ENG

Триумфальная площадь

+ -

Первые Триумфальные ворота через Земляной город на Тверской дороге были сооружены по случаю победы в Полтавской битве в 1709 году. Они были временными. Когда столицей стал Санкт-Петербург, из него по Тверской дороге в Москву на коронование стали приезжать будущие правители земли русской. И на границе Москвы их торжественно встречали у нарядных ворот. Имя – «Триумфальная» - площадь получила после того, как на ней в 1722 году установили «врата Триумфальные на вход… отца Отечества Петра Великого с торжеством оконченной войны…» За всю свою историю Триумфальные ворота много раз «поновлялись» и перестраивались.

В конце XVIII века на 12 площадках города было решено построить торговые площади. В их число попал и район Триумфальных ворот. Сюда стали привозить для продажи уголь, дрова и сено. Однако в то время площадь не была широкой и открытой: она была еще заостренной. В 1805 году земляной вал по обе стороны Тверской улицы был срыт, а ров - засыпан. Свободная площадь уже как бы сформировалась, но ворота еще украшали ее. После победы над Наполеоном «новые» Триумфальные ворота были построены чуть дальше от центра, у Тверской заставы (сейчас площадь Тверская Застава, где расположен Белорусский вокзал).

Площадь чуть-чуть изменила имя - стала называться площадью Старых Триумфальных ворот. Торговая сеть Москвы в те годы была очень насыщенной и дифференцированной. Она снабжала товарами не только Белокаменную, но и другие города. В установленные базарные дни на площадь Старых Триумфальных ворот, на рынок, привозили камень для мощения улиц. Здесь встречались мостники из больших и малых поселений России. Но к концу XIX века этот рынок стал постепенно отмирать. Посредине Старо-Триумфальной в XIX, да и в XX веке стояла водоразборная будка, так как окрестные строения водопровода не имели. После многих усилий будку закрыли и прилегающую площадь превратили в затейливый цветник. Именно с этого момента рыночная площадь начала свое удивительное превращение в площадь театральную.

В 1902 ловкий и предприимчивый антрепренер француз Шарль Омон купил солидное здание на углу Тверской и Садовой и поручил специалистам переделать его под постоянный театр. После Омона это здание в афишах числилось театром «Буфф» А.Э. Блюменталь-Тамарина (1906-1909 гг.), а затем театром «Зон» по фамилии антрепренера И.С. Зона (1912-1918) - все это были труппы легкого жанра. После революции, в 1918 году, частные театры национализировали и вскоре их передали в ведение Наркомата просвещения, где был создан театральный отдел. Всемогущим заведующим ТЭО стал Всеволод Мейерхольд. Он-то и создал на базе бывшего роскошного «Омона» свой театр с революционным репертуаром. Это был ставший вскоре широко известным «ГосТИМ» - Государственный театр имени Мейерхольда. Случай даже для тех дней не частый: при жизни режиссера театр стал сразу носить его имя! В ГосТИМе часто бывал Владимир Маяковский - здесь ставили его пьесы: один «Клоп» чего стоил, гремел на всю страну. Театр Мейерхольда ставил здесь свои спектакли, до 1933 года, когда был закрыт из-за реконструкции здания и вообще площади Маяковского.
Изначально все работы по реконструкции площади были поручены правительством известному архитектору А.В. Щусеву. Здание театра, по замыслу зодчего, должно было иметь громадную угловую башню с завершающей скульптурой Маяковского.


Но труппу Мейерхольда вскоре распустили, сам он был арестован. И архитектор Чечулин был вынужден срочно переделывать проект под иной зал, а Щусев свое имя с проекта снял. После непростой достройки, осенью 1940 года здесь открылся Государственный концертный зал имени Чайковского.

Стена к стене, рядом с театром Омона – Буфф - Зона - Мейерхольда, в 1910 году братья Никитины приступили к постройке просторного современного по тем меркам циркового здания, которое стало весьма популярным в Москве. Цирк на Руси любили издавна, и проблема пустого зала у Никитиных не стояла.

В 1919 году здесь открылся «2-й Госцирк», который еще несколько лет служил по своему прямому назначению. Затем наступила череда переделок-перестроек (1926-1936 годов), после которых здесь уже размещается известный Мюзик-холл. До 1960-х здесь «квартировалось» несколько театральных коллективов. В 1965 году было решено здание капитально отремонтировать. И с осени 1965 года спектаклем «Клоп» здесь начинает свою жизнь Театр Сатиры - и по сей день сцена принадлежит этому театру.

Если перейти Триумфальную площадь, то окажешься на месте, где еще чуть менее 30 лет назад перед гостиницей «Пекин» стояло весьма любопытное здание. В солидном трехэтажном доме Гладищева, по старому адресу Садовая, 1/29, с 1910 по 1922 год располагался популярный у состоятельных москвичей театр-варьете и ресторан «Альказар» (кабинеты, буфет, вина лучших марок). Вскоре после революции варьете закрыли, «превосходную кухню до четырех часов утра» упразднили, и какое-то время стены пустовали. Затем там последовательно работали Театр эстрады, Театр сатиры. С 1961 и по 1974 год в этом здании находилась Студия молодых актеров. Труппу, состоявшую в основном из выпускников школы-студии МХАТ, организовал и возглавил энергичный Олег Ефремов (вообще-то студия жила с 1956 г., но без помещения). Студийцы, как свое знамя, тогда поставили прекрасную пьесу Виктора Розова «Вечно живые». Так состоялось рождение театра «Современник». В 1974 году «Современник» переехал на Чистые пруды, а старое, заслуженное здание сломали, разобрали по камушку и место затем заасфальтировали. При его разборке многие театралы даже брали по старинному кирпичику на память!

На этой же стороне Триумфальной площади после исчезновения «Современника», буквально в десятке метров, осталось еще одно памятное зрительское место. Правда, это не театр, а кинотеатр. Родоначальник отечественного кино А.А. Ханжонков в 1913 году построил здесь первый большой столичный кинотеатр.

Здание старого кинотеатра в 1956 году встроено в громоздкое административное ГлавАПУ так, что сразу и не сообразишь, что перед тобой редкостная старина.
Совсем рядом, на углу Оружейного переулка и бывшей улицы Горького, у левого фасада ресторана «София», когда-то стоял Центральный театр кукол Сергея Образцова.

Рассказывая о Триумфальной площади нельзя не упомянуть еще об одном «театре». У него не было крыши и стен, у его входа не вывешивались афиши, но все-таки это место было, пожалуй, главной литературной сценой столицы многие годы. 19 июля 1958 г. на площади был открыт памятник В.В.Маяковскому. После того, как закончилась официальная часть торжеств, включавшая в себя и «литературный концерт» с участием известных советских поэтов, чтение стихов Маяковского (и своих собственных) «в неофициальном порядке» продолжила собравшаяся на площади молодежь. Спонтанно возникший поэтический вечер на открытом воздухе понравился его участникам, и подобные встречи у памятника Маяковскому стали регулярными. Сходки на площади Маяковского быстро приобрели характер литературной фронды — в силу того единственного обстоятельства, что они не были санкционированы ни комсомольскими, ни партийными органами, а стихи, которые читали их участники, не подвергались никакой предварительной цензуре. «У Маяка» читали свои произведения Роберт Рождественский, Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский и многие другие…

  • 1
    Станция метро «Маяковская»

    Станция метро «Маяковская»

    1938 год Арх. А. Душкин Станция-эксперимент: глубокого заложения, с применением опыта авиастроения. Станция-шедевр: Гран-При на Всемирной выставке в Нью-Йорке. Станция-история: бомбоубежище и «трибуна» И.В. Сталина.

    Выйдя из метро (на платформе выход в сторону театра Сатиры) поверните налево, в этом же здании Концертный зал.
  • 2
    Концертный зал им. Чайковского

    Концертный зал им. Чайковского

    Концертный зал Московской филармонии открылся здесь в 1940 году. В проектировании здания принимали участие А. Щусев и Д. Чечулин.

    Пройдите к соседнему зданию слева со стороны Большой Садовой улицы.
  • 3
    Театр Сатиры

    Театр Сатиры

    Арх. Б.М. Нилус совместно с А.М. Гуржиенко. Первоначально построенное в 1911 году, как цирк братьев Никитиных здание стало прототипом варьете, в котором давал представление Воланд. Сегодня здесь размещается один из известнейших московских театров – Театр Сатиры.

    Перейдите Триумфальную площадь, подойдите к дому 5 на Большой Садовой.
  • 4
    Гостиница Пекин

    Гостиница Пекин

    1958 г. Гостиница, построенная по проекту архитектора Д. Н. Чечулина, была символом дружбы между СССР и Китаем.

    Прогулка окончена.
Татьяна Воронцова
Автор статьи
Чтобы оставить комментарий вам необходимо или
Интересное рядом
Дома
Гимназия им. С.А. и К.В. Капцовых

Гимназия им. С.А. и К.В. Капцовых

Леонтьевский переулок, дом 19/2, стр. 1

Это удивительно красивое здание в скандинавском стиле имеет очень богатую историю.

Рейтинг: 5
Дома
Никольская церковь у Тверской заставы

Никольская церковь у Тверской заставы

Бутырский вал ул., д. 8/3, стр. 1

Старообрядческий храм строился в условиях войны и революции, а освящен был уже в советские годы.

Рейтинг: 3.77
Музеи
Дом-музей А.П. Чехова

Дом-музей А.П. Чехова

25 апреля 1912 года при библиотеке Румянцевского музея отрылась Чеховская комната. Это небольшая экспозиция стала первым московским музеем Чехова. На протяжении десятилетий велась научная и экспозиционная работа, собрание пополнялось, однако в Москве не было отдельного музейного помещения. В 1934 году часть коллекции была передана в фонды Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля (Государственного литературного музея). По своему размеру и важности собрание ГМИРЛИ имени В. И. Даля занимает второе место в мире после коллекции Дома-музея А. П. Чехова в Ялте. С 1954 года отдел ГМИРЛИ имени В. И. Даля на Садовой-Кудринской стал носить имя «Дом-музей А. П. Чехова».

Здесь Антон Павлович Чехов прожил 4 года, с 27 августа 1886 год до своего отъезда на Сахалин. В стенах «дома-комода» писатель не только создал свои известные произведения (более 100 рассказов, пьесы «Иванов», «Леший» и другие), но ежедневно с 12:00 до 15:00 принимал пациентов. Часто в доме Чеховых бывали и гости – известные литераторы, художники, музыканты и артисты. Посетители музея могут увидеть подлинные предметы, принадлежавшие писателю и его семье: мебель, в том числе письменный стол, редкие фотоснимки, театральные афиши, прижизненные издания Чехова. Обстановка дома было бережно восстановлено по рисункам и воспоминаниям брата и сестры писателя.

В музее проходят литературные вечера, встречи с писателями, концерты классической музыка, научные заседания, спектакли музейного «Театра чеховской комедии», интерактивные занятия для детей, лекции и экскурсии для посетителей разных возрастных групп.


https://www.facebook.com/literaturemuseum

https://vk.com/goslitmuz

https://twitter.com/goslitmuz

https://www.instagram.com/literarymuseum/

https://www.youtube.com/channel/UCXHtjdH9V03e2Z5H9IFxVUg


(Нет голосов)
Дома
Городская усадьба А.Зерщикова

Городская усадьба А.Зерщикова

Гранатный пер., д. 24/4, стр. 1, 2

Жилые дома на углу Вспольного и Гранатного переулков, выстроенные по проекту архитектора В.Г.Залесского, составляли единый архитектурный ансамбль в стиле неоклассицизма.

(Нет голосов)
Дома
Церковь Пимена в Новых Воротниках

Церковь Пимена в Новых Воротниках

Нововоротниковский пер., дом 3, стр. 1

В 1927 -1932 годах регентом церковного хора был будущий патриарх Московский и всея Руси Пимен.

Рейтинг: 5
Дома
Дом князя Гагарина

Дом князя Гагарина

Садовая-Кудринская ул., д. 15, стр. 3А

Разные хозяева были у владения, но почти все они хотели устроить здесь детскую больницу – что до сих пор не поменялось.

Рейтинг: 3.66
Дома
Пока нет
изображения

Комплекс доходных домов, нач. XX в., архитектор К.Л. Розенкампф (в основе - городская усадьба 2-й пол. XVIII-XIX вв.)

Дмитровка М. ул., д. 3, Настасьинский пер., д. 8, стр. 1

Комплекс доходных домов в начале левой стороны Малой Дмитровки –
интересный пример развития градостроительной системы Москвы в начале
ХХ в.

(Нет голосов)
Дома
Дом купца Шерупенкова

Дом купца Шерупенкова

Лесная ул. д.1/2

Можно сказать, что это один из самых известных домов в городе рубежа 19-20 веков. Он славен не своей архитектурой или архитектором, хотя башенка на одном из его углов и выделяет его среди соседей. Не  своими жильцами, не владельцами и даже не организациями, в нем размещавшимися.

(Нет голосов)
Дома
Бывшая усадьба Римского-Корсакова

Бывшая усадьба Римского-Корсакова

Тверской бул., д. 26

Про этот дом хотелось бы написать: «Существующий ансамбль дома 26 по Тверскому бульвару сложился в начале XIX века на месте прежней усадьбы, построенной на основе палат и служб, возникших во второй половине ХVII века…» Но, к сожалению, существующий ансамбль – это лишь воспроизведение безжалостно разрушенной в 2000 х годах усадьбы И.Н. Римского-Корсакова.

Рейтинг: 3.4
Памятники
Памятник Н.Ф. Филатову

Памятник Н.Ф. Филатову

Садовая-Кудринская ул., д. 15

(Нет голосов)
Дома
Тверской бульвар

Тверской бульвар

Тверской бульвар

Тверской бульвар в Москве является одним из ключевых бульваров Бульварного кольца, расположенного в Центральном округе столице России. Бульварное кольцо Москвы, один из самых часто выбираемых экскурсионных маршрутов Москвы, который неизменно привлекает внимание российских и иностранных туристов.

Рейтинг: 3.54
Маршруты
По Тверскому бульвару

По Тверскому бульвару

Тверской бульвар в Москве является одним из ключевых бульваров Бульварного кольца, а следовательно, одним из самых часто выбираемых экскурсионных маршрутов Москвы, который неизменно привлекает внимание российских и иностранных туристов. Прогуляемся по нему и мы.

Рейтинг: 3.48