ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

А.А. Бахрушин

3.16
Бахрушин
Алексей Александрович Бахрушин (31 января (12 февраля) 1865 года, Москва – 7 июня 1929 года Апрелевка, Московская область) – потомственный почетный гражданин Москвы, купец, промышленник, гласный Московской Городской Думы, почетный член Императорской Академии Наук, основатель первого театрального музея в России, носящего его имя, меценат.
Алексей Александрович Бахрушин родился в семье купца Александра Алексеевича Бахрушина, совладельца Товарищества кожевенной и суконных мануфактур Алексея Бахрушина сыновей в Москве.  
Дед Алексея Александровича Алексей Федорович Бахрушин приехал в Москву из Зарайска в 1821 году. Один из сыновей всю дорогу ехал в корзинке из-под кур. В Москве старший Бахрушин организовал кожевенное производство. Со временем семья стала заниматься еще и суконным и ткацким производствами. 

Семья Бахрушиных была известна не только большим и современным производством, умением вести дела, но и любовью к благотворительности. Братья построили больницу,  родильный дом, дом презрения для неизлечимо больных, дом с бесплатными квартирами для вдов и учащихся девушек и колонию для беспризорников.  Семейными чертами Бахрушиных были патриотизм, скромность, громадная энергия и целеустремленность.
  
Мать Алексея Александровича, Елена Михайлова Бахрушина, в девичестве Постникова, была тоже из купеческой семьи. Она любила театр и музыку. Елена Михайловна часто посещала Большой и Малый театры, и, чтобы не было скучно,  брала с собой детей. Маленький Алеша выезжал с матерью в театры с шести лет. Из этих поездок и выросла его любовь к искусству Мельпомены. 

В 1876-1879 годах Алексей Александрович учился в гимназии Креймана (ул. Петровка 25). Учился он вместе с братьями. Впоследствии он рассказывал сыну о проделках и шалостях, которыми он и его товарищи донимали учителей и задирали друг друга. При этом признавался, что были дураками, и сейчас он бы так не поступил. Из 7 класса гимназии А.А. Бахрушин ушел.

В 1888 году Алексей Александрович Бахрушин начал работать на семейном предприятии.  До пяти часов дня он был на производстве, а вечером чаще всего посещал театр. Он любил оперу, балет и особенно постановки Малого театра.  Он  участвовал в любительских спектаклях. 
К созданию музея Алексея Александровича подтолкнуло пари, заключенное с неким молодым человеком по фамилии Куприянов. Этот молодой человек собирал афиши, программки и фотокарточки актеров, а затем хвастался ими перед товарищами. Алексей Александрович раздражался, когда слышал такое пустое бахвальство, и поспорил, что он в течение месяца соберет коллекцию ничуть не хуже. Так и получилось. Он выиграл пари. Но при этом он нашел свое призвание и дело всей жизни. Эти первые находки положили начало будущему первому литературно-театральному музею в России. 

Алексей Александрович Бахрушин собирал все, что имело отношение к театру: программки, афиши, фотокарточки, сценические костюмы, маски, автографы, письма, портреты, личные вещи актеров, подарки зрителей и многое другое.  Будущие экспонаты музея он находил в лавках антикваров, у старьевщиков, многое приносили сами актеры, что-то удавалось выкупить у родственников. Он неоднократно ездил в Европу и находил там интересные экспонаты для своего музея (например, коллекцию итальянских масок, редкие музыкальные инструменты). 
30 мая 1894 года   Алексей Александрович впервые показал свою коллекцию самым близким друзьям.
 
29 октября 1894 года музей был открыт для театральной общественности г. Москвы.

Большую помощь в создании и ведении музейных дел оказывала верная помощница Алексея Александровича Вера Васильевна Носова. Они поженились 17 апреля1895 году спустя несколько месяцев после знакомства. Предложение руки и сердца для Веры Васильевны было очень неожиданным.  Жених ей  сначала не понравился. Но все вокруг советовали ей принять это предложение и говорили о будущем женихе исключительно хорошее. Вера Васильевна, подумав, согласилась. Их брак оказался счастливым. Она полюбила мужа и его увлечение и во всем помогала ему. У них родилось трое детей. Старший сын, Юрий Алексеевич Бахрушин, пошел по стопам отца и стал очень известным историком русского балета и театральным критиком. Его труд “История русского балета” является классическим учебником по данной теме.
Сам музей сначала помещался в подвале дома Бахрушина на Лужнецкой набережной (ныне улица Бахрушина д. 31/12).  Дом был построен архитектором К. К. Гиппиус в 1896 году. Но экспонатов становилось так много, что не только полуподвал, но и жилые помещения превратились в музейные залы. Сын А.А. Бахрушина Юрий Алексеевич вспоминал, что вскоре и коридор, и буфетная, и детские были заняты экспонатами музея. В 1913 году дед коллекционера отдал ему соседний дом, но и он скоро был заполонен театральными сокровищами. 

Помимо музейной деятельности Алексей Александрович активно участвовал в общественной жизни Москвы.

В 1900 году Алексей Александрович был избран гласным Московской Городской Думы. К этой должности он относился очень серьезно и стремился всеми силами творить добро на благо родного города и  его жителей. 

В 1901 году Московская Городская Дума приняла решение построить десять народных театров на окраинах города. Первым таким театром стал Введенский народный дом, построенный в 1902 году на Площади Журавлева.  С 1906 года его бессменным попечителем был Алексей Александрович Бахрушин.

Кроме этого, Алексей Александрович Бахрушин заведовал театральным бюро Всероссийского театрального общества, был постоянным членом ряда научных обществ, заседал в комиссиях и комитетах по сооружению памятников, организации музее и выставок.

В ноябре 1910 года именно ему было поручено представлять Московскую Городскую Думу на похоронах Льва Толстого. 
Коллекция музея разрасталась. Все больше посетителей приходило посмотреть на интересные экспонаты. Актеры с удовольствием жертвовали свои вещи для музея, прекрасно понимая, что так сохраняют историю и память о себе и русском театре. Алексей Александрович придумал организовывать временные витрины, в которых размещал экспонаты, относившиеся к ожидаемым гостям-актерам. При этом приговаривал, что именно о нынешнем посетителе собрать много материалов не удалось, а вот о его коллегах рассказывают намного больше вещей. Будучи уязвленным, гость через некоторое время присылал свои личные вещи в дар музею. 

Ради музея Алексей Александрович был готов на все. Особенно этому проявилось, когда он обратился к Московской Городской Думе с предложением передать музей в собственность города. Но при этом он просил соблюсти два условия: музей должен быть открытым для всех и бесплатным.  Городские депутаты отказались, сославшись на то, что уже намучились с даром Третьяковых. 

В 1909 году Алексей Александрович был избран в состав комитета по постройке Пушкинского дома при Академии наук. На первых же заседаниях академики очень заинтересовались идеей А.А. Бахрушина передать музей государству. Их даже не остановило, что Алексей Александрович настаивал, что музей должен остаться в Москве. При большой поддержке ряда академиков и великого князя Константина Константиновича Романова соглашение о передаче музея Академии Наук было достигнуто. 

25 ноября 1913 года музей был передан Академии. Алексей Александрович стал почетным пожизненным попечителем музея.
 Когда великий князь поинтересовался у Алексея Александровича, что он хочет взамен за передачу музея, то Алексей Александрович ответил, что он передает музей не для того, чтобы что-то получить, а чтобы сохранить  музей.  Ответ великому князю понравился. 

В качестве благодарности от государства А.А. Бахрушина был предоставлена аудиенция у императора Николая II.  А чуть позже Алексею Александровичу был пожалован  Бахрушин орден Святого Владимира 4-й степени. Это был своеобразный подарок великого князя основателю музея. 

После революции 1917 года Алексей Александрович остался в России. Его чувство долга перед Родиной не давало ему морального права уехать заграницу. Первые два года после революции были особенно сложными для музея и его владельца. Музей неоднократно пытались разворовать, доказывая, что сам музей и его попечитель классово чужды новому государству. Но А.А. Бахрушин сумел доказать необходимость существования музея. 

1 февраля 1919 года музей перешел в состав учреждений Наркомпроса, а Алексей Александрович был назначен его директором.

Несмотря на трудные и голодные годы, в музее продолжалась собирательская, научная и экскурсионная деятельность. Алексей Александрович Бахрушин находил возможности для пополнения коллекции. 

В 1924 году было отмечено 30-летие музея по инициативе Государственной Академии Художественных Наук.  Но нападки на музей  и обвинения его в ненужности рабочим и крестьянам продолжались. До конца своей жизни Алексей Александрович боролся за сохранение музея.

Алексей Александрович Бахрушин умер 7 июня 1929 года в деревне Апрелевка Московской области и был похоронен на Ваганьковском кладбище.  
 
Но дело всей его жизни – Литературно-театральный музей им. А.А. Бахрушина (переименованный впоследствии в Театральный музей им. А.А. Бахрушина) -  живет и сегодня.
 
Сейчас в собрании музея находится более 1,5 миллиона экспонатов. В музее работают 245 сотрудников. Кроме главного издания, у музея есть 10 филиалов. В 2014 году открылось постоянное представительство музея в г. Ульяновске. Планируется открытие музея в г. Зарайске, на родине предков А.А. Бахрушина. 

Именно благодаря своей энергии, энтузиазму, преданности делу музея Алексею Александровичу удалось не только сохранить музей, но и передать нам, его потомкам, удивительную и уникальную коллекцию, которая рассказывает нам историю русского и зарубежного театрального искусства и историю жизни актеров, посвятивших свою жизнь театру и нам, зрителям.
Чтобы оставить комментарий вам необходимо или
1

Музей им. А.А. Бахрушина

Ул. Бахрушина, д. 31/12

Стартом для нового увлечения стал спор с купцом Купреяновым: кто из них за год сможет собрать больше предметов, имеющих отношение к истории русского театра

3.3
2

Дом А.А. Бахрушина

Ул. Кожевническая, д. 8/4, стр. 1

В семье Бахрушиных бытовала легенда, что когда-то на месте их дома находился загородный охотничий замок Потемкина

3.1