбор бумаги всякого рода, и в магазинах можно получить ее только в небольших количествах; ощущается также недостаток в косметических и медицинских товарах. При посещении магазинов бросается в глаза некоторая безвкусность отдельных товаров. Многое, правда, опять-таки радует своей красивой формой, целесообразностью и дешевизной, например настольные лампы, деревянные коробки, фотоаппараты, граммофоны. Очевидно, что с возрастающей зажиточностью повышаются и потребности, и если в годы нужды люди довольствовались только самым необходимым, то теперь начал расти спрос и на излишества. Спрос этот растет настолько быстро, что производство не поспевает за ним и у магазинов можно часто увидеть очереди.

Фейхтвангер Л. Москва 1937. [Электр. версия]. URL: http://www.lib.ru/INPROZ/FEJHTWANGER/moscow1937.txt (дата обращения: 25.09.2015

Скульптура

В годы первых пятилеток искусство скульптуры обретает новые образы. Характерной чертой времени становится синтез скульптуры и архитектуры, который ярко проявляется в оформлении Московского метро, канала имени Москвы и Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. В скульптурном оформлении зданий утверждаются идеи социалистического реализма и демонстрируются трудовые успехи советских людей. Скульптура завершает архитектурные сооружения важным идейно-художественным акцентом. Для украшения зданий были приглашены известные советские скульпторы: Н.В. Томский, М.Г. Манизер, Г.И. Мотовилов, М.Ф. Бабурин, В.И. Мухина, Е.А. Янсон-Манизер.

В 1936 году СССР получил приглашение принять участие во Всемирной выставке в Париже, официальной темой которой было «Искусство и техника в современной жизни». Перед советским правительством встал задача создания грандиозного архитектурного и технологического проекта с подчеркнутой идеологической и национальной направленностью.

В конкурсе победила Вера Мухина. Её проект «Рабочий и колхозница» ошеломил» воображение членов комиссии беспрецедентной масштабностью и потрясающей легкостью фигур, символизировавших устремление к светлому будущему. 25 мая 1937 года памятник во всей красоте стальной композиции засиял в небе французской столицы. Монумент был награжден золотой медалью выставки – Гран-при.

По возвращению на родину, символ советской эпохи – скульптурная группа «Рабочий и колхозница» была установлена перед одним из входов на ВДНХ (Выставку достижений народного хозяйства), где и находится, по сей день. В 1947 году знаменитую скульптуру «Рабочий и колхозница» в своих заставках стала использовать киностудия «Мосфильм».

Еще один символ СССР – скульптура «Девушка с веслом», претерпела множество перевоплощений. Скульптуру, созданную Иваном Шадром в 1935 году, воспели в стихах поэты советской эпохи, её копии украшали почти все парки СССР. Первоначально гипсовая скульптура была высотой 12 метров и должна была служить украшением фонтана в парке культуры и отдыха имени М. Горького.

Удивительна история модели, позировавшей И. Шадру для скульптуры – известной спортсменки и скромной девушки Веры Волошиной. В 1941 году, когда началась война, она одной из первых вступила в партизанский отряд. 29 ноября 1941 года, неподалеку от деревни Головково Наро-Фоминского района Московской области Вера была тяжело ранена и захвачена в плен. Она бесстрашно выдержала допросы и пытки, не выдав своих товарищей, и была повешена фашистами. Посмертно В.Д. Волошиной присвоено звание Героя Советского Союза.

Критика не приняла произведения художника, обвинив его в безвкусице. Недолго простояв в московском парке, скульптура была отправлена в Луганск. Вскоре И.Д. Шадр создал второй вариант скульптуры из тонированного бетона – на 4 метра ниже. Поза скульптуры стала более свободной и естественной, и критика приняла новую версию достаточно благосклонно. Статуя осталась в столице, в парке Горького.

Со временем множество советских скульпторов получало заказы на копии и собственные версии «Девушки с веслом». В этих работах идея И. Шадра сильно искажалась, отличаясь тяжеловесностью и отсутствием женственности, и постепенно превратилась в синоним символом пошлости. Сейчас бронзовую копию «Девушки с веслом» можно увидеть в Третьяковской галерее.


Автор статьи: Латышева Ольга Ивановна

Кинематограф и телевидение

Киностудия «Мосфильм». Киностудия «Межрабпомфильм»

1930-е годы – один из самых сложных и трагических периодов в истории Советского Союза. Идеологический контроль коммунистической партии достиг в стране небывалых размеров. Искусство, подчиненное цензуре, должно было неукоснительно следовать методу социалистического реализма, а мастерам искусства было поручено отображать в своих произведениях мифическую, с прекрасным завтрашним будущим, жизнь. Власть использовала искусство для управления сознанием советских людей, и основная масса советского народа самозабвенно воспринимала эти мифы, свято веря, что необходимо жертвовать сегодняшней мучительно тяжелой жизнью ради лучшего.

Одним из основных инструментов упрочения тоталитарного режима и овладения умами советских граждан, несомненно, было самое массовое искусство – кинематограф. Фильмы, созданные в этот период, порождали всеобщий трудовой энтузиазм, ненависть к «врагам народа», готовность к любым подвигам во имя Родины и всеобщую любовь к Сталину.

В 1927 году на Воробьёвых горах в Москве торжественно заложили киногород, а в январе 1931 года туда переселились Первая и Третья кинофабрики. С февраля в павильонах начались съемки. Открытое предприятие называлось «Московская объединенная фабрика “Союзкино” имени Десятилетия Октября», а свое современное название «Мосфильм» получил в 1936 году.

Музыку и песни, звучавшие в фильмах, писали лучшие композиторы: Д. Шостакович, С. Прокофьев, И. Дунаевский.

1934 год ознаменован первой музыкальной кинокомедией, снятой в СССР. На студии «Мосфильм» режиссер Г.В. Александров выпустил фильм «Веселые ребята», ставший классикой советской комедии. Эта весёлая музыкальная история о приключениях одаренного пастуха-музыканта Кости Потехина (Л. Утесов) завоевала небывалую популярность и всенародную любовь. Легкая, жизнерадостная музыка И.И. Дунаевского усиливала эмоциональность просмотров, а написанные им песни, распевала вся страна. Впервые в главной роли (Анюта) заблистала Любовь Орлова.

Под названием «Москва смеётся» (англ. Moscow Laughs) картина демонстрировалась за рубежом, а на II Венецианском международном кинофестивале получила премию за режиссуру и музыку.

Популярностью пользовались и другие музыкальные комедии Г.В. Александрова – «Цирк», «Веселые ребята» и «Волга-Волга».

Немного ранее, в 1928 году, в Москве была открыта другая киностудия – «Межрабпомфильм», созданная на основе расформированного акционерного общества «Межрабпом-Русь». В 1936 году киностудию преобразовали в «Союздетфильм», которая, спустя десять лет была переименована в Киностудию им. М. Горького.

В этот период на киностудии «Межрабпомфильм» были сняты шедевры российского кинематографа: «Потомок Чингисхана» (1928), «Путёвка в жизнь» (1931), «Три песни о Ленине» (1934) и другие.

В 1928 году Павлом Григорьевичем Тагером – советским изобретателем в области звукового кино, была изобретена оригинальная система звукового кино «Тагефон» по принципу модуляции светового потока, запатентованная в 1928 году. В 1931 году по этой системе на киностудии сняли первый советский звуковой художественный кинофильм «Путёвка в жизнь» и кинематограф в СССР стал звуковым.

Несомненно, несмотря на чёткую агитационно-пропагандистскую ориентацию, фильмы, снятые в годы первых пятилеток, даже сейчас производят на зрителей сильное эмоциональное впечатление. Они захватывают, берут за душу и запоминаются надолго. В условиях жесткого режима личной власти Сталина и бесконечных репрессий выдающиеся советские кинорежиссёры – Сергей Эйзенштейн, Григорий Александров, Всеволод Пудовкин, Яков Протазанов, Михаил Ромм, Иван Пырьев, Сергей Юткевич – снимали прекрасные фильмы.

В СССР появились звезды кино мирового уровня – Любовь Орлова, Николай Черкасов, Ростислав Плятт, Фаина Раневская, Пётр Алейников, Борис Андреев, Николай Крючков, Марина Ладынина, Тамара Макарова и другие талантливые артисты создали ярчайшие образы в фильмах московских киностудий времени первых пятилеток.


Автор статьи: Латышева Ольга Ивановна 

Автор статьи: Наталия Раздина
Распечатать статью