ENG

Не забудьте про мобильные приложения.

Аэропорт: Петровский путевой дворец

Первое упоминание об этой местности известно с XV века. Тогда эти земли были владениями Высокопетровского монастыря.
3.3
13 домов 1 час 30 минут 6,3 км
Гид района
Маршруты по районам от Департамента культурного наследия города Москвы.
+ -

Заселение же территорий началось лишь в 17 веке, когда в этой местности появилось село Петровское-Зыково. На исходе 19 века большинство дач, которые существовали здесь к тому времени, выкупили представители купечества, и здесь появились многие знаменитые рестораны.

В 1910 году на Ходынском поле был основан Центральный аэродром, с которого совершали полеты такие известные летчики как П.Н. Нестеров, С.И. Уточкин и В.П. Чкалов. Территория района Аэропорт начала застраиваться в 30-е годы 20-го столетия. В связи с тем, что в 1928 году здесь был построен первый советский стадион Динамо, район должен был стать спортивным городком. В ноябре 1931 года здесь открыли первый в СССР аэровокзал. Последний самолет взлетел с полосы Центрального аэродрома в 2003 году.

Увлекательная прогулка по району Аэропорт начинается железнодорожной станции Подмосковная. Уже здесь мы можем познакомиться с первым достопримечательным местом – Комплекс станции «Подмосковная» и Паровозное депо. Изящные деревянные и краснокирпичные строения комплекса станции «Подмосковная» были возведены в 1901 году в ходе масштабного проекта по строительству Московско-Виндавской железной дороги. Практически все здания построены архитектором Юрием Дидериксом. До открытия Виндавского (Рижского) вокзала «Подмосковная» служила главной товарной и пассажирской станцией на пути из Москвы в Виндаву (современный Вентспилс), а затем и в Ригу.

Почти полвека, до 1945 года, когда была открыта платформа Красный Балтиец, Подмосковная обслуживала и товарные, и пассажирские поезда. Подмосковная - станция уникальная, почти все остальные станции рижского направления были уничтожены во время бомбежек в Великую Отечественную войну, и после восстанавливались уже по характерным типовым проектам 50-х годов. На станции сохранилось деревянное здание вокзала, именно он выполнял функции московского вокзала с июля до сентября 1901 года, пока не открылся Рижский вокзал. В 2018 году комплекс станции Подмосковная стал лауреатом конкурса Правительства Москвы "Московская реставрация".

Затем пройдем до 2-го Амбулаторного проезда и повернем направо. Свернем на 3-1 Балтийский переулок, потом пройдем немного направо по Часовой улице и по Головановскому переулку дойдем до станции метро Сокол. Стоит отметить, что все три станции Замоскворецкой линии метро, которые находятся на территории района Аэропорт, являются выявленными объектами культурного наследия.

Ст. Сокол была открыта 11 сентября 1938 г. (только с Восточным вестибюлем) и на тот момент являлась конечной станцией Горьковско-Замоскворецкой линии. Станция получила свое название от расположенного неподалеку поселка Сокол. Конструкция, использованная при постройке станции, не характерна для московского метро. Это колонная двухпролетная станция мелкого заложения (10 м.). Интересная деталь: раньше освещение станции происходило только за счет световых колец-рефлекторов, которые расположены под куполами и скрыты кусками прозрачного оникса. Так достигалось равномерное освещение станционного зала. Позже были установлены дополнительные прожекторы. В годы Великой Отечественной войны эта станция метро служила бомбоубежищем.

Ст. Аэропорт была построена также во вторую очередь строительства. Название «Аэропорт» станция получила в связи с тем, что недалеко от нее находился «Центральный аэродром им. Фрунзе» с первым в СССР аэровокзалом. «Аэропорт» стал первой односводчатой станцией московского метро, построенной открытым способом, что стало возможной благодаря небольшой глубине заложения — всего 8,6 метров. В оформлении станции заметно сильное влияние ар-деко. Тема советской авиации стала основой при проектировании станции. Архитекторы Б. Виленский и В. Ершов (при участии Т. Вайнера и В. Сдобнова) решили сложную задачу — придать монолитному железобетону, из которого сооружен свод, воздушность и динамику. Через свод проходят веерообразные рельефные полосы, напоминающие стропы парашюта. Они пересекаются друг с другом под острым углом, что придает станции особую динамику и легкость. Эти «стропы», пересекаясь, образуют ромбовидные ячейки, в некоторые из которых встроены вентиляционные чугунные решетки с буквой «М» из желтого металла.

Ст. Динамо открыта 11 сентября 1938 г. в составе второй очереди метро. Свое название она получила от находящегося рядом стадиона «Динамо». Станция строилась с определенной целью: вместить большое количество людей после спортивных соревнований, которые проходили на стадионе. Этим обуславливается и наличие больших наземных вестибюлей, что нехарактерно для довоенного строительства метро. Архитектурное оформление перронного зала подчинено одной теме — советскому спорту. Над всеми пилонами попарно (со стороны зала и платформ) размещены фарфоровые медальоны с аллегориями видов спорта, по которым проходила Спартакиада народов СССР. 21 вид спорта изображен на 60 медальонах. Оба вестибюля, спроектированные Д.Н. Чечулиным, — близнецы. Они одинаковы по объему и архитектуре. Это прямоугольные в плане строения, обнесенные по периметру рядом круглых колонн коринфского ордера. Несколько приподнятая часть павильона снаружи окружена скульптурным фризом. Это барельеф на спортивные темы (автор Е. Янсон-Манизер).

Отправимся по Ленинградскому проспекту в сторону центра. На улице Константина Симонова расположилась Загородная Вилла П.С. Оконишникова. Этот дом в начале XX в. принадлежал потомственному почетному гражданину П. С. Оконишникову. Павел Сергеевич вместе с отцом Сергеем Петровичем были владельцами торгового дома «Сергей Оконишников с сынов. и К» и вели торговлю мануфактурным товаром. Торговый дом Оконишниковых существовал с 1876 г., был хорошо известен в Москве, его контора располагалась в Шуйском подворье в Юшковом (Никольском) переулке. Помимо торговли, Павел Сергеевич много занимался общественной и благотворительной деятельностью.

Несмотря на начавшее интенсивное строительство доходных домов и промышленных зданий на территориях, примыкающих к Петербургскому шоссе, к 1900-м гг. местность продолжала оставаться дачной. В 1903 г. Оконишников получает разрешение на снос всей существующей застройки и строительство каменной одноэтажной с подвалом и мезонином загородной виллы. В советское время здание использовалось как жилье, затем здесь была детская поликлиника, организация «Союздор». В 1996-1997 гг. была произведена реконструкция с заменой сооружений на несгораемые.

Далее по адресу Ленинградский проспект, д.44 находится Дом для руководителей и преподавателей военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского. Шестиэтажный сталинский жилой дом построен в 1937 году по индивидуальному проекту архитекторов Лейбо В.А. и Суриса А.Д.. Один из последних домов, построенных по отдельному типу проектирования, известному как «ранний сталинизм» или «постконструктивизм», и использовавшемуся с 1932 по 1938 год. В зданиях этого периода сохраняются простые прямоугольные формы и большие стеклянные поверхности, характерные для конструктивизма, но также присутствуют декоративные колонны, балконы, портики, характерные для неоклассицизма. Внутренняя и внешняя стороны дома кардинально отличаются. Фасад с дворовой стороны здания выполнен штукатуркой желтого цвета, со стороны Ленинградского проспекта цвет фасада серо-бежевый. В советские годы в доме находилось ателье, которое специализировалось на пошиве военной формы. Дом получил название «Профессорский», так как там давали квартиры руководству и преподавателям Военно-воздушной академии им. Н.Е.Жуковского, которая находилась совсем рядом - в здании Петровского путевого дворца.

Далее мы выходим к петровскому парку, и перед нами предстает величественный Петровский путевой дворец. Необычное красно-белое здание со сложными декоративными деталями окружено невысокими служебными корпусами с башенками, имитирующими крепостные. Было построено на подъезде к Москве в царствование Екатерины II. Название дворец получил по землям московского Высокопетровского монастыря, на которых он был построен. Назначение дворца – дать пристанище и отдых императрице (императору) с сопровождающим её двором перед въездом в первопрестольную столицу. Подобные путевые дворцы строились на наиболее важных для монархии дорогах между городами, Петровский дворец – самый большой и благоустроенный из них. Петровский дворец, или замок, строился в 1776 – 1780 году по проекту М.Ф.Казакова.

При советской власти Петровский замок заняла Военно-воздушная академия им. Жуковского. Академия поддерживала удовлетворительное состояние многочисленных парадных интерьеров здания. Ремонтно-реставрационные работы проводились в 1998-2005 годы. Сейчас дворец является Домом приемов Правительства Москвы, на территории располагается гостиница, а на первом этаже – музейная экспозиция, связанная с историей здания.

Пройдем через парк на Красноармейскую улицу. Здесь мы увидим Церковь Благовещения. В 1820-х годах за Петровским путевым дворцом был разбит обширный пейзажный парк. Он получил название Петровского. Территория быстро стала популярной у москвичей, устраивавших здесь прогулки: появились летний театр и здание для концертов, качели, беседки, бильярдные и другие увеселительные заведения. Также часть земли нового парка была отдана московским дворянам для строительства загородных дач. Неподалеку от дворца появилась дача супруги камергера Анны Дмитриевны Нарышкиной, которую в 1841 году постигло горе: здесь скончалась её внучка, графиня Анна Булгари. По этой причине она просила императора Николая I и митрополита Московского Филарета разрешить ей построить на месте собственной дачи храм в память о внучке. Архитектор Ф.Ф. Рихтер построил храм в 1844‑1847 годах. Прототипом Благовещенского храма послужила древняя церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове, сегодня располагающаяся на территории музея в Коломенском – такой тип храмов называют «столпообразным».

Петровский парк в 1918 году стал местом массовых расстрелов, позже его территория была существенно сокращена: дачи снесены, большая часть земли передана под строительство стадиона «Динамо» и других спортивных сооружений при нем. С 1991 года в Благовещенской церкви снова ведутся богослужения, реставрационные работы вернули ей прежний облик.

Рядом с храмом на пересечении улиц Серёгина и Красноармейской стоит Гостиница и ресторан «Эльдорадо». Эти места сто лет назад были популярны среди любителей развлечений и шумного веселья – здесь, неподалёку от дач известных и преуспевающих предпринимателей, располагались самые известные рестораны Первопрестольной столицы. «Яр», «Аполло», «Эльдорадо» – эти названия знал весь город. Начало было положено благодаря пению: хозяин ресторана, купец Илья Арефьевич Скалкин, собрал собственный хор, с которым выступал в ресторане «Золотой якорь».

В 1899 году он приобрёл в Петровском парке землю под собственный ресторан с гостиницей, получивший название «Эльдорадо». Получив широкую известность выступлениями цыганок и шикарными кутежами, которые устраивали приезжавшие купцы, Скалкин скопил достаточно средств для расширения своего ресторана. И в 1908 году архитектор Поликарпов по проекту знаменитого зодчего Льва Кекушева строит новое здание. В 1919 году в бывший ресторан и гостиницу въехал «Красноармейский клуб имени Розы Люксембург», позднее ставший Домом офицеров. Для местных жителей он остался своего рода центром развлечений, так как молодёжь посещала кино и танцплощадку, причём прозвище у места оставалось прежним – приглашая друзей, обычно говорили: «Пойдём к Скалкину?». В конце 1980-х годов Дом офицеров покинул здание, после чего оно надолго погрузилось в запустение. Лишь в 2000-х годах оно было реконструировано.

Пройдем к центральной площади парка – площади Космонавта Комарова и выйдем на летнюю аллею. В конце аллеи находится здание бывшего Ресторана «Мавритания». Работал только летом и осенью. В летнее время обширное владение Натрускина выглядело особенно великолепно. Его гордостью были всевозможные экзотические растения, которые заказывались в южных странах. Визитной карточкой и одной из главных достопримечательностей ресторанного заведения стал изобретенный Натрускиным цветущий газон, который цвел с мая по октябрь. По имени ресторана газон получил название «мавританский». Впоследствии его секрет был продан известной московской фирме Иммеров, занимавшейся поставкой семян растений.

В советское время в бывшей «Мавритании» располагался институт военной медицины. В октябре 1941 г. Институт был эвакуирован из Москвы, а затем (1943 г.) расформирован. Здание "Мавритании" было передано в ведение Военно-медицинской академии (ВМА) им. С.М.Кирова». В 1948 г. в здание въезжает созданный незадолго до этого Научно-исследовательский и испытательный институт авиационной медицины, известный как "Седьмой институт Министерства обороны СССР".

3 ноября 1957 года состоялся запуск искусственного спутника Земли с собакой Лайкой на борту. Лайка стала первым земным живым существом, оказавшимся в космосе. В 2008 году на территории Института военной медицины был установлен бронзовый Памятник Лайке.

Теперь прогуляемся по Петровско-Разумовской аллее в сторону уменьшения нумерации. У дома №8 повернем налево и на ул. Верхняя Масловка повернем направо. Наше путешествие по району мы завершим в Городке художников на Масловке. История создания Городка художников на Верхней Масловке началась в середине 1920-х гг., когда получают распространение идеи строительства жилых и общественных зданий, домов-коммун и кооперативов по отраслевому или профессиональному принципу. В 1925 г. на общем собрании художников Москвы было выдвинуто предложение построить в Москве кооперативный дом художников. Местом для строительства был выбран пустырь, оставшийся от сгоревших павильонов фабрики «Межрабпом-Русь», в районе Масловки, в то время застроенной деревянными домами.

Планом застройки, разработанным архитекторами-рационалистами бригады АСНОВА В. Ф. Кринским, А. М. Рухлядевым, Ю. Н. Герасимовым, Л. М. Лисенко и инженером Ю. С. Рубинштейном, предполагалось на территории возле Петровского парка, где уже был выстроен стадион «Динамо», возведение архитектурного ансамбля из 15 зданий. Проект состоял из комплекса мастерских, жилых корпусов, выставочного павильона и здания художественного вуза. Знаменитые жильцы дома 2 на Петровско-Разумовской аллее: художники Ф. Решетников, Ю. Пименов, С. Герасимов, В. Татлин, скульптор-анималист В. Ватагин и многие другие.


  • 1

    Станция и локомотивное депо Подмосковная

    Увлекательная прогулка по району Аэропорт начинается железнодорожной станции Подмосковная. Уже здесь мы можем познакомиться с первым достопримечательным местом – Комплекс станции «Подмосковная» и Паровозное депо. Изящные деревянные и краснокирпичные строения комплекса станции «Подмосковная» были возведены в 1901 году в ходе масштабного проекта по строительству Московско-Виндавской железной дороги. До открытия Виндавского (Рижского) вокзала «Подмосковная» служила главной товарной и пассажирской станцией на пути из Москвы в Виндаву (современный Вентспилс), а затем и в Ригу. Почти полвека, до 1945 года, когда была открыта платформа Красный Балтиец, Подмосковная обслуживала и товарные, и пассажирские поезда. Подмосковная - станция уникальная, почти все остальные станции рижского направления были уничтожены во время бомбежек в Великую Отечественную войну, и после восстанавливались уже по характерным типовым проектам 50-х годов. В настоящий момент комплекс станции включает в себя несколько разных по назначению построек. Почти все здания построены архитектором Юрием Дидериксом. На станции сохранилось деревянное здание вокзала, именно он выполнял функции московского вокзала с июля до сентября 1901 года, пока не открылся Рижский вокзал. В административном здании жили машинисты, работающие вахтовым способом. Это один из представителей деревянного модерна, о чем говорят деревянные причудливые кронштейны, резные причелины. Вертикальной доминантой является кирпичная водонапорная башня с деревянным завершением. Она функционирует до сих пор и обеспечивает водой железнодорожников. А заправлять паровозы можно из аутентичной водяной колонки. Есть на территории и дом для отдыха локомотивных бригад. Основное здание Подмосковной – это веерное депо с поворотным кругом. Поворотный круг расположен перед зданием депо. Он работает следующим образом: паровоз попадает на круг, который затем поворачивается (сейчас электроприводом, а до этого при помощи ручной силы машинистов), и паровоз оказывается напротив ветки, ведущей в нужную секцию. К началу реставрации были частично утрачены первоначальный архитектурный декор, завершения угловых пилонов и контрфорсов на кровле в виде башенок, имелись фрагменты кладки из силикатного кирпича и пр. В рамках приспособления здания бывшей конторы под музейную экспозицию выполнены противоаварийные мероприятия по вычинке кирпичной кладки, демонтажу отслаивающейся штукатурки, восстановлению защитного слоя штукатурки, воспроизведено первоначальное колористическое решение, выполнено открытие металлом выступающих элементов и др. Конструкции здания депо и его архитектурный декор также выведены из аварийного состояния и максимально приближены к первоначальным решениям. В 2018 году комплекс станции Подмосковная стал лауреатом конкурса Правительства Москвы "Московская реставрация" в номинациях "лучшая организация ремонтно-реставрационных работ" и "лучший проект реставрации и научно-методическое руководство". ...Подробнее

    Затем пройдем до 2-го Амбулаторного проезда и повернем направо. Свернем на 3-1 Балтийский переулок, потом пройдем немного направо по Часовой улице и по Головановскому переулку дойдем до станции метро Сокол.
  • 2

    Станция метро «Сокол»

    Ст. Сокол была открыта 11 сентября 1938 г. (только с Восточным вестибюлем) и на тот момент являлась конечной станцией Горьковско-Замоскворецкой линии. Станция получила свое название от расположенного неподалеку поселка Сокол. Конструкция, использованная при постройке станции, не характерна для московского метро. Это колонная двухпролетная станция мелкого заложения (10 м.). Интересная деталь: раньше освещение станции происходило только за счет световых колец-рефлекторов, которые расположены под куполами и скрыты кусками прозрачного оникса. Так достигалось равномерное освещение станционного зала. Позже были установлены дополнительные прожекторы. Восточный вестибюль выполнен в виде самостоятельного павильона, который должен был занять центральное место курдонера (открытого на улицу парадного двора), образуемого П-образной будущей застройкой. Однако этот проект так и не был реализован. Западный вестибюль был открыт 21 декабря 1949 г. Это двухэтажное П-образное здание, также с раздельными входом и выходом и лестницами, которые сходятся в кассовом зале. В его центре расположена массивная колонна. В годы Великой Отечественной войны эта станция метро служила бомбоубежищем. ...Подробнее

    Пройдем далее по Ленинградскому проспекту в сторону центра к следующей станции Замоскворецкой линии станции Аэропорт.
  • 3

    Станция метро «Аэропорт»

    Ст. Аэропорт была построена также во вторую очередь строительства. Название «Аэропорт» станция получила в связи с тем, что недалеко от нее находился «Центральный аэродром им. Фрунзе» с первым в СССР аэровокзалом. «Аэропорт» стал первой односводчатой станцией московского метро, построенной открытым способом, что стало возможной благодаря небольшой глубине заложения — всего 8,6 метров. В оформлении станции заметно сильное влияние ар-деко. Тема советской авиации стала основой при проектировании станции. Архитекторы Б. Виленский и В. Ершов (при участии Т. Вайнера и В. Сдобнова) решили сложную задачу — придать монолитному железобетону, из которого сооружен свод, воздушность и динамику. Через свод проходят веерообразные рельефные полосы, напоминающие стропы парашюта. Они пересекаются друг с другом под острым углом, что придает станции особую динамику и легкость. Эти «стропы», пересекаясь, образуют ромбовидные ячейки, в некоторые из которых встроены вентиляционные чугунные решетки с буквой «М» из желтого металла. В оформлении станции использованы различные природные минералы: несколько видов мрамора, гранит, оникс. Основным же отделочным материалом является мраморовидный известняк, в котором можно обнаружить множество окаменелостей морских организмов мелового периода. Торцы станции соединяются с прямоугольными аванзалами, из которых можно попасть в наземные вестибюли. Они встроены в жилые здания на Ленинградском проспекте, построенные в том же 1938 г. по проекту архитектора С. Кравеца. Снаружи вестибюли оформлены как лоджия с аркадой на колоннах. ...Подробнее

    Отправимся далее по Ленинградскому проспекту в сторону центра. На улице Константина Симонова расположилась Загородная Вилла П.С. Оконишникова.
  • 4

    Загородная вилла П.С. Оконишникова

    Этот дом в начале XX в. принадлежал потомственному почетному гражданину П. С. Оконишникову. Павел Сергеевич вместе с отцом Сергеем Петровичем были владельцами торгового дома «Сергей Оконишников с сынов. и К» и вели торговлю мануфактурным товаром. Торговый дом Оконишниковых существовал с 1876 г., был хорошо известен в Москве, его контора располагалась в Шуйском подворье в Юшковом (Никольском) переулке. Помимо торговли, Павел Сергеевич много занимался общественной и благотворительной деятельностью. Несмотря на начавшее интенсивное строительство доходных домов и промышленных зданий на территориях, примыкающих к Петербургскому шоссе, к 1900-м гг. местность продолжала оставаться дачной. Г-образный участок на углу шоссе и Лазовского переулка П. С. Оконишников приобрел в 1902 г. у губернского секретаря Д. Д. Солнцева. В 1903 г. Оконишников получает разрешение на снос всей существующей застройки и строительство каменной одноэтажной с подвалом и мезонином загородной виллы. Строение располагалось в глубине участка, главным фасадом обращено в Лазовский переулок, а дворовым фасадом к участку Д. Д. Солнцева. Ризалит парадного входа со скругленными углами и карнизом увенчан аттиком и обрамлен пилястрами. Украшением входа являются филенки с классическим растительным орнаментом и картуш. К центральному входу ведет сужающаяся кверху каменная лестница с дугообразными парапетами с завершением наподобие волют. Окна декорированы сандриками с декоративными кронштейнами и филенками со стилизованным меандром вверху и лепными гирляндами в подоконных вставках. Здание опоясывает фриз с растительным орнаментом, завершающийся профилированным карнизом. В советское время здание использовалось как жилье, затем здесь была детская поликлиника, организация «Союздор». В 1996-1997 гг. была произведена реконструкция с заменой сооружений на несгораемые. В 1998 г. при строительстве соседнего дома в здании появились трещины и была утрачена часть оригинальной ограды с юго-западной стороны владения. ...Подробнее

    Пройдем еще в сторону центра и по адресу Ленинградский проспект, д.44 находится Дом для руководителей и преподавателей военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского.
  • 5

    Дом для руководителей и преподавателей Военно-воздушной академии имени Н.Е.Жуковского

    Шестиэтажный сталинский жилой дом построен в 1937 году по индивидуальному проекту архитекторов Лейбо В.А. и Суриса А.Д.. Один из последних домов, построенных по отдельному типу проектирования, известному как «ранний сталинизм» или «постконструктивизм», и использовавшемуся с 1932 по 1938 год. В зданиях этого периода сохраняются простые прямоугольные формы и большие стеклянные поверхности, характерные для конструктивизма, но также присутствуют декоративные колонны, балконы, портики, характерные для неоклассицизма. Внутренняя и внешняя стороны дома кардинально отличаются. Фасад с дворовой стороны здания выполнен штукатуркой желтого цвета, со стороны Ленинградского проспекта цвет фасада серо-бежевый. В советские годы в доме находилось ателье, которое специализировалось на пошиве военной формы. Дом получил название «Профессорский», так как там давали квартиры руководству и преподавателям Военно-воздушной академии им. Н.Е.Жуковского, которая находилась совсем рядом - в здании Петровского путевого дворца. В этом доме с 1938 по 1993 год жила легендарная советская летчица, первая женщина, которой было присвоено звание Героя Советского Союза, Герой Социалистического Труда, участница Великой Отечественной войны Валентина Степановна Гризодубова. В 1937 году она установила 5 мировых авиационных рекордов высоты, скорости и дальности полёта. Квартиру в «профессорском» доме Валентине Степановне подарило правительство в 1938 году за мужество и героизм, проявленный во время беспосадочного перелёта из Москвы на Дальний Восток на самолёте АНТ-37, который назвали «Родина». Гризодубова была командиром экипажа, штурманом Марина Раскова и вторым пилотом Полина Осипенко. Эти героические летчицы установили международный женский рекорд дальности полёта (за время чуть более суток было покрыто расстояние в 6450 км), причем температура в кабине опускалась до -30 градусов. Во время Великой Отечественной войны (с 1942 по 1943 г.) Валентина Гризодубова командовала 101 Авиаполком Авиации дальнего действия. Награждена двумя орденами Отечественной Войны первой степени. ...Подробнее

    Далее выходим к Петровскому парку, и перед нами предстает величественный Петровский путевой дворец.
  • 6

    Петровский путевой дворец

    Необычное красно-белое здание со сложными декоративными деталями окружено невысокими служебными корпусами с башенками, имитирующими крепостные. Было построено на подъезде к Москве в царствование Екатерины II. Название дворец получил по землям московского Высокопетровского монастыря, на которых он был построен. Назначение дворца – дать пристанище и отдых императрице (императору) с сопровождающим её двором перед въездом в первопрестольную столицу. Подобные путевые дворцы строились на наиболее важных для монархии дорогах между городами, Петровский дворец – самый большой и благоустроенный из них. Петровский дворец, или замок, строился в 1776 – 1780 году по проекту М.Ф.Казакова. На архитектуру здания сильно повлияли временные павильоны, возведённые через Санкт-Петербургскую дорогу от него, на Ходынском поле. Павильоны были построены В.И.Баженовым и другими архитекторами для торжественного празднования мира с Турцией и победы в тяжёлой войне. С Петровского и Царицынского дворцов начинается в России романтическая псевдоготика, стиль, объединяющий мотивы древнерусской, готической и восточной архитектуры, дополненный творческими догадками самих архитекторов. Дворец в XVIII веке использовался редко, но всегда был готов к приезду державного хозяина. В 1812 году, во время московского пожара, во дворец переехал из Кремля император Наполеон с сопровождающими его штабом и гвардией. Французам с трудом удалось преодолеть пылающие улицы Москвы. Когда огонь в городе начал стихать, Наполеон вернулся в Кремль. А оставленный им Петровский дворец сгорел. После войны пострадавшее здание быстро подвели под крышу, но восстановительные работы продолжались до 1840-х годов. При советской власти Петровский замок заняла Военно-воздушная академия им. Жуковского. Академия поддерживала удовлетворительное состояние многочисленных парадных интерьеров здания. Ремонтно-реставрационные работы проводились в 1998-2005 годы. Сейчас дворец является Домом приемов Правительства Москвы, на территории располагается гостиница, а на первом этаже – музейная экспозиция, связанная с историей здания. ...Подробнее

    Пройдем через парк на Красноармейскую улицу. Здесь мы увидим Церковь Благовещения.
  • 7

    Церковь Благовещения в Петровском парке

    В 1820-х годах за Петровским путевым дворцом был разбит обширный пейзажный парк. Он получил название Петровского. Территория быстро стала популярной у москвичей, устраивавших здесь прогулки: появились летний театр и здание для концертов, качели, беседки, бильярдные и другие увеселительные заведения. Также часть земли нового парка была отдана московским дворянам для строительства загородных дач. Неподалеку от дворца появилась дача супруги камергера Анны Дмитриевны Нарышкиной, которую в 1841 году постигло горе: здесь скончалась её внучка, графиня Анна Булгари. По этой причине она просила императора Николая I и митрополита Московского Филарета разрешить ей построить на месте собственной дачи храм в память о внучке. Архитектор Ф.Ф. Рихтер построил храм в 1844‑1847 годах. Прототипом Благовещенского храма послужила древняя церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове, сегодня располагающаяся на территории музея в Коломенском – такой тип храмов называют «столпообразным». Здание было создано двухъярусным: на прямоугольный в плане нижний храм поставлен восьмерик верхнего храма, завершающийся полукруглыми и треугольными кокошниками с одной широкой шлемовидной главой на барабане. При этом грани верхней церкви прорезаны длинными узкими окнами, доходящими до пола. С запада к церкви примыкает обширное крыльцо с двумя лестницами, отделанное в русском стиле и завершенное четырехгранной шатровой колокольней. Точная дата прекращения богослужений в Благовещенской церкви не установлена, это произошло где-то в середине 1930‑х годов. Петровский парк в 1918 году стал местом массовых расстрелов, позже его территория была существенно сокращена: дачи снесены, большая часть земли передана под строительство стадиона «Динамо» и других спортивных сооружений при нем. Превращенный в склад, храм перешел в ведение академии Жуковского, разместившейся в Петровском путевом дворце. Храм утратил свои завершения, интерьеры также серьезно пострадали. С 1991 года в Благовещенской церкви снова ведутся богослужения, реставрационные работы вернули ей прежний облик. ...Подробнее

    Рядом с храмом на пересечении улиц Серёгина и Красноармейской стоит Гостиница и ресторан «Эльдорадо».
  • 8

    Гостиница и ресторан «Эльдорадо»

    Эти места сто лет назад были популярны среди любителей развлечений и шумного веселья – здесь, неподалёку от дач известных и преуспевающих предпринимателей, располагались самые известные рестораны Первопрестольной столицы. «Яр», «Аполло», «Эльдорадо» – эти названия знал весь город. Начало было положено благодаря пению: хозяин ресторана, купец Илья Арефьевич Скалкин, собрал собственный хор, с которым выступал в ресторане «Золотой якорь». В 1899 году он приобрёл в Петровском парке землю под собственный ресторан с гостиницей, получивший название «Эльдорадо» – броское, запоминающееся имя с иностранным «оттенком» позволяло привлечь состоятельных зрителей и постояльцев. Начиналось всё достаточно скромно, с небольшого деревянного дома, украшенного резными наличниками и столбами, который, однако, был изящно обставлен. Получив широкую известность выступлениями цыганок и шикарными кутежами, которые устраивали приезжавшие купцы, Скалкин скопил достаточно средств для расширения своего ресторана. И в 1908 году архитектор Поликарпов по проекту знаменитого зодчего Льва Кекушева строит новое здание. Наиболее заметная деталь фасада – широкие полукруглые окна на первом этаже, которые «накрывает» собой широкое тройное окно полуовальной формы второго этажа. На связь с искусством указывают театральные маски, украшающие главный фасад, а также лавровые венки. Центральным же объёмом здания зрительно воспринимается угловая башня со входом, увенчанная мощным куполом. Кекушевым были созданы уникальные металлические флагодержатели, фонари и ограда – эти детали ещё более подчеркивают роскошь здания. Была у «Эльдорадо» и другая слава – криминальная: ресторан не раз попадал на страницы московских газет как место различных происшествий, от драк до стрельбы. После начала Первой мировой войны ресторан несколько потеснился – часть помещений занял госпиталь для раненых на полях сражений. А вскоре после революции он оказался окончательно закрыт, хотя в это же время произошло событие, спасшее здание в дальнейшем от уничтожения: в главном зале с речью «Советская республика в опасности» выступил Ленин. В 1919 году в бывший ресторан и гостиницу въехал «Красноармейский клуб имени Розы Люксембург», позднее ставший Домом офицеров. Для местных жителей он остался своего рода центром развлечений, так как молодёжь посещала кино и танцплощадку, причём прозвище у места оставалось прежним – приглашая друзей, обычно говорили: «Пойдём к Скалкину?». В конце 1980-х годов Дом офицеров покинул здание, после чего оно надолго погрузилось в запустение. Лишь в 2000-х годах оно было реконструировано. ...Подробнее

    Пройдем к центральной площади парка – площади Космонавта Комарова и выйдем на летнюю аллею. В конце аллеи находится здание бывшего Ресторана «Мавритания».
  • 9

    ГНИИ авиационной и космической медицины. (Ресторан «Мавритания»)

    Работал только летом и осенью. В летнее время обширное владение Натрускина выглядело особенно великолепно. Его гордостью были всевозможные экзотические растения, которые заказывались в южных странах. Визитной карточкой и одной из главных достопримечательностей ресторанного заведения стал изобретенный Натрускиным цветущий газон, который цвел с мая по октябрь. По имени ресторана газон получил название «мавританский». Впоследствии его секрет был продан известной московской фирме Иммеров, занимавшейся поставкой семян растений. В 1902 году управление ресторанной империей переходит к сыну И.Ф. Натрускина Сергею. Стремясь не отстать от конкурентов (незадолго до этого был перестроен находившийся по соседству знаменитый ресторан «Яр»), Сергей Иванович в 1912 году заказывает перестройку «Мавритании» в камне. Но тут серьезный удар по ресторанному делу нанесла начавшаяся Первая мировая война и последовавшее за этим введение сухого закона. С 1 ноября 1914 года продажа спиртных напитков для лечебных целей разрешалась лишь по рецептам врачей, а в лечебных заведениях – по удостоверениям, выданным канцелярией московского градоначальника. Нарушителям грозил штраф до трех тысяч рублей или три месяца тюрьмы. За годы своего существования ресторан «Мавритания» успел занять свое место и в русской литературе – он упоминается в романе «Воскресение» Л.Н. Толстого, в произведениях Н.С. Лескова. В советское время в бывшей «Мавритании» располагался институт военной медицины. В октябре 1941 г. Институт был эвакуирован из Москвы, а затем (1943 г.) расформирован. Здание "Мавритании" было передано в ведение Военно-медицинской академии (ВМА) им. С.М.Кирова». В 1948 г. в здание въезжает созданный незадолго до этого Научно-исследовательский и испытательный институт авиационной медицины, известный как "Седьмой институт Министерства обороны СССР". ...Подробнее

    В 2008 году на территории Института военной медицины был установлен бронзовый Памятник Лайке.
  • 10

    Собака Лайка

    3 ноября 1957 года состоялся запуск искусственного спутника Земли с собакой Лайкой на борту. Лайка стала первым земным живым существом, оказавшимся в космосе.

    Теперь прогуляемся по Петровско-Разумовской аллее в сторону уменьшения нумерации. У дома №8 повернем налево и на ул. Верхняя Масловка повернем направо. Мы оказываемся в Городке художников на Масловке.
  • 11

    Городок Художников на Масловке (Верхняя Масловка, 9, Петровско-Разумовская аллея, 2)

    История создания Городка художников на Верхней Масловке началась в середине 1920-х гг., когда получают распространение идеи строительства жилых и общественных зданий, домов-коммун и кооперативов по отраслевому или профессиональному принципу. В 1925 г. на общем собрании художников Москвы было выдвинуто предложение построить в Москве кооперативный дом художников. Местом для строительства был выбран пустырь, оставшийся от сгоревших павильонов фабрики «Межрабпом-Русь», в районе Масловки, в то время застроенной деревянными домами. Планом застройки, разработанным архитекторами-рационалистами бригады АСНОВА В. Ф. Кринским, А. М. Рухлядевым, Ю. Н. Герасимовым, Л. М. Лисенко и инженером Ю. С. Рубинштейном, предполагалось на территории возле Петровского парка, где уже был выстроен стадион «Динамо», возведение архитектурного ансамбля из 15 зданий. Проект состоял из комплекса мастерских, жилых корпусов, выставочного павильона и здания художественного вуза. Полностью проект осуществлен не был, с 1930 по 1954 г. поэтапно было возведено четыре корпуса: в 1930 г. дом 9 (корпус Ж по плану) на Верхней Масловке, в 1931-1932 гг. – дом 2 на Петровско-Разумовской аллее (корпус Б), в 1935-1937 гг. – дом 1 на Верхней Масловке (корпус А), последним в 1954 г. там же был построен дом 3 (корпус В). ...Подробнее

    Обойдем Андреевскую церковь и выйдем на Верхную Масловку.
  • 12

    Городок Художников на Масловке (Верхняя Масловка, дома 1 и 3)

    Первый пятиэтажный дом художников с мастерскими и квартирами (современный дом 9) был закончен к зиме 1930 г. Он имел сложную в плане конфигурацию, состоящую из двух объемов (п-образной формы и прямоугольной), и располагался с отступом от красной линии улицы. П-образный корпус предназначался для квартир, а прямоугольный – для мастерских и жилых помещений для одиноких. Изначально в доме было запроектировано 90 мастерских и 24 отдельных квартиры. Выполненный в духе рационализма главный фасад имел асимметричную композицию с выступающими ризалитами с одной стороны и угловыми балконами с другой. Фасад здания со стороны Масловки оштукатурен, остальные окрашены по кирпичу. Достаточно быстро первый дом оказался перенаселен, и в ожидании второй очереди строительства художники селились в близлежащих домах. Достаточно быстро первый дом оказался перенаселен, и в ожидании второй очереди строительства художники селились в близлежащих домах. В 1931-1932 гг. на Петровско-Разумовской аллее был выстроен дом 2 (корпус Б по плану). Разновысотное прямоугольное в плане здание в стиле рационализм имело асимметричную композицию, построенную на сочетании восьмиэтажного и шестиэтажного объемов с ризалитами, лоджий и разномасштабных оконных проемов. Дом был разделен на четыре секции по две квартиры в каждой: трехкомнатной и однокомнатной. В этом доме жил художник¸ искусствовед и реставратор И. Грабарь. Знаменитые жильцы дома 2 на Петровско-Разумовской аллее: художники Ф. Решетников, Ю. Пименов, С. Герасимов, В. Татлин, скульптор-анималист В. Ватагин и многие другие. Грандиозным планам по строительству «корабля искусств» с декорированными скульптурой пропилеями и выставочным павильоном, а также монументальными корпусами с открытыми террасами и огромными проездными арками не суждено было осуществиться. Но план по созданию на Масловке мощного центра притяжения всех творческих сил, обозначенный в советской прессе в 1934 г., полностью воплотился в жизнь. ...Подробнее

    Далее пройдем через новый парк у стадиона Динамо к последней точке нашего маршрута - станции метро Динамо
  • 13

    Станция метро «Динамо»

    Ст. Динамо открыта 11 сентября 1938 г. в составе второй очереди метро. Свое название она получила от находящегося рядом стадиона «Динамо». Станция строилась с определенной целью: вместить большое количество людей после спортивных соревнований, которые проходили на стадионе. Этим обуславливается и наличие больших наземных вестибюлей, что нехарактерно для довоенного строительства метро. Станция представляет собой три независимых зала (центральный — 9,5 м., боковые — по 8,5), разделенных пилонами, с проходами между ними. Архитектурное оформление перронного зала подчинено одной теме — советскому спорту. Над всеми пилонами попарно (со стороны зала и платформ) размещены фарфоровые медальоны с аллегориями видов спорта, по которым проходила Спартакиада народов СССР. 21 вид спорта изображен на 60 медальонах. Они изготовлены на Ленинградском (бывшем Императорском) фарфоровом заводе по эскизам скульптора Е.Я. Янсон-Манизер. Для некоторых барельефов моделями служили реальные звезды советского спорта. Например, прототипом для медальона «Конькобежка» была чемпионка мира Мария Исакова. Архитекторы станции — Я.Г. Лихтенберг и Ю.А. Ревковский. Оба вестибюля, спроектированные Д.Н. Чечулиным, — близнецы. Они одинаковы по объему и архитектуре. Это прямоугольные в плане строения, обнесенные по периметру рядом круглых колонн коринфского ордера. Несколько приподнятая часть павильона снаружи окружена скульптурным фризом. Это барельеф на спортивные темы (автор Е. Янсон-Манизер). Станция «Динамо» интересна не только в архитектурном плане: с ней связано значимое открытие в мире науки. В 1940 г. физиками Г.Н. Флеровым и К.А. Петржаком станция «Динамо» была выбрана в качестве места проведения наблюдений за распадом урана, так как большая глубина могла защитить от космических помех. Эксперименты проводились ночью, и в результате физиками было открыто спонтанное деление ядер урана. ...Подробнее

    На этом наша прогулка завершена.
Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Памятники
Выпускникам и сотрудникам академии, погибшим в боях за Родину, 1941-1945 гг.

Выпускникам и сотрудникам академии, погибшим в боях за Родину, 1941-1945 гг.

Планетная ул., д. 3

(Нет голосов)
Здания
Вилла «Черный лебедь»

Вилла «Черный лебедь»

Нарышкинская аллея, д. 5, стр. 1

Знаменитая вилла «Черный лебедь» была построена в 1909 г. по проекту архитекторов В.Д. Адамовича и В.М. Маята для Николая Павловича Рябушинского — известного московского мецената и представителя одной из самых влиятельных купеческих династий Москвы

4.12
Маршруты
Пока нет
изображения

"Я к вам пишу – чего же боле?" Пушкинская Москва

6 июня 2019 года исполняется 220 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина, чье творчество перешагнуло границы нашей страны, став образцом высокой литературы для всех поколений читателей. Именно для вас - читатели, мы подготовили маршрут по роману в стихах «Евгений Онегин», который стал центральным событием в литературной жизни пушкинской поры.

3.47
Памятники
Путеводная звезда гусара

Путеводная звезда гусара

Планетная ул.

(Нет голосов)
Музеи
Музей Чизкейка

Музей Чизкейка

Проводим экскурсии по истории десерта, работает кофейня, выставка картин художника Феиной.

(Нет голосов)
Здания
Петровский путевой дворец

Петровский путевой дворец

Ленинградский просп., д. 40

Необычное красно-белое здание со сложными декоративными деталями окружено невысокими служебными корпусами с башенками, имитирующими крепостные. Это Петровский путевой дворец, построенный на подъезде к Москве в царствование Екатерины II. В 1812 году, во время московского пожара, во дворец эвакуировался из Кремля император Наполеон с сопровождающими.

3.9
Музеи
Музей спортивной славы ЦСКА

Музей спортивной славы ЦСКА

Музей был открыт 16 июля 1980 года к Московской Олимпиаде. Коллекция Музея насчитывает более 2500 уникальных экспонатов, большая часть которых не имеет аналогов не только на территории Российской Федерации, но и за рубежом. В основной экспозиции музея хранятся такие вещи, как: тренировочный диск первой Олимпийской чемпионки по легкой атлетике Нины Пономаревой, шахматы Анатолия Карпова, седло, подаренное лично Семеном Буденным олимпийскому чемпиону по конному спорту Ивану Калите. Особое место занимают трофеи армейских спортсменов, завоеванных на турнирах Спортивного комитета дружественных армий (СКДА) и Всемирных военных играх (СИЗМ). На примере входящих в состав коллекции экспонатов можно проследить всю историю Центрального спортивного клуба Армии с момента основания клуба и до настоящего времени. В Музее регулярно проводятся экскурсии и мероприятия патриотической направленности, пользующиеся большой популярностью у воспитанников спортивных школ, обучающихся образовательных учреждений и гостей Центрального спортивного клуба Армии. Приглашаем вас пройти квест по музею: «Спортсмены армейского клуба в годы ВОВ» по ссылке.

(Нет голосов)
Здания
Церковь Благовещения в Петровском парке

Церковь Благовещения в Петровском парке

Красноармейская ул., д. 2

Столпообразный двухъярусный храм, построенный в память о погибшей внучке.

3.63
Здания
Загородная вилла П.С. Оконишникова

Загородная вилла П.С. Оконишникова

ул. Константина Симонова, д. 2а

Владение дома №2а в Лазовском переулке (ныне ул. Константина Симонова) в начале XX века принадлежало потомственному почетному гражданину, владельцу Торгового дома  «Сергей Оконишников с сынов. и К» Павлу Сергеевичу Оконишникову.

(Нет голосов)
Места
Улица Черняховского

Улица Черняховского

(Нет голосов)
Места
Улица Генерала Сандалова

Улица Генерала Сандалова

(Нет голосов)
Памятники
Преподавателям и учащимся школы N 152, погибшим в Великой Отечественной войне

Преподавателям и учащимся школы N 152, погибшим в Великой Отечественной войне

1-я Аэропортовская ул., д. 1 (территория ГБОУ СОШ № 152)

(Нет голосов)