ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Ф. О. Шехтель

4.28
Шехтель
Федор Осипович Шехтель (26 июля (7 августа) 1859 г. Санкт-Петербург, Россия – 7 июля 1926 г., Москва, Россия) – архитектор, график, сценограф. Считается одним из создателей стиля русского модерна, сочетая различные архитектурные стили. Награжден орденами Св. Анны и Св. Станислава.

Федор Шехтель родился в семье немецких колонистов, переехавших в Россию из Баварии в XVIII веке и осевших в Саратове. Семья Шехтелей была состоятельной, ее представителям принадлежали в Саратове несколько магазинов, домов, ткацкая фабрика и крахмальный завод, их магазины были в Москве, Нижнем Новгороде, Красноярске, Санкт-Петербурге.

Отец будущего архитектора Осип Шехтель поехал на учебу в Санкт-Петербург в середине 1840-х годов, где окончил Технологический институт, получив звание инженера-технолога. Там же в 1855 году Осип (Иосиф) Шехтель женился на Дарье Карловне (Розалине-Доротее) Гетлиб из купеческой семьи и вскоре у них родился сын Федор (Франц-Альберт). Всего в семье Шехтелей родилось 7 детей. В 1866 году семья переехала в Саратов, когда маленькому Федору было 6 лет. В 1867 году умерли отец и дядя – семья осталась без средств. Федор был зачислен в гимназию, но способности проявил только к рисованию и черчению, проучившись в гимназии всего год. В 1873 году Федор поступил в четырехклассное училище при Тираспольской римско-католической гимназии на «казенный кошт» и закончил его в 1875 году.

В это время мать Дарья Карловна переехала вместе с детьми в Москву, где стала экономкой в доме купца Павла Третьякова, собирателя русского искусства. Именно там будущий зодчий оказался в центре художественной жизни, общаясь со знаменитыми художниками и архитекторами. Параллельно он начал работать в мастерской А.С. Каминского, сделав в соавторстве с ним проект фасада здания Исторического музея в русском стиле.

В 1875 году Федор Шехтель поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества на архитектурное отделение. Но уже 1 сентября 1878 года был отчислен за «плохую посещаемость». Возможно, причиной была болезнь матери и необходимость зарабатывать – Федор Шехтель занялся оформлением журналов, рисованием театральных афиш, иллюстрированием книг. Он рисовал иллюстрации для юмористических журналов «Будильник» и «Сверчок», сотрудничая с Антоном Чеховым и его братом Николаем, для московских газет, оформил обложки сборника Чехова «Пестрые рассказы» и «Записки охотника» И.С.Тургенева. Подписывался Федор Шехтель псевдонимом «Ф.Ш.» или «Финь-Шампань».

В 1882 году Федор Шехтель стал сотрудничать как театральный художник со знаменитым антрепренером М.В.Лентовским. В этом году он оформил декорации и костюмы для спектакля «Полет на луну». В 1883 годусделал костюмы и декорации для шествия «Весна-Красна», изданные отдельным альбомом и имевшие большой успех, создал декорации и костюмы к спектаклям «Лесной бродяга» и «Уриэль Акоста». В 1884-1887 годы Шехтель оформил спектакли «Чёрт на Земле», «Курочка— золотые яички», «Путешествие в Африку», «Мальчик-с-пальчик, или Людоед Лу-Лу» «Золотые яблоки или 43 качества заколдованной принцессы», построил открытый театр «Антей» в саду «Эрмитаж» на 1700 мест, сделал ресторан в китайском стиле «кинь-Грусть» в парке Ливадия в Санкт-Петербурге. Параллельно он выполнял заказы на декорации и костюмы для Большого театра.

Важное место в его творчестве занимает церковная архитектура. В 1887 году был сделан проект часовни при Михайловской церкви в Таганроге. В 1888 году оформлен интерьер усыпальницы Лялиных в Даниловом монастыре, на Рогожском кладбище была возведена часовня-памятник Т.С.Морозову, а позднее на фамильном участке Морозовых построена железная сень. В 1894-1898 годах Федор Шехтель создал убранство церкви Иоанна Предтечи на Пятницкой улице и дом причта церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи, что под Бором, в Черниговском переулке, отделку церкви Данилова монастыря, трапезную Рождественского монастыря.

В этот же период Федор Шехтель построил много загородных усадеб и частных домов. Его заказчиками были железнодорожные магнаты Дервизы, для которых он строил в Сохе, Старожилове, Кирилицах, Дягилеве. Кнему обращались Морозовы: для С. Т. Морозова была построена деревянная дача в русском стиле на реке Киржач, В. Е. Морозов, глава торгового дома «Викула Морозов и сыновья» заказал перестройку усадьбы в подмосковном Одинцове-Архангельском.

Официальное право ведения строительства было получено Федором Шехтелем 26 января 1894 года. Техническо-Строительный комитет МВД выдал Свидетельство на право производства работ по строительной, гражданской и дорожной частям – архитектор стал подписывать свои проекты: «техник архитектуры». В 1895 году Федор Шехтель был принят в Московское архитектурное общество (МАО), а в 1898 году он становится штатным преподавателем в Строгановском училище. На Всемирной выставке в Париже 1900 года Шехтель был награжден серебряной медалью.

В 1901 году он подал прошение на звание академика в Императорскую Академию художеств, и после участия в Международной выставке в Глазго постройкой российских павильонов Центрального, Сельскохозяйственного, Лесной промышленности и Горного дела в «неорусском» стиле, стал академиком архитектуры. Продолжением темы «неорусского стиля» стал построенный в 1902 году Ярославский вокзал в Москве.

В 1908 году Федор Шехтель строит дом для Торгового дома И.М.Гальперина на Пятницкой улице. В 1909 году он возводит на Большой Садовой улице особняк с флигелем-мастерской для своей семьи.

В конце 1900-х начале 1910-х годов лучшими работами Шехтеля считаются особняки Морозовой на Спиридоновке, Рябушинского, Дорожинской в Кропоткинском переулке, безвозмездная реконструкция Московского Художественного театра в Камергерском переулке.

В 1915 году Франц-Альберт Шехтель перешел в православие из католичества и принял имя - Федор.

Революция 1917 года принесла архитектору крушение всего уклада жизни, несмотря на его искреннюю поддержку новшеств. Его дом на Большой Садовой был национализирован, зодчий вместе с семьей скитался по квартирам. При этом Федор Шетель был назначаем на громко звучащие должности: в 1920 году - глава Художественно-производственную комиссию Научно-технического отдела Высшего Совета народного хозяйства (ХПК НТО ВСНХ), председатель Архитектурно – технического совета Главного комитета государственных сооружений (1921-1923), председатель художественно-технической комиссии при НТО ВСНХ, преподавал во ВХУТЕМАСе, был членом и председателем разных конкурсов.

Федор Шехтель продолжал создавать новые проекты – Болшевского оптического завода в 1920 Мавзолея Ленина в 1924 году, Днепрогэса в 1925 году – они все были не приняты. Единственная постройка этого времени – павильон Туркестана на Всероссийской сельскохозяйственной выставке в Нескучном саду.

Последние годы великого архитектора были полны лишений - ему по ходатайству А.В.Луначарского назначили пенсию в 75 рублей, которой не хватало на жизнь. Он жил в коммуналке у больной туберкулезом дочери Веры в нищете, голодал, распродавал предметы искусства – в 1925 году его здоровье резко ухудшилось, зодчий слег, и, не поднимаясь с постели, Федор Шехтель умер 7 июля 1926 года.

Федор Осипович Шехтель похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или
1

Церковь Иоанна Предтечи, что под Бором, с домом причта

Пятницкая ул., 4/2 строение 8

На чётной стороне Пятницкой улицы видна главная вертикальная доминанта начала – колокольня храма Усекновения Главы Иоанна Предтечи, что под Бором. К ней примыкает небольшой трехэтажный дом XIX века – дом причта храма Иоанна Предтечи. В доме причта проживали дьяконы, чтецы, пономари, псаломщики и другие служители церкви.

3.3
2

Дом меховщика Гальперина

Пятницкая ул., 13/21

Дом № 13 по Пятницкой улице построен в стиле модерн с элементами готики. Построено здание по заказу Ильи Марковича Гальперина, меховщика-миллионщика в 1908-1909 годах известным архитектором Фёдором Шехтелем. Заказчик планировал разместить в цокольном этаже здания меховой салон, именно поэтому центральный вход в дом окружен двумя огромными витринными окнами. Кроме того, в доме располагался  магазин галантерейных товаров Николая Алексеевича Крестовникова, состоявшего гласным Московской городской Думы и являвшегося выборным московского купеческого сословия.

3.02
3

Дом Аршиновых

ул. Большая Ордынка, 32

Большая Ордынка – главная и древнейшая артерия Замоскворечья, начинающаяся от Водоотводного канала и идущая прямо к Садовому кольцу. Именно здесь спрятан небольшой особняк, чья история уходит в начало XX века. Дом № 32 по Большой Ордынке принадлежал купеческой фамилии Аршиновых.

3.52
4

Церковь с колокольней во имя усекновения главы Иоанна Предтечи, что под Бором

Пятницкая ул., 4/2, строение 8

Величественная колокольня церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи, что под Бором, формирует панораму центральной части Пятницкой улицы и доминирует над этой частью Замоскворечья. Здание имеет три яруса. Колонны нижнего яруса дорические, средний ярус оформлен ионическими, а в оформлении верхнего применены колонны самого пышного, коринфского ордера. В двух нижних ярусах – торжественные фронтоны, а третий ярус завершается башенкой с высоким шпилем.

3.33
5

Ярославский вокзал

Комсомольская пл., 5

Идея прокладки стальной магистрали в сторону Ярославля во многом принадлежала профессору математики МГУ Федору Чижову, будущему крупному теоретику промышленно-торгового развития России. К строительству "первой русской" (т.е. без участия иностранного капитала) частной железной дороги от Москвы до Сергиева Посада он привлек группу московских купцов. Активным его помощником стал состоятельный и деятельный купец Иван Федорович Мамонтов, отец будущего известного мецената Саввы Мамонтова.

3.58
6

"Боярский двор"

Старая площадь, д. 8

«Боярский двор» стал одним из интересных произведений архитектора, за него он был удостоен звания академика архитектуры.

4.37
7

Особняк З.Г.Морозовой

Спиридоновка ул., д.17

Бизнесмены и меценаты, художники и архитекторы, дипломаты и президенты: в одном доме – в разное время.

3.62
8

Торговый дом Московского купеческого общества

Малый Черкасский пер., дом 2

Одно из лучших конторских зданий, построенных в стилистике рационального модерна, украшает площадь с 1911 года.

3
9

Здание МХТ

Камергерский переулок, д. 3

По рисункам Шехтеля отделали интерьеры и все убранство - вплоть до занавеса и надписей.

3.56
10

Дом фарфора

Мясницкая ул., д.8/2

«Дом фарфора» и сейчас, как во времена М.С. Кузнецова, привлекает пешеходов сервизами в витринах.

3.66
11

Банк Товарищества П.М.Рябушинского

Биржевая пл., д.1

Это первый «купеческий амбар», соединяющий в себе банк и торговый дом.

3.48
12

Торговый дом Аршинова

Старопанский переулок, д. 5

Один из ранних образцов московского модерна. И самое первое офисное здание в этом стиле.

3.37
13

Ваганьковское кладбище

Сергея Макеева ул., д. 15

Этот некрополь – один из самых известных в столице.

5
14

Доходный дом Строгановского училища

Ул. Мясницкая, д. 24

Рациональный и одновременно вдохновенный проект Шехтеля, связанный с именами С. Образцова, Р. Симонова, И. Рерберга, «родина» ГОЭРЛО.

3.52
15

Дом жилой, сер. XVIII, XIX в., 1-я треть ХХ в.

Ул. Большая Дмитровка, д. 15а, стр. 1

Почти все общественные организации Москвы, у которых не было своего помещения, когда-то получали приют именно здесь.

3.62
16

Особняк Ивана Морозова

Леонтьевский пер., д. 10

Этот дом – памятник творчества трех знаменитых архитекторов: Каминского, Шехтеля и Эрихсона

5
17

Дом кооператива "Жиркость"

Ул. Петровка, д. 22

Граненая башня здания треста «Жиркость» появилась на углу Рахмановского переулка и Петровки в 1928 г.

3.4
18

Сберегательная касса

Ул. Петровка, д. 24

Монументальный дом с угловым полукруглым портиком напоминает о массивных древнегреческих храмах.

4.5
19

Скоропечатня Левенсона

Трехпрудный пер., д. 9

«Скоропечатня А.А. Левенсона» стала первой типографией, построенной в новом тогда стиле модерн.

3.64
20

Особняк С.П. фон Дервиза

Хоромный туп., д. 4, стр. 1

За высоким и глухим забором скрывается один из самых красивых особняков Москвы — дом Сергея Павловича фон Дервиза

3.51
21

Дом купцов Кузнецовых

Проспект Мира, д. 41, стр. 1

При М.С. Кузнецове фарфоровая империя Кузнецовых достигла наивысшего расцвета — он расширил и приумножил фамильное дело, сосредоточив в своих руках почти все фарфоро-фаянсовое производство России.

3.45
22

Доходный дом А.И. Шамшина

Ул. Знаменка, д. 8/13, стр. 1

Этот высокий доходный дом оформляет угол ул. Знаменки и Староваганьковского переулка

3.35
23

Городская усадьба Протасовых – Малич

Садовая-Самотечная ул., дом 6, стр. 1

Одна из малоизвестных работ сразу двух замечательных московских зодчих: Франца Осиповича Шехтеля и Густава Августовича Гельриха.

3.27
24

Усадьба А. В. Морозова

Подсосенский пер., д 21

В этой необычной усадьбе живут дракон и… гном.

3.4
25

Кинотеатр "Художественный"

Арбатская площадь, д.14, стр. 1

Кинотеатр "Художественный" был открыт на Арбатской площади 10 ноября 1909 года.

3.25
26

Церковь Трифона в Напрудном

Ул. Трифоновская, д. 38, стр. 1

Маленькая церковь словно потерялась в окружении многоэтажных зданий. Неудивительно, что местные жители называют её «часовней».

3.48