Авторская экскурсия руководителя Мосгорнаследия Алексея Емельянова по Пятницкой улице

При личном участии Алексея Александровича обеспечено принятие решений Правительства Москвы о постановке под государственную охрану более 800 объектов культурного наследия регионального значения.
С 1996 года активно развивал направление формирования и использования информационных ресурсов государственного учета объектов культурного наследия, включая тематику сохранения историко-градостроительной среды, по которой в 2004 году была защищена кандидатская диссертация.
Пятницкая — уникальная улица, своеобразная машина времени. По ней буквально можно проследить историю нашего города. Большая часть домов здесь — это памятники архитектуры разных эпох: тут и палаты XVII века, и особняки XVIII века, и усадьбы XIX века. Но главное, что при этом она органично вписывается в повседневную московскую жизнь. Сейчас в домах, о которых мы говорим, размещены отделения банков, кафе, магазины и офисы. Важно, что здания ансамбля полностью сохранили свой исторический облик: их фасады оформлены в стиле эклектики, а внутри можно увидеть фрагменты лепнины и изразцовые печи XIX века».
-
1
Павильон станции метро "Новокузнецкая"
Отсюда начинается Пятницкая. Не в прямом смысле, конечно: церковь Параскевы Пятницы («во имя великомученицы Параскевы, реченные Пятницы») дала название улице. Впервые она упоминается в 1564 году – правда, на тот момент первая деревянная постройка сгорела. Новую церковь дважды возводят в камне (XVII и XVIII века), ей удается уцелеть в пожаре 1812 года, во второй половине XIX века ее ремонтируют. Но Генплан 1935 года поставил точку в истории храма: здание сносят, а на освободившейся территории планируют устроить площадь. Надо сказать, что в каком-то смысле Параскева спасла храм святого Климента в Климентовском переулке: изначально застройка планировалась на его месте, даже успели разобрать часть ограды. Но потом внимание строителей переключилось на храм Параскевы. Поскольку проект не был реализован, в 1943 году на месте церкви открывают наземный вестибюль станции метро «Новокузнецкая» архитекторов Владимира Гельфрейха и Игоря Рожина. Примечательно, что этот вестибюль в форме ротонды, окруженной колоннадой, был первым подобного рода в Москве. Внутри перронный зал украшен семью красивейшими мозаичными панно (еще одно размещено на выходе из вестибюля). Станция строилась во время Великой Отечественной войны, декор создавали в мастерских художника Владимира Фролова, где мастера работали в тяжелейших условиях блокадного Ленинграда. ...Подробнее
Переходим Пятницкую – перед нами высокий шестиэтажный дом №20. -
2
Доходный дом В.А. Бони
Он был построен по проекту Сергея Жарова в 1911 г. для купца, владельца мыловаренного завода Владимира Антоновича Бони в характерном для того времени неоклассическом стиле. В начале ХХ века это было едва ли не самое высокое строение Замоскворечья. Первый его этаж принадлежал кофейному магазину Фоштермана, а поблизости располагалась небольшая фармацевтическая фабрика Кёлера, где производили доступные и качественные лекарства на замену импорту. Архитектор Сергей Жаров служил помощником владимирского городского архитектора, но проживал постоянно в Москве и лишь на три дня в неделю выезжал во Владимир. Помимо дома на Пятницкой, в Москве по его проекту был возведён ещё очень интересный дом в Пестовском переулке. ...Подробнее
Проходим в проездные ворота – нужно пройти мимо красивейшего дома Демидова и свернуть в проездные ворота. Дальше начинается путешествие по проулкам четной стороны Пятницкой улицы. Держитесь правой стороны. Вы окажетесь во дворе дома №16. -
3
Дом купцов Варгиных
В основе трехэтажного дома № 16 – флигель большой купеческой усадьбы XVIII столетия, принадлежавшей купцу Журавлеву (мы не единожды столкнемся с этим персонажем в ходе экскурсии). Главный дом сгорел в пожаре 1812 года; после его восстановили и надстроили мезонином. В конце 1820-х годов всё огромное владение перешло к Варгиным – купцам, разбогатевшим на торговле сукном (примечательно, что фамилия рода происходит от слова «варьга», или «варежка» – их вязали на продажу предки Варгиных). Если зайти в проездную арку дома, окажетесь в запутанном мире московских проходных дворов, где до сих пор стоит небольшой одноэтажный флигель дома, в котором снимал квартиру Лев Толстой, когда писал повесть «Казаки». ...Подробнее
Проходим двойную арку и выходим снова на Пятницкую к метро. Переходим улицу и двигаемся налево в сторону Кремля. -
4
Доходный дом
Дом №17 по Пятницкой улице был построен по заказу купца, владельца гастрономических и винных магазинов, члена Попечительской школы «Торговлеведение» Аникиты Громова по проекту архитектора Семёна Суворова. Считается, что это – единственная постройка архитектора в Москве. Когда-то на крыше был световой фонарь: дневной свет проникал на лестничный пролет и клетки (окна там не были предусмотрены), но во время бомбардировок в 1942 году фонарь был разрушен. Учитывая тот факт, что нынешние жильцы дома самостоятельно восстановили исторический облик входной двери, можно предположить, что и фонарь однажды снова украсит потолок лестничной клетки. ...Подробнее
Двигаемся вдоль улицы в сторону Кремля. -
5
Жилой дом, XVIII в.
Двухэтажный кирпичный с подвалом и мезонином дом расположен в глубине владения параллельно красной линии Пятницкой. В основе – сводчатые палаты середины XVIII века (подвал и часть первого этажа). В первой половине XIX в. надстраивается каменный мезонин и пристраивается с южной стороны кирпичный одноэтажный флигель с деревянным мезонином. С 1836 по 1913 гг. дом принадлежал купцам Булочкиным; самая известная представительница фамилии – Марфа Дмитриевна, торговавшая мукой; при ней подвалы, в которых хранился товар, были отлично гидроизолированы, чтобы в вечной московской сырости не пропало ни грамма муки. В советское время в здании располагались различные организации, в том числе подразделение НКВД и отделение милиции. ...Подробнее
Продолжаем движение в сторону Кремля. -
6
Дом меховщика Гальперина
Дом №13 по Пятницкой улице построен в стиле модерн с элементами готики по заказу меховщика Ильи Гальперина. Автор проекта – Федор Шехтель. Витрины по бокам центрального входа не случайны: в цоколе размещался магазин мехов (причем, «меховая» функция сохранялась даже при советской власти и после нее). Также здесь был расположен магазин галантерейных товаров Николая Крестовникова, состоявшего гласным Московской городской Думы и являвшегося выборным московского купеческого сословия – говоря современным языком, он представлял купечество в думе. Кстати, современники не оценили здание и ругали Шехтеля за то, что тот построил «уродливый ящик». ...Подробнее
Переходим Пятницкую. Останавливаемся перед высоким пятиэтажным домом. Затем проходим в небольшую арку в левой части дома №10. Попадаем во внутренний дворик. -
7
Доходный дом Григорьева
На Пятницкую выходит фасад красивейшего доходного дома купца Григорьева – того самого, у которого здесь же неподалеку в Замоскворечье была колбасная фабрика (в этом доме находился «фирменный магазин»). С барельефов на третьем уровне на прохожих смотрят медведи, а с последнего этажа за Москвой наблюдают две совы. Главный дом усадьбы, стоящий в глубине владения, – результат перестроек палат XVIII и XIX вв., связанных с изменением стилистических и градостроительных требований. Здесь отметился уже знакомый нам суконщик Журавлев. Сохранил сводчатые перекрытия подвала и первого этажа, отделку интерьеров второго этажа и фасадов второй половины XIX в. При входе перед лестницей сохранился уникальный камин. ...Подробнее
Справа от предыдущей точки есть еще одна арка – входим в нее. Двигаемся по проулку, пока не упремся в красное здание палат. Огибаем его справа – оказываемся в Черниговском переулке. -
8
Гимназия Касицына
Двигаемся прямо и смотрим налево – как только закончатся постройки красных плата, в проулке увидим красно-белое здание гимназии. И снова уже упомянутый нами мануфактурщик Журавлев – именно он развернул на участке обширное строительство в середине XVIII века, дополнив уже существовавший ансамбль палат. В начале ХХ века здесь разместилась частная мужская гимназия педагога-энтузиаста В.Д. Касицына. Перестройка здания под гимназию шла под руководством архитектора Владимира Шервуда. В советское время в доме находилась школа 2 ступени, медицинское училище, детский сад. Здесь же снимался эпизод фильма «Брат-2» - все помнят знаменитое стихотворение «Я узнал, что у меня есть огромная семья»? В интерьерах гимназии как раз и снимался этот эпизод. ...Подробнее
Разворачиваемся на 180 градусов и двигаемся по Черниговскому переулку в сторону церкви с куполами – наш следующий объект. По правую руку будет проулок – красные палаты слева и белые справа. Все внимание направо. -
9
Церковь Свв. Михаила и Федора Черниговских чудотворцев
Как церковь Параскевы Пятницы дала название Пятницкой улице, так и эта церковь подарила название переулку. Тут друг напротив друга стоит Москва XIV и XIX веков. 600 лет назад на этом месте стоял Ивановский под бором монастырь, перенесенный позднее в Кулишки. На монастырских землях в 1625 году была построена деревянная церковь, освящённая в честь святых мучеников Михаила и Фёдора Черниговских; через 50 лет на средства купчихи Малютиной ее перестроили в камне. В годы советской власти церковь сильно пострадала, но была виртуозно отреставрирована в 2014 году. ...Подробнее
Двигаемся дальше по переулку в сторону Пятницкой. -
10
Церковь Иоанна Предтечи, что под Бором, с домом причта
Вертикальная доминанта Пятницкой – колокольня храма Усекновения Главы Иоанна Предтечи, что под Бором, построенная в XVIII веке. К ней примыкает небольшой трехэтажный дом XIX века – дом причта храма Иоанна Предтечи, в котором проживали дьяконы, чтецы, пономари, псаломщики и другие служители церкви.
Переходим улицу и идем налево в сторону Кремля. -
11
Карташово подворье
Длинный трехэтажный дом по нечётной стороне Пятницкой улицы за номером 5 был известен в 1835-1855 годах как «Карташово подворье» по фамилии владельца – почетного гражданина, купца второй гильдии Карташова. В XIX веке в Москве было множество различных подворий, принадлежавших монастырям или же частным лицам. Подворья в широком понимании – это «гостиницы», или постоялые дворы, с местом для лошадей и возов для временного пребывания. ...Подробнее
Двигаемся налево в сторону Кремля. -
12
Дом П. А. Смирнова
Посмотрите на надпись – да, вы не ошиблись: она до сих пор информирует прохожих о том, что здесь располагается «Поставщик двора Его Императорского Величества Петр Арсеньевич Смирнов». Здесь находился завод знаменитого водочного короля Смирнова. Он купил этот дом в 1867 году у купца Морковкина и перестроил спустя несколько лет по проекту архитектора Николая Гейнца. Качество и товарный ряд производства Смирнова высоко ценили даже за рубежом; в лучшие времена производилось более 400 наименований напитков. Его продукцию любили члены императорской семьи. Смирнов – поразительный пример успешного дельца: развил дело практически с нуля, добился признания на родине и за границей и при этом всегда стабильно делал ставку на качество продукции (чем, собственно, и завоевал доверие потребителей). ...Подробнее
Поворачиваемся лицом к Водоотводному каналу – перед нами Чугунный мост. -
13
Чугунный мост
Мостов на этом месте было несколько. Самый первый – Высокопятницкий – построили еще в 1785 году, когда прокладывали Водоотводный канал. Планировалось, что каналов будет несколько, а также предполагали организовать зерновой порт и складской комплекс. Второй мост был выполнен висячим, построен в начале XIX века. Третий, тот, что был Чугунным, построил в 1835 году инженер Павел Витте. После него было возведено еще два моста (нынешний – в 1966 году), но оба унаследовали название своего предшественника. При этом, перила у современного моста остались чугунными – родом из 1889 года. Кстати: сейчас трудно поверить, но до середины 60-х годов по Пятницкой и по мосту ходили трамваи! ...Подробнее
Переходим на четную сторону Пятницкой – к двухэтажному ансамблю домов светло-голубого цвета. -
14
Ансамбль жилой застройки, конец XVIII в. – сер. XIX в.
В XVIII веке на этом месте был питейный дом, который сгорел в середине столетия. Возможно, именно на его фундаменте в начале XIX века и возвели двухэтажные каменные палаты в 15 покоев с постоялым двором. В 1880-е годы здания объединили, протяженный фасад оформили в стиле эклектики. Скругленный угол дома украшен слуховым окном и лепными медальонами. С 1917 по 1930 годы здесь жил художник и реставратор Игорь Грабарь, возглавлявший с 1913 по 1925 год Третьяковскую галерею. Здесь же располагался один из первых московских синематографов. ...Подробнее
Возвращаемся назад к метро – по четной стороне улицы. -
15
Дом с "галдарейками"
На углу с Черниговским переулком расположился ансамбль палат, которые формируют целый комплекс разновременных построек XVII-XIX веков. Именно в этом доме родился и вырос поэт Василий Лебедев-Кумач, автор многих советских песен и, как бы мы сейчас сказали, саундтреков к известнейшим фильмам - «Весёлые ребята», «Цирк», «Дети капитана Гранта», «Волга-Волга». Если зайти во двор, то мы увидим главный дом усадьбы купца Еремеева с палатами князя Дашкова XVII века – внутри еще можно увидеть кирпичные своды и печуры. ...Подробнее
Двигаемся дальше вниз по Пятницкой в сторону небольшого одноэтажного дома с садом – Толстовского центра. -
16
Городская усадьба, XVIII-XIX вв. - Служебный флигель (контора) Варгиных, 1798 г., 1820-е гг., 1845 г.
Это здание – левый флигель прежде большой усадьбы (правый снесли в начале ХХ при корректировке красной линии Пятницкой улицы). По нынешним меркам он вполне мог бы сойти за большую квартиру: пять комнат, две кухни и жилой мезонин. Здесь в разное время были как лавки (например, Козырева, где продавали лампадное масло), так и жилые квартиры. Существует версия, что здесь останавливался Лев Толстой – отсюда Толстовский центр, который занимает эти помещения сейчас. ...Подробнее
Переходим улицу и оказываемся около двухэтажного здания с проездной аркой – заходим внутрь. -
17
Городская усадьба Великолеповых
Это здание городской усадьбы Великолеповых, возникшей еще в XVIII веке и затем перестроенной после пожара 1812 года. Сейчас здесь располагается штаб-квартира Мосгорнаследия – главного органа охраны и сохранения столичного наследия: все начинается в середине 70-80-х годах прошлого века, когда комплекс усадьбы передают Главному управлению охраны памятников города Москвы. У Мосгорнаследия есть свой «талисман» – два каменных льва. Их «приютили» в департаменте после того, как их демонтировали с ворот дома Анны Монс. Долгое время они лежали среди груды строительных материалов, пока не были переданы Главному управлению охраны памятников истории и культуры. ...Подробнее
Наша прогулка окончена. -
18