Введение
«Поэзия — это то, что теряется в переводе», - утверждал американский поэт Роберт Фрост. Андрей Вознесенский (1933-2010) доказал обратное. Советский поэт-интеллектуал, в 1960-е годы собиравший стадионы и объехавший весь мир со своими стихами, стал настоящей, мировой знаменитостью. Он дружил с поэтом-битником Алленом Гинзбергом и драматургом Артуром Миллером, был знаком с Мэрилин Монро и Жаклин Кеннеди. Среди почитателей его таланта был и Роберт Кеннеди. Пабло Пикассо восторгался страстным стихотворением Вознесенского «Я, Гойя». Жан-Поль Сартр во время своего визита в Москву посетил библиотеку имени Пушкина, где проходило бурное обсуждение новой книги Вознесенского, а после побывал на вечере в Лужниках, на котором - перед 14-тысячной аудиторией - выступали Ахмадулина, Вознесенский и Слуцкий. «Наверное, поэзия – это то, во что обратилась молитва русского человека», - заявил потрясенный увиденным автор романа «Тошнота». Французский философ-экзистенциалист по-своему был прав.
На стихи Вознесенского написано множество песен, ставших хитами, в том числе "Миллион алых роз", "Начни сначала", "Плачет девочка в автомате". Однако слава так и не вскружила голову создателю «Антимиров». Вознесенский 46 лет прожил в браке с прозаиком Зоей Богуславской, которой посвятил свою самую сокровенную поэму «Оза».
Вознесенский, архитектор по образованию, всегда тонко чувствовал не только пульс времени, но и содержание формы, метафизику пространства.
«Живите не в пространстве, а во времени,
минутные деревья вам доверены,
владейте не лесами, а часами,
живите под минутными домами,
и плечи вместо соболя кому-то
закутайте в бесценную минуту…»
С присущей ему врожденной скромностью, Вознесенский утверждал, что занимается «биологией стиха». Поэт-архитектор, поэт-философ, поэт-ученый, он оставил после себя не только километры лирических стихов, но и сумел сделать так, чтобы его «личная» поэзия стала частью общечеловеческой души.
Отзывы